Различные гипотезы о тамплиерах

На протяжении многих лет о жизни тамплиеров выдвигались различные гипотезы.

Мраморные кенотафы тамплиеров в Круглой церкви лондонского Темпла.

Первая гипотеза была выдвинута исследователями Жаком де Майе и Инге Оттом. По их мнению, тамплиеры либо были вдохновителями идеи готических соборов, либо строили готические соборы, либо ссужали деньги на их постройку. Жак де Майе утверждает, что менее чем за сто лет тамплиеры построили 80 соборов и 70 храмов поменьше. Инге Отт говорит о разработке идей готического собора архитекторами Ордена и описывает участие архитекторов Ордена в строительстве соборов. Основной вопрос ставится обычно так: откуда тамплиеры брали огромные суммы, необходимые для строительства готического собора? В строительстве собора принимало участие обычно около 150 человек, каждый из них получал 3—5 су в день. Особая плата шла архитектору. В соборе в среднем было около двух-трёх тысяч витражей. Один витраж стоил в среднем от 15 до 23 ливров. Для сравнения: дом мясника в 1235 году на улице Саблон в Париже стоил 15 ливров; дом богача на Малом мосту в 1254 году — 900 ливров; строительство замка графа де Дрё в 1224 году обошлось ему в 1175 парижских ливров и две пары платья[источник не указан 1092 дня].

Довольно простое объяснение происхождения богатства тамплиеров дал А. В. Гульцев, специализирующийся на работе с архивами масонской ложи Великий восток Франции: «Обычно, уходя в крестовые походы, рыцари-феодалы передавали всё своё имущество под наблюдение братьев Ордена. Зная, что назад возвращался, в лучшем случае, один из десяти — остальные либо погибали, либо оставались жить в Святой земле… либо становились тамплиерами — можно понять, с какой скоростью богател Орден»[11].

Некоторые исследователи выдвигали другую гипотезу, что богатство тамплиеров обязано своим происхождением серебряным копям Южной Америки. О регулярных рейсах тамплиеров в Америку упоминают Байджент, Отт и особенно Жак де Майе, который отстаивает эту точку зрения, не имея никаких оснований для подобных версий. Например, де Майе пишет о скульптурных изображениях индейцев на фронтоне XII века храма тамплиеров в городе Верелай в Бургони: якобы этих индейцев с большими ушами тамплиеры видели в Америке и скульптурно запечатлели. Факт, конечно, хороший, но де Майе приводит и фотографию этого фронтона. На фотографии показан фрагмент рельефа тимпана «Сошествие Святого Духа на апостолов» в церкви Сент-Мадлен в Везле[12]. Эта церковь была построена в 1125—1135 годах. Орден тамплиеров тогда только набирал силу и строительства ещё не вёл, а даже если бы и вёл, то все равно флота у тамплиеров тогда ещё не было, и при всем желании добраться до Америки они тогда не могли.

На печати с надписью «Secretum Templi» действительно есть изображение, на первый взгляд напоминающее индейца. Но любой знакомый хотя бы поверхностно с мистическими учениями сразу узнает в этом изображении Абраксаса. Остальные аргументы де Майе ещё более слабы.