Предпосылки и причины ренессанса военного искусства России XVIII века

План:

1. Вступление

 

2. Ренессанс.

· Предпосылки и причины ренессанса военного искусства России XVIII века

· Новая тактика: особенности и преимущества

· Русские полководцы, новый взгляд на солдата

3. А.В.Суворов.

· Детство и молодость

· Первый военный опыт. Семилетняя война, первая польская война

· Русско-турецкая война, Кинбурнская битва

· Победа на Рымнике

· Взятие Измаила

· Французская кампания

4. Флотоводческое искусство адмирала Ф.Ф.Ушакова

· Становление и первый боевой опыт Ушакова.

· Особенности морской тактики в Западной Европе и в России. Новаторство Ушакова в этой области.

· Осада Очакова и сражение у острова Фидониси

· Керченское сражение.

· Тендровское сражение

· Взятие острова Корфу

· Особенности стратегии и тактики Ушакова

5. Русские мундиры

· Офицерский шарф

· Погоны

· Эспантон, протазан, алебадра

· Горжет

· Унтер-офицеры

· Генералы

6. Заключение: роль военной истории в национальной идее России.

Вступление

История государства Российского неразрывно связана с его военной историей. В течение столетий России приходилось силой оружия отстаивать свою…   Ренессанс

А.В.Суворов

Александр Васильевич Суворов родился 13 ноября 1730 года в Москве. Отец его генерал-аншеф Василий Иванович Суворов, крестник Петра I, мать, Евдокия… В 15 лет Суворов поступил в полк простым солдатом. Служа рядовым, Александр… - Молодец! Знаешь службу. Я положу рубль здесь на земле, как сменишься, так возьми. Этот рубль Александр Суворов…

Русские Мундиры

Во второй половине XVIII века в период царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) президентом военной коллегии становится ее фаворит Григорий… Потемкинскую униформу солдаты проносили всего десять лет, до воцарения…  

Офицерский шарф

В романе Алексея Толстого "Петр I" один из героев очень ярко в двух словах поясняет значимость этого предмета военной формы для человека… Первоначально офицерский шарф представлял собой шелковую ленту цветов русского… Первыми надели шарф как знак отличия офицеров от солдат в Преображенском и Семеновском полках примерно в 1698-99…

Погоны

Широко распространено заблуждение, что погоны как элемент военной формы происходят от рыцарских лат, точнее металлических наплечных пластинок, защищавших плечи воина от сабельных ударов. Это заблуждение из года в год, из издания в издание так часто повторяется, что даже многие военные поверили в это чисто умозрительное заключение людей, не утрудивших себя сколько-нибудь внимательным изучением военной униформы, древних лат, рыцарского снаряжения. Между тем даже беглый просмотр, не говоря уже о внимательном и тщательном изучении средств защиты и нападения, музейных экспозиций не позволит обнаружить ничего даже близко похожего на "защитные плечевые пластинки".

Даже более или менее внимательное рассмотрение картин, иллюстраций, гравюр, образцов военной одежды прошлых веков позволяет сделать вывод - до конца XVII века на плечах воинов погон не было (ни металлических, ни иных).

Еще стрельцы русского войска, имея четко регламентированную форму, погон на ней не имели. Погоны же, как элемент военной формы в создаваемой Петром I русской армии появляются между 1683 и 1699 годами.

Погоны появляются на плечах фузилеров, гренадеров петровских полков, имея чисто утилитарную цель - удержание на плече лямки патронной, гренадной сумки или же сумы-ранца. Именно это утилитарное предназначение погона и предопределяет его размещение, форму. Погон-то солдаты носят один! И он располагается на левом плече. Нижний край погона вшивается наглухо в плечевой шов рукава, а верхний пристегивается на пуговицу, пришитую к кафтану. Офицеры же сумок и ранцев не носят и их форма погон не имеет вовсе! Более того, в кавалерии погон не имеют не только офицеры, но и солдаты. Сумки здесь являются элементом конского снаряжения и необходимости в погонах не возникает вовсе. Погон нет и в артиллерии. Довольно быстро этот очень заметный элемент формы стал использоваться и как декоративный элемент одежды.

К 1762 году погон приобретает вторую утилитарную роль - по его расцветке различается принадлежность солдата к определенному полку. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона из парусного шнура было различным. В нижнем конце погона были свисающие вниз концы, что делало его несколько похожим на эполет. Это обстоятельство в ряде современных изданий приводит авторов к ошибочному утверждению, что это эполет. Однако конструкция эполета совершенно иная. Это именно погон.

Император Павел I возвращает погонам чисто практическое назначение - удерживать лямку сумки на плече. Снова погон исчезает с офицерской и унтер-офицерской формы. Однако у офицеров и генералов на правом плече появляется аксельбант, верхняя часть которого очень напоминает гарусный погон.

Эспантон, протазан, алебадра

Очевидно, что алебарды и протазаны являлись ориентиром в строю, обозначая место унтер-офицера и офицера. Несомненно, что в строю это декоративное… В период правления Екатерины II под влиянием умного и толкового полководца…  

Горжет

 

Горжет представляет собой металлическую пластину в форме полумесяца размером примерно 20х12см., подвешиваемую горизонтально за концы на груди офицера возле горла. Предназначен для определения чина офицера. Чаще в литературе именуется как "офицерский знак", "шейный знак", "офицерский нагрудный знак". Однако правильное название этого элемента военной одежды - "горжет".

В отличие от офицерского шарфа, который являлся знаком отличия офицеров вообще от солдат, горжет как и протазан (эспантон) имел предназначение различать между собой чины офицеров. Первыми получили горжеты в 1698 году офицеры Преображенского и Семеновского полков. В 1701 году форма горжетов изменяется и на горжетах обер-офицеров этих двух полков появляется памятная надпись"1700 NO19" . Несколько позднее горжет получили офицеры армейских полков.

В 18 веке различению чинов офицеров значения придавалось мало. В большинстве случаев горжеты не надевались вовсе. Обычно горжеты надевали в торжественных и официальных случаях (смотры, парады, несение дежурств и караулов). В повседневной жизни обходились без них, ограничиваясь ношением офицерских шарфов.

На протяжении 18 века размеры, форма горжетов, рисунок гербовых знаков, цвета ленты (на которой носился горжет) неоднократно менялись. Разные полки имели различный рисунок гербового знака.

Первый горжет слева является самым первым образцом офицерского горжета; второй - горжет обер-офицеров с памятной надписью.

В 1764 году определить чин офицера по горжету становится затруднительно. Велено иметь всем офицерам гербовый знак золоченым, поле горжета обер-офицеров остается серебряным, у капитанов золотится ободок горжета, у штаб-офицеров поле горжета по прежнему золотое. В 1775 году полковые гербовые знаки заменяются государственным гербом.

Император Павел I в 1796 году превращает горжет из определителя чинов в чисто декоративный элемент офицерской формы. Он вводит единый для всех горжет и переименовывает его в "офицерский знак". Затем он 1797 году вообще отменяет горжеты офицерам егерских полков. На очереди была отмена горжетов во всей армии, но этому помешала смерть императора.

Унтер-офицеры

В современных армиях одним из важнейших элементов униформы являются знаки различия военнослужащих по их воинским званиям. Как правило, эти знаки в… Люди, мало знакомые с военной формой нередко полагают, что так было всегда,… С переходом в 1702 году на мундир "французского" образца унтер-офицеры стали отличаться от солдат серебряным…

Генералы

Генеральские чины появились в русском войске еще в первой половине XVII века. Само это слово было занесено из Европы наемными офицерами, которых… Император Петр I, создавая Русскую Армию, ввел в систему воинских чинов армии… Генералы - иностранцы обычно носили одежду, принятую в их странах. Русские генералы обычно подражали иностранцам.…

Заключение. Роль военной истории в национальной идее России.

Важнейший урок истории нашего Отечества, убедительно подтверждённый событиями на рубеже веков, состоит в том, что в периоды кризисов социально-политического, общественного развития, в переломные моменты истории, будь то вторая мировая война или сегодняшний период, значительно возрастает функциональня роль исторической науки, в особенности такой её части, как военная история. В немалой степени потому, что в обстановке коренных изменений в условиях жизни людей резко обостряется их историческая память, возрасает интерес к минувшему – далёкому и близкому.

Это происходит потому, что в переломные моменты жизни общества, когда утрачиваются или резко меняются привычные жизненные ориентиры, народы ищут ответы на вопросы современности в своём историческом прошлом. Поэтому богатейший опыт, накопленный поколениями, служит обществу на переломах эпох важнейшим практическим, нравственным и интеллектуальным арсеналом.

Необычайно возросшая роль истории для сегодняшней России во многом объясняется тем, что привычные социально-политические, культурные, духовные ценности советского общества подверглись переоценке и отвергнуты на официальном уровне. Образовавшийся вакуум заполняется теориями, концепциями, версиями, зачастую западного происхождения, как правило, чуждыми русскому духу и российскому историческому сознанию.

Пересмотр основных национальнах ценностей не обошёл стороной и историческую науку. Появились новые или модернизированные трактовки нашего исторического прошлого, часто почерпнутые из исторических концепций Запада. Дело в том, что новый анализ нашего прошлого часто выполняется не профессиональными историками, а людми не полностью компетентными в данном вопросе, отягчёнными своими субъективными взглядами на ту или иную проблему. Прагматизм, выгоды, решение личных проблем за счёт других людей, причём нередко любой ценой, оттесняют извечные ценности народов России, идеалы добра, справедливости, коллективизма, издавна присущие нациям, составляющим население нашего Отечества.

Вследствие этих и ряда других обстоятельств из исторического сознания постепенно вымываются подлинные национально-государственные ориентиры. Можно сказать, что в этих условиях практически формтруется качественно новый гражданин, без той исторической духовности и того патриотического фундамента, на котором стояла и крепла Россия в прошлом. Значительная часть населения России сегодня не ведает, кто и где у неё враги и друзья, какие реально угрозы национальной и военной безопасности государства. Поэтому объективная, непредвзято трактуемая история России становится сегодня одним из главных краеугольных камней возрождения традиционного сознания и формирования национальной идеи, отвечающих требованиям российского общества на современном переходном этапе развития страны.

объективная, непредвзято трактуемая история России становится сегодня одним из главных краеугольных камней возрождения традиционного сознания и формирования национальной идеи, отвечающих требованиям российского общества на современном переходном этапе развития страны.

 

Список литературы:

В.А.Золотарёв Военная безопасность государства российского

Ростунов И. И. Генералиссимус А. В. Суворов: жизнь и полководческая деятельность.

Б. И. Зверев Страницы военно - морской летописи России

О.Михайлов. Суворов исторический роман

Черкасов П.П., Чернышевский Д.В. История императорской России,

М.: Междунар. отношения, 1994. – 448с.

С.Охлябинин. Честь мундира. Чины, традиции, лица. Русская армия от Петра I до Николая II.