рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение социальной мысли. Понятие «осевая эпоха». Социальные учения Древнего Китая: конфуцианство, легизм.

Возникновение социальной мысли. Понятие «осевая эпоха». Социальные учения Древнего Китая: конфуцианство, легизм. - раздел История, Предмет социальной философии, ее история в России. Работы Н. Бердяева и С.Л Франка. Основные проблемы взгляды Л. Уайта Процесс Осмысления Общества, Общественной Жизни Начинается У Истоков Человече...

Процесс осмысления общества, общественной жизни начинается у истоков человеческой истории. Общество становится объектом анализа людей даже прежде самой личности — ведь в первобытном состоянии личность почти не выделяет себя из рода, хотя человек и начинает размышлять, оценивать.

 

Представления об обществе углубляются по мере развития личности, когда обозначается основной вопрос общественной жизни «Что важнее: общество или личность в ее неповторимости, индивидуальном своеобразиивосприятия и отражения действительности?» и возникают представления о социальном равенстве и неравенстве. В этих представлениях однозначно доминировали отраженная в мифах положительная оценка уравнительности и отрицание неравенства. Однако по мере развития человеческого общества, усложнения его структуры складываются представления о неизбежности социального неравенства.

 

В середине первого тысячелетия до н. э. осознание неизбежности социального неравенства вылилось в концептуальное обоснование его необходимости. На Востоке критическое переосмысление социальных установок, заложенных в мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция, Заратустры, ставших рациональным оправданием, а затем и религиозно-этической опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность обществе.

 

«Осевая эпоха» — «ось мировой истории», время рождения философии и мировых религий (примерно между 800 и 200 годами до н. э.). Понятие предложено Карлом Ясперсом. В эту эпоху становления общечеловеческой коммуникации человек осознает свои границы. При встрече ранее разделенных локальных культур возникает подлинная духовная связь между народами. Образуется многомерное коммуникационное пространство разномасштабных пространственно-временных процессов, рубежи которого проходят через географию и души людей. «Осевая эпоха» завершается созданием крупнейшей материальной коммуникации Древнего мира — Великого шелкового пути.

 

Конфуцианство— древнейшая философская школа, которая рас­сматриваетчеловека прежде всего как участника социальной жизни.

Основоположником конфуцианства является Конфуций(Кун-Фу-Цзы), живший в 551 — 479 гг. до н. э., главным источ­ником учения - произведение Лунь Юй("Беседы и суждения").

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

• Как необходимо управлять людьми?

• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правилоповедения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

2. Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

• жить в обществе и для общества;

• уступать друг другу;

• слушаться старших по возрасту и по званию;

• подчиняться императору;

• сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

• быть человечным.

3. Большое внимание Конфуций уделяет вопросу, каким дол­жен быть начальник(руководитель).

Руководитель должен обладать следующими качествами:

• подчиняться императору и следовать конфуцианским принципам;

• управлять на основе добродетели ("бадао");

• обладать необходимыми знаниями;

• верно служить стране, быть патриотом;

• обладать большими амбициями, ставить высокие цели;

• быть благородным;

• делать только добро государству и окружающим;

• предпочитать убеждение и личный пример принуждению;

• заботиться о личном благосостоянии подчиненных и страны в целом. В свою очередь, подчиненный должен:

• быть лояльным по отношению к руководителю;

• проявлять старание в работе;

• постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении ки­тайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время, спустя 2500 лет со времени жизни и деятельности автора.

4. Другим важнейшим социальным учением Древнего Китая являлся легизм (школа законников, или Фацзя).Его основателя­ми были Шан Ян(390 - 338 гг. до н. э.) иХань Фэй(288 - 233 гг. до н. э.). В эпоху императора Цинь-Ши-Хуа (III в. до н. э.) ле­гизм стал официальной идеологией.

Основной вопрос легизма.(как и конфуцианства): как управ­лять обществом?

Легисты выступают за то, чтобы управлять обществом путем государственного насилия, опирающегося на законы.Таким обра­зом, легизм — философия сильной государственной власти.

5. Основными постулатами легизма являются следующие:

• человек обладает изначально злой природой;

• движущей силой человеческих поступков являются личные эгоистические интересы;

• как правило, интересы отдельных индивидов (социальных групп) взаимопротивоположны;

• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необходимо государственное вмешательство в общественные отношения;

• государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся;

• основным стимулом правомерного поведения большинства людей является страх перед наказанием;

• основным разграничением правомерного и неправомерного поведения и применения наказания должны являться законы;

• законы должны быть одинаковы для всех, а наказание долж­но применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновни­кам (независимо от звания), если они нарушили законы;

• государственный аппарат должен формироваться из профес­сионалов (то есть чиновничьи должности должны даваться кандидатам, обладающим необходимыми знаниями и дело­выми качествами, а не передаваться по наследству);

• государство — главный регулирующий механизм общества и, следовательно, имеет право вмешиваться в общественные отношения, экономику, личную жизнь граждан.

3.Происхождение и сущность идеи «истории» в христианском учении. Роль «свободы воли» человека в христианской истории. Бердяев Н. Смысл истории. Гл. 2 Провиденциализм и эсхатологизм христианского историзма. .Церковь есть богочеловеческий организм и богочеловеческий процесс. Свободная активность человеческой воли органически входит в тело церкви, является одной из сторон церковной жизни.

В церковном обществе нет места для принуждения, всякое принуждение нецерковно, так как церковь есть общение в любви, есть порядок благодатный. Преследования и принуждения в делах веры и совести невозможны и нецерковны не в силу права свободы совести или формального принципа веротерпимости, что не важно и не относится к сущности религии, а в силу долга свободы, обязанности нести бремя, в силу того, что свобода есть сущность христианства. Насильственно удерживать в церкви или насильственно вводить в церковь – вот слова, лишенные всякого смысла и значения.

Русский народ принял христианство в 988 г.

Бердяев в книге *Смысл истории*

Человеческая судьба есть не только земная, но и небесная судьба, не только историческая, но и метафизическая судьба, не только человеческая, но и Божественная судьба, не только человеческая драма, но и Божественная драма. Мертвую эволюцию, мертвое движение сделать живым, движущим, сделать внутренне духовным может только пророческое обращение к истории, к прошлому. Смысл этого кажется мне понятным после всего того, что я сказал. Основной вывод всех моих чтений о сущности истории, о сущности философии истории тот, что не может быть противоположения человека и истории, духовного мира человека и великого мира истории. Такое противоположение есть омертвение человека и омертвение истории. Метафизика истории, к которой мы должны стремиться, рассказывает не об истории, как об объекте внешнем, объекте и предмете познания, который остается для нас объектом внешнего предметного мира; метафизика истории есть вхождение в глубину истории, во внутреннее ее существо, это есть раскрытие истории, сама она, ее внутренняя жизнь, ее внутренняя драма, ее внутреннее движение и свершение; она имеет дело с субъект-объектом. Таким духом тождества исторического субъекта и объекта проникнуты мои чтения по метафизике истории.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Предмет социальной философии, ее история в России. Работы Н. Бердяева и С.Л Франка. Основные проблемы взгляды Л. Уайта

Предмет социальной философии ее история в России Работы Н Бердяева и С Л Франка Основные проблемы взгляды Л... Условия и цель создания социально исторического учения К Маркса... Марксизм возник в х годах XIX века В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение социальной мысли. Понятие «осевая эпоха». Социальные учения Древнего Китая: конфуцианство, легизм.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет и функции социальной философии
  История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают споры о том, что же она собой пре

Теория «общественного договора» » как теория и проект создания общества-государства в трактате Гоббса Т. "Левиафан…. ".
Общественный договор (социальный контракт) — социально-философская теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми

Условия и цель создания О. Контом философии позитивизма, его проект превращения социального знания в науку, в социологию.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII- начале XIX века. Обществ

Движение населения
Обычно движение населения подразделяют на три группы: · естественное Включает в себя брачность, разводимость, рождаемость, смертность, изучение которых является исключительной ком

Понятие «общество». Институционально-структурная (сферная) и субъектная трактовки общества.
Общество или человеческое общество — группа людей, связанных друг с другом с помощью постоянных отношений, или большая социальная группа с общей географической или социальной терри

Необходимость означает объективную обусловленность человеческой деятельности.
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно

Предмет философии истории. Человеческая история как процесс, её отличие от истории природы. Циклическая концепция всемирной истории.
История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей. Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития

Философия истории. Фукуяма Фр. Конец истории? Итоги и уроки идеологического и социально- политического развития человечества в ХХ в.
«Конец истории и последний человек» (англ. The End of History and the Last Man) — первая книга американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы. Была выпущена в 1992 год

Предмет философии. Мировоззренческая, культурно-историческая и методологическая функции философии. Отличие философии от науки.
Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на

Мировоззренческая функция
Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную усто

Методологическая функция
Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состояниивыступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о мето

Зарождение философии
Зарождение философии, формирование рационального философского мышления началось примерно одновременно в 7—6 вв. до н. э. на разных концах земного шара: в Китае, в Индии и в средиземноморских гречес

Гераклит и Элейская школы.
Материалистическая идея взглядов на мир была представлена Гераклитом. Он написал книгу, в которой обратил внимание на отношение мышления к бытию и сделал вывод, что материя первична, в основе всего

Античная философия: основные этапы. (см.в..21!).Противоположность учений Элейской школы и атомизма Демокрита.
Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. Возникла в древ

Античная философия. Противоположность учений Софистов и Сократа.
Сократ – один из самых известных философов не только Древней Греции, но и всего мира. Его философские труды не потеряли актуальности с течением столетий, потому до сих пор изучаются. Интерес к его

Онотология.
Центральным понятием идеализма Платона была идея. Платон вносит принципиальную перемену в применении термина «идея». У него слово «идея» и близкое к нему слово «эйдос» («вид») также применяется для

Гносеология Платона
Припоминание Платон справедливо рассматривает в качестве операции обобщения, так как идеи есть нечто общее (род, вид) по отношению к отдельным вещам. В «Федре» припоминание характе

Учение Аристотеля. Термин и понятие «метафизика». Космоцентризм античного мировоззрения.
Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движ

Философские идеи Возрождения. Антропоцентризм. Основные идеи гуманизма, его отличие от гуманности.
Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпо

Онтология – философское учение о бытии.
Бытие – предельно общее понятие, обозначающее все сущее, мир в целом. Сущее – то, что есть. Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

ИДЕАЛИЗМ
(от греч. idea — образ, идея) — филос. система или доктрина, фундаментальным интерпретативным принципом которой является идея, в частности идеал. Обычно И. истолковывается как альтернатива материал

Категории материальное, материя, объективная реальность в применении к культуре и природе.
материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, матер

Культура и природа человека
Именно человеческая природа в ее специфике делает человека культурным существом. Быть культурным существом означает: а) быть существом недостаточным; б) быть существом творческим.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги