История философии изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.
Предмет истории философии — это процесс возникновения, формирования и развития теоретического мышления людей, становление и закономерная смена рациональных картин мира и бытия в нем людей.
Важнейшие системы историко-философского процесса:
— теологическая философия (движущая сила — Бог);
— метафизическая философия (движущая сила — трансцендентальная закономерность, т. е. судьба);
— идеалистическая философия (движущая сила — духовно-научная или духовно-душевная жизнь человека);
— натуралистическая философия (движущая сила — природа человека, обладающего страстями, побуждениями);
— материалистически-экономическая философия (движущая сила — экономические отношения).
Философия истории бывает:
— индивидуалистическая;
— коллективистская;
— детерминистская (фаталистическая);
— индетерминистская (активистическая).
В истории философии можно увидеть и проследить интеллектуальный, нравственный и эстетический опыт человечества.
Основные проблемы в истории философии:
— смысл и цель человеческой жизни;
— поиск и утверждение наивысших жизненных истин и ценностей.
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ — процесс развития человечества во
времени, проявляющийся через противоречивые, взаимоисключающие
тенденции, через их синтез или разрушение.
1. Ч. и. выступает как динамическая способность человечества во
всемирно-историческом масштабе преодолевать постоянное
нарастание Социокультурной энтропии, обеспечивать свое Вос-
производство, т. е. избегать опасности катастрофического разрушения
общества, гибели человечества.
Ч. и. — постоянное движение воспроизводства в дуальной
оппозиции «достигнутый уровень Всеобщности — всеобщность
более высокого порядка». Порядок всеобщего может быть определен
через дуальную оппозицию «эмоциональные связи — абстрактные связи»
(куда входят право, денежные отношения, опосредованные формы
Власти, абстрактное мышление, включая
развитие интеллекта на собственной основе).
Циклическая концепция всемирной истории.История человечества, таким образом, полностью раздроблена не только в пространстве, но и во времени. Существует множество исторических образований и, соответственно, множество историй. Вся история человечества есть бесконечное повторение множества одинаковых процессов, есть совокупность множества циклов. Поэтому такой подход к истории с полным основанием можно назвать не просто плюралистическим, а плюрально-циклическим. Исторический плюрализм неизбежно включает в себя циклизм.