рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Зарубежное искусства XVII-XVIII веков

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Зарубежное искусства XVII-XVIII веков - раздел История,   Федеральное Агентство По Образованию Государ...

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Первый проректор

___________ ……

«__» ____________ 2011 г.

Автор-составитель:

Канд. искусствоведения, доц. Е.Б.Шарнова

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Зарубежное искусства XVII-XVIII веков

 

Направление подготовки

035400 — «История искусств»

 

Квалификация выпускника

 

Бакалавр

 

Форма обучения

 

Очная

 

Москва 2011

 

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель: знакомство студентов с этапами развития архитектуры и изобразительного искусства в контексте истории и культуры, с историей стилей, направлений, национальных школ, с региональными особенностями и технико-технологическими аспектами эволюции искусства, с творчеством выдающихся мастеров, стилистической характеристикой и иконографическими особенностями их произведений.

Задачи дисциплины:

1. дать представление об основных этапах развития искусства ведущих стран Западной Европы, выявить особенности их исторического и духовного развития;

2. охарактеризовать индивидуальности крупнейших мастеров в процессе их творческой эволюции;

3. познакомить с общепризнанными шедеврами в разных видах искусств, предложив варианты их углубленного анализа;

4. дать представление о радикальной перестройке в области тематики, сюжета и жанра изобразительных искусств;

6. проследить формирование национальных художественных школ

7.обрисовать многообразие связей и взаимовлияний, свидетельствующих о сложении общеевропейского художественного процесса;

8. познакомить с процессом зарождения профессиональной науки об искусстве и первыми системными опытами по теории искусства.

9. изучить основные подходы к изучению зарубежного искусства XVII-XVIII веков в современной российской и зарубежной науке;

 

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Зарубежное искусства XVII-XVIII веков» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «история искусств» (бакалавр).

Предшествующие дисциплины: Курс представляет собой часть учебной программы по всеобщей истории искусств и является необходимым дополнением курсов «Основы искусства эпохи Ренессанса» и «Искусство эпохи Ренессанса», «Основы зарубежного искусства XVII-XVIII веков»

Последующие: «Основы зарубежного искусства XIX века», «Основы зарубежного искусства XX века»

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины. Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

 

Общекультурные компетенции

ОК-2 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; ОК-7 способен применять основные положения и инструментарий (методы)… ОК-8 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной…

Профессиональные компетенции

Научно-исследовательская деятельность

ПК-6 способен понимать, критически анализировать и использовать базовую информацию по истории, теории и методологии искусства ПК-6Ввладеет достаточным историко-культурным и методологическим фундаментом… ПК-7способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных…

Педагогическая деятельность

ПК-11Вспособен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма,…  

Организационно-управленческая деятельность

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

ПК-12Вспособен применять в организационно-управленческой деятельности современный уровень знаний и представлений об искусстве, социальной роли и функциях художественного наследия

 

Культурно-просветительская деятельность

ПК-14Вспособен к утверждению и пропаганде социальной и научной значимости культурного наследия, памятников искусства в средствах массовой…

Экспертно-аналитическая деятельность

ПК-15 способен к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, средств массовой информации

ПК-16Ввладеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций

Производственно-технологическая деятельность

ПК-17Вготов к практической экскурсионной деятельности (подготовка и проведение тематической экскурсии по экспозиции)

ПК-20Вготов к участию в подготовке каталогов выставочных (экспозиционных) проектов

 

Проектная деятельность

ПК-23Вспособен анализировать художественный проект и экспозицию, логически верно и ясно излагать свое мнение

 

Компетенции для профиля Зарубежное искусство

ПК-28Вспособен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной… Результаты обучения.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Содержание курса

№ п/п Наименование раздела Дисциплины К Образовательные технологии Оценочные средства
Раздел I. Искусство Англии 17-18 вв. Архитектура 17 – 1-ой пол. 18 вв. (4 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Презентация (доклад)
Английская архитектура 2-ой пол. 18 века (6 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация Презентация (доклад)
У.Хогарт (3 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация Аналитические задания, презентация (доклад)
Английский портрет (5 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация Презентация (доклад)
Пейзаж, бытовой, анималистический жанр в английской живописи. (2 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Презентация (доклад)
Раздел II. Искусство Германии и Австрии 17-18 вв. Архитектура Германии и Австрии (4 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Презентация (доклад)
Живопись Германии и Австрии (2 ч.) ОК-1, ОК-2, ОК-7, ПК-1, ПК-6 Лекция-визуализация   Аналитические задания, презентация (доклад)

 

 

Раздел I. Искусство Англии 17-18 вв.

 

Проблемы хронологии и стиля, английское искусство "не совпадает" с рамками, принятых в Европе классификаций. Различные стили и направления сосуществуют, переплетаются в непривычной для европейских школ последовательности, иногда запаздывая, иногда опережая по отношению к континенту. Так, в архитектуре происходит соединение черт барокко и классицизма в ранний период, развитие палладианства, неоклассицизма, раннее обращение к традициям готики. Преобладающая роль философии и литературы.

В ХVII веке Англия не создала национальной школы в живописи: ведущая роль принадлежала иностранцам (А. Ван Дейк, П.Лели). Запрет на художественную деятельность в период протектората Кромвеля после революции 1647 года способствовал тому, что в области пространственных искусств основным вкладом страны стала архитектура. Но и здесь творческая активность развивается в основном к концу ХVII века (К.Рен).

Во второй половине XVIII века возрастает влияние изобразительного искусства. Отсутствие традиции академического обучения - многие английские живописцы XVIII века были дилетантами. Своеобразие жанровой иерархии - почти полное отсутствие исторической живописи, особая роль портрета и пейзажа.

Особый резонанс в Европе имело садово-парковое искусство Англии, идеи оформления интерьера, английский портрет.

 

Тема 1.Архитектура XVII – первой половины XVIII века.

Преемственность английской архитектуры XVII – XVIII веков.

Иниго Джонс (1573-1652) и начало английского палладианства. Куинс-хаус в Гринвиче – первое обращение к классическому ордеру в английской архитектуре. Банкетинг Хаус в Лондоне – тип сооружения, восходящий к английской традиции, последовательное применение ордерной структуры. Градостроительные решения – площадь Ковент Гарден (не сохранилась), влияние парижских площадей, первая площадь, выстроенная по регулярному плану.

Кристофер Рен (1632-1723) – крупный математик, профессор астрономии в Оксфорде, поздно обратился к архитектуре. Поездка во Париж в 1665-66 гг. – знакомство с Ж.Ардуэном-Мансаром и Дж.Л.Бернини. 1666 – «большой пожар» Лондона, план перестройки центральной части Лондона – влияние планировки Рима и парков А.Ленотра. Проекты 50 церквей для Лондона – знаменитые колокольни с высокими шпилями. Собор Св.Павла (1675-1711) – план в форме латинского креста, напоминающий готические соборы, тенденция к вертикализму (повышение подкупольной части, башни на фасаде), соединение черт классицизма и барокко. Госпиталь в Гринвиче – классические по форме здания включены в сложную пространственную композицию, восходящую к архитектуре барокко. Два корпуса дворца в Хэмптон-Корт – необходимость «вписать» новую архитектуру в сложную композицию дворца эпохи Тюдоров, соединение красного кирпича с ордерными элементами, выполненными в камне, французские мотивы, близкие Ардуэну Мансару.

Джеймс Гиббс (1682-1754) и своеобразие английской архитектуры первой половины XVIII века. Связь с традицией римской позднебарочной архитектуры (обучение в Риме у Фонтана) - библиотека в Оксфорде (Редклиф кэмера).

Первое поколение палладианских архитекторов-дилетантов - лорд Берлингтон, Колин Кемпбелл, Уильям Кент. Издание архитектурных увражей - "Британский Витрувий". Вилла в Чизике (1725) - сотрудничество лорда Берлингтона и Кента (интерьеры, парк) - как своеобразная архитектурная программа.

 

Тема 2. Английская архитектура второй половины XVIII века.

 

Планировка Бата (1729-1775) и английское градостроительство в XVIII веке - архитекторы Джон Вуд старший и Джон Вуд младший. Целый город, выстроенный по единому плану. Традиции регулярной планировки, восходящие к французским площадям XVII века и ансамблю Ковент Гарден в Лондоне. Площади Ройал Кресент и Сиркус.

Уильям Чемберс (1726-1796), Сомерсет Хаус - блестящая вариация на тему фасада ренессансного дворца. Сады Кью и архитектура малых форм (китайская пагода, мечеть, руины готической церкви).

Роберт Адам (1728-1792). Путешествие по Франции и Италии, дружба с Пиранези, Винкельманом, Клериссо. Изучение развалин дворца Диоклетиана в Сплите, в 1764 году сделанные вместе с Ш.Л.Клериссо в Сплите рисунки вошли в увраж, посвященный жилой архитектуре римлян. Загородные усадьбы: Кеддлстон-хаус, Кенвуд-хаус, Остерли парк. Тип палладианской загородной усадьбы, связь архитектуры и пейзажа как средство достижения "движения" в архитектуре. Парковые павильоны в Остерли (оранжерея, храм Пана). Интерьеры Кента, использование античных мотивов, изысканный линеарный стиль - библиотека в Кенвуд-хаус, прихожая в Сайон-хаус, "этрусская комната" в особняке Остерли парк (влияние ранней греческой вазописи на мотивы декора).

Градостроительные проекты, продолжение традиций регулярной застройки Бата. Квартал Адельфи в Лондоне (не сохранился); площадь Фитцрой в Лондоне с единообразно декорированными фасадами; участие в строительстве «нового города» в Эдинбурге (ансамбль площади Шарлотты).

"Готическое возрождение" середины и второй половины XVIII века (от англ. "revival"). Готика противопоставляется эпохе Возрождения/Ренессанса как воплощение творческой свободы. Хорас Уолпол - роман "Замок Отранто" и строительство усадьбы Строберри-хилл. Одна из ранних форм зарождения романтизма.

 

Тема 3. Живопись Уильяма Хогарта.

Уильям Хогарт (1697-1764). Ранний период, обучение у художника У.Торнхилла. Связь Хогарта с современным романом – Г.Филдинг, Дж.Свифт. Работы в жанре conversation piece – сцены в интерьере и в пейзаже (Портрет семьи Хервей, Портрет семьи Чомли).

Серии картин на "современные морализирующие сюжеты". Своеобразная реакция на исторический жанр, важна новизна сюжета и его драматургическая разработка - "моя картина - моя сцена", роль деталей в раскрытии действия. Цикл "Карьера распутницы" 1731-32 гг. (не сохранился). "Модный брак", 1743 - выбор образов и ситуаций, рассчитанных на узнавание, сатира нравов. Циклы создавались для перевода в гравюру, и таким образом аудитория зрителей радикально увеличивалась.

Цикл "Времена суток" и активное введение "топографии" Лондона. Усиление политической дидактики в поздних сериях картин и отдельных работах - "Ворота Кале" ("Ростбиф старой Англии"), 1743, серия "Выборы в Парламент", "Суд" - связь с традицией Босха и Брейгеля, с графикой Калло.

Портреты Хогарта. "Портрет детей Грехем" и традиция conversation piece, портреты друзей, "Портрет слуг в доме Хогарта". "Продавщица креветок" и "Свадебный бал" - картины, написанные "для себя", эффект незаконченности, особенности колорита Хогарта.

 

Тема 4. Английский портрет.

1720-е годы - появление нового типа портрета - conversation piece (портрет-беседа, разговорный жанр). Филипп Мерсье (француз по происхождению, связь с традицией "галантного празднества") и Артур Дэвис.

Джошуа Рейнолдс (1723-1792) и традиция парадного портрета. Влияние А. ван Дейка, барочного портрета, "цитирование" известных композиций, а также античных прототипов. Роль атрибута в портретной концепции Рейнолдса (портрет адмирала Кеппеля, полковника Тарлтона, лорда Хитфилда). Женские портреты - портрет леди Кокберн с сыновьями, портрет Нелли О'Брайан). Исторические композиции Рейнолдса - написанная по заказу Екатерины II картина "Геркулес, удушающий змей". "Речи" Рейнолдса, произнесенные в Королевской Академии живописи и академическая теория живописи, принципы "высокого стиля".

Томас Гейнсборо (1727-1788). Ранний период и традиция conversation piece (Портрет Роберта Эндрюса с женой). Работа в Ипсвиче и Бате (1759-74), формирование концепции портрета (портреты дочерей). Зрелый период: своеобразие композиционных построений (портреты в рост на фоне пейзажа, "портрет-прогулка", парные портреты), особенности колорита (предпочтение холодной гаммы), живописной манеры ("штриховая манера" по выражению Рейнолдса). Близость портретов Гейнсборо к идеалам сентиментализма. Портрет четы Халлет ("Утренняя прогулка"), Портрет миссис Робинсон ("Пердита"). Пейзажи Гейнсборо - от подражания голландскому пейзажу в ранний период к поздним пейзажам, близким по манере и эмоциональному строю пейзажам Констебла ("Повозка, едущая на рынок").

 

Тема 5. Пейзаж, бытовой, анималистический жанр в английской живописи.

Ричард Уилсон и продолжение традиции пейзажей Клода Лоррена; близость пейзажей на темы итальянской природы и видов Англии.

Джозеф Райт из Дерби (1734-1797). Расширение тематики жанровой картины, интерес к таинственному и необычному, использование эффектов искусственного света (возвращение к караваджистким приемам). "Эксперимент с птицей в воздушном насосе", картины на тему "извержения Визувия".

Джордж Стаббс (1724-1806) и анималистический жанр. Изучение анатомии лошади - публикация книги "Анатомия лошади" (1766); картины с изображением экзотических животных. Соединение conversation piece с анималистическим жанром.

Генри Фюсели (1741-1825) и предромантизм в живописи. Поэтика мечты и фантазии. Циклы картин по мотивам произведений Шекспира и Мильтона, созданные между 1786-1800 годами – оригинальный вариант исторической живописи. Роль женских образов (Леди Макбет). Дарование Фюсели проявилось не столько в композиции и колорите, сколько в раскрепощении воображения художника (Ночной кошмар).

 

Список источников и литературы к разделу IV.

Источники

  1. Мастера искусства об искусстве. Т.3, XVII-XVIII вв. Под ред. А.А.Губера, В.Н.Гращенкова / М.: Искусство, 1967, 503 с.

2. Хогарт В. Анализ красоты. / М.: Искусство,1987, 256 с.

 

Обязательная литература:

1. Западноевропейская художественная культура XVIII века. Сб. статей. / Под. ред. В.Н.Прокофьева. М.: Наука,1980.

2. Кантор А.М., Кожина Е.Ф., Лившиц Н.А., Зернов Б.А., Некрасова Е.А. Искусство XVIII века (Сер. Малая история искусств). / А.М.Кантор, Е.Ф.Кожина, Н.А.Лившиц, Б.А.Зернов, Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1977, 375 с.

 

Дополнительная литература

 

Бенуа А.Н. История живописи всех времен и народов. Т.4. / А.Н.Бенуа. Спб.: Шиповник, 1912

Виппер Б.Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. / Б.Р.Виппер. М.: Изд. Гос. Музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, 1945, 102 с.

Герман М.Ю. Уильям Хогарт и его время. / М.Ю.Герман. Л.: Искусство, 1977, 226 с.

Даниэль С.М. Европейский классицизм. / С.М.Даниэль. Спб.: Азбука – классика, 2003, 301 с.

Лисенков Е.Г. Английское искусство XVIII века. / Е.Г.Лисенков. Л.: Изд. Гос Эрмитажа, 1964, 286 с.

Левинсон-Лессинг В.В. История картинной галереи Эрмитажа (1764-1917). / В.В.Левинсон-Лессинг. Л.: Искусство, 1985, 405 с.

Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. / Е.А.Некрасова. М.: Искусство, 1975, 256 с.

История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. /Ред.-сост. В.П.Шестаков. Т.2. М.: Искусство,1964, 835 с.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. / А.К.Якимович. Спб., Азбука – классика, 2004, 437 с.

 

Раздел II. Искусство Германии и Австрия 17-18 веков

Сохранение политической раздробленности. Основные художественные центры - Берлин, Вена, Дрезден, Мюнхен. Ведущее место принадлежит архитектуре. Влияние итальянских мастеров на юге Германии и в Австрии, влияние Франции на севере. В отличие от других европейских стран в Германии и Австрии особую роль играет церковное искусство.

Тема 1. Архитектура.

Архитектура Вены и Иоханн Фишер фон Эрлах (1656-1723) - императорская резиденция в Шёнбрунне, церковь Карла Боромея - соединение стилистически… Рококо в Саксонии. Роль Фридриха II, поклонника Ватто и мастеров галантных… Живопись и скульптура.

Темы для докладов

I. Искусство Англии

Чизик-хаус лорда Берлингтона и палладианство в английской архитектуре (Берлингтон, Колин Кемпбелл, Уильям Кент). Интерьер английского неоклассицизма: Роберт Адам и Чарльз Камерон. "Готическое возрождение" в английской архитектуре XVIII века.

Искусство Германии

Интерьер немецкого рококо.

Ансамбль дворца и парка в Сансуси

Архитектор Балтазар Нёйман.

Скульптура Ф.К.Мессершмита

Ф.А.Маульберч и австрийская живопись XVIII века

Живопись Дж.Райта из Дерби.

Рисунки Джона Флаксмана.

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Рабочая, программа, дисциплины, Зарубежное, искусства, XVII-XVIII, веков0.127

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины Зарубежное искусства XVII-XVIII веков

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Рабочая учебная программа по дисциплине КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА... ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ... КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА...

Рабочая программа учебной дисциплины "Навигационное оборудование морских регионов" для высших учебных заведений.
ОДЕСЬКИЙ ДЕРЖАВНИЙ ЕКОЛОГІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ... Затверджено...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Онтология и теория познания
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б Н Ельцина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине "ЛОГИКА"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ... РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ...

Рабочая программа дисциплины модуля: Численные методы и математическое моделирование
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего... УТВЕРЖДАЮ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»
I Рабочая программа дисциплины Цели и задачи изучения дисциплины Требования к уровню...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «Современный русский язык», раздел «Синтаксис» на V / VI семестры
по дисциплине Современный русский язык раздел Синтаксис на V VI... Специализации основная Русский язык и литература...

Рабочая программа дисциплины
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального... образования...

Рабочая программа дисциплины модуля Юридическая психология
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам