Природа человека

Проблема определения природы или сущности человека приобрела новую актуальность в начале XXI века. В прошлом столетии эта проблема благодаря усилиям позитивистов и экзистенциалистов представлялась метафизической и лишенной научного смысла. Одной из причин обращения к вопросу о природе человека является открывающаяся перспектива воздействий на человека. Возможности подобных воздействий связывают с прогрессом биологических наук. Особое место здесь занимает исследование генома человека, а также совокупность дисциплин, изучающих мозг как основу человеческого поведения. Однако не только биология, но и гуманитарные дисциплины сегодня все большей мере воспринимаются как науки технологические, позволяющие изменять человека. Все это создает потребность серьезно задуматься о том, а есть ли у человека нечто такое, что остается и будет оставаться неизменным, инвариантным при всех этих воздействиях и изменениях? У этого вопроса есть и вторая сторона, задающая дискуссиям новое измерение: а должно ли быть нечто, что при всех изменениях следует сохранять, оставлять неизменным?[1].

Схематично можно выделить следующие основные модели понимания природы человека: биологическая, социальная, психологическая и экзистенциальная.