Погребения

Различая в величине и убранстве могил говорят о расслоении общества. Могилы крупнее амратских, форма – прямоугольная. Появляются новые формы могил: есть с боковым подбоем. В некоторых могилах много кувшинов с пищей и едой. Строгой ориентировки тел нет, нет коллективных захоронений, нет созохоронений собак. Не кладут оружие. Предметы, которые клались в могилы, разбивали, придавая их ритуальной смерти.

 

Верования: натуралистические статуэтки из слоновой кости исчезли. Появились условные «болванообразные» фигурки из слоновой кости. Позже в минойскую эпоху они распространились и на Крите.

 

Некоторые особенности герцейской культуры говорят о связях с зарождающимися государствами в Месопотамии.
1. Рукоять ножа из Джебель эль-Арака. На одной стороне изображение боя на суше и на воде. Здесь нильские лодки из папируса противопоставлены лодкам с высоким носом и высокой кормой, которые напоминают изображения лодок на урукских печатях. На другой стороне изображен человек с окладистой бородой в длинной ниспадающей одежде и с тюрбаном на голове. Стоит на скале. Побеждает двух львов, а на него смотрят две собаки. Иконография человека не египетского типа. Эти собаки напоминают месопотамскую породу. Этот сюжет не встречается на Ниле, но часто в Месопотамии, например в Уруке (период Джемдет-Наср).

 

Лекция 17

 

Типы социальных структур (догосударственный период)

 

Лекция написана на материале сборников статей:
1. Ранние формы социальной стратификации, М., 1993;
2. Ранние формы политической организации, М.., 1995;
а также учебного пособия Н.Н.Крадина «Политическая антропология».