рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

В эпоху Возрождения

В эпоху Возрождения - раздел История, Глава 3. Этика толерантности в истории философии Особый Статус Этика Приобрела В Эпоху Возрождения В Связи С Переориентацией М...

Особый статус этика приобрела в эпоху Возрождения в связи с переориентацией мировоззрения с теоцентризма на антропоцентризм. В ренессансном гуманизме отношение человека к человеку выходит на передний план. Принцип толерантности в эту эпоху проявился в полной мере, поскольку как можно говорить о гуманном отношении, не основываясь на уважении личности другого человека, его способностей и достоинств?!

Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Можно сказать также, что в эпоху Возрождения античный принцип «Познай самого себя» был дополнен принципом «Сотвори самого себя», сотвори себя как личность, как гражданина, как мастера, как художника в широком смысле слова. Человек, как мы видим, представлял собой со-творца самого Бога.

Уникальным явлением в философии Возрождения стали работы выдающегося, многогранного мыслителя Николая Кузанского (1401-1464).Пантеистическая тенденция в интерпретации бытия в целом у Николая Кузанского была тесно связана с гуманистической трактовкой человека и его роли в мире. Концепция человека выстраивается у него в контексте восприятия интеллекта как критерия богоподобия, задавая основания для его гуманизма: «Человек есть его ум». Человек рассматривается Н. Кузанским как особый микрокосмос. Человек, который воспроизводит в себе окружающий его мир, подобен этому миру.

Главными особенностями человеческого ума являются чувство, рассудок и разум. Чувство и ощущение обеспечивают волевую установку – инициативность. Рассудок является посредником между ощущением и разумом. Разум (интеллект) – главное, что отличает человека от животных. Человек, как считал Н. Кузанский, является не только частью всеобъемлющего целого, но и целостью индивидуальной. Иначе говоря, человек тоже бог, но в абсолютном смысле, поскольку его божественность не бесконечна, а конечна. Безусловно, что концепция человека у Н. Кузанского находится в русле гуманистической мысли Возрождения.

Мыслители этой эпохи выразили требование исторической ситуации: рождение человека активного, предприимчивого, инициативного, способного самостоятельно выковать свою судьбу, не полагаясь только на провидение Господа. Характерна в этом плане позиция Джованни Пико делла Мирандолы (1463-1494), прославившегося «Речью о достоинстве человека», в которой он сумел ярко выразить идею величия человека, обосновать свою главную мысль: человек, возрастая до космических масштабов, уподобляется Богу. Создав мир, Бог сотворил человека и, поставив его в центр мира, сказал: «Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь». С гордостью он восклицал: «О великое и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, чем он пожелает, и быть тем, чем он хочет!». Человек, таким образом, был понят не только как замысел Бога, но и как воплощение творчества, самосозидания и свободы. По меткому выражению Н.А. Бердяева, человек был «отпущен на свободу». Эта идея Мирандолы о человеке как кузнеце своего настоящего счастья и будущего звучит глубоко гуманистично. Для Мирандолы была характерна мечта о «философском мире», о единении философов всех стран и направлений и у него даже зародилась мысль «примирить» Платона и Аристотеля.

Мирандола был уверен, что этика призвана смирить чувственные порывы и создать условия для спокойной деятельности разума, она учит следовать добродетели. Подобно многим гуманистам, Мирандола видит в ней также орудие социального согласия. В «Речи о достоинстве человека» он прямо говорит об этом: «Дома у нас идет тяжелая междуусобная распря и гражданская война. Но если бы мы страстно пожелали мира, который поднял бы нас так высоко, что мы оказались бы среди возвышенных Господа, то единственное, что успокоило и обуздало нас вполне, это философия морали». Следуя гуманистической традиции, Мирандола видит в этике главный инструмент нравственного совершенствования человека.

Выдающимся гуманистом эпохи Возрождения был также Эразм Роттердамский (1466-1536). Он оказал большое влияние на гуманистическую традицию во всей Европе. Был нетерпим к фанатизму и самоунижению человека перед Богом. Самым известным из трудов Э. Роттердамского до сих пор остается «Похвала глупости», в котором он едко и остроумно высмеивал общественные пороки своего времени, лицемерие, невежество, выступал против фанатизма и насилия, национальной ограниченности и религиозной розни. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Трудно не согласиться с мнением великого гуманиста о том, что «весьма неразумны те, которые полагают, будто в самих вещах заключается людское счастье. Счастье зависит от нашего мнения о вещах».

Менее известна его книга «Жалоба Мира», однако именно в ней есть много мыслей, содержащих идеи толерантного, уважительного отношения между людьми. По его мнению, сама природа учит людей согласию и миру. Она по-разному наделила людей различными качествами, и это неравенство исчезает лишь тогда, когда между людьми царит мир и взаимная любовь. Не довольствуясь выражением взаимного расположения на словах, она сделала так, что содружество людей стало не просто приятно, но даже необходимо. И хотя, по мнению Эразма Роттедамского, порой людьми овладевает какая-то адская злоба, он все-таки верит в то, что возможно такое сочетание разума, опыта и нравов, которое служит вернейшим залогом взаимной благожелательности. Ведь во многих случаях именно подобное сочетание порождает стремление к дружбе и взаимную любовь.

Важнейшие этические ориентиры гуманизма эпохи Возрождения – не уход от мира, а умение преобразовать его так, чтобы он стал лучше для всех; развитие собственных способностей и талантов в состязании с другими, чтобы превзойти их в деятельности не лично для себя, а на общее благо. В подобных ориентациях соединяются стоическая и эпикурейская традиции античной этики: учение о том, что нравственность самодостаточна, не нуждается во внешних наградах, с одной стороны, и прославление блаженной земной жизни, полной творческих радостей, с другой.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 3. Этика толерантности в истории философии

Глава Этика толерантности в истории философии Античная философия и этика толерантности... Проблемы этики и толерантности В эпоху...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: В эпоху Возрождения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Античная философия и этика толерантности
Древняя Греция является родиной не только европейской философии, науки и культуры, но и этики как учения о морали и самостоятельной формы культуры. Можно выделить несколько особенностей морали древ

Средневековая этика и проблема толерантности
Этику средневековья можно условно назвать этикой семи смертных грехов и добродетелей.В раннем Средневековье, вплоть до XII в., этика не была самостоятельной

Этика Нового и Новейшего времени
Монизм и плюрализм в этике.Линия их противостояния стала одной из важнейших в этике Нового и Новейшего времени. Самым последовательным защитником монистической (от гр

Русская этическая мысль и проблемы толерантности
  Русским народом приведенное выше «золотое правило нравственности» было сформулировано в виде бытующих и ныне пословиц: «Как аукнется, так и откликнется», «Не рой другому яму - сам в

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги