рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа

Различают две формы социального прогресса: революция и реформа - раздел История, Философия истории Революция— Это Полное Или Комплексное Изменение Всех Или Бол...

Революция— это полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. До недавнего времени революция рассматривалась как всеобщий «закон перехода» от одной общественно-экономической формации к другой. Но ученым никак не удавалось обнаружить признаки социальной революции при переходе от первобытнообщинного строя к классовому. Приходилось настолько расширять понятие революции, чтобы оно годилось для любого формационного перехода, но это приводило к выхолащиванию первоначального содержания термина. «Механизм» же реальной революции удавалось обнаружить только в социальных революциях нового времени (при переходе от феодализма к капитализму).

Согласно марксистской методологии, под социальной революцией понимается коренной переворот в жизни общества, изменяющий его структуру и означающий качественный скачок в его прогрессивном развитии. Наиболее общей, глубинной причиной наступления эпохи социальной революции является конфликт между растущими производительными силами и сложившейся системой социальных отношений и учреждений. Обострение на этой объективной почве экономических, политических и иных противоречий в обществе приводит к революции.

Революция всегда представляет собой активное политическое действие народных масс и имеет первой целью переход руководства обществом в руки нового класса. Социальная революция отличается от эволюционных преобразований тем, что она концентрирована во времени и в ней непосредственно действуют народные массы.

Диалектика понятий «реформа — революция» весьма сложна. Революция, как действие более глубокое, обычно «вбирает» в себя реформу: действие «снизу» дополняется действием «сверху».

Сегодня многие ученые призывают отказаться от преувеличения в истории роли того социального явления, которое именуют «социальной революцией», от провозглашения ее обязательной закономерностью при решении назревших исторических задач, поскольку революция далеко не всегда была главной формой общественной трансформации. Гораздо чаще изменения в обществе происходили в результате реформ.

Реформа— это преобразование, переустройство, изменение какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры, оставляющее власть в руках прежнего правящего класса. Понимаемый в таком смысле путь постепенного преобразования существующих отношений противопоставляется революционным взрывам, сметающим до основания старые порядки, старый строй. Марксизм считал эволюционный процесс, консервировавший на долгое время многие пережитки прошлого, слишком мучительным для народа. И утверждал, что поскольку реформы всегда проводятся «сверху» силами, уже имеющими власть и не желающими с ней расставаться, то и результат реформ всегда ниже ожидаемого: преобразования являются половинчатыми и непоследовательными.

Сегодня великие реформы (т. е. революции «сверху») признаются такими же социальными аномалиями, как и великие революции. Оба эти способа решения общественных противоречий противопоставляются нормальной, здоровой практике «перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе». Дилемма «реформа — революция» подменяется выяснением соотношения перманентного регулирования и реформы. В этом контексте и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь (первая — терапевтическими методами, вторая — хирургическим вмешательством), в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с антиномии «реформа — революция» на «реформа — инновация». Под инновацией понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия истории

Развитие человеческого общества представляет собой сложный и многогранный... По проблеме единства и многообразия истории выделяют по меньшей мере две точки зрения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Различают две формы социального прогресса: революция и реформа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия истории
Экзаменационные вопросы № 42-44, 57   Общество – это исторически развивающаяся система, изучение которой является предметом комплекса социально-гуманитарных наук. В философии

Формационный подход
Всемирно-исторический прогресс был представлен К. Марксом как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – общество, наход

Цивилизационный подход
Философия Арнольда Тойнби А.Тойнби выдвинул две гипотезы: 1. Не существует единого процесса развития человеческой истории, эволюционируют лишь конкретные локальны

Культурологический подход
Данный подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер. Каждая культура существует изолированно и замкнуто. Таких культур восемь: индийская,

Проблема источника общественного развития
Смысл проблемы источника развития общества заключается в следующих вопросах: почему возможна историческая динамика общества? Что в обществе является объективным источником, порождающим исто

Проблема субъекта и движущих сил исторического процесса
  В краткой формулировке сущность поставленной проблемы можно выразить: «Кто является творцом истории?». В связи с этим в философии истории используется два близких,

Концепции элит (элитаризма).
Данная концепция оформилась в конце 19- начале 20 в. (В.Парето, Г. Моска). Общество подразделяется на две неравные части, меньшую из которых составляет элита. Ее главный признак - способность к соз

Феномен толпы.
Данный подход связан с анализом феномена толпы (массы), негативное воздействие которой на общественные события просматривается на всем протяжении всемирной истории и являлось предметом обсуждения е

История понятия
Сама идея прогресса зародилась еще в античное время. Авторы данного времени приходят к выводу о наличии только умственного прогресса, в нравственном отношении человечество регресси

Критерии прогресса
Особую сложность представляет проблема критериев общественного прогресса. В отношении общества следует применять комплексный критерий прогресса. Фактически каждая сфера общества требует своего спец

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги