рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История и философия религии.

История и философия религии. - раздел История, История и философия религии Лекция № 1. 03.09.2011 Г. Много Литературы Советоват...

Лекция № 1.

03.09.2011 г.

Много литературы советовать нет смысла.

· «Основы религиоведения» под редакцией Яблокова, М.: «Высшая школа», 2008 г.

Вопросы религии и вопросы взаимоотношения государства и религии.

История религии в 70 годы 19 века выделилась как отдельная наука. Это комплекс дисциплин: социология религии, история религии, философия религии и т.п. Философия религии – это конечная, наиболее важная составляющая курса.

Нам за семестр все освоить не удастся.

Уже в древности мыслители задумывались о том, что собой представляет религия и что она из себя представляет, как она существует. Когда возникла религия, тогда и возникли размышления об этом. У античных мыслителей мы находим интересные размышления.

Филейский мыслитель Ксенофант Калаковский (4 в до н.э.) подметил существенную особенность религии – это ее антропоморфность (человекоподобие). Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны.

Мысль эта актуальная и до сих пор. Действительно люди представляют себе все по аналогии с собой или с тем, что они видят вокруг себя. К сожалению, выйти за эти пределы не удается. Самое абстрактное определение Бога раскручивается до вполне предметных вещей.

Как менялись религиозные представления (даже в рамках одной концепции) – менялись представления о Бога в зависимости от эпохи, в зависим

Софист Прорий из Киоса считал, что древним людям было свойственно обоготворять все полезное (Деметра и т.п.).

Эмиль Дюркгейм говорил, что религия, как объединяющее начало, объединяет людей также за счет символов (даже за счет ритуалов) – оживление чувств и переживаний внутри группы.

Эвгемер из Есены. Эвгемеризм – попытки найти историческую основу мифа. Пример – миф о Соловье разбойнике был основан на реальных событиях. Эвгемер учил, что Боги – это исторические персонажи (цари и т.п.), которые прославились. Их образа мифологизировались и их образы превратились в Богов.

Была гипотеза психологическая о происхождении религии. Демокрит (агностик 5 в.) – религия – это результат страха людей перед природными стихиями (намного превосходящими его силами). Эпикур с ним был согласен – помимо страха перед природой человеку также свойственен страх смерти.

Примерно те же идеи высказывал Попей и Стаций (?) – психологическая роль в возникновении религиозных настроений (сновидения, галлюцинации).

Плений Старший (автор 1 века н.э.) – люди наделяют Богов человеческими качествами ввиду собственной слабости и подверженности страданиям.

Была теория обмана – религию изобрели хитрые государственные мужи, для того, чтобы устрашать людей, для того, чтобы соблюдались законы, для того, чтобы бороться с преступностью (Кретьен, Политий, Вольтер).

Вольтер – религия нужна для «черни». И наши современники (некоторые) придерживаются такого взгляда.

Религию поддерживают страхи людей, склонность человеческого мышления делать вывод по аналогии, искать причины (а Бог – это универсальная причина для всего). В 90-ых годах была компания против нерелигиозных движений. Мол, они морочат головы людям, а верхушка «обогащается» за счет верующих людей.

Если некий институт существует в мыслях общества, то на самом деле для его существования есть какие-то глубокие причины.

Существование иных религий говорило о том, что в традиционной религии люди не находили для себя ответа. Так что корни были и там.

Даже когда религия выполняет функцию идеологии, то должны быть соответствующие настроения в обществе.

Бенедикт Спиноза уделял больше внимание психологической стороне религии. Возникла идея «естественного состояния человека». Спиноза полагал, что человеку изначально религия не свойствена, а возникает в определенный исторический момент.

Мыслители искали естественного человека, существующего вне социальных воздействий. Появлялись компаративистские исследования. Был подвергнуть «надисторизм» теологии – стало ясно, что религия, это определенный продукт общества. Немецкие классики развивали эту идею (Герберт, Гегель и др.). «Идея исторического развития религии».

На становление научного религиоведения повлияли и Великие Географические Открытия. После конкистадоров шли миссионеры, которые несли с собой свою религию. Но для того, чтобы это сделать, нужно было изучить язык того места, куда они прибыли. И они изучали и религию тех народов, куда они приходили.

Всегда были какие-то миграции, пересечения заимствования, но контактов было меньше. Благодаря миссионерам можно найти определенные тексты, которые они переводили на местный язык.

Шарль де Брос изучал религии Индии. Развивается языкознание и религиозные - тексты становятся доступными европейскому сообществу.

Например, переводили санскрит. Было подмечено, что находятся общие мифы. Всадник на коне, который поражает змея – это есть практически во всех мифологемах многих народов (у нас – Георгий Победоносцев).

Жан Берну изучал индийскую и иранскую мифологию.

Интересно, что после того, как эти тексты стали доступными евроейцам стала развиваться мифология. И многие ученые поняли, что совпадений было между религиями очень много. Появилось очень много теорий по этому поводу, вплоть до «проторелигии», которую Бог передал Адаме и Еве, но после разрушения Вавилонский Башни люди утратили и исказили эту первую, изначальную релегию.

Стало понятно, что много можно подчерпнуть из низовой культуры, фольклора. Считали, что фольклор – это источник, из которого можно культы охотничьи и аграрные восстановить.

Европейцы теперь должны были сами рассмотреть свою религию с другой точки зрения.

Появляются критические работы. Вначале к ним относились очень негативно, но постепенно свое место заняла и эта наука.

Вырабатываются методы религиоведения:

1. Опирается на эмпирические данные;

2. Метод компаративистики (т.е. сравинтельного исследования)

3. Классификации

4. Метод объективности (даже если ученый религиовед сильно верующий, он должен изучать объект своего исследования объективно, если конечно он не апологет (т.е. защитник этого направления)).

5. Религия «не висит в воздухе», а является частью общества.

В церкви мы легко можем найти те же процессы, что происходят и в обществе

· Принцип причинности

· Принцип апостериоризма

Религия изучается как составная часть культуры без апологетики и без отрицания.

Существует конфессиональное религиоведение тоже. Конфессиональное религиоведение будет считать свою религию правильной, а остальные – искаженные.

На конкретных исследованиях эта установка не должна декларироваться.

Термины:

Что такое религия?

Вообще говоря, нет абстрактной религии как таковой. Есть исторически конкретные религии. Специалисты насчитывают порядка 5.000 религий.

Есть религии, в которых очень важную роль играют тексты (т.е. само чтение текста – это уже культ). Есть религии, в которых нет текстов вообще.

Оксфордская Христианская Энциклопедия. На земле 6 млрд. человек, из которых: христиан – 33% мусульман 20% индусов 13.4% конфуциантов 13.4% иудаистов – 0.25%.

Верующими в Бога – 84%.

Религия воспринимается как национальная традиция, как некий нравственный кодекс.

В сверхъестественную - 15,7%; 30% в судьбу.

Те, кто называют себя верующими далеко не все являются с точки зрения социологии религии являются верующими. Человек может себя называть и Наполеоном, но таковым не являться.

Верующий человек:

· Тот кто обладает религиозной верой

· Религиозным сознанием

· Религиозным поведением

Если с таким критерием подходить, то будет верующих 10%. В советское время было то же самое на самом деле.

Сознательных атеистов тоже мало.

Всем остальным – религия безразлична.

Само слово «религия» пришло из Европы. Латинское слово religio. Этот термин встречается у Цицерона. Он считает, что религия восходит к слову relegere (попытка выбора, затруднение). Сам Цициерон употребляет слово в смысле «благочестия».

Раннехристианские апологеты возводили значение этого слова к regare – восстановление связи с Богом.

Аврелий Августин в таком же плане трактовал этот термин.

Вообще в народе у римлян для обозначения отношения человека с Богами использовалось слово cultus. Культура – это возделывание земли. А cultus – это обработка.

Было у Римлян слово «суеверие» - мифологически восходит к слову «видение».

В других языках слово религия приобретает разное значение. В каждом языке был свой оттенок смысла. У греков «перстея» - т.е. я выполняю обрядовые действия и я буду защищен.

На санскрите слово «карма» - очень многообразное – истина, нравственный долг, причина, закон и т.п.

В исламе – «дин», «иман», «ислам». Дин судя по текстам означало отношение господства-подчинения. В исламе – подчинение власти Бога. Ислам – покорность. Иман – вера.

И это было связано не только с особенностями языка, но и с тем, что в каждой культуре были свои особенности. Иногда религия имеет священные писания, но реальность в разных странах будет разная. Православие в Греции и в России – разное.

Религиозность и религиозный.

Религиозность – совокупность свойств индивида или группы, касающегося сознания, поведения, отношения.

Религия – одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью, одна из областей духовного производства, необходимо возникающий аспект и компонент жизнедеятельности человека и общества, способ выражения и преодоления человеческого самоотуждения, специфическое отражение действительности, общественная подсистема, явление культуры.

«Евангелие летающего макаронного монстра» - посмотреть.

Суть в чем – в том, что очень тяжело дать определение. Дашь слишком широко – религией будет признавать то, что не является таковой. Но и узко тоже не стоит трактовать.

Религия возникает необходимо, не случайно, она создается в процессе развития человеческого общества, воссоздается как аспект жизнедеятельности. Корни, предпосылки очень разные и очень глубокие. И эти предпосылки не сводятся просто к страху перед смертью.

Увидим и экономические, и технологические, и политические, и правовые предпосылки. Складываются эти предпосылки объективно. Человек, приходы в новый мир, подстраивается под систему отношений, которая есть – поэтому часто религию воспринимают как несвободу. Так как они вошли в этот мир при уже существующих и развывшихся предпосылках.

Проблемы общества, социальные противоречия (межэтнические и прочие) - все это воспринимается как угроза существования человека и его детей. Возникает – механизм психологической компенсации, которым пользуется человек. Все переживания человека актуализируют этот механизм.

Но не только страх смерти запускает механизм воспроизводства религии. Есть и волне нейтральные вещи – интуиция, озарение, влияние среды и т.п.

Причем надо сказать, что психологические предпосылки коренятся и в общественной психологии.

Общественная психология имеет и свои механизма, которые влияют на повседневность. Есть механизмы коллективной психологии – законы толпы и т.п. Толпа ведет себя не так, как ведет себя отдельный человек. Задействуются специальные психологические механизмы. И ей легко управлять. Да и разогнать просто, если знать на что воздействовать.

Внушение подержания, общественное мнение, передача обычаев, традиций и т.д. – это тоже влияет на воспроизводство религии.

Религия – это совокупность религиозного сознания, отношений, деятельности, организации.

Своя специфика у каждого из элементов этой системы.

Религиозное сознание существует на уровне обыденном и теоретическим.

Воспроизводится религиозное мировоззрение благодаря религиозному сознанию. Но это мировоззрение должно соответствовать религиозным потребностям, уровню знаний людей, повседневному образу жизни людей. Все религии столкнулись с тем, что традиционная форма всех религий не соответсвует образу жизни людей (как будешь поколняться животным несколько раз на дню, если ты целый день сидишь в офисе?).

Если ты будешь проповедовать что-то абстрактное, то человек вряд ли это поймет. Нужно проповедовать что-то близкое к эмоциям, чувствам и т.п. Поэтому важны иконы, фрески, музыка, иные обряды, как символические действия.

Главная составляющая религиозного сознания – это вера. Воспринимается она в культурном контексте. Вера не возникает из логических рассуждений никогда. Есть счастливые люди, которым вера дана. А есть те, которые постоянно сомневаются. Вот последним (несчастным) людям и нужно доказательства существования Бога.

Не из сознания, а от эмоции, от воли возникает вера. Вера принципиально эмоциональна, поэтому не убедить верующего человека.

Религиозная вера опирается на догматы, религиозных авторитетов. Существуют механизма подкрепления веры через культ. Обыденное сознание – часто идет от теоретического сознания (от богословия). Обыденное сознание реагирует быстрее, чем теоретическое сознание.

 

14.09.20111 г.

Лекция № 1.

Сам предмет и дисциплина как религиоведение появляется, как самостоятельное направление в науке появляется в середине 19 века. Это было потребностью социально-экономического и научного порядка.

Такие мировоззренческие дисциплины, имеющие политическое применение появляются как раз по причине политических изменений.

Один мой коллега на западе назвал изучение религии как некой задачей «раскалдовывания мира» (Макс Вебер), но речь идет не о десакрализации мира. Стояло в середине 19 века на повестке дня общеполитическая задача. Подобная задача стояла еще и во времена французской революции, однако там была цель – «борьбы с церковью, разорить гадину» (времена Вольтера). Однако шла речь в то время именно о борьбе с феодализмом (то же было и во время революций в Англии и в Голландии).

Это была та мантра, которая развивалась в то время – освободить общество от феодальных отношений, чтобы дать развитие рынку. Такое явление как капитализм гениально сформулировал Маркс.

Капитализм влечет за собой создание той среды, где будет обеспечена свободная продажа труда и капитала. Феодализм должен быть разрушен новым порядком и новый порядок выступает за разрушение всех этих границ (ведь территориальные и таможенные границы мешают передвижению труда и капитала). В связи с тем, что церковь во время феодализма легитимирует власть, освящает ее некой высшей силой (придает ей сакральности), с церковью приходилось бороться.

Власть так же покупается так же, как и все остальное. Поэтому конечно же встал и вопрос о том, что церковь должна получит адекватную оценку в силу того, что этот государственный институт не мог быть сразу же разрушен.

Англия в то время – был мотор буржуазных отношений. И сейчас Англия сохраняет главные требования феодализма – глава церкви и государства – одно лицо – Королева.

Нужно было измерить потенциал церкви, так сказать, дать ему правильную оценку (что это такое за явление и как с ним справиться). Именно поэтому появились плеяды школ, которые будут заниматься этой «оценкой». Задача перед обществом была поставлена.

В то время партии появлялись в виду их особой идеологии, их особого видения. Вот так и должна была развиваться партийная система. Сейчас же приходит миллиардер и говорит: покупаю партию, будет моей, как и ё-мобиль.

Сейчас мир все более и более упрощается. И может быть мы в конце узрим истину, увидим «результат», т.е. то, к чему мы шли.

Религия – есть непознаваемость мира в конечном счете.

Есть учение Макса Вебера – протестантская этика. По сути – это Конституция США.

Мир радикально меняется и каждый раз мотором изменения мира служит идея, а не меркантильные коммерческие цели. Мир движется за счет идей.

Есть ценности:

1. Фундаментальные;

Семья.

Свобода личности.

Образование.

Любовь к своей стране (просвещённый патриотизм).

2. Абсолютные.

Сам человек и тот, кто его создал (например, декалог – 10 заповедей).

Закон ограничивает наиболее агрессивные черты личности. Вроде человек ничего, а в стаде – агрессивен.

Закон человеческий, он следует за законом Божьим. Суть 10 заповедей – следую им, это самосохраняемые нормы, в противном случае вы друг друга поубиваете. «Возлюби Бога своего, как самого себя».

Когда фарисеи спрашивает у Иисуса, какая самая главная заповедь? Он ответил кое-что интересное: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». На и строится декалог. Она так же направлена на спасение человечества.

Это жертвенный путь – не желай своему ближнему того, что не желаешь себе. Пройдут столетия и Серафим Сарофский скажет: «Спаси прежде всего себя и тысячи спасутся вокруг тебя» (будь праведником и другим от этого тоже будет хорошо).

Далее появляется расшифровка, детализация этого учения. Некое жизненное правило, некая детализация.

Нужна было изучение религии, чтобы общество не поглотил хаос.

В Сарбоне читают научный атеизм.

Лекция № 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и философия религии

Это покорность послушание придание себя единому Богу Ислам присутствует в жизни практически каждой страны мира... Количество последователей более миллиарда... Ислам это государственная религия едва ли не в а то и более стран Аравия например...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История и философия религии.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Религиозное отношение в обществе.
Прежде чем коснуться этой темы, обозначим вопрос: Элементы и структуры религии. Относится ли религия к мировоззрению? Мировоззрение занимается очень важным делом – оно дает

Национальные религии.
Какие религии можно отнести к разряду национальных? Румынская православная церковь – это национальная? А Русская православная церковь? Нет, т.к. у них есть один общий корень – православное христиан

Иудаизм
Одна из древнейших религий и распространена среди евреев. Очень особая специфика у этого религиозного феномена. Это первая монотоистическая религия. Иудаизм – это синтез религий Ближнего В

Христианство
Будет несколько подтем. Не только потому что в истории нашей страны оно занимает важное место, но и то, что оно определяет многое в культурной цивилизации. В том виде, в котором мы привыкл

Продолжение темы христианства
Мы остановились на институировании христианства. Это с точки зрения канонов (или кАнонов, как говорят священники). С момента пятидесятницы была институировано христианство. Ведь это же про

Утверждение Христианства в качестве господствующей религии Византийской империи.
Это повлияло на историю всего человечества. Культурное бытие Африканского континента тоже подверглась воздействию Европейского влияния. Европейская цивилизация сильно повлияло на развитие

Смерть Христа – не как поругание за телом, а как спасение всего человечества.
Пасха – «пейсх» - означает «прошел мимо». Когда прошел Моисей от плена Египетского, появился ангел-истребитель и приказал уничтожить агнца, для того, чтобы жертвенной кровью осветить всех (помазать

Протестантизм и протестантская реформация
Протестантизм. В основе лежит слово «протест» в связи с определенным событием, определенной эпохой. Протестантизм часто ассоциируется с действиями Мартина Лютера. Реформации Мартина Лютера

Католицизм
Разделение христианских церквей – нет более близких церквей, чем восточно-христианских, православных церквей и католических церквей. Восточно-христианские и православные церкви – это неско

Нетрадиционные религии современности
Секты – это оппозиционное религиозное движение. Оно связано с жестким контролем членства (основатель движения жив или недавно умер). Слово «секта» - совершенно нормальный термин. Если гово

Неохристианские
В России, в принципе, все это есть. Даже по количеству не прошедших регистрацию в Минюсте религиозных объединений. Таких групп, не прошедших регистрацию в Минютсе было порядка 60 организац

Саентологические секты
Связаны они с деятельностью Джона Хаборда – воплощенный лузер. Все, за что бы он ни брался было скучным, пресным и не интересным. Анекдот «Путин объясняет людям, почему он хочет отправить фильм Цит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги