Буддизм

Возник в начале 1 тыс до н.э. в Древней Индии.

Шри-Ланка, Таиланд, Мьянма, Непал, Вьетнам, Малазия, Индонезия, Китай, Корея, Монголия, Япония, Тайвань…

Мьянма, Таиланд, Лаос, Юж Вьетнам – свыше 80% буддистов.

Сангха – буддисткая монашеская община.

Буддизм в форме ламаизма исповедуют калмыки, буряты, тувинцы.

Буддизм и религия, и философия, и культурный комплекс, и образ жизни.

Происхождение буддизма:

Сиддхартх Гаутама – основатель религии. После смерти его стали называть Буддой Шакхьямуни. Будда – «просветленный, пробужденный». Это не имя собственное, а духовный титул. Большинство ученых считают Будду исторической личностью. Есть 5 биографий Будды, в них есть небольшие расхождения в датах его жизни. Но большинство ученых считают датами его жизни 560-480 до н.э.

Буудда род в Капилавасту в Сев Индии, у подножия Гималаев. Был сыном вождя. Его мать родила его от непорочного зачатия. Младенец вышел из правого бока, сделал 7 шагов и сказал: я глава мира и это мое последнее рождение. Будда был окружен роскошью.

3 встречи:

1) Больной проказой;

2) Старик;

3) Похоронная процессия.

По одной из версий ему удалось встретиться еще и с монахом-отшельником.

Будда принимает решение искать выход. В 19 лет женился, но на тридцатом году оставил жену и сына, присоед к бродячим отшельникам и предпринял поиски избавления человечества от страданий. Попав в общ-во аскетов, он быстро овладевает техническими приемами йогического самоограничения. В рез-те он окончательно приходит к выводу, что ограничение питания и дыхания не даст ему просветления. После семилетнего отшельничества ему приходит истина, он становится Буддой и в течение 50 лет читает проповеди.

Умер от несварения желудка)

Смерть Будды=достижение нирваны, высшей цели буддизма.

Св ученику Ананде Будда сказал следующее: в самих себе ищите прибежища; дхарма да будет вам светильником и прибежищем. Не ищите опоры ни в чем, кроме самих себя.

Прах Будды превратился в святые мощи. Его разделили между его последователями. Каждый возвел на своем участке надгробную плиту – ступу. =>культ ступ до наст.времени сохранен во всех будд. странах. +одному ученику удалось выхватить из огня зуб Будды.

Соц-эк причины возникновения буддизма:

Усиления классового гнета. В Индии господствовал брахманизм, но он перестал соответствовать новым ист условиям. 4 варны в Индии: брахманы (жрецы; им принадл и духов, и светск власть), кшатрии (воины, цари), вайшьи (ремесленники, земледельцы), шудры (рабы, слуги). +вневарновое население: нищие. Сер 1 тыс до н.э. – антибрахманистские движения, особенно среди кшатрии. Бхагават гита – из этих времен. К 6 веку до н.э. господствующие канонические позиции оказались в руках кшатрии. Нов религия возникает как оппозиция кастовому строю. Она провозгл равенство всех перед страданиями и избавление от страданий. Равенство в получении спасения. Буддизм отвергает идею божественного происхождения каст, видя причины соц неравенства лишь только в степени нравственного самоусовершенствования. Буддизм стал идеологическим ответом на соц изменения древнеиндийского общ-ва.

В 3 веке царь Индии Ашока объявил буддизм государственной религией.

Три драгоценности буддизма:

=триратна: Будда, дхарма, сангха.

Хор организация монашеской общины способствовала распространению буддизма.

В 10 веке в связи с развитием феодализма влияние буддизма в Индии стало падать, к 13 веку буддизм практически исчезает из Индии.

Вероучение и культ буддизма:

Священная книга Типитака – «три корзины». Книга 1 века до н.э. Вся книга разделена на три части: 1) виная-питака (корзина устава монашеских общин: правила поведения, нормы, ритуалы); 2) сутра-питака (корзина поучений: учение Будды, большое кол-во эпизодов жизни Будды, 80 тыс высказываний Будды по различным поводам. Никая – часть сутра-питаки – написана в стихотворной форме – 423 стиха-афоризма, в кот идет речь о благородной системе моральной философии); 3) абхидхамма-питака (объяснение учения: религиозные комментарии к учению Будды; проповеди и поучения на этические и абстрактно-философские темы).

В 1893-94 гг было предпринято книжное издание Типитаки. Виная – 8 томов, сутра – 20, абхидхамма – 11.

Идейные источники буддизма: веды. Сборники (самхиты) священных песен, торжественных гимнов, магических заклинаний, использующихся при жертвоприношениях.

Упанишады – религиозно-фил комментарии к ведам. «Упанишад» - «сидеть возле».

В буддизме отсутствует концепция божества. Не разработано понятие сверхъестественного.

Боги в буддизме не явл творцами мира и не являются спасителями грешников. Нет личного, персонифицированного бога. Будда выше всех богов. Но он не может дать спасения. Он лишь просветляет верующего, указывая ему путь истинного спасения.

Буддистский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, богов старых местых религий, плюс Брахма. На лицо политеизм.

Боги делятся на добрых и злых, их изобр в виде статуй и картин, которые являются объектом поклонения.

Буддизм отвергает самостоятельность материального мира, считая его проявлением духовного начала.Все в мире является рез-том бесконечного движения дхарм. Дхарма – духовная частица; единичная дхарма проявляется в 1/75 долю секунды и о ней ничего нельзя сказать. Можно говорить лишь о комбинациях движущихся дхарм. Они создают предметы, животных, человека. Распад дхарм ведет к смерти. Затем образовывается новая комбинация дхарм. =>в гибели рождается новое. За это рождение и перерождение несет ответственность человек. Если он грешит и заблуждается, то, согласно карме, он может переродиться не только в несчастливца, но и в животное. => Колесо Сансары – бесконечный процесс перерождений. Конечная цель любого перерождения – воплотиться в Будду, слиться с ним и достичь мира нирваны.

Учение о страдании – центральный догматов буддизма. Оно сформулировано в 4 великих истинах, открывшихся Будде в Винаресе, когда он сидел под фикусом). 1) жизнь есть страдания; 2) причины страданий – жажда удовольствий, желания, счастье, стремление жить; 3) пути избавления от страданий: необходимо подавить в себе эту жажду; 4) необходимо обладать 8 добродетелями для избавления от страданий – восьмиричный круг спасения: правильная вера в Будду без заблуждений, правильные стремления, правильная речь – дружеская, без оскорблений религии, правильное поведение, самообладание и осмотрительность, правильное отношение к людям, правильная память – помышляющая всегда думать о боге, правильные размышления – серьезное обдумывание бренности земной жизни. Причина страданий – в безнравственности. Избавиться от них можно только нравственным самоусовершенствованием.

Учение о нирване – тоже центр догмат. Некоторые считают, что нирвана – полное небытие. Другие счит, что это прекращение доступного нашему сознанию бытия и переход в иное, непознаваемое бытие.

Нирвана – прекращение дальнейших перерождений.

Раньше буддизм предполагал спасение только ламам, то поздний буддизм – всем верующим.

Требование проведения молитв собраний общин, культ святых, место почитания, бхавана (требования проведения индивид процедуры самоуглубления и самосозерцания путем сосредоточения внимания на истинах веры – это различные способы медитации).

Основные направления в буддизме:

В 1 веке до н.э. - 2 направления: 1) хинаяна (тхеравада): малая колесница, узкий круг спасения, отказ от мирской жизни и уход в монашество. Это южная ветвь буддизма (Шри-Ланка, Лаос, Камбоджа, Таиланд, Вьетнам). Спасение только для монахов. Но в кач-ве гос религии она не годилась. 2) махаяна (Китай, Корея, Монголия, Тибет, Япония, Непал): великая колесница; возможность спасения не только монахам, но и всем верующим. Махаянисты исп тексты на санскрите. Это направление получило более широкое распространение. Именно она становится мировой религией. В догматику махаяны были внесены некоторые изменения. В частности, учение о бодхисатве: бодхисатвы («сущ, стремящееся к просветлению») – будущие будды, которые благодаря высоким нравственным кач-вам могут стать буддами. Они могут погрузиться в нирвану, но добровольно от этого отказываются, помогая тем самым людям в деле спасения. Второе новшество – разработанная концепция учения об аде и рае. Третье – появляется культ Майтрея: своеобразного будд.мессии.

В сер 1 тысячелетия нашей эры – появляется нов направление в буддизме – ваджраяна (тантризм «тайные знания», «поток», «непрерывность») алмазная колесница, ваджра – «жезл»; изображается в виде пучка переплетающихся между собой молний. Его назначение – побеждать силы зла. Идея единства тела и космоса. Превыше всего – Адибудда – верховное существо без начала и конца. Чел может достичь нирваны путем короткого тайного заклинания. Путь спасения связан с понятиями, рекомендациями, относящимися к области эротики. Почитание женских бодхисатв – их называют тары. Наличие эротических образов, символизирующих единство мужского и женского начала во вселенной. Для медитаций используются тхианибудды – их 5. Овладев искусством тантристских заклинаний и созерцания можно гораздо быстрее достичь просветления. Состояния Будды можно добиться уже в теперешней жизни. Для этого нужно заниматься йогой, созерцанием Будды, медитацией, чтением мантр. Идея страны Шамбалы – страны всеобщ благоденствия и счастья.

Ламаизм (от слова «высший, небесный»). Разновидность махаяны. Возникает в Тибете в 7 веке.

Подлинный учитель ламаизма – Цзонхаба. Он основал школу гэлугпа (осед махаяны, хинаяны…). Главное его произведение – «Лам-рим» («великий путь по ступеням мудрости»). В 16-17 веках ламаизм проникает в Монголию, оттуда приходит в Россию. С 1741 года по указу Елизаветы буддизм в его тибетско-монгольской форме считался одной из признанных религий Империи.

Ламаизм исповедуют буряты, тувинцы, калмыки. Для произнесения молитв сооружались молитвенные колеса – хурдэ (т.к. люди были безграмотными и не могли читать), в кот вставлялись готовые тексты молитв. Пантеон ламаизма кроме лам включались и крупные правители. Богов принято изображать в виде масок и скульптур.

Вероучение ламаизма – смесь буддизма и шаманства. Оно изложено в ламаистских энциклопедиях «Ганджур» (108 томов) и комментариях к ним «Танджур» (225 томов).

В ламаизме появляется идея сотворения мира. Ади-будда – творец всего сущего, владыка всех миров. Главный его атрибут – великая пустота под названием шуньята. Пустота – духовная сущность будды. Она пронизывает собой все живое. Каждый человек несет в себе частицу будды и в силу этого обладает потенцией для достижения спасения.

В ламаизме в отл от буддизма большое внимание уделялось праздником. Сам большой праздник – новый год. +праздник в честь будды Майдари, который помогает людям достичь нирваны.

Культ хубилганы («перерожденцев»): культ живых богов. Будды и бодхисаттвы могут воплощаться в духовных и светских правителях, в рез-те чего последние становятся живыми богами. Практика заклинательных процедур – дарани. Главное заклинание – «Ом мани падме хум» (Брахма, Шива, Вишну; мани – драгоценные камни; падме – название цветка лотоса как ср-ва сосредоточения божественных сущностей и человеческих жизней; хум – воистину). Далай-лама – главный.

Символика цифр и чисел играет больш роль.

1946 год – принято положение о буддистском ламстве. Председатель центр дух управления буддистов России называется Пандидо хамболама. Его резиденция находится в 30 км от Улан-Удэ в селе Иволга, в Иволгинском монастыре (=дацане).

_

В 1950 году центр духовное управление буддистов в России вступило во всемирное братство буддистов с центром в Таиланде.

С 1956 года проводятся международные ассамблеи ламаистов, которые проходят раз в несколько лет.

В 1970 буддисты Азии собрались в Улан-Баторе на первую мирную конференцию. Впоследствии она положила начало Азиатской буддистской конференции за мир, объединяющей 15 национальных центров из 12 стран Азии.

В Шри-Ланке, Лаосе, Таиланде… буддизм является государственной религией.

В 1930-х появляется необуддизм. Его идеологи хотят представить буддизм этическим учением. Параллель между деятельностью Маркса и деятельностью Будды.

Дзэн-буддизм (чань-буддизм). Основатель – индийский монах Бодхидхарма. Из Индии он приехал в Китай и в течении 9 лет наблюдал стену своего монастыря. «Созерцай самого себя, ибо в каждом из нас есть сущность Будды». Центральное понятие дзэна – сатори: истины можно достичь путем созерцания, которое приводят к внезапному просветлению в момент сильного переживания, знаменующему обнаружению Будды в своей природе.

О буддистской морали – почитать в учебнике!