Кельтская религия.

Кельты – одна из крупнейших ветвей индоевропейского сообщества. Кельтов разделяют на островных и континентальных. Греки называли их «галаты», а римляне «галлами». Современные потомки кельтов населяют Британские острова и полуостров Бретань. Говорят они на английском и французском языках. Их этногенез уходит в Гальштадскую культуру, охватывающую период 8-5 вв. до н.э. Название происходит по могильнику, найденному в г.Гольштат. Затем происходит переход к латентской культуре (5-1 вв. до н.э.). Название происходит от названия курганов «латен». Греческий мир узнал кельтов через Массилию (совр. Марсель, который был основан в 600 г. до н.э.) Кельты обитали в Галлии (Южная и Западная Германия - гельветы, Швейцарии, Чехии - бойи). Их поток устремился в Северную Италию, Испанию и Британские острова. В 4в. до н.э поток кельтов отправился в придунайские области, а в 3в. до н.э они оказались на Балканском полуострове и в Малой Азии. Там они образовали государство Галатия, которое просуществовало недолго. В 350г. до н.э. кельты завоевали Рим, а в 289г. до н.э. полностью разрушили г.Дельфы и вторглись в Переднюю Азию. Причины их краха: они не имели мощного военного государства. Приходя в новые области, кельты не порабощали местное население, а сливались с ними. Это сказывалось на религии - многие их божества синкретичные. Источники: археологические находки; дошедшие до нас в романизированном виде, они были созданы друидами (они были не только священнослужителями, но и создателями саг, переводится как «люди дубовых рощь»); римскими источниками являются прежде всего «Записки о Галльской войне» Цезаря, «Ирландские саги» («Похищение быка из Куальги»), Диодора Сицилийского (90-212 г. до н.э.) «Историческая библиотека», Страбона (64-20г. до н.э.) «География». Ирландские христиане не уничтожали письменные источники кельтов, а обогащали их. Огромное значение придавали певцам и поэтам - «бардам». В 1717г. до н.э. был основан орден бардов. Барды также связаны с прорицанием, вещунством. Культ. Местом отправления культа была пещера. В пещерах приносились жертвы. Жертвоприношения осуществлялись почти каждую неделю. Кельты были довольно кровожадны. Человеческая плоть и кровь имели предохранительное действие в обряде. Каждый человек являлся вместилищем какого-либо божества. Принесением в жертву человека кельты предохраняли свое общество от бед. Человеческая жертва очищает общество, спасает. Когда приносили в жертву человека, то обязательно приносили дары друидам, поэтому они были очень богаты. Английский историк Гиральд Камбрийский написал «Топографию Ирландии». Ритуальные бракосочетания короля с белой лошадью. Исключительно белая лошадь, король тоже был в белых одеяниях. Происходила специальная церемония, сопровождаемая молитвами. Затем король одним движением перерезал голову лошади. Голову лошади варили в котле, затем после того как бульон остывал, король купался в этом бульоне. В соседних котлах варили остальную часть лошади. Затем все это съедали. Таким образом приобщались к божественной сущности лошади. Лошадь считалась богиней-матерью и носила имя Эпона. Она была покровительницей всадников, слово происходит от греч. «лошадь». Цель данного ритуала – благополучие народа, проводился он каждый месяц. Это практиковали с 5-1вв. до н.э. В позднее время живая лошадь заменялась статуэткой. Ступенью ниже друидов стояли филиады. Кельты очень верили в различные прорицания. Если филиады говорили, что местности грозит опасность, то мужчины убивали своих жен и детей. Это делалось для того, чтобы они не попали в плен. Ритуалы наречения. Имя считалось священным. Имя выбиралось друидом, а не родителями. Считалось, что проклятие друида являлось самым сильным. Друиды обладали большой властью над жизнью людей. Похоронные обряды были очень роскошными. В могилу клали все, что было дорого человеку при жизни, а также все, что понадобится в следующей жизни, прислугу и ближайших родственников с их согласия. Практиковалось как трупоположение, так и сожжение. С трупами клали таблички с просьбами богам. Почитались священные деревья ( самые почитаемые – дуб, рябина, береза и яблоня). Умереть в дубовой роще считалось огромным счастьем. Поклонялись камням и скалам. Существовали праздники в честь дубовых рощ. Во время этих праздников дубы наряжали. Изначально храмы не строили. Культовые постройки были сделаны из камней, в них обязательно были маленькие святилища. В дальней части святилища находился постамент бога, а алтарь был внутри, рядом со входом. Дольмены – своеобразные погребальные камни. Менгиры – вертикальные камни, врытые в землю. Менгиры являлись своеобразным надгробным камнем. Самыми древними сооружениями является Стоунхендж и Нью-Грейндж. Существует легенда, что первый – это луна, а второй – солнце. У кельтов существовало учение о переселении душ. Душа могла переселиться в другого человека или животного. Потусторонний мир у кельтов назывался Авалон (переводится как «яблоко» или «остров блаженных»). Он находился на западных островах. Считалось, что там было постоянное блаженство и изобилие. В ряде текстов его называют как «земля женщин», «земля жизни», «великая земля». Авалон происходит от слова «авалах», родоначальника династии. Английский историк Гольфрид Монмутский употреблял как синоним Авалону «Остров яблок». Его также называют «Другой мир», «Сид», «Мир». Люди (или их души), попадая туда, не могут вернуться обратно. Грешники попадали в иной мир, который не имел особого названия. Кельтский пантеон.Французский ученый 18в. Эжен Вандри насчитал более 400 имен богов, более трети из них – женские. Многие из богов тождественны с римскими. Встречаются тройки, семерки богов. Первый бог – Луг (Алеу) (переводится как «Сияющий») – бог солнца и света. Он покровительствовал ремеслам, его ассоциировали с Меркурием. Ему были посвящены ежегодные праздники (1 августа). Таранос – громовержец, бог неба, грозы, молнии и бури. Его отождествляли с Юпитером. Ему приносили множество жертв, изображали держащим в одной руке молот, в другой – колесо. Тевтатес – бог-покровитель племен, а также военной деятельности. Отождествляется с Марсом. Мапонус – бог плодородия, любви. Отождествляется с Аполлоном. Его мать – богиня Матрона, богиня-мать. Покровительница реки Марта (в Германии). Дагда («хороший, добрый, отец всех богов»). Бригита – отождествлялась с Минервой. Её имя в переводе означает «вершина». Её изображали в виде птицы или трёх птиц – трёх журавлей или трёх петухов. Юлий Цезарь в своих «Записках» упоминает бога Дис Патер – «отец богов», его культ со временем сошел на нет. Езус – «гневный», стоял в стороне от остальных богов. Лукан в своей поэме «О гражданской войне» говорит, что для его успокоения приносилось большое количество человеческих жертв, которых подвешивали на деревьях. Его изображали как бородатого мужчину с топором в руках. Многие исследователи считают его богом войны. В основном ему приносились в жертву женщины. Дисы – женские божества, которые помогали при родах, имели отношение к культу плодородия. В «Старшей Эдде» появились понятия норн и валькирий. Норны – низшие существа женского рода, которые определяли судьбу человека. Валькирии – существа мужского рода, определяли судьбу воинов. Все вместе они Дисы. Норны: Урд («судьба»), Верданди («становление») и Скульд («долг»). Они жили у мирового древа Иггдрасиль. Оно представляет собой ясень. Небесное жилище небесных богов – Асгард, а небесные боги назывались Асы. На вершине мирового дерева сидел мудрый орел, у него между глаз сидел ястреб Ведрфёльник. Ствол дерева всегда обгладывают олени. Это символизирует старение мира. Корни обгладывает дракон Нидхёгг и змеи. Они всегда спорят между собой и их ссору разносит белка Ратотоск. У дерева находится источник Урд. Подземный мир чаще называли иным миром или Нифльосейм (общее название всех подземных миров, которых по разным версиям было 3, 7, 9, 12). Один изначально был среди других в пантеоне, затем стал выделяться и сбирать в себе функции других богов, религия постепенно перешла в генотеизм. Воины, которые пали с честью, назывались Эйнхерии. Коня Одина называли – Игг. В германской мифологии Одина называют Водан или Водану. Одна из главных функций Одина – владение магическими формулами, которые спасали умерших, одновременно он покровитель воинов, бог мудрости. Он одновременно связан с подземным и небесным мирами. Его эпитетами являются Альфёдр («Всеотец»), Хар («Высокий»), Хрофт («Воитель»). Ему служили воины и волки. По преданиям, он одноглазый (глаз ему выклевал орел). Его символом является копьё. Существуют предания, как он приносит в жертву сам себя, но при этом остается жив. Один создал, имеет и передаёт друидам священные руны. Один – посредник между богами и людьми, покровитель поэзии. Средний мир, где живёт человек, называется Мидгард. Считается, что Мидгард создан из ресниц первого существа Имир. Имир сын Бора (брата Одина). Один и его соратники убили Имира; плоть Имира стала землёй, кровь – морем, кости – горами, череп – небом, волосы – лесом и т.д. Большое значение имела военная магия. Особенно почитался камень Фаль. Он имеет множество значений, но одно из них связано со вступлением короля на престол. Когда король вступал на престол, то последний камень, на который он наступал на пути к трону, издавал вопль. Фаль – «звук». Почиталось копьё бога Луга, оно обладало магической силой. Меч бога Нуаду (бога-покровителя воинов) обладал магическим свойством победы над врагом. Существовали демоны Фомоны, которые мешали людям. Бог Нуаду своим мечом поражал их. Магия была связана с шаманизмом. В кельтской мифологии главным шаманом был Дох. Самый первый шаман участвовал в создании мира. Шаман Дох имел способность оборотничества, где он находится никто не знал. Очень почитались корриганы – духи источников. Корриганы тоже имели способность оборотничества; они превращались в женщин в белых платьях с цветами в руках и соблазняли мужчин, мешая им работать. Существовало представление о довременье. Космос у кельтов постоянно развивается, умирает и возрождается в новый год (31 октября). Эта ночь – единственная, когда мёртвые могут прийти из подземного мира, а боги спуститься с небес. Ёрмунганд – мировой змей, мудрец, который распространяет мудрость на всех людей. Он может быть как злым, так и добрым – в зависимости от жертвоприношений.