Религия древних славян.

Это одна из самых трудных религий. Русский народ вместе с украинским и белорусским составляет древнерусскую народность, которая исторически сложилась в период Киевской Руси. Восточные славяне издавна были связаны с древним сообществом, которое назыается индоевропейская культурная общность. Первые сведения о ней датируются 5 тыс. до н.э. Они распространялись от Балкан до Ирана. К концу 4 тыс. до н.э. началось Великое переселение народа. Индоарии достигли Индостана и дали импульс развитию Древнеиндийской цивилизации, другие заняли регион передней Азии с центром в Хеттской державе. Третий поток пошел на Европу из Греции, и эту общность называют называют древнеевропейской. Былое единство индоевропейцев распалось, однако в религиозной сфере осталось много общего. В течение 1 тыс. до н.э. происходит перемещение древних племен и происходит образование крупных этнических общность, в которую входят кельты, италики, германцы, балты и славяне. Встает вопрос: «Где же была прародина славян?». Многие историки славянской культуры сходятся на том, что это среднее Приднестровье и русло Одры и Вислы. К 5 в. н.э. начали складываться ранние славянские государства, одним из центров которых была Киевская Русь. Начали выделяться южные славяне (сербы), западные славяне (чехи, словаки, поляки) и восточные славяне (белорусы, русские и украинцы). Западные и южные славяне изучены мало. Славяне делятся на: 1. анты – крупные племенные объединения, заселяющие Днепр и Днестр 2. тиверцы (располагались по Днестру и Дунаю) и уличи (Приднестровье и побережье Чёрного моря) 3. словены новгородские 4. волыняне, древляне, поляне, вятичи, кривичи и т.д. – между тиверцами и словенами новгородскими. Поляне располагались вокруг Киева и именовались термином «Русь». Этот термин вызывает много споров. Есть точки зрения, что термин «русь» скандинавского происхождения. Согласно этой версии, финны совершали набеги на близлежащие территории и эти племенные дружины именовались «руссы». Русь раскинулась от Чёрного моря до Карелии. Древняя русская культура не знала национальных ограничений. Различные катастрофы приводили к переселениям, поэтому можно найти элементы культуры западных и южных славян у восточных и наоборот. Источники. По своим связям Русь имела тесные отношения с Византией, которая особенно усилилась к 9 в. н.э. В это время русь приняла кириллицу и начал развиваться старославянский язык, основу которому положили Константин (мон. Кирилл 826-869) и Мефодий (820-885). Таким образом, на Руси к 9 в. сложилось два типа языков – книжнославянский и народно-литературный (летописи), которые постепенно начали перекликаться. Один из главных источников – «Повесть временных лет». Основу этой летописи положил монах Несторий (1056-1114), а потом она была дополнена. Другие источники – былины «Слово о полку Игореве», «Добрыня и змей», «Вольга и Микула», армянские былины «Давид Салунский» и другие. Из других жанров – «Слово о законе и благодати (Иларион; 1051). Несторий был одним из тех, кто положил начало теории балканского происхождения славян. На территорию Руси были перенесены церковные книги из Болгарии в 11-12 вв. н.э. До нас дошли произведения Малалы Антиохийского, на славянский язык перевели его хроники, посвященные троянской войне; переведена также анонимная хроника «Христианская топография»; с сирийского языка была переведена повесть «Акила премудрый». В начале 11 в. из Чехии купцами была привезена «Беседы на евангелие» на латинском языке, а затем была переведена на славянский. Новгородская летопись Даниила Заточника «Слово» и «Моление». Пантеон богов. Прежде всего, пантеон складывается к 980 г., когда его провозгласил князь Владимир. Перун – «громовержец», покровитель воинской дружины, глава пантеона. Велес («скотовник, скот») – первоначально бог, воплощающий военную мощь, а затем стал покровителем скота; постоянно сражался с Перуном; значение этого - борьба неба и земли. Велес имеет способность оборотничества. Велес постоянно возрождается и умирает. Стрибог (Сварог) – бог неба, ему противостоит Перун. До выдвижения Перуна, он был главным богом пантеона. Существует версия, что он отождествляется с Саваофом. Даждьбог – сын Сварога, солнце. Впоследствии стал пониматься как бог, подающий благо. Ярило – бог сильного, жаркого солнца. Макошь (или Мокошь) – богиня земли, богиня-вспомогательница при рождении, много сходного с Деметрой. Симаргл – божество побегов растительности, потом стал изображаться в виде собак и птицы, понимается как посредник между небом и землей. Существует версия, что он иранского происхождения. 2 уровень божеств - сезонные боги или боги, связанные с определенным видом деятельности. Род (покровитель племени, затем стал богом вселенной)и богини РожАницы (помогали при родах) – связаны с судьбой человека. Абстрактные представления – доля-недоля, жизнь-смерть. 3 главных холма Киева – Кий, Щек, Хорив считаются у восточных славян основателями Киева и Руси. У западных славян – Чех, Лях, Кряк. Герои мифологического эпоса – соловей разбойник. Мифологические существа – баба яга (прародительница того или иного племени, хранительница рода, изображалась красивой девушкой, доброе божество). Во время христианизации ей придали отрицательные качества. То же самое произошло с Кощеем. Существовала также нечистая сила (иногда обладала положительной силой). Это русалки, домовые, лешие, водяные. Существовали также неперсонифицированные силы – берегини (жар-птица, птица Феникс). Пантеон западных славян. 1) Свентовит («святой, священный») – бог богов, хранитель воинства, при нем всегда был священный меч, копье и орёл, несущий копье. До сих пор в Литве существует город Аркона, где находится идол этого бога. Изображался с 4 головами (властитель 4 сторон). В жертву ему приносили белого коня. Сам он ездил тоже на белом коне. 2) Бог Триглав – царствовал на небе, земле и в преисподней. Он являлся богом-гадателем, поэтому у него три головы. 3) Радгост – покровитель военных дружин. 4) Яровит (или Геровит) – бог плодородия. 5) Руевит – бог войны. Умел оборачиваться в 7 существ. 6) Полевит – бог мира и согласия, противовес предыдущему. Изображался в военной одежде, но без оружия. 7) Чернобог – бог, приносящий несчастье. 8) Белобог – бог счастья. 9) Жива – богиня жизненного цикла. Ян Длугаш (15 в. н.э.) написал историю Польши. Образы Перуна и Велеса перешли в западную мифологию в качестве Фегита и Фагота, которые постоянно борятся. Южные славяне. Прокопий Кесарийский (5-6 вв. н.э.) написал «О войне с готами», там упоминается Перун. Мировое древо. Его более распространенное название – Вырий, иногда говорят Райское дерево. Это береза, клен, дуб, сосна, рябина, яблоня. На вершине находятся птицы: сокол, соловей и главная птица Див. На стволе обязательно пчёлы. У корней бобры, хорьки и другие. Эти три уровня соответственно небо, земля, преисподняя. Жизнь и смерть олицетворяются в сухом дереве. Для древних славян очень характерен дуализм (счастье и несчастье, правда и неправда, верх и низ и т.д.).

Земля предаставлялась славянам плоской или плавающей в воде, или стоящей на четырех быках. Согласно славянским представлениям, земля имеет край. Небо воспринимается как полушарье с натянутой бычьей шкурой. На небе пребывают солнце, луна, звезды. Небес семь. Солнце – источник жизни на земле. В славянском фольклоре упоминается как жаркое, ясное, красное. Солнце опускается в море вечером чтобы остынуть, затем снова поднималось. Солнце чаще упоминалось в молитвах, реже в проклятиях. Солнце считалось разумным идеальным началом. Луна часто противопоставлялась солнцу. Она часто связано с загробным миром, олицетворяла тьму, ночь. Луна была необходимым элементом в любой магической системе. По болгарским представлениям, луна и солнце движутся в разных направлениях. Встречаются такие представления, что солнце и луна являются близкими родственниками. Лунный свет у всех славян считался очень опасным, особенно если он попадал на новорожденного. Болгары считали, что убывающая луна пьет из человека жизнь. Существует представление, что души умерших отправляются на месяц. Сербы считали, что луну поедают двухголовые шестиногие змеи (халы). Чтобы их отогнать, нужно бить по железу. Обряды и праздники. С момента христианизации многие праздники славян наполнялись новым смыслом. Культ воды. Считалось, что вода является границей между миром живых и миром мертвых. Отсюда водяное погребение. Вода ассоциировалась с хаосом, первоначалом. Иногда воду отождествляли с кровью, она также дает жизнь всему. Вода нужна и мертвым. По воде пускали различные предметы, которые уйдут далеко и мёртвые насытятся этими вещами. На Благовещение по водам пускали лодки, где сидели люди с огнем, таким образом они «грели весну». Защитником воды считается Николай Угодник. К источнику нужно приносить подношения. Естественно, что вода в болотах считалась нечистой. У сербов существует представление, что в доме умершего нужно вылить всю воду. Посмертное существование. Душа бессмертна. Первоначально у славян существовала кремация. С этим связано 2 представления: 1. пепел надо развеять 2. с дымом уходит душа к звездам, планетам и т.д. Для сжигания отводили специальные места, которые называли крадами. Эти места могли быть треугольными, круглыми или квадратными. Они всегда были замкнутыми. Затем распространилось трупоположение. Курган считался домом умершего. Считалось, что душу умершего подхватывают жаворонки. Они также считались предвестниками весны и прилетали из рая. Существовал праздник поминовения или Радуница. Существовало также представление, что души не уходят далеко, а остаются на земле. Существовали представления, что есть чистые и нечистые покойники. Нечистые это прежде всего самоубийцы, убийцы или те, кто бежал с поля боя, клятвопреступники. Чистых мертвяков хранили на кладбище, а нечистых за территорией кладбища или топили в болотах. Очень редко, но практиковался добровольный уход из жизни. Это практиковалось в основном во время засух, голода и т.п. Царство мертвых располагалось на небесах и под землей. Обычно, царство мёртвых называли Ирий (Вырий) – «Туда, куда не дойти». Впоследствии небо и земля стали ассоциировались в раем и адом. Существовало представление о живых мертвяках. Восточные славяне некоторое время верили в переселение душ (метапсихоз). Праздники. Коляда – зимний солнцеворот. Отсюда пошли колядавания. Они совпали с Рождеством. Масленица – период зимнего равноденствия. Зелёные святки (конец мая - середина июня) – русалия. Часть этого праздника – ярилин день. 24 июня – Ивана Купала. Праздник первых плодов – начало августа. Жертвоприношения. Существуют данные, что практиковались человеческие жертвоприношения, особенно младенцев. Однако чаще всего приносили в жертву коней, птиц, домашних животных. Впоследствии жертвы стали бескровными (плоды, семена, деньги, хлеб). Гадания. Одно из самых распространенных – вещие сны. Гадали по ржанию коня, по воску (его топили и опускали на воду). Волхвы и ведуны могли жить как в деревне, так и в особом месте. Святилища. Изначально самих святилищ не было. Потом стали отводить священные места в доме. Кроме того, существовали специальные капища – округлая площадка, защищенная со всех сторон рвом или валом. Внутри стояли изваяния (идолы) языческих богов и площадки, куда приносились жертвы. Первое такое святилище было под Новгородом. Вещуны делились по функциям, которые они выполняли. Священные животные и птицы:

1) Аист. Он поедает змей, лягушек и т.д., поэтому он обладает очистительным свойством. Он переносит души, предвещает беду или радость (в зависимости от крика). Существовало поверье, что аист приносит детей.

2) Бык и корова. Это воплощение жизненной силы, опора земли. Особенно в Черноземье его считали жертвенным животным (но закалывали старых быков). Бык воплощал мужскую производительную силу. Бык считался недосягаем для нечистой силы. Однако сама нечистая сила могла воплотиться в быка (отличали по крестообразному или звездообразному пятну на лбу).

3) Воробей связан с браком, проворством и воровством. Воробей выдал Христа своим чириканьем и приносил гвозди для его распятия, поэтому Господь проклял его. Если воробей залетел в дом, то это к смерти.

4) Вороны и вороны. Не смотря на то, что они считались злыми животными, их считали вещунами. По их крику гадали. По поверьям, воронов создал дьявол. Вороны связаны с миром мертвых.

5) Жаворонок – божья птичка.

6) Заяц очень противоречив. С одной стороны, он связан с беременностью. С другой – с демоническими силами. Облик зайца могут принимать ведуны, колдуньи. С этим был связан запрет употребления зайца в пищу. Лекари считали, что от зайца пошла бессонница.

7) Змеи – представители мудрости, злые духи. Змеи обладали способностью оборотничества

8) Кони

9) Кукушка связана с судьбой. Куковать – плакать, горевать, причитать, жаловаться

10) Ласточка

11) Медведь. Существовали легенды о происхождении человека от медведя.

12) Мышь – нечистое животное. В виде мышей являлись души умерших. Поэтому мертвого мыша нужно захоронить, а не выкинуть.

13) Свинья. Нечистое животное, по ее внутренностям гадали.