Иудаизм.

Понимание Бога в иудаизме.

В ТАНАХе приводятся различные имена Бога. Важнейшее – тетраграмматон, состоящее из следующих букв еврейского алфавита (йуд, хэ, вав, хэ) YHWH – «Я есмь Сущий». Именно под этим именем открылся Бог пророку Моисею. Тетраграмматон не произносится в слух, только в день искупления. Это делал первосвященник и говорил «Адонай». В Библии встречаются другие личные имена Бога: Эль, Элоах, Элохим, Шаддай, Цваот (Саваоф). В Библии встречаются атрибуты Бога: Рагум («Милосердный»), Эльон («Всевышний»), Эн-Соф («Первопричина»). В кабалистике Бог состоит из 12, 42, 72. Шехина – не имя, а обозначение Бога. В иудаизме Бог прежде всего Творец и Промыслитель. Он трансцендентен и активно проявляется в мире в виде своих творений. Бог вездесущ, всеблаг и всемилостив. Но одновременно он и наказывает за вину людей. Верующие поддерживают связь с Богом через молитву, а Божья Воля проявляется через ТАНАХ. Филон Александрийский (=25 г. до н.э. = 50 г. н.э.) понимает бога как абсолютное начало, Логос – посредник между Богом и человеком. Средневековый еврейский философ Маймонид (Моше бен Манон – 1135-1204 гг.), его анонимное имя Рамбам, в 1190 г. в Египте на арабском языке опубликовал свой главный труд «Наставник колеблющихся». Впоследствии был переведен на еврейский язык с названием «Учитель заблудших». Маймонид огромное значение придавал философии Аристотеля, используя которую пытался рационализировать иудаизм и совместить религию и философию. Многие пророчества он пытался трактовать аллегорически. Он отвергал идею антропоморфного Бога и отстаивал тезис, что Бог создал мир из ничего. Он выступил против церковного учения о воскресении мертвых и бессмертии души. Однако, он вывел 13 принципов веры:

1) Бог существует.

2) Бог един.

3) Бог не существует в телесной оболочке.

4) Бог вечен.

5) Иудеи должны поклоняться только ему одному.

6) Общение с Богом происходит через пророков.

7) Моисей – величайший из пророков.

8) Тора имеет божественное происхождение.

9) Тора никогда не потеряет своего значения.

10) Бог знает обо всех поступках людей.

11) Бог наказывает зло и вознаграждает добро.

12) Бог пошлет своего мессию.

13) Бог воскрешает мёртвых.

Они включались в качестве гимна Игдал («Величие»), а также включается в момент утренней службы в синагоге. Против него выступил ряд еврейских теологов. В частности, Хасдай Крескас (14-15 вв.) и Иосиф Альбо (14-15 вв.). Они оспаривали воскресение мертвых в понимании мертвых. Они заявляли, что человек может поклоняться Единому, но не отрицать существования других богов. Иосиф Альбо говорил, что не нужны никакие принципы и символы веры. В ортодоксальном иудаизме общепринятыми считаются формулировки Маймонида, но их интерпретация в разных школах различна. По учению Маймонида, существует изначальный разум и приобретенный разум у человека. Приобретенный – эманация (истечение) божественного разума. Приобретенный разум является бессмертной душой человека. Маймонид призывал к изучению наук, к опыту медицины, ставил вопрос о происхождении человека. В 1234 г. инквизиция предала его анафеме, его книги были сожжены, как и его тело.

Учение о свободе воли.

Каждый человек обладает свободой воли. Моисей объяснял, что судьба зависит о действия конкретного человека. Через все пятикнижие проходит идея покаяния, которая предполагает свободу воли. В период эллинизма стали иначе понимать свободу воли. Секта ессеев разрабатывала учение о божественном предопределении. Саддукеи отвергали идею предопределения и заявляли, что в жизни главное – случай и от него все зависит. В это время встал вопрос, как согласовать свободу человека с предопределением. Маймонид заявлял, что Бог пребывает в невремении, поэтому он не может предвидеть все земные событии. Тем не менее, у него была идея, что Бог знает прошедшее, настоящее и будущее, но только коренные моменты. В мелких моментах проявляется воля человека.

Благодать.

Это свободное проявление божественного благоволения. В иудаизме открывается в избранничестве еврейского народа. Евреи верят, что божественная благодать снисходит через дарование Богом людям Торы. Отсюда постоянное чтение Торы и соблюдения заповедей Торы и Талмуда. Существует и эсхатология в иудаизме. Это учение о совершенном мире, который наступит по завершении земной истории согласно божественному плану. В эсхатологии одним из главных является учение о Дне Господне, когда праведники будут вознаграждены, а грешники наказаны. Пророк Амос называет этот день днем тьмы. Согласно книге Сафонии, грешники будут истреблены, а остаток Израиля прославится. Исайя считал, что Царство Божие установится на земле, и все народы будут поклоняться одному Богу. Здесь же появляется и учение о Мессии (Машиах – «Помазанник, Спаситель»). В послевавилонский период проходит идея, что Мессия – Посланник Божий, который спасет только евреев. Учение о Мессианской эре – учение о времени, когда придет Мессия. В раввинистической литературе можно встретить дискуссию о грядущем мире. Там проходит идея, что земные события не должны волновать людей, они должны думать о будущем. В настоящее время в ортодоксальном иудаизме ждут пришествия Мессии. Реформаторский иудаизм отвергает конкретного Мессию и говорит, что мир надо строит самим. Иудеи считают, что мертвые восстанут и обретут новую жизнь. Но неизвестно, каким образом это произойдет. Фарисеи считали, что воскреснет и тело, и душа. Саддукеи отвергали это, говорили, что воскреснет только душа. Встает вопрос, где это произойдет. Современные теологи не могут ответить на этот вопрос. Маймонид говорил, что воскресение возможно, но не в буквальном смысле этого слова. Он считал, что душа (нефеш, руах, нешама)– нечто, лишенное телесной оболочки и после смерти она воскреснет и в ней проявится своя индивидуальность. Душа проявляется в 5 качествах:

· Напитывающее

· Чувственное

· Образное

· Эмоциональное

· Рациональное

Из них 4 подвержены смертности, а последнее – бессмертие. Он называет рациональную часть души душой-интеллектом. У него идея, что чем разумнее человек, тем ближе он к бессмертию. Иегуда Галеви (12 в.) учил, что душа может обрести бессмертие силой добрых дел и силой любви, не зависит от усилий разума. В средние века появилось каббалистическое учение. Они разные. Но появилось анонимное сочинение «Сефер ха-бахир». Там говорится о том, что человек может искупить грехи, что человек может обрести бессмертие, если он осознал и искупил грехи. Анонимный автор 16 в. в произведении «Галея Раза» («Искупление») утверждал, что искуплением души может быть ее переселение. Среди более низких слоев населения существовало представление, что носителем зла является диббук, который вселяется в человека и заставляет его делать зло. Поэтому существовали особые обряды изгнания диббука. В настоящее время даже ортодоксы приходят к выводу, что бессмертие есть бессмертие души, а не воскресения. У евреев есть размытые понятия ада и рая. Шеол (могила, ад, яма) – подземный мир, куда попадают души умерших. В ТАНАХе обитель мертвых расположена под землей, у подножия гор или под водой. Есть учение, что в аду все равны. Мертвые, находясь в аду, не имеют возможности общаться с Богом. В ранней раввинистической литературе употребляется термин «Гиенна», связанный с местом Гебен Хинном, расположенным недалеко от Иерусалима. Существует понятие греха (хат – «промах, неудача») в иудаизме. Под грехом понимается нарушение божественных заповедей. Чаще всего понимается как недостаточное понимание божиих заповедей. Можно встретить понятие «пеша» - разрыв с Богом. Анон – исполнение заповедей, но в искаженном варианте. В Талмуде существует иерархия грехов. Но, в основном, грехи делятся на грехи против Бога и против человека.

Богослужение в иудаизме.

В древнееврейском государстве существовали переносные шатры – скинии («шатер собрания»). Евреи молились в них. Впоследствии их заменили храмы, особенно иерусалимский. В католической традиции скиния – ящичек для хранения элементов евхаристии. В древнем Израиле все богослужения совершались в храме на горе Мориа. Храм был построен в 10 в. до н.э. царем Соломоном. Он представлял собой прямоугольное здание 30 метров длиной, 10 метров шриной, 15 метров высотой. Имел вход с востока, а сам повернут на запад. Поклонение солнцу считалось у евреев смертным грехом, они выступали против солнцепоклонников, об этом говорится в книге пророка Иезекииля. Внутри храм состоял из внутренней части – святая святых, и внешней части. У входа две колонны. В святая святых находился ковчег завета, а в нем находились две скрижали, на которых были высечены 10 заповедей. Справа и слева над ковчегом простирали крылья два херувима, символизирующие присутствие Бога. Во внешней части был жертвенник для курения, стол для хлебов и 10 светильников. Перед самим храмом находился жертвенник всесожжения. В храме также существовали специальные помещения для священнослужителей и молящихся, причем с самого начала женщины были отдельно от мужчин. Над ковчегом горит вечная лампада. В храме существовал также бима – возвышение для чтения Торы. В субботу вспоминают о разрушенном храме, в этот день нельзя работать, петь, предписывается быть в скорби. В современных синагогах есть комната бет хамидраш – «дом учения», где раввины проводят занятия с учениками. Евреи должны молиться 3 раза в день. Перегородка между мужчинами и женщинами – мехица. В годы правления Соломона храм был единственным местом для богослужения. В 586 г. до н.э. Иерусалимский Храм был разрушен нашествием Навуходоносора. Впоследствии он был восстановлен, но в 70 г. был полностью разрушен римлянами. После разрушения второго храма начали появляться синагоги – «места для собрания». Непременным условием начала богослужения является наличия кворума в 10 человек, причем вести богослужение может любой человек, но это не практикуется. Женщины в богослужении не учавствуют.

Священство в иудаизме.

Священники в иудаизме – когены, а в период Иерусалимского храма – левиты. Священники традиционно передавали сан по наследству. Они совершали храмовые обряды, совершали жертвоприношения, были учителями. Они также решали многие правовые вопросы. Они облачались в черную рубаху (или серую) и митру (тюрбан). В период 1 Иерусалимского храма первосвященники помазывались елеем, надевались специальный нагрудник и накидка. Все священники владели землей, но они во многом зависели от храмовых подношений. Священники всегда должны были приносить подношения. Священники разделялись на 24 смены. Согласно библейским законам, священники могли жениться только на девственнице или вдове. Священникам запрещалось касаться мертвого тела, но могли касаться если это ближайший родственник. Со временем наследование сана прекратилось (1 в. н.э.).

Раввинат.

Ко 2 в. до н.э. появилось понятие «равви» - «мой учитель». В 1 в. н.э. появилось понятие «раввин» - те, кто были членами Синедриона (великого собрания). Возведение в раввины – смиха – проводилось только на земле Израиля. Синедрион был высшим законодательным органом Израиля. Главным был иерусалимский Синедрион. Существует понятие «кагал» - еврейская община. В сферу деятельности общины входят финансовые проблемы, религиозные и судебные.

В иудаизме существует практика отлучения – херем («отсечение, отторжение») – лишение каких-либо прав того или иного члена религиозной общины. Оно бывает автоматическим или с возможностью возвращения. Крайней формой отлучения является ниддуй, когда человека полностью исключают из общины и никакая другая община не имеет права его принять.

Обряды.

Одним из обрядов является молитва. Она совершается лицом к востоку, по направлению к Иерусалимскому Храму. Литургия - шема («слушай»). Молитва может произноситься на улице, в синагоге, дома.

Жертвоприношение в древности приносилось обязательно кровавое, в основном животных или детей. Существовала традиция принесения первенца в жертву. Впоследствии приношение крови считалось уже большим грехом. Сами израильтяне никогда не едят мясо с кровью. Однако кровью окроплялись святилища, поливалось внутреннее убранство синагоги, иногда некоторые углы дома. Однако кровь никогда не представляла собой жертвенного питья. В Библии указано, что в качестве жертвы приносятся только животные и злаки. Жертвы:

1) Ола – всесожжение. Приносились быки, бараны, козлы мужского пола. Могли быть птицы женского пола. Сжигали всё мясо, но оставляли шкуру.

2) Шлалим – мирная жертва. Животные обоего пола приносились в жертву. Внутренности сжигались, а остальное нет.

3) Хитат – жертва за грех. Приносилась либо одним человеком, либо всей общиной. Сжигались внутренности, мясо отдавалось священнику.

4) Ашам – повинная жертва за грех, совершенный сознательно. Приносились животные обоих полов в большом количества.

В настоящее время жертвоприношения заменены молитвой.

Смертная казнь присуждалась за похищение людей, за убийство, за идолопоклонство, за прелюбодеяние, за кровосмешение, за несоблюдение законов субботы. Традиционный способ приведения смертной казни – закидывание камнями. Практиковалось сожжение на костре. Талмуд добавил еще обезглавливание, удушение, сбрасывание с высоты. Приговор смертной казни может осуществить суд из 23 человек. Обвинение должно иметь не менее 2 свидетелей совершения преступления, косвенные доказательства не принимались, не принимались также свидетельства близких родственников. Если человек знал, что это грех и совершил его, то его не приговаривали к смерти.

Предписания и запреты:

1) Прикасаться к мертвому телу

2) Законы траура. 7 дней после смерти человека практически ничего не есть, надрывать над собой одежду, 30 дней находиться в состоянии тяжелого траура.

3) Субботний запрет. Не стирать, не есть мясо.

4) Не варить мясо в той же посуде, в которой кипятили молоко.

5) Запрет есть свинину. В древности свинья была священным животным, а затем свинья стала восприниматься как нечистое животное. Чистое животное – жвачное, имеющее раздваивающиеся копыта.

6) Насилие над женщиной. Совершеннолетие мальчиков в 13 лет, а у девочек в 12,5 лет. Совершивший насилие до совершеннолетия обязан жениться с согласия родителей, а после совершеннолетия тоже обязан жениться, но без согласия родителей. Насилие над замужней женщиной карается огромным штрафом.

7) За сожительство с сестрой жены или ее матерью полагалась смертная казнь.

8) Мужчине запрещено брить волосы на висках (пейсы). Это считается знаком разрыва с общиной.

Происхождение и состав Ветхого Завета.

Иудейский канон:

1. Бытие

2. Исход

3. Левит

4. Числа

5. Второзаконие

6. Пророки: 1) Иисус Навин, Судьи, Первая книга царств, Вторая книга царств, Первая и Вторая книги Самуила – ранние пророки 2) Иеремия, Исайя, Иерекиль 3) Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Сафония, Аггей, Захария и Малахия – малые пророки.

7. Писание: псалтирь, притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плачь Иеремии, Екклесиаст, Есфирь, Даниил, Ездра, Неемия, Первый Паралипоменон, Второй Паралипоменон.

Александрийский канон в католицизме:

Грех – всякое свободное и сознательное, так и несвободно и бессознательное отступление делом, словом и даже помыслом от заповедей Бога и нарушение Закона Божия. По определению апостола Иоанна, «грех есть беззаконие»(1 Ин. 3:4). Он произошел не от Бога и не от природа, а от злоупотребления разумом и волей. Основа греха в эгоизме и себялюбии. Поскольку человеческая природа двояка, то грехи бывают духовные и телесные. Грехи могут быть разделены на:

1. Чувственные – стремление к чувственным удовольствиям

2. Духовные – высокомерие, себялюбие

В нравственном богословии выделяются:

1. Грех опущения – невыполнение заповедей.

2. Грех действия или нарушения – когда делается то, что прямо запрещается.

3. Грех вольный – совершение чего-либо противозаконного и не сопротивление греху.

4. Грехи невольные – по незнанию.

5. Грехи простительные – совершение греха по слабости, человек осознает его, но не может противиться ему.

6. Грехи тяжкие – целенаправленный грех.

7. Грехи тяжкие – хула на Бога.

Праздники в иудаизме.

Там они называются святыми собраниями (моэд). Описание праздников находится в Галахе. Праздники связаны с цикличностью природы, а также с историческими событиями. Одним из основных является праздник пасхи (песах). Начинается он на 15 день месяца нисан (март-апрель – время уборки ячменя). Он обязательно совпадает с полнолунием. Со 2 дня отсчитывают 49 дней и заканчивают праздником Шавуот (пятидесятница). Исторически люди приносили первые плоды урожая в иерусалимский храм. Из этих плодов делали опресноки, поэтому пасху иногда называют праздником опресноков. Однако впоследствии, праздник стал иметь другое значение – как память избавление от египетского плена. Само слово «песах» означает «прохождение» (когда Ангел Смерти проходил мимо египетских домов и убивал первенцев). После того, как все египетские первенцы были истреблены, то фараон разрешил евреям уйти из плена, и, когда они уходили в спешке, то они забыли заквасить хлеб, поэтому хлеб был неквасной, пресный. Пресный хлеб имеет и другое название – маца. В первый пасхальный день на стол кладут красивые пасхальные блюда и яйцо в память о пасхальном жертвоприношении. На второе блюдо кладут баранью косточку – символ пасхального агнца. На третье блюдо кладут горькие травы, напоминающие годы рабства. На четвертое – специальную смесь харосет (протертые яблоки, орехи, политые вином – символ строительных материалов). На пятое – овощи. На шестое – кувшин с соленой водой, как символ слез. В ходе трапезы 4 бокала вина должен выпить каждый взрослый участник застолья, а пятый ставят для пророка Илии. Читаются молитвы погребального типа, а затем более восторженные. В настоящее время евреи празднуют пасху 3 дня. Самое главное условие – не есть никакого квасного хлеба. В эти дни не рекомендуется работать. Начиная со второго дня начинается шавуот. Праздник посвящен тому дню, когда Моисей, поднявшись на гору Синай, записал на каменных скрижалях 10 заповедей. Этот праздник говорит о символе Завета между людьми и Богом. Человек нуждается в нравственном законе, отсюда праздник Кущей (Суккот). Он празднуется через 7 дней после пятидесятницы как конец уборки урожая. Затем он стал означать окончательный уход евреев из Египта и приход их в Ханаан. Иногда этот праздник называют «Симхат-Тора» (радость). Продолжительность его – 2 дня. Иногда ещё этот праздник называют праздником Закона. Дни трепета (перед новым годом) – дни, когда человек должен вспомнить свои грехи и покаяться перед Господом. Йои Киппур следует сразу за днями трепета. В этот день Бог, услышав покаявшихся, записывает их в Книгу Жизни. Сразу за этим наступает новый год. В день искупления читается специальная молитва – «внеси меня в Книгу Жизни». В этот день идет строжайший пост. В синагоге проходит служба в этот день. Тиша бе-Ав не имеет определенной даты, его назначали раввины в память разрушения второго и первого иерусалимских храмов. Ханука – праздник зажигания свечей в честь восстановления храма. Пурим – праздник в честь спасения от вавилонского плена. Шаббат (Шавват) – «день покоя», суббота, 7 день.

Обряды.

1. Молитвы. Раввины приписывают всем верующим молиться 3 раза в день, но главная молитва – утренняя. Во время утренней молитвы на лоб и на левую руку надеваются тефиллины (кожаная коробочка, в которой написано несколько фраз из Торы). Идея обязательных молитв появилась во время второго храма. Самой главной является молитва «Шма» («Слушай Израиль»).

2. Пост. Изнуряя тело, человек возвышает душу до престола Яхве.

3. Обряды инициации. Обрезание мальчиков на 8 день после рождения. Бар-мицва и бат-мицва – вступление в совершеннолетие для мальчиков (13 лет + 1 день) и для девочек (12,5 лет + 1 день) соответственно.

4. Иконография. В иудаизме традиционно существовали несколько точек зрения на изображение. В исходе находится запрет на изображение всего божественного. До сих пор стоит вопрос: Возможны ли росписи на библейские сюжеты? Изображение не запрещено, но не приветствуется.

5. Женитьба. 2 этапа: помолвка (киддушин), затем само бракосочетание (ниссуин). Помолвка заключается в передаче невесте денег и украшений, в заключении брачного контракта. Приношение колец означает, что Бог один раз соединил мужчину и женщину, и снимать кольцо нельзя. Полигамия не запрещается, но и не приветствуется.

6. Погребальные обряды. Тяжким грехом является оставление без погребения. Изначально хоронили без гроба, а умершего заматывали в полотно и замуровывали в пещере. Затем стали хоронить в гробах (в талмудический период). В религиозных общинах существовали погребальные братства (Хевра кадиша), которые занимались погребением. Хоронили на 1-2 день. Однако запрещено было хоронить в праздничные дни. Раньше кремация не допускалась. Глубокий траур продолжался 7 дней, а затем еще 30 дней надо было читать погребальные молитвы.

Реформированный иудаизм.

Возник в Германии в 18 в. В 1718 г. была построена первая синагога пореформенного иудаизма в г. Гамбурге. Цели реформы:

1. Убрать архаичные элементы богослужения

2. Приспособить богослужения к современной обстановке в разные страны, перевести богослужебные тексты на национальные языки. В современной синагоге (называют еще и храмом) нет разделения на мужчин и женщин. Там есть органная музыка.

3. Сократить количество запретов и повелений. На первый план выдвинулись проблемы нравственного и политического плана.

В 1875 г. в Германии в Бонне был создан институт по подготовке раввинов.

Каббала.

Мистическое направление в иудаизме. Происходит от «получать по преданию». В современной литературе применяется по отношению к учением, возникшим в 13 в. Она возникла под влиянием неоплатонизма и гностицизма. Гностицизм проникает в каббалу через анонимную книгу 13 в. «Сефер-ха Багир» («Книга яркого света»). Неоплатонизм повлиял через испанских теологов, особенно Ибн-Гебироля (1021-1057), Бахью Ибн-Пакуду (1 половина 11 в.), Ибн Цаддика (1080-1149) и Авраама бара Хийи (1065-1136). Из неоплатонизма была взята идея божественной эманации – Бог с помощью эманации создал мир, человека и историю, которые развиваются по своим законам. Положения:

1. Существует Живой Бог. Он проявляет себя в актах творения, откровения и избавления от тленного, пустого мира.

2. Существует Скрытый Бог, который на созданную Богом материю накладывает качества. Зло, несправедливость и прочее вызваны тем, что Скрытый Бог несовершенен.

Самый главный мистический канон – книги «Зогар» и «Лурианская Каббала». Они были созданы между 10 и 15 веками. «Зогар» означает «сияние». Она написана на арамейском языке, в нее входят три тома, которые являются мистическим толкованием Торы. Первый том – «Зогар Хадаш» («Новый Зогар») считается одним из самых главных, там говориться о человеческой душе, о божественном мире. Основной задачей было толкование Торы и сглаживания противоречий. Исследователи приходят к выводу, что автором «Зогара» был Моше де Лиона (1240-1305). В основе системы «Зогар» лежит идея сокровенного непостижимого Божества с одной стороны, и абсолютного единства бытия с другой. Противоречие между Божеством и бытием называется сфирот (греч. «сфера»). Первоначально понятие сфирот понималась как число или числа, потом как сила или силы, области бытия, эманация. Иногда сфирот отождествляют со ступенями эманации. Однако сфирот может означать и фазы проявления Божества. Согласно Зогару, на грани всего сущего находятся бескачественные, бесколичественные, абсолютные единства – невидимый Бог, Эйн-соф («бесконечное»). Проявляясь во вселенной, Бог приобретают атрибуты, которые называют сферот. Человек создан по образу Бога, он сосуд силы сфирот. Сфирот учит о проточеловеке, Адаме-Кадмоне.

Этика Зогара. Этический идеал – двекут – неприрывная приобщенность, прямая связь с Богом, она доступна лишь цаддику (праведнику). Цаддик должен выполнять все религиозные повеления иудаизма, он должен быть аскетом. Здесь уже стоит проблема соотношения души и тела человека. Зогар сравнивает душу и тело как оболочку и ядро. По Зогару, дух человека эманирует из царства святости и обволакивает тело человека. Душа делится на 3 части: растительную, животную и разумную.

1. Нефеш – жизнь

2. Руах – дух, нравственное начало

3. Нешама – душа, разумное начало (иногда переводится как «святая душа») – она приобретается только путем благочестия посредством погружения в тайны Торы

Из трех элементов только нефеш способна грешить, и она получает возмездие за грех. Душа праведников возвращается в рай после пребывания на земле. Грешники очищаются в огненном потоке или сжигаются в нем. Есть также учение о переселении душ (гилкул). Однако в иудаизме отрицается возможность переселения в нечеловеческие формы. Все души совершают земное странствование. День спасения будет назначен только тогда, когда в мире появятся три души Мессии.

Гностики рассматривали зло как материальную силу, которая противопоставляет себя воле Бога и его Благоволения. Олицетворяет зло бог Демиург, который творит все материальное. У раннего каббалиста Герона можно найти идею того, что зло – отсутствие добра.

В ранней кабалистике можно выделить две системы: немецкую и испано-провансальскую. В немецкой превалировала идея, что конечной целью является практическая каббала, достижение Божества с помощью экстатических состояний. Испанская система более рациональна, она пытается рационально доказать божественные проявления. В испанской можно выделить католонскую и кастильскую. В испанской школе есть два анонимных источника «Книга яркого света», «Трактат об эманации». К этим направлениям примыкает Саббатианское движение, основателями которого были Саббатай (Шаббай) Цеви (1626-1676) и Яков Франк (1726-1791). Они выдвинули концепции Бога Откровения, который является Истинным Богом Израиля и концепции роли Мессии в роли исправления миров (тиккун). Существует также лурианская каббала, создателем которой является Ицхак Лурия (1536-1572). Он не оставил никаких письменных произведений, кроме комментария к Зогару. Лурия утверждал, что каждый должен сам трактовать Тору. Она имеет 600 тыс. ликов., а это число душ Израиля на момент откровения. Лурию считают не только лурианской каббалы, но и практической каббалы, в основе которой магия. Главное в этой каббале – приблизить конец света, дабы поскорее избавить мир от зла. Впоследствии эти два последних движения сошли на нет, но появились другие похожие. Социальные потрясения в Турции в 16 в. привели к созданию многих каббалистических кружков. Они учили о том, что в 1648 г. придет Мессия. Идеологами этого движения являются Натан из Газы и Авраам Кардозо. В дальнейшем каббала раскололась на направления:

1. Дёнме – евреи, перешедшие в ислам. Они провозглашали, что верят в божественность Аллаха, но на деле придерживались своей старой веры. Называли они себя маалиним («верующие в Мессию-саббатая»). Они не признавали многие предписания Торы, но признавали оргии (считали сексуальную энергию одним из проявлений энергии божества). Считали, что зло преодолевается злом. В дальнейшем дёнме разделились на:

a) измилары

b) якоблары

2. Умеренные, сторонники которого практиковали крайний аскетизм и исполнение всех иудейских предписаний. К ним относился Иуда Хасид, который верил в божественность Саббатая и стремился избежать греха с целью с спасения, отрицал многие религиозные предписания, проповедовал различные оргии. Они жили на территории Польши, поэтому провозгласили избранность польского народа. Учение Иуды Хасида положило начало хасидизму (от евр. «хасид – любящий Бога»). Хасидизм возник из рассеянных евреев.

3. Крайние, которые остались на позициях мистицизма.

4. Израиль бен Элиэзер (1700-1760), прозванный Баал шем тов («обладатель доброго имени»), сокращенно Белит основал свое учение. Особых догматов у них нет. Но положения такие:

a) весь мир есть проявление божества

b) не может быть абсолютного зла, зло – неполное добро

c) божественную сущность человек может постичь внутренним озарением, но достичь этого можно не чтением Торы, а экстатической молитвой

5. Шнеур Залман основал свою школу (название Хабаа) как направление хасидизма. Разум может познать вселенную только путем:

a) хохма (мудрость)

b) бика (разум)

c) даат (знание)

Шнеур проповедовал в местечке Любавичи. Сейчас центр этого движения в Нью-Йорке. Они считают, что все люди равны. Грешник – заблудший брат. Основными добродетелями являются скромность, радость и душевное горение (постоянное чувство радости при сотворении какого-то дела). Эта школа встретила сильное гонение со стороны ортодоксального иудаизма, особенно Ильи Гальона. Шнеур по доносу был заключен в Петропавловскую крепость, а при Павле 1 был освобожден. в 1834 Александр 1 издал указ «положение об устройстве евреев», в котором запрещались гонения на хасидов.

Философским обоснованием хасидизма занимался Мартин Бубер (1873-1965). В настоящее время в России существует направление любоведческих хасидов, у них две синагоги в Москве. Хасидизм считается ортодоксальным иудаизмом, хотя у него есть сильный отход в сторону мистицизма. В настоящее время есть Федерация еврейских общин России и Конгресс еврейских религиозных организаций и общин России.

Пророки («Провозвестники»)

Те, которые говорили от лица кого-либо. Затем те, которые предвидят будущее по откровению свыше. Существованию Бога доказательством служит существование пророков.