Христианство.

1. Социально-экономические и идейные причины возникновения христианства

Христианство возникло в 1 в. нашей эры восточных провинций Римской империи.
Этот период отличался кризисом рабовладельческого строя. Шли многочисленные восстания рабов и неимущего населения. Мелкое крестьянское хозяйство разорялось. Однако ни племенные, ни национальные религии Востока не могли удовлетворить неимущее население.

Христианство заимствовало из восточных культов учение о воскрешающих и умирающих богах, учение о загробном мире. Из иудаизма христианство заимствовало монотеизм, идеи мессианизма. Христианство полностью взяло ВЗ. На христианство повлияла античная философия, в частности Филона Александрийского. Его философия есть сочетание философии платоников, стоиков и иудаизма. Он является одним из родоначальников аллегорического метода толкования. Согласно Филону, все лучшее сосредоточено в душе человека, в теле – все худшее и бренное. Это противоречие порождает греховную природу человека. Все свои надежды на будущее Филон возлагает на Логос (Сын Божий, посредник между Богом и людьми). В учении Филона есть представление об экстазе – это мистическое состояние, которое позволяет соприкоснуться душе с божественным началом. Другим идейным истоком был Луций Анней Сенека (6 – 65), представитель стоицизма. Интересны его работы «О счастливой жизни» и «Письма к Луцилию». Сенека придерживается учения о предопределении.

К 4 в. н.э. христианские общины меняют свое социальное положение – в нее вступают высокопоставленные люди. Появляется догматика. Появляются апологии. В 313 г. императором Константин (жизнь: 272-337 н.э.) провозгласил веротерпимость на территории римской империи (миланский эдикт). В 324 г. христианство объявляется господствующей религией на территории империи. Окончательное закрепление христианства произошло при императоре Феодосии (правление: 380-391). Он перед смертью разделил всю империю между своими сыновьями: Аркадием и Ганорием. Они в 383 и 393 гг. стали августами соответственно.

Раскол был подготовлен реформами двух императоров: Диоклетиана (правление: 284-305) и Константина 1 (жизнь: 306-337). Реформы заключались в введении административного и территориального деления империи. Империя была разделена 100 провинций. В период с 395 по 476 гг. н.э. империя постепенно приходит в упадок. Британия, Галлия, Испания, Африка были захвачены германскими племенами. Восточная империя получила название Византийской империи.

Св. Григорий Богослов (335-394). Начал оформляться культ. Стали собираться соборы, которые были православными, соборными, вселенскими. Собор – собрание епископов.

Первый Вселенский Собор проходил в г. Никее в 325 г. Председательствовал Константин. Вопросы стояли следующие:

· природа Иисуса Христа

· борьба с арианством

Арианство возникло в 4 в. и получило название от александрийского пресвитера Ария (250-330). Своё учение обнародовал в 318 г. Оно основывалось на рационализме, иудаизме, гностицизме. ДО этого был разработан догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Он указывал, что вместо единосущности надо употреблять подобие. Сын Божий, являясь Богом, не имеет начала в самом себе, а сотворен Отцом из ничего до вещей, а, следовательно, не совечен, а лишь подобен Богу. Иисус по сущности не равен Богу, а равен только по Благодати. Арий поставил вопрос о Святом Духе. Он считал, что он тоже сотворен Отцом. Он содействует Сыну в творении существ. Против него выступили епископ Александрийский Александр и Афанасий Великий (295-375). Они отстаивали догмат о Троице. Афанасий поставил вопрос, что такое вера. Вера – определяющее условие для спасения.

Арианство разделилось на два течения:

· аномои (аномеи, евномои) – греч. «непохожий». Сын не подобен Отцу, они имеют разную природу. Аномоев возглавляли дьякон Аэций и епископ Евномий

· омои (омусиане). Основатель – Василий Анкирский. Он учил, что Иисус является посредником между Богом и миром. Он подобен Богу Отцу, но не полностью. Он ниже по своей природе.

Было создано арианское исповедание веры, созывали свои соборы.

Собор решил вопрос о дне празднования Пасхи. Восточная церковь стала праздновать ее, как и иудейскую.

На соборе были приняты 20 правил:

Ø о клире

Ø о правах епископов

…и так далее.

Был принят Символ Веры.

После ВС продолжалась борьба о природе Иисуса Христа.

Появилось направление во главе с константинопольским епископом Македонием (342-359 – правление), которое заявило, что Дух Святой – творение Бога, но не Бог. Он содействует исхождению на человека благодати.

Было течение аполлинариев. Аполлинарий – епископ Лаодикийский. Он заявил, что Иисус человек, который превосходит всех людей.

2 Вселенский Собор в Константинополе в 381 г.

Утверждаются положения 1 Собора. 2 ВС вошел в историю как поместный. Его собрал Феодосий Великий. Собор низложил Ария. Окончательно был сформулирован символ веры. Окончательно были утверждены положения о Святом Духе, о церкви, о крещении, о воскресении. Было принято решение, что епископы поместных церквей не вмешиваются в дела друг друга. В этот период наиболее крупными церквами были римская, антиохийская, александрийская, константинопольская, иерусалимская.

Появилось направление несторианство. Епископ Несторий (428-431). Несторий подчеркивал различие между человеческой и божественной природы Иисуса. Иисус – оболочка, вместилище, орудие для Божества. Он заявлял, что дева Мария родила не Бога, а человека, и через наитие Святого Духа, в нем соединилось Слово Божие. Против Нестория выступил Александрийский епископ Кирилл (умер в 444 г.). Он заявил, что «Иисус Христос имеет одну природу богослововоплощенного», он имеет два естества. Положение Кирилла было принято на следующем ВС.

3 Вселенский Собор в г. Эфесе в 431 при императоре Феодосии 2. На нем было осуждено несторианство. Началась борьба с пелагианством. Пелагий (354-420).

Монофизиты. Ее основатель – Александрийский архимандрит Евтихий. Он учил, что Христу присуща одна только божественная природа. Его поддержал Диоскор, а также император Феодосий.

4 Вселенский Собор в г. Халкидоне в 451. Монофизиты были осуждены. Был утвержден догмат о воплощении: Иисус и Бог и человек. Евтихий и Диоскор были сосланы. Выделились нехалкидонские церкви: Армянская, Коптская, Малабарская, Эфиопская, Яковится (Сирийская). В 1971 г. их стали называть древневосточными церквами.

5 Вселенский Собор в Константинополе в 553. Подтверждено наименование Марии Богородицей + мелкие вопросы о еде, одеяниях и прочее.

6 Вселенский Собор в Константинополе в 680-681. Были осуждены монофелиты. Согласно этому учению, у Иисуса две природы и одна воля – божественная. Выделилось течение маронитов. Марониты – ливанские христиане, от епископа Марона (350-433). Они придерживались монофизитства. В 1182 г. маронитский патриарх Марон отрекся от монофизитства и примкнул к католицизму.

7 Вселенский Собор в Никее в 787. Начинается борьба иконопочитателей и иконоборцев. Начало этому движению положил император Лев 3, который запретил иконы. Началась борьба с церковным владением, которое конфисковалось. Этот процесс вошел в историю как процесс секуляризации. Возникло движение павликианство. Основатель их – Павел из Самосаты (3 в. до н.э.). Он был антитринитарием (против догмата о Троице). Постепенно движение иконоборцев сошло на нет. На соборе было принято иконопочитание.

В 841 г. 19 февраля был установлен день православия.

В 1054 г. произошел раскол на греко-кафолическую и римско-католическую церкви. В западной литературе к православию применяют слово Orthodoxy Christianity. Исторически термин «православие» закрепился за церквами восточной части римской империи.