рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древние славяне и их военная организация

Древние славяне и их военная организация - раздел История, Второй том «Истории военного искусства» После Того Как Многочисленные Племена «Варваров» Разгромили Западную Римскую ...

После того как многочисленные племена «варваров» разгромили Западную Римскую империю, в борьбу с Восточной Римской империей вступили славянские племена, которые оказали существенное влияние на историю «второго Рима». По словам Энгельса, культурная полоса античности в V и VI вв. была «разорвана и смята немцами и славянами с севера и арабами с юго-востока...»{10}.

Римские писатели I в. (Плиний Старший, Тацит) сообщают, что территория к востоку от Вислы и к северу от Дуная в их время была заселена многочисленными племенами винидов. Это были славянские племена, которые жили не только восточнее Вислы, но и к западу от нее. Более подробные сведения о славянах имеются в работах писателей ранне-византийского периода VI — VIII вв.

Иордан, автор «Истории готов», в VI в. писал: «От истоков реки Вислы на неизмеримых пространствах основалось многолюдное племя винидов. Хотя названия их изменяются теперь в зависимости от различных племен и местностей, однако главным образом они именуются склавинами и антами. Склавины живут от города Новиетуна и озера, которое именуется Мурсианским, до Данастра, а на севере до Вислы; анты же, храбрейшие из них, живя на изгибе Понта, простираются от Данастра до Данапра»{11}. [34]

Таким образом, от Азовского моря до Вислы с древнейших времен обитали многочисленные славянские племена. Антами называли восточных славян, которые, по свидетельству Иордана, были храбрейшими из всех славянских племен.

Прокопий Кессарийский, Агафий, Маврикий, Феофилакт Симокатт и другие писатели VI — VIII вв. сообщают более подробные сведения об общественном устройстве и военной организации славян, а также о некоторых способах ведения ими войны и боя.

Основными занятиями славянских племен были земледелие и скотоводство, о чем косвенно говорят Прокопий и Маврикий и что подтверждается археологическими данными. В хлебных ямах славян хранились большие запасы ячменя и проса, для обнаружения которых Маврикий рекомендовал снаряжать солдат железными щупами. Имеются данные о том, что славяне занимались скотоводством; археологические данные (находки удил и стремян) свидетельствуют о развитии у них коневодства. Охота, бортничество и рыболовство были подсобными промыслами. [35]

Славянские племена в VI в. вели оседлый образ жизни, что подтверждается характером их занятий и устройством поселений, которые обычно находились в лесах, болотах, посреди рек и озер. Это были городища, состоявшие из землянок со многими выходами, чтобы в случае нападения можно было скрыться через один из запасных ходов. Посреди рек и озер сооружались, по-видимому, свайные постройки. Таким образом, поселения славянских племен были надежно укрыты и трудно доступны, а поэтому отсутствовала надобность в строительстве таких оборонительных построек крепостного типа, какие, например, сооружались в древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Греции и Риме.

Древние славяне умели делать «моноксилы» — лодки-однодревки, на которых они по рекам спускались к Понту (Черному морю). На лодках славянские воины появлялись под Корсунем в Крыму, под Константинополем и даже на Крите в Средиземном море.

По свидетельству Прокопия, склавины и анты отличались очень высоким ростом и огромной силой. «Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все же они темно-красные»{12}. Древние авторы отмечают у склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе. Так, Маврикий пишет: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-нибудь) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?»{13}

Из этого сообщения Маврикия, как и из других источников, видно, что у славян существовала кровная месть, следствием которой являлись вооруженные конфликты между племенами. [36]

В VI веке, о котором имеются более подробные сведения, славянские племена находились на ступени разложения первобытно-общинного строя; развивалось неравенство, появились знатные и богатые, которые имели рабов.

Особенностью развития славянских племен является отсутствие у них долгового рабства; рабами были только военнопленные, да и те имели возможность выкупиться или стать равноправными членами общины. Это было патриархальное рабство, которое, у славян не превратилось в рабовладельческий строй.

У славян существовала родовая община, которая имела земельную собственность. Частной собственности на землю не было и тогда, когда семья стала получать определенное пахотное поле, так как пахотная земля периодически подлежала переделу. Выгоны, леса, луга, охотничьи и рыбные угодья продолжали оставаться общинной собственностью. Родовая община при наличии земельной общинной собственности исключала возможность развития рабовладельческого способа производства. Общественное развитие славян пошло другим путем.

По сообщению Прокопия, «эти племена, склавин и антов, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим»{14}. Вече (собрание рода или племени) было высшим органом власти. Делами рода ведал старший в роде (староста, господарь).

Уже в конце V века стали возникать более или менее значительные объединения славянских племен для отражения нападения врагов или организации походов в пределы Восточной Римской империи. Войны способствовали упрочению власти военачальника, который превратился в князя, имевшего свою дружину. У древних авторов упоминаются имена славянских вождей и князей. Так, например, Иордан отметил в IV в. поражение вождя антов Божа с сыновьями и 70 старейшинами.

Общественное устройство славян в VI в. представляло собой военную демократию, органами которой были вече или собрание племен, совет старейшин и князь — военачальник. Князь имел свою дружину. Некоторые военачальники поступали на службу в Восточную Римскую империю. Но славянские племена обосновывались на Балканском полуострове не в качестве наемников, а в качестве завоевателей.

Маврикий отмечает, что у славян существовала межплеменная рознь. «Не имея над собою главы, — писал он, — они враждуют друг с другом; так как между ними нет единомыслия, то они не собираются вместе, а если и соберутся, то не [37] приходят к единому решению, так как никто не хочет уступить другому»{15}. Для борьбы со славянами Маврикий рекомендовал пользоваться их межплеменной рознью, натравливать одни племена на другие и этим самым ослаблять их.

Восточноримские политики очень боялись крупных политических объединений славян.

Когда славянам угрожала внешняя опасность, племена забывали все свои распри и и объединялись для общей борьбы за независимость. Говоря о борьбе аваров и «склавинского народа» в конце VI в., Менандр — византиец — сообщает ответ славянских старейшин вождю аваров, который потребовал от славянских племен покориться аварам и платить дань. «Родился ли на свете, — спрашивали «склавинские старейшины», — и согревается ли лучами солнца тот человек, который бы подчинил себе силу нашу?»{16}

Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.

Воинами славянских племен были все взрослые мужчины. По сообщению Маврикия, у славянских племен имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами. Количество сражавшихся обычно исчислялось сотнями и тысячами, значительно реже отмечаются десятки тысяч. В основе организации войска лежало деление на роды и племена. Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь.

Древние источники отмечают силу, выносливость, хитрость [38] и храбрость воинов славянских племен, которые к тому же владели искусством маскировки. Прокопий писал, что воины славянского племени «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр...»{17}. Во время одной осады города готов Велизарий вызвал воина славянина и приказал ему добыть языка. «И вот этот славянин, ранним утром пробравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом и свернувшись в клубочек, спрятался в траве»{18}. Когда подошел к этому месту гот, славянин внезапно схватил его и принес живым в лагерь.

Маврикий сообщает об искусстве славян скрываться в воде. «Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии)»{19}.

Свидетельства древних авторов и исследования советских археологов позволяют определить происхождение и характер вооружения воина славянина. В славянских городищах VIII — IX веков советские археологи нашли кузницы, в которых изготовлялись орудия сельского хозяйства, предметы снаряжения коня и оружие. У славянских воинов преобладало оружие отечественного производства. Знать славянских племен, кроме своего, имела трофейное или купленное в других странах оружие.

Относительно оружия славянских воинов Маврикий писал: «Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильно действующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела»{20}. Кроме лука и дротиков для метания, о которых говорит Маврикий, славянский воин имел копье для удара, секиру, бердыш и обоюдоострый меч. [39]

Оружие славянских воинов предназначалось для ведения рукопашного боя. Основным оружием славян был меч. По сообщению Ибн-Фодлана, мечи славян были широкие, с волнообразными полосками на клинке. Мечи украшались различными рисунками. Другой древний автор пишет о том, что новорожденному сыну отец подавал меч, говоря при этом: твое — единственно то, что добудешь мечом. Если тяжущиеся были недовольны судом князя, князь говорил им: судитесь мечом; у кого меч острее, тот и победитель{21}. Клятву славяне обычно давали на щите и мече.

Из предохранительных доспехов, кроме большого щита, славянские воины имели кольчугу, которая надежно прикрывала воина и в то же время не стесняла его движений в бою. Кольчугу изготовляли славянские мастера. В этот период у норманнов доспехи изготовлялись из кожи с прикрепленными к ней металлическими планками; византийские воины имели кованые доспехи, сильно стеснявшие их движения. Таким образом, доспехи славян выгодно отличались от доспехов их соседей — норманнов и византийцев.

Имеется ряд прямых и косвенных указаний на то, что у древних славян было два рода войск — пехота и конница. В Восточной Римской империи при Юстиниане на службе находились конные славянские отряды, в частности у Велизария в коннице служили славяне. Командиром конницы был ант Доброгост. Описывая поход 589 г., Феофилакт Симокатт сообщает: «Соскочив с коней, славяне решили немного передохнуть, а также дать некоторый отдых своим коням»{22}. Таким образом, все эти данные говорят о наличии у славян конницы.

О характере боевой деятельности славян имеются более подробные данные, но совершенно отсутствуют сведения об их боевых порядках. Прежде всего необходимо отметить организацию разведки славянами с целью захвата «языка».

Широко применяли славяне внезапные нападения на противника. «Сражаться со своими врагами, — пишет Маврикий, — они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадам»), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов... Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают (как бы) под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они [41] мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника»{23}.

Маврикий сообщает, что в искусстве форсирования рек славяне превосходили «всех людей»{24}. Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они быстро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные отряды войска.

Лагерь славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок. Феофилакт Симокатт сообщает о походе одного славянского отряда, который вел бой с римлянами: «Так как это столкновение для варваров (славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и детей»;{25}. Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было надежной защитой от конницы.

Для оборонительного боя славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засеки. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы, «черепахи» и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, славяне шли на штурм.

Хотя Маврикий и говорит, что славяне не признают военного строя и при наступлении продвигаются вперед все вместе, это, однако, не означает, что у славян не было боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против них не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод, что для боя славяне располагались в определенном порядке. «Иногда они, — пишет Маврикий, — занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл»{26}. Если славяне отражали все атаки, то, по мнению Маврикия, оставалось одно средство — преднамеренно отступить, чтобы вызвать неорганизованное преследование, которое расстроит боевой порядок славян и позволит одержать победу внезапным ударом из засады. [42]

Советы Маврикия в отношении направлений атаки и приемов дезорганизации построения славянского войска говорят о том, что у древних славян был определенный боевой порядок, что сражались они не толпой, а организованно, построившись по родам и племенам. Родовые и племенные вожди являлись начальниками и поддерживали в войске необходимую военную дисциплину. В основе организации славянского войска лежало общественное устройство — деление на родовые и племенные отряды. Племенные и родовые связи обеспечивали сплоченность воинов в бою.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Второй том «Истории военного искусства»

Второй том Истории военного искусства профессора генерал майора Е А Разина изданный в г охватывает развитие военного искусства народов... В своих исследованиях автор описывает практически все известные этапы в... В качестве методологической основы монографии была взята т н марксистско ленинская военная наука т е труды К...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древние славяне и их военная организация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Феодализм и феодальный период войны
Общественно-экономические формации представляют собой исторические ступени развития человеческого общества. Изменение формы общественного устройства определяется коренными качественными изменениями

Некоторые вопросы историографии и источниковедения феодального периода войны
Основой для научного исследования военного искусства феодального периода войны являются труды К. Маркса и Ф. Энгельса. «Хронологические выписки» и «Секретная дипломатия» К. Маркса раскрыва

Военное искусство вооруженной организации древних славян в войнах с Восточной Римской империей
Начиная с I века н. э. славянские племена участвовали в борьбе с Римской империей. Древние источники упоминают восточнославянские племена, которые вели борьбу с римскими завоевателями. Имеется сооб

Древнерусское государство и его вооруженная организация
В конце VIII или в начале IX в. новгородский князь Бравлин ходил войною на Сурож — византийскую колонию в Крыму. С «многою силою прииде к Соурожу» и «плени от Корсоуня (Корсуня) и до Корче (Керчи)»

Соседи древнерусского государства — Византия, болгары, печенеги, хазары и особенности их вооруженных сил
Византийская империя в VIII — XI вв. VII в. был поворотным пунктом в развитии Восточной Римской империи, в которой все более усиливался процесс превращения ее в феодальную монархию

Развитие военного искусства вооруженной организации руссов в войнах конца IX и X вв.
Главным содержанием внутренней политики князей древнерусского государства было преодоление межплеменной розни и объединение славянских племен. Во внешней политике князья, опираясь на племенную знат

Арабские племена и их вооруженная организация
В VI — VIII вв. на Ближнем Востоке возникло крупное государственное объединение арабских племен. В это время арабы были свободными скотоводами или землевладельцами. Племенные вожди арабов с целью з

Особенности военного искусства арабского войска
В первой половине VII в. было завершено объединение арабских племен и возник арабский халифат — государство арабов. Арабское войско разбило византийцев и в короткий срок завоевало Иран, который был

Франки и их вооруженная организация
Племена франков, жившие на территории Галлии, в III — IV вв. находились на ступени разложения первобытно-общинного строя. Во главе рода или племени стоял старшина, впоследствии Kuning (король). Сло

Военное искусство в войнах франков с арабами
«Варварские» государства, возникшие в результате завоеваний, не были устойчивыми политическими образованиями. После смерти Хлодвига (511 г.) во франкском государстве наметилось обособление трех его

Военные реформы во франкском государстве в конце VIII в. и особенности военного искусства франков на рубеже IX в.
В VII в. у франков появилась отчуждаемая частная поземельная собственность — аллод. Появление аллода повлекло за собой, с одной стороны, раздробление землевладения, с другой — возникновение крупног

Военное искусство вооруженной организации Руси в XII — XIII вв.
Феодальная Русь в XII — XIII вв. и ее вооруженная организация. Во второй половине XI в. в древнерусском государстве усилился процесс развития феодальных отношений. Росло крупное во

Военное искусство вооруженной организации феодалов Западной Европы X — XIII вв.
Вооруженная организация феодалов Западной Европы. При всем своем внешнем блеске и кажущемся могуществе государство франков было очень непрочным, так как в стране уже завершался про

Монгольское государство и его вооруженная организация
Военное искусство монголов имело свои характерные черты, которые определялись особенностями общественного развития монгольских племен. Монгольские племена делились на две большие группы: н

Военное искусство в войнах монголов-завоевателей
Монголы под командованием Чингисхана в период с 1194 по 1206 год покорили народы, жившие на территории от Японского и Желтого моря до р. Иртыш, и на юг от Сибири, включая Маньчжурию и Китай. Затем

Военное искусство вооруженной организации турок-османов
Турки и их войско. Вследствие развития феодальных отношений государство арабов распалось на большое количество феодальных владений. Феодальные войны и восстания угнетенных масс сил

Военное искусство вооруженной организации монголов в период распада монгольского государства
Распад монгольского государства. Как и прочие варварские государства, созданные путем завоеваний, монгольское государство оказалось недолговечным. После смерти Чингисхана оно было

Период преодоления феодальной анархии на Руси
Главным содержанием политики татаро-монгольских завоевателей было сохранение феодальной раздробленности Руси. Они оставили неприкосновенными феодальные порядки, а собирание дани возложили на удельн

Вооруженная организация великого Московского княжества
Во второй половине XIV в. вооруженная организация великого Московского княжества представляла собой феодальное войско, но уже со значительно возросшим централизмом и повысившейся ролью командования

Развитие военного искусства в войнах русского народа за освобождение от татаро-монгольского ига
Освободительная борьба русского народа. Успешная политика собирания Руси способствовала возвышению Москвы и превращению ее в политический и военный центр борьбы за освобождение от

Русское государство в XV в. и его вооруженная организация
Внутреннее и внешнее политическое положение Русского государства в XV в. В 1389 г. Дмитрий Донской умер. Перед смертью он завещал своим сыновьям опираться на бояр и без их «думы»,

Первый период в развитии огнестрельного оружия на Руси.
Раньше всех огнестрельное оружие применили китайцы. По некоторым китайским хроникам, пушки были известны в Китае в 618 г. до н. э. В 969 г. упоминаются ракеты. В древних китайских рукописях есть оп

Развитие военного искусства в войнах Русского государства в XV в.
Военное искусство в Новгородском походе 1471 г. Во второй половине XV в. перед правительством Московского княжества стояли три основные политические задачи: завершить объединение р

Укрепление Русского централизованного государства в ХVI в. и усовершенствование его военной организации
Русское государство в XVI в. В конце XV и в XVI вв. упрочивались экономические связи населения Руси, что являлось основой укрепления централизованного государства — феодальной мона

Развитие военного искусства в войнах XVI в. за воссоединение русских земель
Военное искусство в войне с Литвой и Польшей (1512–1522 гг.). Как только было завершено объединение русских земель, главным содержанием внешней политики московского княжества стало

Четвертый этап борьбы за Казань — штурм крепости.
Штурм крепости был назначен на 2 октября. Войска готовили лес и землю, чтобы накануне штурма завалить ров и построить через него мосты. Готовы были и подкопы, в которые заложили порох. Рус

Русская военно-теоретическая мысль в XVI в.
Боевой опыт русской рати и опыт строительства вооруженных сил Русского государства излагался и обосновывался в XVI в. в военно-исторических и теоретических трудах и попутно затрагивался в общеистор

Складывание феодально-абсолютистских порядков в Западной Европе
Разложение натурального хозяйства и цехового ремесла. В XIII в. русский народ упорной героической борьбой с татаро-монголами спас страны Западной Европы от разорения. В результате

Вооруженные силы государств Западной Европы в XIV — XV вв.
Возникновение наемных армий в Западной Европе. В период разложения феодальных порядков за феодалами еще сохранялись монополии на военное дело. Но с появлением и расширением рынка «

Развитие военного искусства в войнах XIV-XV вв.
Развитие военного искусства в войне Фландрии за свою независимость в 1300–1302 гг. Когда в XII — XIII вв. экономические центры и торговые пути Западной Европы стали перемещаться на

Военное искусство в войне славян с Тевтонским орденом
Польша и Литва и их военная организация. В бассейне рек Вислы, Одера и Варты жили славянские племена — поляне, слезане, висляне, мазуры и другие. В IX — X вв. эти племена находилис

Разлитие военного искусства в национально-крестьянской войне чехов XV в.
Чехия в XI — XV вв. Имеются сведения о том, что на территории Чехии в V — VI вв. уже жили славянские племена. Область нижней и средней Влтавы занимали чехи. В VII в. возник союз че

Военное искусство в крестьянской войне 1525 г. в Германии
Германия в начале XVI в., причины и характер войны 1525 г. В XIV и XV вв. в Германии происходил значительный промышленный подъем. Развивалось городское цеховое ремесло. Натуральное

Феодально-абсолютистские монархии Западной Европы в XVI в.
Развитие капиталистического уклада в недрах феодализма. Особенность развития стран Западной Европы в XVI в. заключалась в том, что в недрах феодального общества зарождался капитали

Вооруженные силы феодально-абсолютистских монархий в XVI в.
Второй период в развитии огнестрельного оружия. Энгельс отметил двойной прогресс в конце XV и в начале XVI вв.: французы усовершенствовали артиллерию, а испанцы придали новый харак

Развитие военного искусства в итальянских войнах XVI в.
Итальянские войны XVI в. Эти войны начались в 1494 г. походом французского войска под командованием короля Карла VIII в Италию. Вначале это была борьба за захват Неаполитанского ко

Военно-теоретическая мысль в Западной Европе в XVI в.
Развитие науки в Западной Европе в XVI в. С возникновением и развитием буржуазного способа производства росли и развивались техника, наука и искусство, зарождалась буржуазная культ

Основные исторические материалы и труды современников
Ахмед Эль-катеб, Взятие русскими Севилла, СПБ, 1838. Акты Московского государства, т. 1. СПБ, 1890. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке, пер. Гот

Основные труды по истории военного искусства
Агапеев, Опыт истории развития стратегии и тактики наемных и постоянных армий новых государств, СПБ, 1902. Анучин, О древнем луке и стрелах, «Труды археологического съезда в

Основные труды по общей истории
Артамонов, Очерки древнейшей истории хазар, Л., 1937. Базилевич, Новгородские помещики из послужильцев в конце XV в., 1945. Бурджалов, История СССР.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги