рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие военного искусства в итальянских войнах XVI в.

Развитие военного искусства в итальянских войнах XVI в. - раздел История, Второй том «Истории военного искусства» Итальянские Войны Xvi В. Эти Войны Начались В 1494 Г. Походо...

Итальянские войны XVI в. Эти войны начались в 1494 г. походом французского войска под командованием короля Карла VIII в Италию. Вначале это была борьба за захват Неаполитанского королевства. Затем французскому королю пришлось отказаться от попыток закрепить за собой Южную Италию и ограничиться захватом Северной Италии. Начались эти походы на основе франко-испанского соглашения о разделе республики Венеции, а закончились франко-испанской борьбой, так как Северная Италия связывала владения Габсбургов. Французский же король стремился овладеть Ломбардской равниной, чтобы сделать брешь в габсбургских владениях, окружавших в то время Францию.

Изменение политических целей определило дальнейший характер борьбы, главным содержанием которой было теперь франко-испанское соперничество, т. е. борьба двух наиболее крупных абсолютных монархий. В эту борьбу были вовлечены Англия и Турция, чем создавались предпосылки дальнейшего расширения и обострения противоречий между государствами Западной Европы. [560]

Итальянские войны XVI в, имели большое значение в развитии военного искусства наемных армий. На итальянском театре войны сражались и состязались в своем искусстве швейцарцы, немецкие ландскнехты, французы, испанцы и итальянцы. Здесь впервые нашло широкое применение усовершенствованное ручное огнестрельное оружие и артиллерия. В этих войнах встал вопрос об изменении способов обороны и атаки крепостей и о применении полевых инженерных сооружений.

Первый период итальянских войн (1494–1504 гг.) — борьба французов за Неаполитанское королевство. Этот период, особенно поход французского войска под командованием короля Карла VIII в 1494 г., представляет интерес в отношении развития стратегии.

Поход французского войска в Южную Италию был тщательно подготовлен во всех отношениях.

Карл VIII прежде всего заключил мир с Англией, Испанией и Германией. Был обеспечен нейтралитет Венеции, Флоренции и Рима. Принимались меры к тому, чтобы добиться содействия французам со стороны Савойи, Генуи, Милана и Феррары. Изучалась политическая обстановка в Италии и на Балканах, где было много недовольных существовавшими порядками. Карл VIII и его советники рассчитывали на то, что французов в Италии и на Балканах ждут как избавителей. Исходя из этого, намечался поход на Константинополь. Кроме того, Карл VIII надеялся на то, что против турок восстанут балканские народы — албанцы, славяне, греки. Эти далеко идущие планы французской знати не имели под собой реальной [561] почвы. Тщательное изучение театра предстоящих военных действий являлось одним из моментов подготовки похода, в котором должна была участвовать усовершенствованная и большая по тому времени французская артиллерия.

Для вторжения в Италию между Лионом и Греноблем было сосредоточено 37-тысячное войско (с большим обслуживающим составом), в которое входили швейцарская пехота и ландскнехты (6–8 тыс.). 20 проц. швейцарцев имели на вооружении аркебузы, 25 проц. — алебарды, остальные были вооружены длинными пиками. Значительную часть войска составляли бретонцы (6 тыс.) и гасконцы (8 тыс.) — французская пехота, вооруженная луками, арбалетами и аркебузами. Тяжелая конница состояла из французских дворян — 2 ½ тыс. латников, каждый из которых имел оруженосца и двух слуг. 200 рыцарей составляли свиту короля. В составе войска имелось 3 ½ тыс. легкой конницы, вооруженной луками и облегченными пиками. Таким образом, если считать оруженосцев, всадников было около 9 тыс. человек, а пехоты 20–22 тыс. человек, т. е. в 2–2 ½ раза больше чем конницы.

Французская артиллерия имела 136 полевых орудий, из них 36 бронзовых пушек и 100 кулеврин на колесных лафетах. Для боя орудия могли сниматься с передков. Артиллерию обслуживало 500 артиллеристов, более 6 тыс. саперов, свыше 4 тыс. подводчиков и около 2 тыс. рабочих. На каждое орудие приходилось до четырех артиллеристов и около 90 человек обслуживающего персонала. Это был слишком дорогой род войск, содержать который могло только большое и богатое государство.

Для обеспечения продовольствием французского войска его сопровождал флот, плывший вдоль западного побережья Италии. Тяжелая артиллерия была спущена по р. Рона в Средиземное море, а затем флотом доставлена в Италию.

В конце августа 1494 г. французы перешли Альпы и спустились через Мон-Женевр в Пьемонт. Заняв Асти, французское войско соединилось с пьемонтскими войсками, и силы союзников возросли до 60 тыс. человек.

Неаполитанский король Альфонс направил на север два отряда, которые должны были угрожать флангам наступавших войск французов. Один отряд двигался в Романью, что южнее нижнего течения р. По, второй плыл морем с задачей высадиться в Генуэзской Ривьере. Второй отряд неаполитанцев мог оказаться на коммуникации французского войска.

Первый этап итальянского похода — обеспечение наступления французского войска в глубь Италии.

Для взаимодействия с флотом Карл VIII выделил 10-тысячный отряд под командованием герцога Орлеанского. Французский флот нанес поражение неаполитанскому флоту, а отряд герцога Орлеанского разбил неаполитанский десант, высадившийся [562] в Ропало, что восточнее Генуи. Так был обеспечен правый фланг операционного направления французского войска и его коммуникация. Затем из Романьи был вытеснен второй отряд неаполитанцев, что обеспечило левый фланг операционного направления французов.

Политическим следствием первых успехов французского войска было то, что французы получили от Флоренции крепости на морском побережье, а также Пизу и Ливорно. Стратегическим результатом этого успеха явилось установление связи сухопутного войска с флотом.

Для наблюдения за Миланским герцогом и для обеспечения пути отступления французов в Асти был оставлен отряд под командованием герцога Орлеанского.

Лишь после этого французское войско двинулось из Асти в Среднюю Италию.

Второй этап похода - наступление главных сил французов и вступление их в Неаполь.

Только в ноябре французы вместе с миланскими войсками начали поход в глубь Италии. Авангард двигался на Флоренцию, а главные силы шли через Лукку на Пизы. После занятия Флоренции был подписан договор с флорентийцами, в котором определялась сумма вознаграждения за военные расходы.

31 декабря французское войско заняло Рим, где удалось заключить соглашение с папой. Здесь французский флот высадил подкрепления. Все приморские крепости находились в руках французов. Тыл был надежно обеспечен.

23 января 1495 г. французы выступили из Рима и, не встречая сопротивления, двинулись в направлении Неаполя.

Неаполитанское войско заняло для обороны сильную позицию у Сан-Жермано. Для обхода этой позиции Карл VIII выслал на Аквилу сильную колонну с задачей обеспечить левый фланг главных сил и выйти в тыл расположения противника. Неаполитанцы и здесь не оказали сопротивления. Часть их войск перешла на сторону французов, другая часть обратилась в беспорядочное бегство. Обходный маневр не пришлось завершать. 22 февраля французы заняли Неаполь. Основная цель похода была достигнута.

Третий этап похода - изменение политической обстановки и отступление французского войска из Италии.

Достигнутые стратегические успехи необходимо было закрепить в политическом отношении, но французские завоеватели не сумели этого сделать. Итальянский народ оказался под двойным игом — иностранцев и своей знати.

В то время, когда Карл VIII не торопясь готовился к походу против турок, от него отпали его союзники, и организовалась «Священная лига» для изгнания французов из Италии. В состав этой лиги вошли: римский папа, Венеция, Милан, [563] германский император и испанский король. Был намечен план, по которому предполагалось отрезать французскому войску путь отступления и одновременно силами германского императора и испанского короля осуществить вторжение во Францию.

В этой политической и стратегической обстановке Карл VIII допустил крупную ошибку, разбросав свои силы по крепостям Неаполитанского королевства. Только с 10-тысячным отрядом 20 мая 1495 г. он выступил из Неаполя и двинулся через Рим в Тоскану. Вторая ошибка Карла заключалась в медлительности действий, что дало возможность его противникам собрать 30-тысячное войско и на р. Таро в Северной Италии преградить французам путь отступления.

7 июля 1495 г. при Форново французское войско атаковало превосходящего противника и отбросило его. Путь отступления был свободен. Французы отступали через Асти на Бриансон. Французский флот в районе Генуи потерпел поражение. Вскоре французские гарнизоны были вытеснены из Италии. В конечном итоге поход французов в Италию не достиг намеченной цели, так как не удалось политически закрепить первоначальные стратегические успехи.

В 1499 г. французский король Людовик XII, продолжая политику своего предшественника, предпринял поход с целью захвата Милана и взял город. В 1501 г. французские и испанские войска вторглись в неаполитанские владения. Но обострение противоречий между союзниками привело к войне между ними, закончившейся поражением французов.

Первый поход французского войска в Италию был довольно хорошо подготовлен в политическом отношении, но захватнические цели французской знати исключали возможность закрепления стратегических успехов. Наступление французского войска способствовало наращиванию его сил за счет союзников. Заслуживают внимания мероприятия по обеспечению флангов операционного направления и пути отступления, а также организация взаимодействия сухопутного войска и флота. Все это говорит о наличии единого стратегического руководства, что было одним из следствий укрепления королевской власти во Франции.

Поход французов в Италию фактически превратился в победоносный марш, в котором демонстрировалась сила французского войска, технически хорошо оснащенного. Но тактические свойства артиллерии как нового рода войск в бою проверены не были.

При отступлении французов из Италии политическая и стратегическая обстановка для них была неблагоприятной. Медлительность Карла VIII, разбросавшего свои силы, ухудшала условия отступления. Поэтому путь во Францию пришлось прокладывать боем. Французские гарнизоны, оставленные [564] в крепостях Италии, не имели единого командования и были обречены на разрозненные действия. При отсутствии стратегического резерва они не могли долго сопротивляться, тем более эту задачу не в состоянии были решить наемные войска.

Второй период итальянских войн (1509–1515 гг.). Во втором периоде королевская Франция вела борьбу за захват территории Северной Италии. Это была новая политическая цель, достижение которой могло способствовать укреплению внешнего политического положения Франции.

В 1508 г. с целью раздела владений республики Венеции была создана лига, в которой главная роль принадлежала королям Франции, Испании и германскому императору. В 1509 г. начался второй период итальянских войн, оказавший влияние главным образом на развитие тактики. Наиболее характерными в этом отношении являются бои при Аньяделло и Равенне.

Бой при Аньяделло в 1509 г. Для защиты своей независимости республика Венеция создала войско, укомплектованное венецианцами и наемниками. В его составе насчитывалось 20 тыс. пехоты, 2 тыс. латников, 3 тыс. легкой конницы и 60 орудий. Значительная часть венецианцев имела аркебузы. В мае 1509 г. венецианское войско заняло сильную позицию на пересеченной местности левого берега р. Адда между Тревилио и Ривальто, имея коммуникацию через Крема на Кремону.

Людовик XII сосредоточил в Миланском герцогстве войско общей численностью в 32 тыс. человек и 106 орудий. В составе [565] этого войска было 12 тыс. франко-итальянской пехоты, 6 тыс. швейцарцев и 14 тыс. кавалерии. Французы имели общее численное превосходство, полуторное превосходство в артиллерии и тройное — в коннице. Швейцарская пехота и конница успешно действовали лишь на ровной местности. Поэтому французский король не хотел атаковать венецианцев на занимаемой ими позиции и решил с помощью маневра создать благоприятную для боя тактическую обстановку.

Первый этап - тактический маневр французского войска и отступление венецианцев.

Стремясь вынудить противника дать бой на равнине, французский король двинул свое войско в обход левого фланга венецианцев, чтобы выйти на их коммуникацию. Французы наступали по левому берегу р. Адда. Путь их обходного движения имел форму дуги.

Командующий венецианским войском своевременно был предупрежден о маневре противника и решил выйти из-под удара. Венецианцы стали отходить под прикрытием сильного арьергарда, имевшего в своем составе значительное число аркебузеров. Когда французское войско двигалось по дуге, венецианцы шли по хорде и поэтому опередили своего противника. Французский маневр не удался.

Второй этап — отражение венецианским арьергардом атак французского авангарда.

На подступах к населенному пункту Аньяделло арьергард венецианцев заметил французский авангард, двигавшийся почти рядом, но не обнаруженный ранее, так как его не видно было из-за плотины, заборов, виноградников и кустарника.

Командир венецианского арьергарда нашел удобную для обороны позицию. Это было высохшее русло лесного ручья, вдоль которого проходила плотина, ограждавшая ручей от разливов. С обеих сторон ручья находились холмы, частично покрытые виноградниками. Установив на плотине орудия и расположив аркебузеров по руслу высохшего ручья, командир арьергарда послал донесение своему командующему о том, что он завязал бой и просит подкрепления.

Французский авангард, состоявший из швейцарской пехоты, с ходу атаковал венецианский арьергард. Эта атака была отбита огнем артиллерии и аркебузеров. Затем по виноградникам в атаку пошли латники. Но и они, понеся значительные потери от огня венецианцев, вынуждены были отойти.

Третий этап — преследование венецианским арьергардом отступающего противника и контратака французов.

Командир венецианского арьергарда, не дождавшись подкреплений от главных сил и получив только указание продолжать отход, принял решение преследовать отступающий французский авангард. Вначале преследование велось удачно, так как местность благоприятствовала действиям аркебузеров. Но [566] затем венецианцы вышли на равнину, где были атакованы сомкнутой колонной швейцарцев и латниками, усиленными из главной колонны. Преимущества теперь были на стороне французского войска, и венецианцы потерпели поражение.

Главные силы венецианцев, не оказывая французам сопротивления, отошли к Вероне.

Аньянский бой показывает возросшую роль огнестрельного оружия, с помощью которого были отражены атаки сомкнутых масс пехоты и тяжелой конницы. Но успешное применение аркебузов зависело от характера местности, затруднявшей действия пехотной колонны и латников противника и прикрывавшей аркебузеров от их атак.

Аркебузеры оказались способными отразить атаки противника на хорошей оборонительной позиции. Но они были беспомощны в открытом поле. Оборонительная позиция выбиралась за насыпями, плотинами, каменными заборами, за которыми стрелки располагались в несколько шеренг с разомкнутыми рядами. Выстрелив, аркебузер через интервал отходил для заряжания своего аркебуза, а его место занимал стрелок второй шеренги, затем стрелок третьей и т. д. Таким образом поддерживалась относительная непрерывность ведения огня. Этот способ был проще, чем сложные марши и контрмарши «караколе». Есть некоторые сведения о том, что построение стрелков в 10 шеренг обеспечивало непрерывность огня на значительный срок. Заряжание аркебуза происходило в десять раз медленнее производства из него выстрела; поэтому первая шеренга готова была снова стрелять после того, как последняя шеренга выпускала пулю.

Бой при Равенне в 1512 г. Политическая обстановка в Италии опять изменилась. В 1511 г. Венеция, римский папа и испанский король заключили союз, названный «Священной лигой», имевший целью совместными усилиями изгнать французов из Италии. Вскоре германский император отказался от союза с Францией и заключил перемирие с Венецией. Теперь «Священная лига» решила перенести войну на территорию Франции. Узнав об этом, король Людовик XII приказал командующему французским войском в Италии Гастону де Фуа перейти в наступление.

Испанское войско наступало из Неаполя. Из Швейцарии двигалась для совместных действий нанятая папой швейцарская пехота. По неизвестной причине пехота повернула назад (можно полагать, что она получила большую сумму денег от французского короля). Теперь соотношение сил на итальянском театре войны изменилось в пользу французов.

В этой обстановке Гастон де Фуа перешел в наступление, а командующий испанскими войсками Кардона стремился уклониться от решающего боя, видимо рассчитывая на изменение политической обстановки, Швейцарцы, английский король [567] и германский император могли оказаться на стороне испанцев.

Войско испанцев заняло сильную позицию на восточном склоне Апеннинских гор. В этой обстановке французы не решались атаковать противника, хотя и имели значительное численное превосходство. Французское войско насчитывало 23 тыс. человек, в том числе 5–6 тыс. немецких ландскнехтов, около 5 тыс. конницы и 50 орудий. У испанцев было всего 16 тыс. человек, в том числе около 3 тыс. конницы, и 24 орудия. Французы имели двойное превосходство в коннице и артиллерии.

Испанцы получали продовольствие с территории дружественной страны, у французов не было такой возможности. Поэтому Гастон решил овладеть Равенной. Французское войско двинулось к этому городу и пыталось взять его штурмом. [568] Штурм был отбит. Но Равенна долго держаться не могла, гак как французы имели осадную артиллерию. На выручку городу пришло войско испанцев и заняло сильную позицию к юго-востоку от объекта действий французского войска.

Командир испанской пехоты Наварро выбрал удобную для оборонительного боя позицию, где пехота и артиллерия могли использовать всю мощь огнестрельного оружия. Эта позиция была усилена полевыми оборонительными сооружениями, в создании которых Наварро считался большим специалистом. Однако этот сторонник нового военного искусства имел много противников: рыцари на него смотрели свысока, как на выскочку из социальных низов (Наварро был раньше купцом), а кавалеристы не любили его как ярого патриота пехоты. Но Кардона прислушивался к советам Наварро.

Левый фланг позиции испанского войска прикрывался р. Ронко, имевшей глубокую и узкую долину, неудобную для боевых действий. На правом фланге находился топкий мокрый луг и болота, стеснявшие обходный маневр противника. На левом берегу р. Ронко имелась плотина в 300 м, впереди которой был выкопан ров длиной около 600 м. Ров не доходил до долины р. Ронко на 40–50 м. В этом промежутке имелась небольшая высотка. Позади рва испанцы поставили в ряды повозки с торчащими длинными пиками. Избранная позиция и ее укрепления были рассчитаны на ведение оборонительного боя.

Боевой порядок испанцев имел ряд особенностей. Между повозками расположились аркебузеры и были установлены полевые кулеврины. Следовательно, в первой линии развернулись все огневые средства. Во вторую линию встала испанская пехота в глубоком построении. В третьей линии построились две квадратные колонны итальянской пехоты. Тяжелая конница заняла позицию на левом фланге, легкая — на правом фланге. В целом боевой порядок был прикрыт с фронта оборонительными сооружениями, а также огнем аркебузеров и артиллерии. Пехота и конница рассредоточились по фронту и в глубину плотно построенными группами, которые должны были взаимодействовать в ходе боя. Общее протяжение фронта не превышало 1 км.

На военном совете французов некоторые военачальники ставили вопрос о том, не лучше ли отказаться от атаки испанцев, занимавших сильную позицию. Но французский командующий Гастон решил атаковать противника и приказал строить мост через р. Ронко в полукилометре от расположения испанцев.

Обнаружив, что французы готовятся к наступательным действиям, испанские военачальники предложили своему командующему выступить до рассвета и атаковать противника в то время, когда он будет переправляться через реку. Но [569] Гастон твердо решил дать оборонительный бой, опираясь на укрепленную позицию.

На рассвете 11 апреля 1512 г. французское войско переправилось через реку и развернулось для боя: на правом фланге построилась тяжелая конница (жандармы), на левом — легкая конница, в центре — пехота в трех квадратных массах (ландскнехты, гасконцы, пикардийцы). Боевой порядок не имел тактической глубины, пехота и конница развернулись в одну линию. Центр был отодвинут несколько назад, и все построение напоминало форму полумесяца. На мосту через р. Ронко был оставлен резерв в 400 копий.

Первый этап боя — артиллерийская подготовка атаки.

Сблизившись на дистанцию действительного огня артиллерии, французы установили орудия и начали обстреливать испанские войска. Начальник французской артиллерии герцог Альфонс д'Эста (Феррарский), увидев, что огонь его орудий недостаточно эффективен, приказал переменить позицию и занять небольшую высоту, с которой можно было бы вести фланговый обстрел. Перекрестный огонь — сочетание флангового с фронтальным — наносил испанцам ощутительные потери.

Испанская пехота, чтобы уменьшить свои потери, легла на землю. Но рыцарская конница не могла маневрировать на поле боя, и ядра французских орудий причиняли ей значительный урон. Поэтому испанские рыцари стали требовать, чтобы их вели в атаку.

Испанская артиллерия занимала удобную для ведения огня позицию, но она была слабее французской и не могла ее подавить. К тому же отдельные орудия представляли собой слишком мелкие цели. Прицельный огонь можно было вести лишь по квадратным массам пехоты и конницы.

Второй этап — бой конницы на флангах и поражение испанской кавалерии.

Командир тяжелой испанской конницы послал Наварро и командиру легкой конницы предложение контратаковать противника одновременно по всему фронту. Испанский командующий это предложение не принял, считая, что нет оснований отказываться от преимуществ оборонительной позиции в обстановке численного превосходства противника. Но он не учел того обстоятельства, что под его командованием находится недисциплинированная конница, у которой были еще сильны рыцарские традиции.

Сначала тяжелая испанская конница, а затем и легкая, чтобы уйти от ядер артиллерии противника, атаковали противостоявшую французскую конницу. Завязался кавалерийский бой на флангах. На правом фланге французы ввели в дело свой резерв и разбили тяжелую испанскую конницу. На левом фланге испанская легкая конница была встречена огнем артиллерии [570] и контратакована французской легкой конницей. Здесь испанцы также потерпели поражение.

Третий этап — бой пехоты.

Когда шел бой конницы на флангах, испанская артиллерия стала наносить поражение пехоте французского войска. Ландскнехты, гасконцы и пикардийцы, чтобы уйти от испанских ядер, сами бросились в атаку.

Наварро приказал своей пехоте подняться и приготовиться к контратаке. Колонны третьей линии боевого порядка примкнули ко второй линии. После залпа аркебузеров, расстроившего ряды противника, испанцы контратаковали врага. Пикардийцы и гасконцы были опрокинуты, но ландскнехты отразили контратаку испанцев.

Четвертый этап — фланговые атаки французской конницей испанской пехоты и поражение испанцев.

Опрокинув испанскую конницу, французская кавалерия атаковала с флангов испанскую пехоту. Одновременно пехота французского войска, опорой которой оказались ландскнехты, контратаковала испанцев. Комбинированная атака решила исход боя. Испанское войско было разбито.

Характерным здесь является то, что остатки испанской пехоты (3 тыс. человек) отступили по плотине вдоль р. Ронко в сомкнутом строю. Во время отступления испанцы отразили атаку французской рыцарской конницы.

Изменившаяся политическая обстановка не позволила французам развить крупный тактический успех с целью достижения стратегических результатов. Германский император отозвал ландскнехтов из французского войска, а 18 тыс. швейцарцев присоединились к венецианцам. В этой обстановке французы вынуждены были начать отступление из Северной Италии. Одержав тактическую победу, французы потерпели стратегическое поражение. Это обстоятельство Дельбрюк объясняет изменившимся соотношением сил в невыгодную для французов сторону. «Перед абсолютным превосходством сил, — пишет он, — даже стратегический гений должен оказаться бессильным»{325}.

Но ведь соотношение сил в свою очередь зависит от политической обстановки. Следовательно, стратегическое поражение французов, как и соотношение сил на итальянском театре войны, определились изменениями политики воевавших и «нейтральных» государств. Далеко не всякий тактический успех приводит к положительному стратегическому результату. Ярким примером этого является бой при Равенне.

Одновременно следует отметить, что характер военных действий определяется прежде всего политической обстановкой, а не только соотношением сил. Так было под Равенной, где [571] командующий испанским войском, уклоняясь от решительного боя, рассчитывал на изменение политической обстановки и соотношения сил.

Тактические особенности этого боя также весьма поучительны.

Если раньше просто выбиралась местность, удобная для действий аркебузеров и артиллерии, то в бою при Равенне можно видеть устроенные оборонительные сооружения — ров и заграждение из повозок. Новое оружие определило развитие полевой фортификации.

Новым в развитии военного искусства явилось также применение артиллерии в наступательном бою, артиллерийская подготовка атаки со своеобразной целью. Эта цель заключалась в том, чтобы артиллерийским огнем заставить испанцев выйти с занимаемой ими сильной оборонительной позиции и вступить в бой впереди своих оборонительных сооружений. «Неприятельский огонь, — писал Макиавелли, — выгнал испанцев из их окопов и заставил их дать бой». Результатом артиллерийского огня французов было вступление в бой испанской конницы.

В действиях артиллерии новыми моментами явились перекрестный огонь и борьба с артиллерией противника. Эти действия характерны для французской артиллерии. Испанская же артиллерия принудила пехоту противника начать атаку, а затем совместно с аркебузерами подготовила контратаку своей пехоты, имевшую успех. Новый род войск оказывал существенное влияние на завязку и ход боя.

Испанская рыцарская конница действовала вопреки намеченному плану оборонительного боя. Поэтому она загубила сначала себя, а затем и свою пехоту, обнажив ее фланги. Французская конница, взаимодействуя со своей пехотой, нанесла поражение испанской пехоте.

О высокой боеспособности испанской пехоты говорит ее отступление в сомкнутом строю, в котором она успешно отражала атаки французских рыцарей.

Третий период итальянских войн (1521–1559 гг.). В третий период шла ожесточенная, в основном франкоиспанская борьба за раздел Италии. В этой борьбе опять приняли участие римский папа, Венеция, Швейцария, а также Англия и Турция. Главным театром военных действий была Северная Италия. Этот период включает шесть войн, растянувшихся на 38 лет. С точки зрения развития военного искусства представляет интерес первая война (1521–1525 гг.). в ходе которой произошел бой при Павии в 1525 г., и четвертая война (1542–1544 гг.), завершившаяся в 1544 г. боем при Черезоле.

Испанский король, он же германский император, Карл V стремился изгнать французов из Милана. С этой целью он привлек на свою сторону англичан, римского папу, Мантую и Флоренцию. Союзником французского короля оказались [572] только венецианцы. В 1521 г. началась очередная итальянская война, в ходе которой французское войско потерпело ряд крупных поражений, в том числе в бою при Бикокке в 1522 г., где германские ландскнехты впервые одержали победу над швейцарцами.

Бой при Павии в 1525 г. Поражение французского войска под Бикокком не решило исхода войны, и французы продолжали военные действия в Северной Италии. Попытки имперского войска (войско германского императора Карла V) вторгнуться во Францию успеха не имели. Французский же король Франциск 1 с большим войском перешел Альпы и занял Милан. Гарнизон цитадели Милана продолжал сопротивляться. Затем французы осадили Павию, которую обороняли испанцы и немецкие ландскнехты. Попытки произвести штурм укрепленного города успеха не имели. Поэтому Франциск решил овладеть Павией с помощью блокады. Для этой цели была возведена контрвалационная линия. Блокада продолжалась по одним данным два, по другим — четыре месяца. Гарнизон и жители города, несмотря на острый недостаток продовольствия, держались стойко.

Для деблокады Павии были завербованы новые отряды ландскнехтов, которые соединились с испанцами восточнее Павии и направились к городу под общим командованием Пескары.

Получив сведения о мероприятиях противника, Франциск приказал устроить циркумвалационную линию, северным участком которой явилась кирпичная стена Охотничьего парка, находившегося на северных подступах к городу. В этом парке [573] в 600 м к северу от его южной стенки стойл охотничий домик, или ферма Мирабелло. Местность представляла собой холмистый луг, заросший кустарниками и отдельными большими деревьями. Парк пересекали несколько ручьев.

Лагерь французов был переведен к востоку от Павии, так как противника ожидали с этого направления. С западной стороны города находился арьергард под командованием герцога Алансонского. Местность считалась неудобной для действий колонн пехоты и тем более для действий конницы, и поэтому за кирпичной стенкой парка наблюдение не велось.

Основное ядро пехоты французского войска составляли швейцарцы, насчитывавшие около 8 тыс. человек. Кроме того, у французов было около 5 тыс. нижнегерманских наемников, так называемая «черная банда», т. е. батальон. Всего имелось около 20 тыс. пехотинцев и 53 орудия. В коннице и артиллерии численное превосходство было на стороне французов.

В имперском войске также насчитывалось около 20 тыс. пехотинцев (из них 12 тыс. ландскнехтов). Значительное число испанских стрелков и частично немецкие ландскнехты были вооружены новым, усовершенствованным ручным огнестрельным оружием — мушкетом. В бою при Павии испанцы впервые применили мушкет в большом количестве.

Деблокадное войско имперцев под командованием Пескары подошло с востока к Павии и расположилось в укрепленном лагере. Передовые его части укрепились в 100 м от восточного участка циркумвалационной линии французов, что способствовало уменьшению бдительности в отношении северного ее участка.

Франциск I решил держаться оборонительного способа действий, так как рассчитывал на мощь своих укреплений и больше всего на развал войска имперцев, где наемники долгое время не получали жалованья.

Действительно, ландскнехты требовали выплаты положенных им денег, угрожая уйти домой. Некоторые их небольшие отряды уже начали уходить. С большим трудом удалось уговорить ландскнехтов, чтобы они еще подождали несколько дней, в течение которых будет дан бой. Пескара должен был торопиться. «Пошли мне бог сто лет войны и ни одного дня сражения, — говорил он, — но теперь нет другого выхода». Его решение вступить в бой зависело от наемников-ландскнехтов, а не от тактической обстановки.

Подготовка прорыва циркумвалационной линии французов. Пескара решил прорвать укрепления французов на северном их участке, где отсутствовало даже наблюдение. Мелкие ночные стычки на различных участках циркумвалационной линии отвлекали французов и усыпляли их бдительность.

Пробить бреши в кирпичной стенке парка должен был специально сформированный для этого отряд вастадоров (vastadores) [574] — испанских саперов (солдаты-рабочие). Они приготовили тараны, ломы, кирки и другой инструмент для работы. В темную бурную ночь с 23 на 24 февраля вастадоры пробили в стенке три бреши. Французы этого не заметили.

Первый этап боя — наступление войска имперцев и бой конницы.

Войско имперцев еще в темноте выступило из своего лагеря и через пробитые в стенке бреши устремилось в Охотничий парк. Оно наступало тремя колоннами. Впереди шли 3 тыс. мушкетеров (испанцы и частично ландскнехты), за ними двигалась кавалерия, третью колонну составляли главные силы пехоты — ландскнехты. Имперцы беспрепятственно достигли Мирабелло.

Получив сведения о наступлении противника, Франциск на рассвете поднял свое войско по тревоге. Сам он во главе жандармов и с полевой артиллерией поскакал навстречу имперцам. Французская конница при поддержке артиллерии атаковала конницу имперцев и стала ее теснить. Но мушкетеры открыли огонь и начали поражать французских всадников и их лошадей. Деревья, кусты и ручьи служили естественными укрытиями для мушкетеров и являлись препятствием для французской тяжелой конницы. Огонь мушкетеров задержал ее продвижение. В это время приблизилась конница имперцев и одновременно стала подходить их пехота.

Второй этап — окружение имперцами «черной банды» и ее разгром.

Когда потерпела поражение французская конница, подошла [575] «черная банда» (5 тыс.), против которой оказалось две колонны ландскнехтов (12 тыс.). «Черная банда» была зажата в железные тиски и разбита. Значительное численное превосходство на стороне имперцев быстро решило исход боя.

Третий этап — окружение и уничтожение швейцарской пехоты.

Когда остатки «черной банды» в беспорядке бросились бежать, появилась швейцарская пехота. С фронта швейцарцы были атакованы ландскнехтами, а с тыла — гарнизоном Павии, который сделал вылазку на завершающем этапе боя. Окруженная превосходящими силами, швейцарская пехота была разгромлена.

Арьергард французского войска под командованием герцога Алансонского не вступал в бой. Увидев поражение главных сил французов, герцог приказал арьергарду отступить за р. Тичино и после переправы сломать за собой мост. Хотя арьергард и был спасен, но остатки французского войска лишились пути отступления. Франциск I попал в плен.

Политическим следствием поражения французов в Северной Италии было сближение католической Франции со своими исконными врагами — турками и немецкими протестантскими князьями. Оказавшись в плену у Карла V, французский король Франциск I организовал переговоры с турецким султаном Сулейманом Великолепным о совместной борьбе с Габсбургами. Письмо Франциска к турецкому султану явилось поводом для вторжения турок в Венгрию. При Могаче в Южной Венгрии турки вскоре разбили соединенные чешско-венгерские силы и в 1529 г. подошли к Вене. Франко-турецкий союз оказался прочным, так как Габсбурги были общим врагом французского короля и турецкого султана. Поддержка французским королем немецких протестантских князей также ослабляла Габсбургов и являлась политическим средством в борьбе с ними.

В бою при Павии наглядно выявилась ненадежность наемных войск XVI в.; их боеспособность во многом зависела от своевременности выплаты жалованья. Командующему приходилось уговаривать наемников и нередко свои решения ставить в зависимость от настроения и поведения своих войск.

Следует также отметить, что наемное войско XVI в. не было постоянным войском. Добровольцев вербовали на короткие сроки, исчислявшиеся месяцами, так как содержание постоянной наемной армии оказывалось еще не по средствам даже большим государствам. Наемники сами добивались увеличения сроков своей службы и по этому вопросу всегда выдвигали определенные требования.

В тактическом отношении в бою при Павии можно видеть отрицательные последствия поэшелонного вступления французских войск в бой, что при общем равенстве сил обеспечивало [576] империям их превосходство на каждом этапе боевых действий. У французов отсутствовало взаимодействие родов войск, вследствие чего успешные действия французской артиллерии не закреплялись атаками конницы и пехоты.

Бой при Павии важен тем, что: во-первых, ландскнехты одержали решительную победу над знаменитой швейцарской пехотой и с этого времени стали считаться первой пехотой в Европе, и, во-вторых, после боя при Павии испанская пехота, вооруженная мушкетами, господствовала на полях сражений более ста лет. Со второй половины XVI в. испанская пехота считалась лучшей в Европе.

Бой при Черезоле в 1544 г. Вернувшись из плена, Франциск I отказался подтвердить заключенный в Мадриде мир и присоединился к коалиции, организованной римским папой под лозунгом освобождения Италии от испанского ига. В эту коалицию входили Венеция, Милан, Флоренция и Англия. В 1527 г. вновь начались военные действия в Италии, которые свыше двух лет шли с переменным успехом и закончились в 1529 г. поражением войска французского короля. Италия оказалась во власти имперцев.

В 1536 г. Франциск I снова двинул свое войско в Италию. В ответ на это Карл V составил план вторжения во Францию, по которому предполагалось наступать с четырех направлений и закончить концентрическим наступлением на Париж. Однако этот план осуществить не удалось. Имперские войска потерпели неудачу, а французы опять заняли Пьемонт. В 1538 г. был заключен мир.

В течение пяти лет противники готовились к новой войне. В 1542 г. Карл V заключил союз с английским королем. Вновь был составлен план вторжения во Францию с нескольких направлений. Имперцы и англичане не организовали взаимодействия своих войск. В то время как имперцы успешно продвигались к Шалону, англичане только собирались высаживаться в Кале. Вскоре имперцы приступили к осаде крепостей и продвижение прекратилось.

Франциск I развернул три группы войск, но главные силы направил в Северную Италию, которая опять стала главным театром военных действий.

В 1544 г. войско французского короля под. командованием графа Энгиенского осаждало Кариньяно, что южнее Турина. Войско имперцев под командованием Гвасто имело задачу деблокировать Кариньяно и выйти на коммуникацию французов. В этой обстановке граф Энгиенский послал в Париж к королю своего квартирмейстера за разрешением дать бой. Сам Франциск I после плена был осторожнее и командовал войсками из столицы Франции. Мнение советников короля было отрицательным. Но квартирмейстер сумел доказать необходимость боя в Италии, и король дал разрешение. Таким образом, [577] решение дать бой принималось на большом удалении от театра военных действий. Командующий самостоятельной группировкой войск оказывался простым исполнителем воли короля и имел ограниченную власть.

Для создания условий маневра герцог Энгиенский приказал построить через р. По несколько мостов, а лагерь расположил на правом берегу реки у Карманьолы. Наемники несколько месяцев не получали жалованья. Из Франции привезли деньги, но их было недостаточно для выплаты. В связи с этим командование старалось изобрести способ, с помощью которого можно было бы заставить войско сражаться до выплаты жалованья.

Было решено устроить смотр, затянув его на целый день, чтобы не осталось времени для выдачи денег. На следующий день войско подняли по тревоге под тем предлогом, что имперцы подходят к расположению французов. Для разведки противника по направлению к Черезоле выслали легкую конницу, 1200 мушкетеров и три легких орудия.

Разведывательный отряд вышел на высоту, что в 3 ½ км от Карманьолы. Здесь граф Энгиенский выслал сильный дозор [578] на высоту, находившуюся впереди. Этот дозор обнаружил противника в районе Перезолы и завязал с ним перестрелку. Однако намерения имперцев выявить не удалось, так как разведывательный отряд действовал нерешительно.

На следующий день, 14 апреля 1544 г., в 3 часа утра французы выступили из лагеря и появились на правом фланге имперцев, находившихся на марше. Бой произошел не на выбранном и подготовленном поле, а в случайном районе.

Французское войско имело до 14 тыс. пехоты, из них около 2 тыс. мушкетеров, и около 1г/2 тыс. конницы. У имперцев было до 21 тыс. пехоты и столько же конницы. Испанская пехота и ландскнехты имели около 3 тыс. мушкетеров, в итальянской пехоте их было больше. Полных сведений об артиллерии нет. Имеется сообщение о том, что французы захватили у имперцев 14 орудий. Дельбрюк без всякого доказательства уравнивает силы сторон. На самом же деле имперцы имели значительное превосходство по пехоте в целом и в особенности в мушкетерах.

Первый этап - завязка боя и построение боевых порядков.

Командующий французским войском и командующий имперским войском не торопились начинать наступательные действия и старались занять выгодные позиции для обороны. Построение боевых порядков происходило под прикрытием мушкетеров, которых поддерживали артиллерия и отряды конницы. Такая завязка боя, продолжавшаяся несколько часов, явилась новым моментом в тактике. Мушкетеры действовали отдельными группами. В стрелковом бою с двух сторон участвовало от 4 до 5 тысяч мушкетеров.

Боевой порядок французского войска состоял из трех больших колонн: на правом фланге — 4 тыс. гасконцев, впереди которых находились мушкетеры, в центре — 4 тыс. швейцарцев, на левом фланге — 6 тыс. новонабранных швейцарцев и итальянцев. Колонны построились в одну линию, а не уступами, как это делали раньше швейцарцы. Каждая колонна на флангах имела свою артиллерию. Конница отдельными группами заняла позиции в интервалах между колоннами и на флангах всего боевого порядка. В целом боевой порядок был вытянут в одну линию.

Боевой порядок имперцев был таким же. На правом фланге построилась колонна испанцев и ландскнехтов (5 тыс. человек), впереди которой стояли мушкетеры. На левом фланге выстроилась колонна итальянцев (6 тыс. человек), в центре — колонна ландскнехтов (10 тыс. человек). Впереди этих двух колонн находились мушкетеры. Две правофланговые колонны имели свою артиллерию. Конница стояла между колоннами и на правом фланге. Левый фланг конницей не обеспечивался.

Общее протяжение фронта не превышало 800 м. [579]

Второй этап — атака имперцами левофланговой колонны французов.

Гвасто, рассчитывая на свое общее численное превосходство, надеялся, что его мушкетеры опрокинут своим огнем французских рыцарей, а ландскнехты разобьют швейцарскую пехоту. Поэтому он решил взять инициативу в свои руки и атаковать противника.

Первой двинулась вперед правофланговая колонна пикинеров (авангард), атаковала численно превосходящую, но менее боеспособную левофланговую колонну противника и опрокинула ее. Контратака французских жандармов была отражена, после чего имперцы увлеклись преследованием разбитой ими колонны.

Третий этап — бой на левом фланге имперцев и поражение ландскнехтов в центре.

Левофланговая колонна итальянцев оставалась на месте под прикрытием мушкетеров и флорентийской конницы. Но французские жандармы опрокинули легкую конницу имперцев, заставили отступить мушкетеров и своими атаками сковали колонну итальянцев.

Решающие события развернулись в центре. Ландскнехты двинулись вперед для атаки швейцарцев. В тот момент, когда у немцев во время движения нарушился строй, швейцарцы в свою очередь контратаковали колонну ландскнехтов. Французские жандармы разбили легкую испанскую конницу, сопровождавшую ландскнехтов, а гасконцы, не скованные действиями итальянцев, атаковали ландскнехтов с фланга. Все это решило исход боя в целом. Имперцы терпели поражение.

Четвертый этап — поражение правофланговой колонны имперцев.

Правофланговая колонна имперцев, имевшая в начале боя успех, пыталась вернуться и остановить преследование французов. Но было уже поздно. Французы атаковали колонну испанцев и ландскнехтов со всех сторон и разгромили ее.

Победа французского войска не была реализована в стратегическом масштабе. Французский король, опасаясь вторжения имперцев на восточную границу королевства, отозвал из Италии большую часть своих сил. К этому времени англичане высадились в Кале. Но противоречия в лагере союзников сорвали совместные действия имперского и английского войска. В этой обстановке Франциску I удалось в 1546 г. заключить мир с Карлом V.

Во всех итальянских войнах политическая ситуация определяла стратегическую обстановку, а боевые действия, как правило, имели лишь тактические результаты и не оказывали существенного влияния на исход войны. Такова была особенность кабинетных войн XV в., которые вели не народы, а правительства [580] феодально-абсолютистских государств силами наемных войск.

Бой при Черезоле характерен широким применением мушкета. Под прикрытием мушкетеров, взаимодействовавших с конницей и частично с артиллерией, противники выстраивали свои боевые порядки и каждый из них пытался сохранить за собой «тактические преимущества обороны», как пишет Дельбрюк. Имперские мушкетеры вели бой с французскими мушкетерами. Борьба дальнобойным оружием становилась первым этапом боя, в ходе которого противники старались создать для себя наиболее выгодную тактическую обстановку.

В этом бою стрелков включали и в состав колонн пикинеров. У ландскнехтов и гасконцев во вторых шеренгах находились солдаты, вооруженные аркебузами и пистолетами, которые давали залп перед самой атакой. Это был новый момент в тактике — зарождение огневой подготовки атаки. Дельбрюк правильно указывает на другую сторону данного факта. Он говорит, что включением стрелков в состав пикинеров [581] плотность и сомкнутость их колонн несколько разредилась, что явилось началом распада больших колонн.

Во второй половине XVI в. предпринимались попытки сделать стрелковый бой независимым от пикинеров. Однако развитие нового оружия ставило вопрос об организации взаимодействия в бою мушкетеров и пикинеров. Исход боя продолжала решать атака сомкнутых колонн пикинеров. Мушкетеры подготавливали эту атаку своим огнем.

В бою при Черезоле важную роль у французов в ходе боя играло взаимодействие колонн пикинеров, а также взаимодействие конницы с пикинерами. Этого не было у имперцев, хотя они и действовали наступательно. Следует также отметить, что осуществлявшееся французами взаимодействие не являлось результатом управления ходом боя со стороны командования, а было следствием инициативы частных начальников.

Дельбрюк отметил большое влияние, которое оказывала на ход боя артиллерия. Но источники не сообщают каких-либо подробностей об ее использовании.

Влияние нового оружия на развитие военно-инженерного искусства. В ходе итальянских войн проводились многократные осады цитаделей и укрепленных городов, а также осуществлялась их оборона. Усовершенствование артиллерии, усиление мощи осадных орудий потребовало изменения долговременных оборонительных сооружений, что в свою очередь повлекло за собой появление новых методов атаки крепостей.

Встал вопрос об изменении плана сооружения крепости, так как теперь необходимо было создать сильное фланкирование подступов артиллерийским огнем и требовалось защитить выходы и входы в крепость от прицельного огня артиллерии. Профиль оборонительных сооружений также приходилось изменять, так как артиллерийская оборона предъявила к ним новые требования; оборонительные сооружения должны были устоять против артиллерийского огня атаки с дальних дистанций и обеспечивать отражение штурма. Все эти вопросы [582] решались по-разному, следствием чего явились и различные системы укреплений. Самой лучшей из них считалась итальянская система, которая господствовала и во Франции. В Германии пытались усовершенствовать эту систему.

Итальянская система укреплений развивалась из крепостных оград с ронделями, заменившими башни. Рондели — это полукруглые укрепления с большим выступом и открытой тыльной частью (горжей), вынесенные вперед от крепостной ограды до 400 м для фланговой обороны стен крепости. В ронделях иногда располагали казематы для орудий. Из ронделей был развит пятиугольный бастион, позволивший лучше использовать артиллерию.

При обороне крепостей главную роль начинала играть артиллерия, которая вела контрбатарейную борьбу, разрушала сооружения противника и поражала его живую силу. С развитием ходов сообщения стали шире применяться вылазки. В боевых действиях перед крепостью принимала участие конница, которая иногда сажала пехотинцев на крупы лошадей. Пехота разрушала осадные сооружения противника, а конница в это время отвлекала на себя его резервы. В целом оборона хорошо устроенной крепости при наличии надежного гарнизона становилась сильнее атаки. Артиллерия прежде всего усилила оборону крепости.

Так как осадная артиллерия все еще имела неудовлетворительные тактико-технические данные, а проведение штурма требовало затраты больших сил и средств, то чаще всего вместо штурма применялась блокада крепости (итальянские войны). Действия полевых войск были направлены на деблокаду осажденных противником пунктов.

При атаке крепости прежде всего возводилась контрвалационная линия, которую пришлось теперь отодвинуть от крепостных [583] оборонительных сооружений на дистанцию артиллерийского огня. Затем возводилась циркумвалационная линия, состоявшая из земляных сооружений. После этого начиналась постепенная (инженерная) атака, развивавшаяся обычно очень медленно. Траншеи закладывались против бастионов на дистанции 500 м. Они являлись лишь ходами сообщения, не были связаны между собой поперечными траншеями и не приспосабливались для отражения вылазок оборонявшихся.

Главным средством атаки крепости были артиллерийские батареи, задача которых состояла в том, чтобы огнем срыть бруствер и пробить бреши. Как только бреши пробивались, производился штурм. Оборонявшийся обычно капитулировал до штурма, чтобы избежать ограбления города. Но и капитуляция редко спасала от грабежа, так как наемники не считались с условиями капитуляции и щедро возмещали все свои «труды».

Развитие полевой артиллерии и ручного огнестрельного оружия определило возникновение полевых оборонительных сооружений. Вначале использовалось все то, что удавалось найти на местности: плотины, канавы, кусты, деревья, затем стали устраивать специальные сооружения — рвы, брустверы, за которыми располагались оборонявшиеся. Для производства контратак оставлялись выходы. Позиция представляла собой линию, а следовательно, не имела тактической глубины. Полевая фортификация только зарождалась.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Второй том «Истории военного искусства»

Второй том Истории военного искусства профессора генерал майора Е А Разина изданный в г охватывает развитие военного искусства народов... В своих исследованиях автор описывает практически все известные этапы в... В качестве методологической основы монографии была взята т н марксистско ленинская военная наука т е труды К...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие военного искусства в итальянских войнах XVI в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Феодализм и феодальный период войны
Общественно-экономические формации представляют собой исторические ступени развития человеческого общества. Изменение формы общественного устройства определяется коренными качественными изменениями

Некоторые вопросы историографии и источниковедения феодального периода войны
Основой для научного исследования военного искусства феодального периода войны являются труды К. Маркса и Ф. Энгельса. «Хронологические выписки» и «Секретная дипломатия» К. Маркса раскрыва

Древние славяне и их военная организация
После того как многочисленные племена «варваров» разгромили Западную Римскую империю, в борьбу с Восточной Римской империей вступили славянские племена, которые оказали существенное влияние на исто

Военное искусство вооруженной организации древних славян в войнах с Восточной Римской империей
Начиная с I века н. э. славянские племена участвовали в борьбе с Римской империей. Древние источники упоминают восточнославянские племена, которые вели борьбу с римскими завоевателями. Имеется сооб

Древнерусское государство и его вооруженная организация
В конце VIII или в начале IX в. новгородский князь Бравлин ходил войною на Сурож — византийскую колонию в Крыму. С «многою силою прииде к Соурожу» и «плени от Корсоуня (Корсуня) и до Корче (Керчи)»

Соседи древнерусского государства — Византия, болгары, печенеги, хазары и особенности их вооруженных сил
Византийская империя в VIII — XI вв. VII в. был поворотным пунктом в развитии Восточной Римской империи, в которой все более усиливался процесс превращения ее в феодальную монархию

Развитие военного искусства вооруженной организации руссов в войнах конца IX и X вв.
Главным содержанием внутренней политики князей древнерусского государства было преодоление межплеменной розни и объединение славянских племен. Во внешней политике князья, опираясь на племенную знат

Арабские племена и их вооруженная организация
В VI — VIII вв. на Ближнем Востоке возникло крупное государственное объединение арабских племен. В это время арабы были свободными скотоводами или землевладельцами. Племенные вожди арабов с целью з

Особенности военного искусства арабского войска
В первой половине VII в. было завершено объединение арабских племен и возник арабский халифат — государство арабов. Арабское войско разбило византийцев и в короткий срок завоевало Иран, который был

Франки и их вооруженная организация
Племена франков, жившие на территории Галлии, в III — IV вв. находились на ступени разложения первобытно-общинного строя. Во главе рода или племени стоял старшина, впоследствии Kuning (король). Сло

Военное искусство в войнах франков с арабами
«Варварские» государства, возникшие в результате завоеваний, не были устойчивыми политическими образованиями. После смерти Хлодвига (511 г.) во франкском государстве наметилось обособление трех его

Военные реформы во франкском государстве в конце VIII в. и особенности военного искусства франков на рубеже IX в.
В VII в. у франков появилась отчуждаемая частная поземельная собственность — аллод. Появление аллода повлекло за собой, с одной стороны, раздробление землевладения, с другой — возникновение крупног

Военное искусство вооруженной организации Руси в XII — XIII вв.
Феодальная Русь в XII — XIII вв. и ее вооруженная организация. Во второй половине XI в. в древнерусском государстве усилился процесс развития феодальных отношений. Росло крупное во

Военное искусство вооруженной организации феодалов Западной Европы X — XIII вв.
Вооруженная организация феодалов Западной Европы. При всем своем внешнем блеске и кажущемся могуществе государство франков было очень непрочным, так как в стране уже завершался про

Монгольское государство и его вооруженная организация
Военное искусство монголов имело свои характерные черты, которые определялись особенностями общественного развития монгольских племен. Монгольские племена делились на две большие группы: н

Военное искусство в войнах монголов-завоевателей
Монголы под командованием Чингисхана в период с 1194 по 1206 год покорили народы, жившие на территории от Японского и Желтого моря до р. Иртыш, и на юг от Сибири, включая Маньчжурию и Китай. Затем

Военное искусство вооруженной организации турок-османов
Турки и их войско. Вследствие развития феодальных отношений государство арабов распалось на большое количество феодальных владений. Феодальные войны и восстания угнетенных масс сил

Военное искусство вооруженной организации монголов в период распада монгольского государства
Распад монгольского государства. Как и прочие варварские государства, созданные путем завоеваний, монгольское государство оказалось недолговечным. После смерти Чингисхана оно было

Период преодоления феодальной анархии на Руси
Главным содержанием политики татаро-монгольских завоевателей было сохранение феодальной раздробленности Руси. Они оставили неприкосновенными феодальные порядки, а собирание дани возложили на удельн

Вооруженная организация великого Московского княжества
Во второй половине XIV в. вооруженная организация великого Московского княжества представляла собой феодальное войско, но уже со значительно возросшим централизмом и повысившейся ролью командования

Развитие военного искусства в войнах русского народа за освобождение от татаро-монгольского ига
Освободительная борьба русского народа. Успешная политика собирания Руси способствовала возвышению Москвы и превращению ее в политический и военный центр борьбы за освобождение от

Русское государство в XV в. и его вооруженная организация
Внутреннее и внешнее политическое положение Русского государства в XV в. В 1389 г. Дмитрий Донской умер. Перед смертью он завещал своим сыновьям опираться на бояр и без их «думы»,

Первый период в развитии огнестрельного оружия на Руси.
Раньше всех огнестрельное оружие применили китайцы. По некоторым китайским хроникам, пушки были известны в Китае в 618 г. до н. э. В 969 г. упоминаются ракеты. В древних китайских рукописях есть оп

Развитие военного искусства в войнах Русского государства в XV в.
Военное искусство в Новгородском походе 1471 г. Во второй половине XV в. перед правительством Московского княжества стояли три основные политические задачи: завершить объединение р

Укрепление Русского централизованного государства в ХVI в. и усовершенствование его военной организации
Русское государство в XVI в. В конце XV и в XVI вв. упрочивались экономические связи населения Руси, что являлось основой укрепления централизованного государства — феодальной мона

Развитие военного искусства в войнах XVI в. за воссоединение русских земель
Военное искусство в войне с Литвой и Польшей (1512–1522 гг.). Как только было завершено объединение русских земель, главным содержанием внешней политики московского княжества стало

Четвертый этап борьбы за Казань — штурм крепости.
Штурм крепости был назначен на 2 октября. Войска готовили лес и землю, чтобы накануне штурма завалить ров и построить через него мосты. Готовы были и подкопы, в которые заложили порох. Рус

Русская военно-теоретическая мысль в XVI в.
Боевой опыт русской рати и опыт строительства вооруженных сил Русского государства излагался и обосновывался в XVI в. в военно-исторических и теоретических трудах и попутно затрагивался в общеистор

Складывание феодально-абсолютистских порядков в Западной Европе
Разложение натурального хозяйства и цехового ремесла. В XIII в. русский народ упорной героической борьбой с татаро-монголами спас страны Западной Европы от разорения. В результате

Вооруженные силы государств Западной Европы в XIV — XV вв.
Возникновение наемных армий в Западной Европе. В период разложения феодальных порядков за феодалами еще сохранялись монополии на военное дело. Но с появлением и расширением рынка «

Развитие военного искусства в войнах XIV-XV вв.
Развитие военного искусства в войне Фландрии за свою независимость в 1300–1302 гг. Когда в XII — XIII вв. экономические центры и торговые пути Западной Европы стали перемещаться на

Военное искусство в войне славян с Тевтонским орденом
Польша и Литва и их военная организация. В бассейне рек Вислы, Одера и Варты жили славянские племена — поляне, слезане, висляне, мазуры и другие. В IX — X вв. эти племена находилис

Разлитие военного искусства в национально-крестьянской войне чехов XV в.
Чехия в XI — XV вв. Имеются сведения о том, что на территории Чехии в V — VI вв. уже жили славянские племена. Область нижней и средней Влтавы занимали чехи. В VII в. возник союз че

Военное искусство в крестьянской войне 1525 г. в Германии
Германия в начале XVI в., причины и характер войны 1525 г. В XIV и XV вв. в Германии происходил значительный промышленный подъем. Развивалось городское цеховое ремесло. Натуральное

Феодально-абсолютистские монархии Западной Европы в XVI в.
Развитие капиталистического уклада в недрах феодализма. Особенность развития стран Западной Европы в XVI в. заключалась в том, что в недрах феодального общества зарождался капитали

Вооруженные силы феодально-абсолютистских монархий в XVI в.
Второй период в развитии огнестрельного оружия. Энгельс отметил двойной прогресс в конце XV и в начале XVI вв.: французы усовершенствовали артиллерию, а испанцы придали новый харак

Военно-теоретическая мысль в Западной Европе в XVI в.
Развитие науки в Западной Европе в XVI в. С возникновением и развитием буржуазного способа производства росли и развивались техника, наука и искусство, зарождалась буржуазная культ

Основные исторические материалы и труды современников
Ахмед Эль-катеб, Взятие русскими Севилла, СПБ, 1838. Акты Московского государства, т. 1. СПБ, 1890. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке, пер. Гот

Основные труды по истории военного искусства
Агапеев, Опыт истории развития стратегии и тактики наемных и постоянных армий новых государств, СПБ, 1902. Анучин, О древнем луке и стрелах, «Труды археологического съезда в

Основные труды по общей истории
Артамонов, Очерки древнейшей истории хазар, Л., 1937. Базилевич, Новгородские помещики из послужильцев в конце XV в., 1945. Бурджалов, История СССР.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги