Начало крестьянской войны и ее движущие силы

Василий Шуйский был ставленником небольшой группировки московских бояр, богатых купцов и церковной знати. Власть нового царя бояре пытались ограничить «крестоцеловальной записью», в которой учитывались интересы также торговых и даже «черных» людей. Однако социальная база правительства Шуйского оказалась слишком узкой. Захват власти знатными боярами способствовал лишь обострению классовой борьбы в стране. Холопы, крестьяне, посадские люди и мелкопоместные служилые дворяне потеряли надежду на улучшение своего положения, что они связывали с именем законного «хорошего царя Димитрия».

Как только стало известно об убийстве Лжедмитрия и воцарении Василия Шуйского, прежде всего восстали северские, польские («дикого поля») и украинные города. «А как после Росстриги, — сообщают разрядные записи, — сел на государство царь Василий, и в Польских, и в Украинных, и в Северских городех люди смутились и заворовали, креста царю Василью не целовали, воевод почали и ратных людей побивать и животы их грабить, и затеели бутто тот вор Росстрига с Москвы ушол, а в его место бутто убит иной человек»{80}.

Поводом к началу восстания явились замены Шуйским воевод и других начальников во многих городах. Немаловажное значение имел и слух о том, что сторонники Шуйского хотят истребить северян, первыми признавших и поддерживавших Лжедмитрия. Первоначальной формой борьбы был протест [85] против убийства «царевича» (Лжедмитрия) и самовольного избрания царя «без ведома тамошних (северских) граждан, которые хотели возвести на престол другого князя, имевшего более права»{81}.

Создавшейся обстановкой воспользовались авантюристы князь Шаховской и Молчанов (один из приближенных Лжедмитрия), которые бежали из Москвы в Путивль.

Восстание охватило большую южную часть государства — города и волости северские и польские, а затем стало быстро распространяться почти по всей территории. Против правительства Шуйского поднялись украинные, заоцкие (за р. Окой) и рязанские земли. Острая борьба происходила в Астрахани, Перми, Вятке, Пскове и даже на западных подступах к Москве.

На востоке начались восстания угнетаемых боярами национальностей, во главе которых шли марийцы и мордва. Из народов Поволжья и Прикамья марийцы сильно страдали от притеснений московских воевод и православных монастырей. Поэтому марийцы шли в авангарде угнетенных народов. Крестьянские восстания сливались с движением угнетенных национальностей.

В 1606 г. юг и восток Русского государства были охвачены пламенем крестьянских восстаний, которые сливались с восстаниями посадского люда в одно мощное движение, направленное против крепостничества. Это была первая крестьянская война в Русском государстве, расшатывавшая основы феодально-крепостнических порядков и поэтому являвшаяся революционной войной.

На юге во главе восставших масс стал Иван Болотников, бывший крепостной князя Телятевского. Он бежал от боярской кабалы, попал в плен к татарам, был невольником на турецких галерах, затем оказался в Венеции, откуда пере брался в Польшу. Возвращаясь на родину, Болотников оказался в центре движения крестьянских масс. Большой жизненный опыт помог ему возглавить восстание. Иван Болотников показал себя талантливым полководцем и опытным руководителем восставших крестьян.

Все источники вождем восстания называют Болотникова, именуя его «предводителем восстания», одним из «главных начальников лагеря восставших», «высшим военачальником», «гетманом царя Димитрия», боярином «царевича» Петра; в «Ином сказании» сообщается: «Начальник их полководец вор Ивашко Болотников»{82}, а Авраамий Палицын определил его как «заводчика всей беде». [86]

Развернутую характеристику личных качеств дает Болотникову Исаак Масса, называя его «удальцом», «отважным витязем», «отважным воином», который «отважен и храбр на войне»{83}. Архиепископ Арсений характеризовал Болотникова «достойнейшим мужем и сведущим в военном деле»{84}. Вследствие [87] таких качеств холоп князя Телятевского оказался не только опытным политическим вождем восставших, но и искусным полководцем революционного крестьянского войска.

Главной движущей силой революционной крестьянской войны являлись холопы и крепостные крестьяне, к которым присоединялись посадские люди, стрельцы и казаки. «Новый Летописец» в главе «О побое и разорении служивым людем от холопей своих и крестьян» сообщает о социальном составе восставших: «Собрахуся боярские люди и крестьяне, с ними же пристаху Украинные посацкие люди, и стрельцы, и казаки»{85}. Беглые холопы составляли самую большую и наиболее революционную часть войска Болотникова. Холопы бояр и служилых людей в городах представляли собой резерв крестьянского войска. К ним обращался Болотников с «подметными листами», призывая подниматься против своих угнетателей.

Холопы оказывались не только наиболее устойчивой частью крестьянского войска, но и наиболее ценными в чисто военном отношении. Исаак Масса сообщает, что «мятежники всегда одерживали победу, и они были искусные воители и отважные воины, свободные и вольные...»{86}. Монах Палицын пишет, что в украинные земли «отхождаху» «иже на конех обыкше и к воинскому делу искусни»{87}. Все эти сообщения касаются беглых холопов, входивших в состав личных дружин бояр и князей и сопровождавших их в военных походах, на смотрах и при выполнении служебных поручений. Как правило, эти военные холопы военное дело знали лучше, чем их хозяева.

Сложившаяся политическая обстановка в Русском государстве способствовала тому, что к восставшим против боярско-крепостнических порядков холопам, крепостным крестьянам и казакам присоединялись попутчики, преследовавшие свои цели. Прежде всего это был мелкий служилый люд, вожаком которого оказался веневский сотник Истома Пашков, выступивший «стуляны и с коширяны и с веневичи» и с примкнувшими к ним другими «служильцами». Затем попутчиками оказались крупные рязанские землевладельцы во главе с воеводами Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым, к которым присоединялись такие же, как они, дворяне-землевладельцы, недовольные политикой боярского правительства Шуйского.

Социальная разнородность войска восставших являлась причиной его слабости. В начальный период вооруженной борьбы, когда внутренние противоречия социальных групп [88] войска явно не обнаруживались, попутчики способствовали достижению восставшими успехов в ходе военных действий. Когда же борьба становилась затяжной и выявлялась противоположность целей различных общественных групп, попутчики «переметывались» в стан врага и предавали своих соратников. Изменение расстановки и соотношения сил определялось основным классовым противоречием между крестьянами и феодалами-землевладельцами, перед которым противоречия внутри господствующего класса отступали на второй план.

Восстание началось и протекало под лозунгом восстановления в своих правах «царя Димитрия», чудом якобы спасшегося от убийц-бояр, захвативших власть. В начальный период борьбы этот лозунг объединял разные социальные слои восставших, стремившихся к достижению различных целей. Выявление же действительных целей основных боровшихся классов вело к расколам в лагере восставших.

В борьбе с восстанием, принимавшим всеобщий характер, правительство Шуйского опиралось на родовитую знать — бояр и князей — и на церковь, являвшуюся опорой феодально-крепостнических порядков и представлявшую собой экономическую, политическую и религиозно-моральную силу. Немаловажную роль играла верхушка посада, особенно богатое купечество, заинтересованное в организации правительственной защиты их богатств от «черни».

Наиболее устойчивыми считались северные и северо-восточные районы государства, на которые опиралось правительство Шуйского в ходе борьбы с народным восстанием.

Немаловажную роль играла политика интриг, направленная на обострение противоречий в лагере восставших и разложение их сил.