Утверждение абсолютизма России в первой четверти XVIII века. Реформы в области государственной власти и управления.

Абсолютизм - абсолютная монархия, последняя форма феодального государства, возникающая в период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений.

В царствовании Петра Великого были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие их этих преобразований уходят корнями в XVII век. Социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содержанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата абсолютизма.

1) Петр превратил Россию в подлинно европейскую страну (во всяком случае, как он это понимал) – недаром выражение «прорубил окно в Европу»

2) В Петровскую эпоху российская экономика, и прежде всего промышленность совершила гигантский скачок. В то же время развитие хозяйства в первой четверти XVIII в.

3) Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. Позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти. Последние патриархи Иоаким (1675-1690 гг.) и Адриан (1690-1700 гг.) проводили политику, направленную на укрепление этих позиций. Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр провел ревизию Патриаршего дома. Нашел злоупотребления, отменил выборы нового патриарха и поручил митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост «местоблюстителя патриаршего престола». В 1701 г. образуется Монастырский приказ – светское учреждение для управления делами церкви. Вот тут-то Церковь и начала терять свои позиции перед государством. Петр ссылаясь на идею об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, начинает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ сокращал число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно обращаться в Монастырский приказ. В последствии у царя появилась идея использовать монастыри как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают. В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривает уничтожение института патриаршества и образование нового органа – Духовной коллегии, а потом «Святейший правительственный Синод», официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентом – Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра. Многие церковнослужители были недовольно и Петр психанул. В итоге принятие духовного регламента превратило священнослужителей в чиновников и начальник их был светское лицо – обер-прокурор.