рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Тема 4. Киевская Русь.

Тема 4. Киевская Русь. - раздел История, Михайлова М.Е. Учебно-методическое пособие по курсу История Отечества для студентов медицинских вузов. В 2-х частях 1. Образование Древнерусского Государства Киевская Русь (Основные Концепции)....

1. Образование Древнерусского государства Киевская Русь (основные концепции). Принцип власти.

2. Хозяйство в Киевской Руси. Аграрный строй Руси в IX – XII вв.

3. Особенности принятия христианства. Роль православия в истории российской цивилизации.

Основная литература:

1. История России в вопросах и ответах / под ред. Кислицына С.А. Ростов-на-Дону, 2001.

2. История России / под ред. Радугина А.А. М., 2004.

3. Ионов И.Н. Российская цивилизация IX – начала XX вв. Саратов, 2002.

4. Россия и мир. Ч.I. М., 1995.

5. Русская история / под ред. Дворниченко А.Ю. СПб., 2001.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008.

Дополнительная литература:

1.Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999.

2. Маркова Е.Н. Культурология. М., 1999.

3.Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1993.

Рассматривая первый вопрос, следует выяснить, как происходит замена соборного (вечевого) идеала власти авторитарным (княжеским). Говоря о причинах объединения племен, нужно отметить наличие внешней угрозы, рост производительности труда, развитие торговли, начало социальной дифференциации. Характеризуя этапы складывания государства восточных славян, важно знать, что складывание Древнерусского государства – это результат длительного внутреннего развития восточнославянского общества. В VI-VIII вв. славяне объединялись в племенные союзы. Это был первый этап становления государственности у восточных славян. На втором этапе (IX в.) племенные княжения объединялись в крупные суперсоюзы: Куяба (с центром в Киеве), Славия (с центром в Новгороде) и Артания (предположительно с центром в Рязани или Чернигове). И третий этап (посл. треть IX в.) – это объединение Киева и Новгорода под властью первого, подчинение Киеву всех славянских племенных союзов.

Особое внимание уделить «норманнской теории» и взглядам «антинорманнистов» на процессы государственности. Основанием для норманнской теории является рассказ в Повести Временных лето призвании в качестве князей (предположительно в 862 г.) трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Согласно ей славяне не могли сами создать государство, так как находились на низком уровне развития. Государство создали призванные варяги-норманны. Она была сформулирована в XVIII в. немецкими учеными Г.-Ф. Миллером и Г.-З. Байером, работавшими в России. Тогда же М.В.Ломоносовым были заложены основы антинорманнской теории:варяги появились в Восточной Европе, когда Древнерусское государство уже сложилось; варягов на Руси использовали как наемную военную силу, неугодного князя могли изгнать; нет следов длительного влияния варягов на экономические и социально-политические отношения славян, а также на их язык и культуру; призвание варягов говорит о происхождении династии, но не государства.

Согласно летописи, в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить ссоры между собой, пригласили на Русь отряд варяжских воинов во главе с князем Рюриком, который и стал основателем новой династии Рюриковичей. Датой образования Древнерусского государства принято считать 882 г. В это время князь Олег, захватив власть в Новгороде, совершил поход на Киев. Он впервые объединил северные и южные земли славян в единое государство. Столицей стал Киев, и поэтому государство стали называть Киевская Русь. Последующие князья объединили все земли восточных славян.

Древнерусская государственность прошла в своем развитии три этапа: начальный (середина IX - конец X в.) – правители Рюрик (862-879), Олег (879-911), Игорь (912-945), Ольга (945-969), Святослав (965-972); расцвет (конец X – первая половина XI в.) - Владимир I (980-1015), Ярослав (1015-1054); упадок, распад (вторая половина XI – первая треть XIII в.) - Владимир II Мономах (1113-1125) и др. Создание Древнерусского государства сыграло важную роль в объединении русского этноса, в формировании русской цивилизации. При этом оно рождалось как сложная полиэтническая система, в которой каждый элемент (этнос), дополняя другие, играл важную роль в процессе зарождения и становления молодого государства.

Далее студентам следует объяснить возрастание роли княжеской власти в политической жизни, идеологии Киевской Руси, изменение структуры и характера власти. Структура власти выглядела так. Во главе государства стоял киевский великий князь. Киевские князья являлись верховными военачальниками, определяли внутреннюю и внешнюю политику, осуществляли правосудие и гражданское управление. Князь как глава исполнительной власти устанавливал нормы дани (для IX - X вв.) и общегосударственных налогов. Великий князь киевский был источником законов. Передача власти осуществлялась по удельно-лествичному принципу. Не от отца к сыну, а по старшинству от брата к брату или от племянника к дяди. То есть власть наследовалась в рамках всего рода Рюриковичей. Важное место в руководстве занимал совет при великом князе – боярская дума, в которую входили младшие князья, бояре и старшие дружинники. В отношении них в летописях употребляется термины “мужи”, лучшие мужи”. Боярство не было замкнутым, на княжеской службе доступ к боярскому чину был открыт для способных людей. В политической жизни существенную роль играло и народное вече, что связано с формированием городской общины и ростом ее влияния на князя.

Управление отдельными землями осуществляли князья или их сыновья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессиональную княжескую дружину и при необходимости народное ополчение во главе с тысяцким. Таким образом, в Киевской Руси сформировался авторитарный принцип власти.

Во втором вопросе нужно раскрыть особенности хозяйствования на Руси в рассматриваемый период и специфику становления феодальных отношений, их своеобразие по сравнению с Европой. Хозяйство Киевской Руси было представлено различными отраслями: земледелие, скотоводство, ремесло, торговля. За счет ремесла и внешней торговли страна развивалась и богатела, вывозя на внешние рынки кожи, меха, мед, воск, ремесленные изделия. Земледелие было достаточно эффективным, применялась не только переложная, но и двупольная система обработки почвы. Вместе с тем сохранялась крестьянская община. Структура общества отличалась разнообразием.По политическому признаку общество делилось на княжьих мужей и людей, по профессиональному - на дружинников, торговцев, ремесленников, а по социально-экономическому - на бояр, смердов и зависимое население (холопы, закупы, рядовичи). Формирование социальных групп не было завершено, поэтому структура была открытой для вертикальных и горизонтальных перемещений.

X – XI вв. – это время складывания феодальных отношений в Европе. Суть заключается в том, что князья передавали права на владение землей своим вассалам, обязанным за это нести военную службу. В зависимость от феодала попадали и крестьяне, проживавшие на этой земле. На Руси этот процесс отличался своеобразием. Часть историков относят Киевскую Русь к раннефеодальным государствам. Они считают, что крупная феодальная собственность на землю складывалась на Руси в IХ-ХII вв. в виде княжеских, боярских вотчин и церковных владений. Земли феодалов обрабатывались трудом зависимых крестьян. Согласно другой концепции, социально-экономическую основу древнерусского общества составляло общинное землевладение и свободные крестьяне-общинники. При этом существовало и частное землевладение вотчины князей, бояр, церкви с использованием труда как рабов, так и полусвободного населения.Верховным владельцем и распорядителем земли был киевский князь. Бояре получали земли в ограниченную собственность, а не в условное держание. На Руси в X - XI вв. отсутствовала феодальная лестница, феодальный иммунитет (особые права), обязательная служба сеньору. Свое развитие феодальные отношения получают лишь в период объединения земель вокруг Москвы.

Киевскую Русь называли «Гардарикой» - страной городов. Город имел особое значение. Города играли роль связующих звеньев государственного единства, были военными и административными центрами. Они возникали и развивались как средства контроля в тех или иных землях, в том числе за торговлей и сбором налогов. Города, городское население были основой социальной поддержки княжеской власти. После принятия христианства города стали религиозными центрами. Социально-экономическая жизнь Руси, в отличие от Европы, концентрировалась вокруг города, а не феодального замка.

Раскрывая третий вопрос, нужно выявить процессы, способствовавшие принятию новой религии, особенности монотеистических религий того периода (христианство, мусульманство, иудаизм), причины принятия православия. Развитие Древнерусской государственности требовало изменений в идеологии, в религии. Нужно было укрепить авторитет власти, объединить славянские племена, повысить авторитет Руси на международной арене. В 980 г. Владимир I провел первую религиозную реформу. Он предпринял попытку объединить славянские языческие божества, установить культ Перуна. В 988 г. Владимир I провел вторую религиозную реформу. Этому событию предшествовала процедура «выбора вер». Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, а также с христианскими странами: католической Европой и православной Византией. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения лучшей веры. Послы однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили. В качестве государственной религии и был принят византийский вариант христианства – православие.

Христианство в X веке представляло значительную культурную и политическую силу в Европе и на Ближнем Востоке. Но в Византии церковь была в политическом подчинении государства, а католическая церковь и Папа Римский требовали подчинения светской власти духовной, т.е. выступали как конкуренты князю. По сравнению с католической православная церковь отличается большей свободой внутренней жизни, для нее характерна идея соборности, духовного единства, что соответствовало традиционной ценности коллективизма в русском обществе. На западе же, напротив, господствовал индивидуализм. Кроме того, между Киевом и Константинополем существовали экономические и политические связи, усиливающие взаимный интерес. Наконец, Византийское христианство разрешало проводить обряды на национальном языке, а православные обряды, убранство церкви очень красивы.

Далее следует отметить своеобразие христианизации Руси, объяснить феномен «двоеверия», а также влияние христианства на быт, культуру, менталитет и политический идеал русского народа. Распространение христианства в русском обществе шло в течение двух веков. При этом происходило смешение языческих и христианских верований и обрядов – двоеверие. Люди являлись и язычниками, и христианами одновременно, не воспринимая разницы между теми и другими религиозными представлениями, и преобразуя их в сознании в единое целое. Значение принятия христианства заключается в том, что укрепилась государственную власть и территориальное единство Киевской Руси; повысился международный престиж Руси, значительно расширились связи с другими государствами. Христианство сыграло большую роль в развитии русской культуры. Была введена письменность, развивалась городская культура, появилось храмовое каменное строительство, книжное дело, литература, история, философия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Михайлова М.Е. Учебно-методическое пособие по курсу История Отечества для студентов медицинских вузов. В 2-х частях

ББК... М... Михайлова М Е Учебно методическое пособие по курсу История Отечества для студентов медицинских вузов В х...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Тема 4. Киевская Русь.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 1. История как наука.
1.Предмет исторической науки. Структура и функции исторического знания. 2.Источники и историография в истории. Проблема фальсификации истории России.

Тема 3. Древнерусская цивилизация.
1. Формирование древнерусского этноса: классические и неклассические концепции (миграционные и автохтонные). Доисторическое и историческое время Руси. 2. Принцип власти при родоплеменном с

Тема 6. Становление Московского царства.
1. Возвышение Москвы. Образование единого централизованного государства в XIV – начале XVI вв., особенности этого процесса в России. 2. Формирование традиционного общества и складывание но

Тема 7. Падение Московского царства.
1. Опричнина Ивана Грозного, ее смысл и значение. 2. Московское Царство эпохи Смуты. Феномен Русской Смуты. 3.Россия в XVII в. Раскол, его истоки и последствия для российской циви

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги