рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

История старообрядчества.

История старообрядчества. - раздел История, История религий В 1666 Году Рукоположение У Старообрядцев (Не Принявших Реформы Никона И Алек...

В 1666 году рукоположение у старообрядцев (не принявших реформы Никона и Алексея Михайловича) запрещено. Таким образом, к концу 18 века священников у них не осталось вовсе. Только священник из официальной церкви мог перейти в старообрядческую.

Тогда перед старообрядцами встал вопрос, как жить им дальше? Если нет священников – то нет таинств, а значит нельзя быть приверженцем данной религии.

И старообрядцы поделились на 2 части: беспоповцы, считавшие, что священник не нужен, и поповцы, признававшие необходимость священника и пытавшиеся его восстановить.

Беспоповцы решили, что раз священника нет – это может означать только то, что скоро второе пришествие. У них появился вопрос: можно ли жить в браке и рожать детей? И было решено, что можно, потому что Господь милостив, однако это будет не настоящий брак, а настоящий – уже после пришествия. В итоге беспоповцы поделились на брачных и безбрачных.

Появились направления в старообрядчестве: согласия (большие) и толки (мелкие).

К брачным беспоповцам относятся:

1) Поморское согласие – возникло в конце 17 века среди старообрядцев, которые бежали на север (к Белому морю). Они отвергали молитвы за царя. Первоначально отрицали и брак, но потом признали. Толк Даниловцы. Основатель – Данила Викулин. Не имеют священника, обряды совершают символически (обещание выполнить обряд после 2 пришествия), в церквях – дониконовские иконы, руководят общинами старцы – начетчики. Поморцы расселились на севере Урала и Сибири. В северных районах Удмуртии их тоже много. Так живут в сопредельных странах, например в Эстонии. Это не только русское население, но и коми. Сегодня это направление – одно из основных в старообрядчестве. Они создали единую организацию – Древлеправославную церковь.

2) Спасовский толк (нетовщина). Обитают в Керженских лесах Новгородской области. Так же их называют кержаками.

3) Духоборы. В 18 веке приняли идеи протестантизма и создали свое учение. Суть: вся история человечества повторяется в состояниях человека. Человеку нужна не церковь, а нужно переживать правильные состояния. Таких много среди народов Закавказья.

Безбрачные беспоповцы представлены двумя толками: Федосеевцы (основатель Феодосий Васильев) и Филипповцы. И те, и другие проповедуют отказ от брака, строгий аскетизм, сохранение традиций рукописной книги. Представителей немного.

А так же к безбрачным беспоповцам относится множество сект:

- Дырники, молившиеся не на икону, а на свет;

- Рябинники, молившиеся на рябину;

- Хлысты, избивавшие себя;

- Скопцы, оскорблявшие себя.

В большинстве своем эти секты уже изжиты.

 

Поповское старообрядчество.

Ввиду отсутствия священников было найдено 2 выхода:

1) Переманивали священников из официальной церкви (беглопоповцы),

2) В 40-е годы 19 века поповцы отправились на Балканы, для поиска человека, который возглавит иерархию. Архиепископ Олимпий из Боснии согласился, принес покаяние, был миропомазан и перешел в старообрядчество. Но в Россию его не пустили, и тогда он обосновался в городе Белая Криница. Олимпий рукоположил священника и архиепископа, и так была восстановлена иерархия.

С 60-х годов 19 века Русскую Православную старообрядческую церковь возглавляет митрополит, и она является крупнейшей по числу прихожан.

Затем к власти пришел Петр I и начал свои реформы. Он сделал в церковью самое разумное, что можно было с ней сделать. В 1700 году умер патриарх, и Петр не дал избрать нового. Он отдал всё церковное монастырскому приказу и сам назначил блюстителя престола – Стефана Яворского, который подчинялся царю. В 1721 году проведена синодальная реформа. Среди прочих министерств создана духовная коллегия, позже переименованная в Святейший правительствующий Синод. Ему была вручена церковь по духовному регламенту Феофана Прокоповича. Так, по сути, было отменено патриаршество. И с 1721 года наступил новый период – Синодальный.

Управление стало не каноническим. Петр ограничил число священников, и установил штат духовенства. На 100 дворов полагался 1 дьякон, 1 священник, 1 паломник. Ограничил и число монахов, и в монахи стали принимать только когда кто-то из них умирал. Однако можно было становиться послушником. Проведена регистрация старообрядцев. Появились церковные учебные заведения: школы, семинарии. Так возникла система духовного образования. И к концу 18 века сформировались новые, грамотные церковные кадры. Стала проводиться миссионерская работа по просвещению христианства малых народов России. При Синоде появилась Новокриницкая контора, заведовавшая делами новообращенных.

В середине 18 века прошли последние попытки насильственной христианизации (например, татар). Активная работа велась и в Русской Америке с середины 18 века – крестили алеутов. Велась работа на Кавказе. Русская миссия дошла даже до Японии и Китая.

К моменту революции 1917 года в России, РПЦ сильно дискредитировала себя сотрудничеством с властью, поэтому отношение к ней было критическое. Но поскольку население России было в основном крестьянское – авторитет церкви все равно был высок.

После революции обер-прокурором (главой Синода) был назначен князь Львов, который стал увольнять архиереев, и пропагандировал революционные идеи. В итоге, с 14 лет человеку было позволено добровольно решать какую религию исповедовать, и это необязательно должно было быть официально принятое в России православие. Это привело к упадку РПЦ.

В августе 1917 года был созван первый со времен 17 века собор в Москве, заседавший 3 месяца. На соборе было решено восстановить патриаршество и отказаться от Синода. Патриархом был избран митрополит московский Тихон.

Большевики тоже приняли верное решение: отделить церковь от государства. Так церковь стала управлять своими делами сама, но при этом не могла владеть имуществом, а священники не могли преподавать в светских учебных заведениях (обязательный ранее предмет – закон божий был отменен). А реальное отношение власти к церкви было враждебное. Шла активная атеистическая пропаганда (жгли иконы, рушили храмы).

В 1921 году наступил кризис – в условиях голода патриарх создал комитет помощи голодающим. Но большевики распустили этот комитет, и стали изымать у церкви ценные вещи. Патриарх стал призывать защищать храмы «силой народного вопля». За это патриарх был осужден и взят под стражу. Произошел очередной раскол: появились обновленцы. Это движение поддерживало обновления церкви, выступало против руководства патриархом Тихоном, заявляя о полной поддержке нового режима. Во главе стоял Александр Введенский. Они предложили Тихону передать власть высшему церковному управлению, и объявили патриарха лишенным сана. Так же их называют – Живая церковь.

Следующий раскол случился, когда патриарх выразил лояльность власти, и отказался от контрреволюционных идей, после чего был осужден за антирелигиозность. Тогда священники собрались в Сербии и создали РПЦ за рубежом, в городе Карловац.

В 1925 году Тихон умер, а нового патриарха Советская власть выбрать не дала. С 1928 года усилились антирелигиозные пропаганды. Появился союз воинствующих безбожников, объявлена пятилетка безбожия, и поднялась народная волна против церкви. РПЦ было запрещено проповедовать вне храма, заниматься благотворительностью, и даже была введена 5-дневная рабочая неделя, чтоб люди не праздновали воскресенье.

Такая борьба не привела к нужному результату. К концу 30-х годов осталось чуть более 100 действующих храмов и 4 монастыря на всю страну. А по переписи 1937 года, результаты которой не были опубликованы – 2/3 сельского и 1/3 городского населения были верующими. Таким образом, люди от религии не отказывались.

Перед ВОВ церковь была практически уничтожена. Но во время войны Сталину пришлось вспомнить о единстве народа, следовательно, о православии. Церкви снова была разрешена деятельность, союз воинствующих безбожников был закрыт, а храмы открывались вновь. В 1943 году Сталин встретился с митрополитом Сергием, разрешил ему провести собор архиереев, которых освободил из ссылок. Сергий стал патриархом. И так возродилась церковная жизнь. К 1949 году было уже около 14500 храмов. Монастырей – более 60. Восстановлены учебные заведения. Исчезли обновленцы.

Но затем умер Сталин, и Хрущев снова стал бороться с церковью. Итог: к 1965 году – 7000 храмов, 16 монастырей, 1 академия, 3 семинарии. Создал специальный орган – комитет по делам религии, целью деятельности которого была антирелигиозная пропаганда, причем не только христианства, но и всех других религий тоже.

Брежнев старался править либерально: священники имели право существовать, но при условии сотрудничества с КГБ. Так они становятся обязаны сообщать обо всех обрядах: кого крестили, кого отпели, кто венчался, и на этих людей принимали меры партийного воздействия, например, исключали из партии. Поэтому населению пришлось отказываться от церкви. В вузах был введен курс научного атеизма; в религиозные праздники специальные люди устраивали беспорядки, дабы помешать людям их отмечать. Но церковь существовала.

В 1971 году на поместном соборе был избран патриарх Пимен, который под видом борьбы за мировой коммунизм, вел свою работу, и в итоге к 80-м годам стало 18 монастырей и 76 епархий. После смерти Пимена патриархом стал Алексий II.

В 2009 году воссоединились РПЦ Московская и РПЦ за рубежом – так преодолен Карловацкий раскол.

Сейчас церковь отделена от государства. Имеет свободу деятельности. Пользуется поддержкой властей , осознающих необходимость религии.

Дата второго пришествия неизвестна никому, и все, кто назначают конец света – сектанты.

 

Западное христианство.

После Великой схизмы 1054 года произошло разделение на католиков и православных. Глава католиков – Папа Римский, выбирается пожизненно. Претендует на власть над всеми христианами мира. Считается, что в нём – апостольская власть (апостола Павла). Все его суждения – непогрешимы. Отличия от православия:

- догмат о felioque («и от сына»);

- существование чистилища, а так же избытка добрых дел;

- в католическом духовенстве обряд целибата (безбрачия) обязателен;

- крещение детей происходит путем миропомазания в возрасте 10 лет;

Сначала на западе было сильно арианство (бог по имени, а не по сути).

Отцом католической церкви принято считать Августина Блаженного, который был одним из первых богословов запада.

Реальная история Римской Католической церкви начинается с 476 года, с падения Римской империи. Церковь стала главной силой, объединявшей Европу. Наибольшим авторитетом пользовался римский епископ, которого впоследствии стали называть папой.

В 5 веке христианство приняли многие племена, жившие в Европе: франки, саксы и другие.

Католическая церковь участвовала в борьбе против нашествия ислама (732 год – битва при Пуатье – франки остановили арабов). Авторитет церкви служил императорам для поддержки. Так между императором и Папой Римским сложились отношения взаимных услуг. Пипин Короткий даровал ему область, а его сын Кир Великий короновал Папу Римского на царство. Но между церковью и властью шла постоянная борьба за инвеституру.

В 9-10 веках в Европе были тёмные времена: эпоха викингов. Папство влачило жалкое существование. Выход из кризиса – в 11 веке, и тогда же распространение ересей: катаров и альбигойцев. Это две близкие еретические школы (секты), продолжавшие традиции первоначальных христианских общин (маркионитов и др.), и стремившиеся к простоте. Катары и альбигойцы жили на юге Франции. Против них создавались инквизиции, церковный суд в 1184 году, духовно-рыцарские ордена, крестовые походы. Сектантов жестоко истребляли.

С конца 11 века расширяется практика походов, цель которых: отвоевание гроба господня у мусульман, захвативших Иерусалим. В 1099 году Иерусалим взяли, и создали христианское государство, но мусульмане объединились и отбили его обратно. В начале 13 века был последний крупный поход. Заняли Константинополь. А крестовые походы продолжились уже на северо-восток, в Прибалтику.

Были созданы монашеские ордена: тевтонский, картезианский, тамплиеры, госпитальеры, а так же нищенские ордена (невооруженные монахи): францисканцы, доминиканцы.

В 14 веке обостряется борьба между церковью и французским королем. Филипп Красивый отменил тамплиеров и пленил Папу Римского, отчего папство пришло в упадок. Троепапство существовало до начала 15 века. В 1414 году австрийский император Сигизмунд созвал собор в городе Констанц, и на нем избрали Папу.

А в Испании и Португалии роль католицизма возросла. Там проходила реконкиста, и к концу 15 века арабов изгнали.

Но в 14 веке в Европе началась эпоха просвещения. Возродился интерес к античности, философии, другим народам, так же появились и новые идеи относительно религии. Люди стали позволять себе думать и о таких вопросах. Началось буржуазное развитие в Европе, возникли новые веяния в области богословия.

К примеру, английский богослов Джон Уиклиф высказал идеи против торговли индульгенциями и против непогрешимости Папы Римского. Утверждал, что человек сам волен молиться богу, без посредничества Папы Римского. Так же Уиклиф перевел Библию на английский язык, так как религию нужно вернуть народу. Призывал к отделению Английской церкви от Рима, и народ эту идею подхватил. Так появилось народное движение – лолларды. В их основе – восстание бедноты 1381 года. Идеи – маркионитские.

Чешский профессор теологии Ян Гус выступал против индульгенций и за автономию национальных церквей. В 1414 году на соборе его осудили и сожгли. После его идей в Чехии появилось движение гуситов, у которых были примерно такие же лозунги, как у лоллардов, плюс национальная независимость. Затем гуситы разделились на радикальных (таборитов) и умеренных. Табориты – из города Табор, жили общинами, имели совместное имущество, исповедовались друг другу, трактовали Библию каждый по-своему.

В Германии в те времена была полная автономия городов, и подобные учения получили там распространение. Немецкий богослов Мартин Лютер в 1517 году опубликовал газету, где было 95 тезисов, критиковавших католическую церковь и систему, а так же идея о религиозном индивидуализме. Главное – внутреннее раскаяние, общение с богом, но не посещение церкви. Таким образом, Лютер высказал идею о подрыве общественной основы. Но он многого не учёл: он объявил главной – Библию, но в ней нет решений соборов и т.д. А это означает, что он отмёл половину христианства и вернулся к 1 веку.

Папа Римский Лев X отлучил Лютера от церкви. Но на имперском сейме, где собрались богословы – Лютер приобретает сторонников, защитивших его от участи Яна Гуса. С 1521 года он занимается переводом библии на немецкий (возвращает библию народу, и создает литературный немецкий язык). Он пишет Аугсбургское исповедание, где излагает свои взгляды на религию. Вокруг Лютера начинаются реформации, движение за реформу церкви. Большая часть немцев отказывается от Папы Римского, случается крестьянская война, появляются анабаптисты. В итоге в Германии побеждает реформация. Папа Римский, опираясь на других королей и императоров – борется с ними, т.е. ведет контрреформацию. В 1534 году создается орден иезуитов, для того, чтобы бороться с реформаторами силой дискуссии. В Европе весь 16 век идут религиозные войны. Завершаются они в 1648 году Вестфальским миром, где устанавливается «граница» между католицизмом и протестантизмом (протестанты – те, кто за реформацию церкви). Католицизм победил в Южной Европе, Австрии, Венгрии, Чехии, Польше, Литве, на юге Германии. Все остальные северные страны – протестанты: Скандинавия, Прибалтика, Германия, север Франции, Британия, Голландия.

Протестантизм – результат движения за реформу церкви. Во многом противоречит христианству, но относится к нему. Это не одно направление, а целый набор разных, объединённых одной идеей: отказ от прежней организации церкви. Возникают такие направления с 16 века и до сих пор, таким образом, направление в протестантизме можно создать и самому.

Основные направления:

· Англиканство. Основатель – Джон Уиклиф, зародилось в 1534 году, а реально началось с тех пор, когда Генрих VIII выполнил волю Уиклифа и разорвал отношения с Папой Римским, а тот отлучил его от церкви. С тех пор приверженцы этого направления проклинают Папу Римского при богослужениях. Глава – английский монарх, неформальный архиепископ. Сохранена церковная иерархия, безбрачие, литургия и т.п. – всё, как в католичестве, но не подчиняется Папе Римскому. В 1645 происходит разделение на высокую и народную церковь. Народная – пуританство. Считают, что не нужны священники, а обряды – это не таинства. Всеобщее равенство. В 1660 году изгнаны из Англии, и большинство пуритан бежало в Америку.

· Лютеранство – крупнейшее направление в протестантстве. Сохранено все, что не противоречит священному писанию. Богослужение упрощено. Церковь у них – сообщество оправданных личной верой людей. Жесткая дисциплина. «Личное» жестко контролируется друг другом. Сильный внешний контроль. Лютеранские страны: Германия, Швейцария, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, (но Литва - католическая).

· Кальвинизм – появляется так же в 16 веке. Богослов Жан Кальвин из Швейцарии пошел дальше Лютера. Он разработал учение об абсолютном предопределении: бог знает, кто спасется, а кто нет, и человек не в силах изменить свою судьбу. Она предопределена с рождения. Узнать о том, что тебя ждет можно только правильно живя, и наблюдая результаты: если человеку сопутствует удача – значит бог его любит. Священники – всего лишь служащие, наподобие раввинов. Характерно особое внимание к богу-отцу и Ветхому завету. Кальвинисты жестко боролись против католиков. Затем кальвинизм распался на: реформаторство (Франция, Голландия), пуританство (Шотландия), конгрегационализм – все протестантские направления Америки.

· Анабаптизм (последователи лоллардов, гуситов). Самые радикальные. Создаются братские общины с общим имуществом, не признают старое крещение и крещение детей. Нет таинств. Главное – личная вера людей и их объединение. Против анабаптистов в итоге были даже остальные протестанты, так как те против социального порядка.

 

В 17-18 веке из кальвинизма рождаются разные направления, на базе которых возникают:

· Методизм (англиканская церковь) – не принимают идеи таинств. Делают акцент на правильном поведении и благотворительности. Устраивают массовые проповеди на стадионах, в концертных залах.

· Пиетизм (из лютеранства). Характерно скорбное поведение. Отвергают развлечения. Не сотрудничают с государственными властями. Распространен в Германии.

· Меннонитство. Основатель Менно Симонс. Это сектантское движение в кальвинизме. Для них характерно особое ожидание второго пришествия. Отрицают всякое насилие, в том числе воинскую службу. Из обрядов – только символическое крещение. Сегодня меннонитов мало, в основном это немцы.

· Баптизм (конгрегационное направление). Началось в Голландии, в 1609 году – появилась первая община среди английских мигрантов. Характерно учение об абсолютном предопределении, но спастись может каждый, искренне уверовавший. Крещение – в сознательном возрасте. Право проповеди – у каждого члена общины. C 1630-х баптисты выезжают в Америку и баптизм начинает распространяться там. Сегодня это вторая религия Америки после католичества. Представителей – более 40 млн. человек. Единой организации у них нет. Существуют в виде набора разнообразных союзов. С 19 века – возвращаются в Европу, в том числе и в Россию. Но здесь они преследовались. Баптисты, как и все протестанты, считают, что самое благое дело – это предпринимательство. В 19 веке в Америке появились различные направления в рамках баптистских общин:

- Адвентисты: с 1833 года разорившийся американский фермер Уилл Миллер высчитал, что в 1843 году случится второе пришествие, по книге пророка Даниила. Он начал проповедовать, за ним пошли люди, которые стали этого события ожидать. Но оно не произошло. Миллер сказал, что Христос пришел в небесный храм, а не в земной, и апокалипсис вот-вот начнется. Народ остался. Они ожидали уже не самого Христа, а Армагеддон.

- Элен Уайт в 1844 году предсказала свой срок, и сказала, что надо жить по Ветхому завету, а не по Новому. Нужно праздновать субботу, как это принято у евреев, и запрещены свинина, алкоголь, табак, кофе, чай. Таким образом, это некая смесь иудейского воззрения с дополнительными заморочками.

· Пятидесятничество. В начале 20 века среди баптистов стало популярно добиваться узнавать, спасется человек или нет. Для этого нужно быть праведником, чтобы на него снизошел святой дух, как на апостолов. Если человек заговорит на всех языках – значит дух снизошел. Это называется: Крещение святым духом, или Пятидесятничество (Пятидесятница - это праздник, который отмечается на 50-й день после воскресения, в этот день на апостолов снизошел Святой Дух). Существует много разных общин пятидесятников: есть умеренные, есть объединенные с баптистами. Все они активно проповедуют по миру. К ним относятся Дело Веры, Филадельфия и другие.

Возникает вопрос: являются ли эти люди христианами? Поскольку попытки предсказаний – грех гордыни. Следовательно, это ересь. Смысл христианства – ожидание, но если человеку бог «сказал» когда конец света – то суть уже не та.

Дальнейшие американские учения уже совсем нельзя назвать христианскими.

· Мормоны. Зародились в начале 19 века в Америке. Официальное название: «Церковь Иисуса Христа святых последних дней». Основатель – Джозеф Смит, проповедовать начал в 1832 году. Центр – Солт-Лейк-Сити. Когда Смиту было 15 лет, он искал клады, и ему явился ангел Мороний, что в переводе «дебил». Он указал Смиту пойти на гору, где есть золотые пластины («Книга Мормона» на 616 золотых страницах). И тот нашел их. На них был текст иероглифами, и Смит начал читать его, через магические очки, и понимал написанное! Эти страницы никто никогда не видел. К 1830 году Смит перевел эти пластины на английский язык, и ангел забрал их. Мормон, якобы древний пророк, жил в 600 году до н.э. Он был из нефийцев, к которым Христос явился раньше и учил их религии. И его настоящее учение – именно в этой книге. Данную книгу отдали на экспертизу американским специалистам, и выяснилось, что животных, которые упоминаются в тексте, никогда не существовало. Суть учения: Иисус и бог-творец – 2 разных бога. Существует множество вселенных, и, соответственно, множество богов. Все они мужского пола, и чем важнее бог – тем больше у него женщин (так боги «спасают» женщин). Любой мужчина может стать богом, где-нибудь на другой планете. А женщинам для того, чтобы спастись – остается только выйти замуж за мормона. Причем, в жены брали даже умерших женщин, потому что их тоже нужно спасать. Поскольку бог был человеком, значит, и люди могут стать такими, как он. Иерархия – закрытая для непосвященных, поэтому, что творится в главном храме – неизвестно. Церковь жесткая. Состоит из отделений – колов, в которых по 200-500 человек. Во главе кола – президент (пророк). В США мормоны пользовались большим авторитетом. Тех, кто отходил от них – убивали (в 20 веке). Это уже нельзя считать христианством – это новая религия, прикрывающаяся именем Христа.

· Свидетели Иеговы. Направление, родившееся из адвентизма. Американский адвентист Чарльз Рассел в 1879 году основал журнал «Сторожевая башня Сиона и вестник присутствия Христова» (сейчас просто «Сторожевая башня»). Он вычислил дату второго пришествия, по книге пророка Даниила – 1914 год. Ему «повезло», потому что началась Первая Мировая война. Главное в его учении – изучать священное писание. Он и сам толковал библию – издал 6-томный сборник своих толкований. Своих сторонников называл исследователями писания. После смерти Рассела, дело продолжил Джозеф Рутерфорд, ставший официальным президентом этого общества. Стали вырабатывать способы пропаганды. Каждый человек должен посвящать несколько дней в неделю пропаганде данного учения. Новый завет эти люди не признают – в «Сторожевой башне» все рассказы из Ветхого. Иеговисты изучают не библию, а свой журнал, который качественно переводят на все языки. Образ жизни у них жесткий: 1 раз в неделю посещать собрание, посвященное очередному журналу; 2 раза – на собрание, посвященное молитве; раз в год – летний конгресс. Собрание проводит глава местной общины, а так же приезжают проповедники, которые контролируют жизнь общины и привозят журнал. Материал журнала может противоречить предыдущему, но они живут только самым последним. Иеговисты занимаются свидетельством не менее 4 часов в день – ходят по людям и навязывают свои журналы. Управляется всё это Советом в Бруклине. Распространено по всему миру. На сегодняшний день иеговистов более 10 млн. человек. Суть учения: отрицается божественность Христа, притом, что они христиане. Однако бог у них – Иегова. Это выдуманное слово: неправильно прочитанное имя Яхве: гласные от слова Адонай, а согласные – от Яхве, таким образом, получается – JӑHoWaH. Европейские переводчики не поняли, и прочитали YEHOWAH (гибрид двух еврейских слов) и в переводы это вошло, как Иегова. Так иеговисты решили, что ветхозаветного бога зовут Иегова. Жертва Христа для них бессмысленна. Иеговисты не верят в бессмертии души. Спасутся лишь те, кто уверует в Иегову. Изначально считалось, что их будет 144 тысячи человек, но когда данное направление приобрело широкую популярность – решили, что не все из 144 тысяч правильны, поэтому войти в это число есть возможность у каждого. 144 тысячи человек будут ангелами, а остальные уверовавшие будут жить в раю на земле.

 

Называть мормонов и свидетелей Иеговы христианами – нельзя. Это прямой обман. Они берут деньги, распространяя литературу. Сегодня наши суды признают их деятельность экстремистской и зомбирующей.

Таким образом, идея Лютера о религиозном индивидуализме явилась бомбой замедленного действия – именно она привела к данному результату.

 

Ислам.Авраамистическая религия. Религия откровения (пришла через пророка). Имеет особое священное писание, являющееся не дополнением к Библии, а настоящей священной книгой. Ее дал последний пророк – Мухаммед, из рода Авраама, а ему передал ее бог. Книга называется Коран (с арабского «чтение вслух»), и содержит чертеж мира. Мухаммед родился 22 апреля 571 года по христианскому календарю, в Мекке в Аравии, среди арабского племени курайшитов. Арабы объединялись в племена и роды с жесткой патриархальной системой, правом кровной мести. Женщина, до проповеди Мухаммеда, была существом не совсем человеческим, часто даже товаром. Город Мекка возник, как одно из поселений в оазисе на торговых путях. В Мекке была древняя святыня – Кааба: храм кубической формы, в углу которого вделан черный камень (возможно метеорит). Его вделал сам Авраам, которого арабы считали своим предком. Мекка была религиозным центром арабского мира, вокруг Каабы располагались идолы богов.

К 571 году единого государства у арабов не было – были племена, поселения. Мекка управлялась демократически. Арабы осознавали, что борьба племен мешает им выйти на мировой уровень, хотя потенциал для этого был огромен. Вокруг были мировые державы – Иран, Византия, Эфиопия. Арабы впитали все культурные достижения окружающего мира. Но ещё не было единой письменности.

Мухаммед родился в купеческой семье. Его родители умерли рано, поэтому рос он с дядей Абу Талибом, а затем, как и все мальчики, был отдан на воспитание в бедуинскую общину. Дядя был купцом, снаряжал караваны, и когда Мухаммеду было 12 лет, тот решил отправить его в Сирию. В Сирии к Мухаммеду подошел христианский монах и сказал: «Я вижу в нём пророческий дар. Не везите его дальше, оставьте здесь, в чистоте». С тех пор Мухаммед никуда не ездил, в нём распознали пророка. В 20 лет он поступил на службу в дом богатого купца, у которого осталась вдова Хадижа, и Мухаммед женился на ней, после чего стал состоятельным человеком. Мухаммед был авторитетным в Мекке. Когда сель разрушила храм Каабы, его восстановили и поручили вставлять камень Мухаммеду. Но он этим не воспользовался: положил на полотно, и внесли его все вместе. В религиозном плане Мухаммед был политеистом, но влияние монотеизма было уже сильно.

Аррахион – единственный арабский бог, в которого верили все племена. Проповедники пересказывали иудейские и христианские идеи на свой лад. Это любил делать и Мухаммед.

Когда Мухаммеду было 40 лет, он завел обычай уединяться на горе Хора и проводил там месяц в посте и молитве. Так возник обычай поститься и месяц этот стал называться рамадан. И однажды, когда он был в пещере, с небес раздался голос архангела Джабраила: «Читай!..» Тогда Мухаммед стал читать вслух, а архангел удалился. Мухаммед вернулся домой и сообщил жене, что сошел с ума. Хадижа сказала, что бог не должен его не наказать, ведь он праведный человек. Хадижа позвала своего двоюродного брата, который сказал, что к нему приходил тот же архангел, которого бог послал к Моисею. Слова Мухаммеда были записаны, и так примерно в 610 году до людей дошла первая запись. Эти слова – одна из глав Корана. Затем Мухаммед слышал голос часто, и все окружающие записывали. Так формируется Коран.

Первые сторонники Мухаммеда – жена, её двоюродный брат, друг Абу Бакр, двоюродный брат Мухаммеда Али ибн Ибу Талиб, и друг Ассидик. Они считали, что Мухаммед стал очередным пророком, то есть распространяет ту же идею, что и у христиан и иудеев, а не новую религию. Это учение назвали ислам («смирение перед богом»).

Большая часть курайшитов не одобряла деятельность Мухаммеда в силу консервативности любой религии. Тем более Мекка перестала бы быть центром паломничества (из-за чего мог снизиться ее доход и увеличиться возможность нападения соседних племен). Поэтому начались преследования мусульман. К Мухаммеду пошли рабы, женщины. Когда стали убивать его сторонников – Мухаммед велел мусульманам бежать в Эфиопию, где получат защиту. Послы курайшитов потребовали вернуть мусульман. Эфиопский царь устроил суд между курайшитами и мусульманами. В итоге негус решил, что не отдаст мусульман назад, и сказал, что они веруют в бога, который говорит с Мухаммедом. И курайшиты были отосланы обратно.

В 622 году Мухаммед узнал, что против него готовится заговор, и поэтому он и Абу Бакр бежали из Мекки в соседний город – Ясриб (Медину). Это событие – хиджра, бегство из Мекки в Медину. С этого момента мусульмане ведут свое летоисчисление. Чтоб узнать какой год у них сейчас, нужно посчитать: из года по христианскому календарю вычесть 622, и прибавить к получившемуся тоже самое число, разделенное на 32:

 

В Медине их приняли хорошо. Через 2 года Мухаммед со сторонниками выступили против Мекки, а ещё через год курайшиты напали в ответ. В итоге был убит дядя Мухаммеда, и мусульмане отступили. Ещё через 2 года мусульмане победили курайшитов, и заключили нейтралитет на несколько лет. После чего смогли активно проповедовать. В 630-м году Мухаммед выступает на мировой арене с предложением принять ислам. В результате количество мусульман среди арабов стало подавляющим. Мухаммед собрал войско, вошел в Мекку и убрал всех идолов в Каабе. В Мекке был установлен ислам. В процессе борьбы за свою веру Мухаммед понял, что создает новую религию (иудеи и христиане отказались от ислама).

В 632 году Мухаммед умер. После этого наступил кризис. Абу Бакр сказал, что мусульмане поклоняются Аллаху, который жив и бессмертен. Так ислам окончательно оформился, как религия.

Священное писание – Аль Коран («чтение вслух»), отношение к нему, как к Торе и иудеев, автор – бог (в отличии от Библии). Написан Коран на небесах в момент возникновения мира. В нем записаны все судьбы мира. Его даровал бог Мухаммеду, через видения более, чем за 10 лет. Делится на главы – суры, которые располагаются от самых длинных до самых коротких, всего 114 сур. Они делятся на мекканские и мединские.

После смерти Мухаммеда возник вопрос о канонизации Корана. Зайд ибн Сабит по просьбе Абу Бакра начал составлять текст. Работали 15 лет. Специально создали письмо – куфическое (в городе Куфа). Так к конце 650 года появился Мусхаф – канонический текст Корана.

Вторая часть священного писания состоит из хадисов – историй о пророке. Совокупность хадисов – Сунна. Сунна + Коран фундамент ислама. Они содержат ответы на все вопросы человеческой жизни.

Ислам – достаточно простая, но жесткая в требованиях религия. 5 заповедей (столпов) ислама:

1) Шахада (свидетельство). Формула арабского мира: «нет богов, кроме Аллаха, Мухаммед пророк его». Произносится при вступлении в ислам при верующих.

2) Молитва – 5 раз в сутки в любом чистом месте, в сторону Мекки, с использованием специального коврика. Место для собрания мусульман – мечеть. Это не святое место, а просто молитвенный дом. Во дворе мечети должен быть фонтан для омовений, в стене ниша – михраб (в направлении Мекки). Мулла – служитель мечети. Муэдзин – человек, призывающий к молитве, иногда с минарета. В мечети молятся и мужчины, и женщины, но желательно в разных помещениях. При входе в мечеть снимают обувь и покрывают голову.

3) Закят (милостыня). Не менее 2,5% от дохода нужно отдавать в помощь бедным. Если денег нет – то добрыми делами.

4) Саун – пост в месяц рамадан (29 дней). В дневное время нельзя есть, пить, вступать в половые отношения, курить. Пост не обязателен для путешествующих, детей и беременных женщин. Последний день рамадана – Ид’альфитр – важный праздник.

5) Хадж – паломничество к Каабе, раз в жизни при наличии средств и возможностей. Не обязательно.

Мусульманское право – шариат. В основном, это вопросы семейного права. Брак – это договор между семьями мужчины и женщины. Женщина должна иметь приданое, которое в случае развода остается ей. Мужчине разрешено иметь до 3 жен, и содержать их на равных. В случае развода дети остаются с отцом.

 

После смерти Мухаммеда встал вопрос о его замене. Из претендентов был выбран Абу Бакр и в 632 году он стал первым халифом (заместителем). Считался гражданским правителем и высшим мусульманским авторитетом, хотя и не был из рода Мухаммеда. Он правил до 634 года. После него стал сподвижник Мухаммеда – Омар ибн Хаттаб. При нем было завершено составление Корана. Так же при нем происходит завоевание Сирии, Египта. Случаются первые столкновения с Ираном. В итоге Омар вошел в Иерусалим, куда был перенесен Мухаммед. Он вошел один, без каких-либо насилий – по-доброму. Так стало проще брать города. Первоначально, мусульмане молились в сторону Иерусалима.

Следующим халифом был избран Усман – из влиятельного рода Омейядов. Его избрание вызвало протесты среди сторонников Али (двоюродный брат и одновременно зять Мухаммеда).

При Усмане расширяются завоевания: начинается реальная война с Ираном, завоевана Северная Африка. В результате Осман был убит и в исламе наступил раскол.

На общем собрании 656 года четвертым халифом был выбран Али (из рода Мухаммеда), но Омейяды были против этого. В итоге получился конфликт между этими сторонами. Возник спор о том, достаточно ли мусульманам Корана и Сунны, или им нужен ещё высший духовный лидер – имам. Имам должен быть из рода пророка, то есть – Али. Так началась борьба за власть. Сторонники Омейядов – сунниты, они считают, что Корана и Сунны достаточно. Сторонники Али – шииты (шиа – политическая партия) – тоже признают Сунну и Коран, но считают, что нужен так же и имам. Высшая точка конфликта – 657 год, когда состоялась битва между шиитами и суннитами. Победили сунниты, потому что среди шиитов были раздоры: в 661 году сам Али был убит одним из своих сторонников. Шииты выбрали имамом (халифом) – Хасана, сына Али. Но он не сумел противостоять суннитам, и признали власть Муавии (главного из Омейядов). И тот был объявлен халифом. Так к власти пришли Омейяды. Закончился период праведных халифов (не воевавших). Омейяды уже не были праведными.

В 680-м году младший сын Али – Хусейн восстал против Омейядов. Но его войско было разбито, и он сам убит. День убийства Хусейна – день скорби у шиитов.

Шииты не отказались от своей точки зрения и продолжали избирать себе имамов. После Али их было 11, а последний 12-й – Махди скрылся от преследования суннитов, и он должен появиться перед концом света, чтоб объединить шиитов и подготовить их к пришествию господа. На сегодняшний день имама у них по-прежнему нет.

Халифат Омейядов стал могущественным государством. Они завоевали Иран. Зороастризм, как официальная религия, был ликвидирован, храмы закрыты, жрецы в бегстве. Началось обращение в ислам, что явилось катастрофой для Ирана. Так же ввели арабский язык, но персидский не исчез, и когда в 11-12 веке Иран возродился – персидский стал таким же влиятельным, как арабский. Когда персы приняли ислам – он стал мировой религией. При Омейядах арабы значительно расширили свою территорию. Но востоке дошли до Инда (совр. Пакистан), на северо-востоке до Киргизии, на западе – завоевали Марокко, Гибралтарский пролив, Испанию, Португалию, на юге – до Сахары. От Индии до Испании – халифат со столицей в Дамаске.

Но наследники Омейядов были все более слабы, и в итоге все они выродились. Среди потомков Мухаммеда сложился заговор, и в итоге к власти пришла новая династия Аббасидов, из рода Мухаммеда. Халифат стал многонационален, столицу перенесли в Багдад. 8-9 века – золотой век ислама, время наивысшего расцвета халифата. Самый знаменитый халиф был в 786 году – Гарун Аль-Рашид, из Аббасидов. Он известен в собрании «1001 ночи», авторство которой неизвестно. Его правление и было золотым веком. Расцветала мусульманская культура. Появились университеты, и, следовательно, развивались богословие, математика, астрономия, химия, медицина. Али ибн Сина (Авиценна) написал трактат о медицине; Аль Хорезми – создал алгебру и т.д. Закат золотого века – в 833 году умер сын Гаруна. Государство распалось. Должность халифа стала формальной. В 11 веке была сложная ситуация: начались крестовые походы (перелом во взаимоотношения христианства и ислама). В 1095 году – первый крестовый поход: Европа хотела отвоевать Иерусалим, и в 1099 его взяли, и основали несколько княжеств. Второй поход – Ричард Львиное Сердце применил геноцид к мусульманам в попытке захватить Египет. Но в Египте пришел к власти Салахаддин, который объединил арабов, провел контрнаступление и взял Иерусалим. Крестоносцы отступили, но сам Салахаддин погиб. Тогда к власти пришли Мамлюки (армия из рабов). Султан Бейбарс изгнал крестоносцев, и после этого никакой веротерпимости в исламе не осталось.

В 13 веке – конец арабской цивилизации. В 1252 году монголы взяли Багдад. Мусульманская цивилизация была разгромлена варварами. Только Египет оказывал сопротивление. Одновременно с этим проходила реконкиста в Испании. Населению Испании было предложено: принять христианство или уйти. В 15-16 веке в Испании и Португалии инквизиция преследовала иудеев и мусульман, и их продолжали уничтожать.

На сегодняшний день существуют 2 направления – шииты и сунниты.

Шииты: ожидают Махди, живут в основном в Иране, Ираке, Азербайджане, так же их много в Ливане, Сирии, Йемене. Среди шиитов есть:

· Имамиты. Признают 12 имамов, считают, что Имам должен быть наследником в роду Али. Характерен культ шиитских мучеников (Хусейна). Управляются специальными людьми – аятолла («говорящий от Аллаха»). Они тоже из рода пророка, но в них нет силы имама.

· Исмаилиты. Отделились от остальных в середине 8 века. Они признали 7-м имамом Исмаила, а не того, кого выбрали шииты. Исмаилитов преследовали и сунниты, и шииты. Это закрытая тайная организация. Именно у них появилась подготовка смертников, существующая по сей день.

· Друзы – одна из влиятельных общин в Ливане.

Сунниты – большая часть мусульман. Считают, что ислам – религия для всего человечества. Это религия свободных людей, самостоятельно решающих придерживаться ее или нет. Распространены разные школы, правовые течения (мазхабы). Существуют 4 основных мазхаба, названные по именам основателей:

· Ханифиты (Абу Ханифа ибн-Нугман, 8 век, город Куфа). Им принадлежит идея о том, что обычное право может быть включено в закон, если оно не противоречит законам шариата. Распространено в Иране, Афганистане, Сирии, Пакистане, Китае, России (Поволжье, Сибирь).

· Маликиты (имам Малик, 8 век). Предполагает буквальное следование Корану. Распространено ограниченно: в Египте, северной Африке, были в Испании.

· Шафииты (Мухаммед ибн Идрис аш-Шафии). Они считают главным авторитетом коллективное мнение. Преобладают в Египте, Африканских странах, Индонезии.

· Ханбалиты (Ахмед ибн Ханбал, 9 век). Для них характерно четкое, фанатическое следование Корану, нетерпимость к новшествам. Распространен в Аравии.

В 18 веке выросло направление Ваххабитов в Аравии. Их суть: борьба за мировой халифат, возвращение к чистому, начальному исламу, отказ от поклонения святым местам и от роскоши.

Каждый суннит волен в выборе мазхаба. Вражды между мазхабами нет, но идет борьба за авторитет.

Помимо шиитов и суннитов есть ещё третье направление, не противостоящее им. Когда в 7-8 веках узнали о монашестве, из христианства – возник Суфизм. Суфии отказываются от мирской жизни, и в первую очередь от имущества. Это странствующие бродяги. Они посвящают себя пути. Каждый суфий ищет свой путь прихода к богу. Познать бога можно познавая мир. Суфии во многом противоречат исламу, в чем-то они ближе к христианству или буддизму. Сегодня суфии существуют по всему миру.

 

Проникновение ислама в Россию связано с событиями 8 века. В 8 веке на территориях современных Астраханской области и Дагестана сложилось могущественно государство Хазарский каганат, наивысшее могущество которого пришлось на конец 8 – начало 9 века. В 737 году арабский полководец Мерван разгромил хазарскую армию, и заключил с ними мир при условии принятия ислама. В 30-40-е годы ислам утвердился, но ненадолго. Арабы не имели достаточно сил, чтоб контролировать хазар, а каганат наращивал свое могущество. Хазары не хотели принимать ни ислам, ни христианство – и приняли иудаизм. Но тем не менее ислам проник на территорию каганата.

В середине 8 века происходит Таласская битва (751 год, на территории совр. Киргизии). Арабская армия столкнулась с Китайской армией, на стороне которой были так же и тюрки (ещё не мусульмане). Победили арабы. Началось распространение ислама в степях Средней Азии.

Правильное принятие ислама связано с булгарами. Булгары – первый тюркский народ, пришедший в Европу (в 5 веке с гуннами). Они поселились в низовьях Кубани и Дона. Там в 7 веке сложилась Великая Булгария. Когда она распалась – хазары подчинили эту территорию себе. Большая часть булгар ушла на запад, где сейчас находится Болгария. Другая часть – на север. В 9 веке они оказались на территории современного Татарстана, где сложилась Волжская Булгария. В 10 веке Хазарский каганат слабеет, а Волжская Булгария поднимается. Булгарский хан Алмуш посылает послов в Багдад с просьбой прислать людей для принятия ислама. В 922 году прибывает посольство. Секретарь Ахмед ибн-Фадлан, который по возвращении в Багдад составил записку, являющуюся ранним подробным источником о Волжской Булгарии. Ахмед ожидал увидеть там дикий север, а обнаружил огромные города с каменными строениями и даже мечетями. Волжская Булгария была цивилизованной страной.

В 13 веке начались монгольские завоевания, и первой павшей страной стала Волжская Булгария. Золотая Орда первоначально была толерантна ко всем религиям, но в пределах улуса Джучи была борьба религий, и в итоге там победил ислам. Так Золотая Орда стала мусульманским государством. В конце 14 века стали уничтожать все другие религии. После смерти Тимура Золотая Орда распалась на удельные ханства. В середине 15 века один из чингизидов – Мухаммед, завоевал Казань, и появилось Казанское ханство, существовавшее до середины 16 века. Оно вело непрерывные войны с Москвой. Затем в 1522 году Иван Грозный захватил Казань, и так ислам проник в Российское государство. Казанских мусульман пытались насильно обратить в христианство, но безуспешно. Мусульмане оказали активное сопротивление, и попытки христианизации были прекращены. Установилась веротерпимость.

После Петровских реформ Екатерина II в 1788 году создала духовное управление мусульман Российской Империи (аналог Священного Синода, но только для мусульман). Сложились локальные духовные управления (мусульмане северного Кавказа, мусульмане Поволжья). Россия – была и остается единственной страной в мире, где мусульмане не составляют большинство населения.

Во второй половине 19 века складывается татарская интеллигенция с европейским образованием – появляется университет в Казани. Татарская нация становится европейской.

 

История ислама на северном Кавказе.

В 10-11 веках на территории совр. Дагестана появляются мусульманские поселения. Ислам начал проникать к горцам, благодаря деятельности суфиев. В 11-12 веках на северном Кавказе распространяется ислам в суфийской форме – он назывался Народный Кавказский ислам. Затем начла распространяться суннитский ислам шафиитского мазхаба. Мощная исламизация начинается с 14 века, и к 16-17 в. ислам побеждает. На северном Кавказе остались только 2 анклава, куда он не проник: Ингушетия и Чечня, куда ещё не успел, и христианская Осетия.

В Чечне и Ингушетии были в основном родовые общества. В начала 19 века там, на основе суфийских орденов, сложился мюридизм (мюрид – ученик). Распространяется идеология чистого ислама на общинных ценностях. Наивысший расцвет был при имаме Шамиле. Ведут священную войну против завоевателей. Она идет до сих пор, иногда затухая. Сильно влияние ваххабитского мазхаба. Таким образом, под знаменем Шамиля произошла исламизация Чечни и Ингушетии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История религий

Религия от латинского religio связывать связывать в прямом смысле... Так же религия связывает людей в том смысле что диктует им нормы поведения Благодаря религиозному страху человек...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: История старообрядчества.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История православных церквей.
Православные церкви являются независимыми автокефальными (самоуправляемыми) организациями. Ни одна православная церковь не может указывать другой, но все они находятся в евхаристическом общении, и

История Русской православной церкви (РПЦ).
РПЦ – пятая церковь в диптихе православных церквей. В середине 9 века набирает силу княжество Великая Моравия (совр. территории Чехии и Венгрии). Правитель – князь Ростислав принял христиа

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги