рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА ПР

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА ПР - раздел История, Из Истории Проективного Рисунка (Пр) В Качестве Оце...

ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА (ПР)

В качестве оценки развития личности рисунки используются успешно уже с 1920-х годов. Считается, что первую стандартную рисуночную методику в конце 20-х годов создала Ф. Гуденаф (тест «Нарисуй человека») и использовала ее для исследования познавательных способностей. Позднее Карей Маховер усовершенствовала этот тест для оценки особенностей личности (1949). По ее теории, фигура человека — это субъект, а рисунок — от­ражение этого субъекта на бумаге. Большое значение здесь придается отдельным деталям рисунка. Причем есть мнение, что по -отклонениям» в фигуре на рисунке можно определить реальные соматические проблемы у его автора.

Некоторые полагают, что проективный рисунок кок поправ­ление берет истоки в исследованиях 3. Фрейда. Фрейд считал, что. поняв свои эмоции, вызываемые произведением искусства, можно понять и эмоции автора, под влиянием которых он его создал (созвучно с - эмпатией»). Очерк Фрейда от 1914 года и постскриптум к нему (1927) стали основой для демонстрации аналитического подхода к анализу произведения искусства. Ра­боты Фрейда оказали большое влияние на К. Юнга и А. Адлера и их дальнейшие исследования в области изучения рисунков. В основе современных теорий по арт-терапии лежат идеи именно К. Юнга о значимости символов и их целебной силе. Юнг считал, что через изображение символов, вовлеченных в - процесс индивидуации», проявляется бессознательное. Однако, как справедливо отмечает Г. Ферс, Юнг - не предложил никаких средств для анализа бессознательного содержания рисунков.

Впервые попытку интерпретировать рисунок предприняла его ученица Йоланда Якоби . а другая его ученица Сьюзен Бах продемонстрировала не только возможность расшифровывать бессознательное в рисунках, но и показала, что бессознательное способно проецировать про­исходящие в теле процессы.

Немецкая школа проективной психологи* ярко представлена работами Е. Ватегга и А. Феттера. Здесь проекция понимает­ся как -субъективное окрашивание восприятия и осмысления окружающего мира, возникающее под влиянием внутренних переживаний, чувств и установок человека» .

На сегодняшний день разработано большое количество различных проективных методик и рисуночных тестов. Наиболее известные из них — в основном диагностического характера.

1. Рисунок человека» (РЧ) — авторы Г. Гудинаф и Д. Б. Хар-рис( 1928-1949) усовершенствован Карен Макховер (1949). Этот же тест для детей (1953) используется для оценки личности.

2. «Дом—Дерево—Человек» (ДДЧ) — автор Джон Н. Бак' (1948-1966) — предложен для получения общей и специальной информации о человеке: чувствительность степень зрелости, целостность, работоспособность, степень адаптации, взаимо­действие с окружающим миром. Тест долго совершенствовался автором.

3. Тест «Дерево— автор Карл Кох (1949) — психоло­гический анализ, основанный на сопоставлении и комбини­ровании признаков рисунков. Этот тест взяли за основу Рене Стор (1978) — для выявления эстетических, интеллектуальных и этнических особенностей; Е. С. Романова и О. Ф. Потемкина (1991) — для определения индивидуальной типологии клиента; рисунок дерева (Карен Боландер, 1977) — для оценки личности человека через анализ отдельных компонентов рисунка.

4. «Рисунок семьи»— автор В. Вульф — выбирают для диагностики внутрисемейных отношений. Его модификации: В.Хьюлс(1951).Л. Корман (1962), ЕЛ. Соколова (1980), А. И.За­харов (1982), Г. Т. Хоментаускас (1985) и др.

5. «Кинетический рисунок семьи(КРС)3 — авторы Ро­берт К. Берне. С. Харвард Кауфман (1972 и 1982) — использу­ется для определения взаимоотношений в семье и выявления их первичных нарушений.

6. «Кинетический рисунок семьи в прошлом»(КРСП) — автор Г. Ферс (1981) — рисунок самого себя в возрасте пяти лет среди членов семьи (без схематического изображения). Все фигуры на рисунке заняты делом. Картина искусственно «смещена» в прошлое, что позволяет дать объективную оценку положения клиента в семье и вскрыть истоки ситуации.

7. «Семья в образах»— авторы Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов (2004). Тест предназначен для создания ассо­циативного образа семьи и выявления глубинных переживаний автора по отношению к ее членам. «Семья в образах живот­ных»— авторы Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов (2004). Рисунок на выявление конфликтного образа семьи.

в. «Рисунок человека на основе геометрических фи­гур»— авторы А. В. Либин (1989), Е. С. Романова (1991) и пр. — создан для выявления индивидуально-типологического развития.

9. «Рисунок несуществующего животного»(РНЖ) — ав­торы М. 3. Дукаревич, Е. С. Романова. Используется для иссле­дования психологического состояния личности, в том числе в клинической психологии.

10. «Человечек под дождем»— авторы Е. С. Романова и Т Сытько. Ориентирован на оценку поведения в стрессовой ситуации и на выявление внутреннего ресурса; методика взята за основу для теста - Дождь в сказочной стране» (Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов, 2004).

11. «Пиктограмма»(А. Р. Лурия, 1932) — методика изучения особенностей опосредованного запоминания. Детальное разви­тие этот тест получил у Г. В. Биренбаум (1934), С. Я. Рубинштейн (1970), С. В. Логиновой (1971), Б. Г Херсонского (1979) и др.

12. Последовательное наложение юсьми модифици­рованных рисунков»— автор Леопольд Калигор — предназна­чено для психосексуальной идентификации клиента.

13. «Волны и Звезды»(ВЗ) — автор Урсула Аве-Лаллемант (2002). Тест создан для психодиагностики особенностей личности и интеллектуального развития взрослых и детей, начиная с 3 лет.

14. «Карта сказочной страны»— авторы Т. Зинкевич-Евстигнеева и Д. Кудзилов (2004) — методика исследования индивидуального образа цели.

 

ЧТО ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ В РИСУНКЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И НЕПОВТОРИМОСТЬ РИСУНКА

Важно помнить, что каждый рисунок уникален. Он — отра­жение своего автора и его внутреннего мира. По мнению автора методики «Дом—Дерево—Человек» Дж. Бака, «каждый рисунок —…  

ДЕТАЛИ И ЦЕЛОЕ

Однако очень важно, учитывая детали, не зацикливаться только на отдельных объектах, а постараться увидеть весь ри­сунок в целом. Гештальт — это…   ФОРМАТ РИСУНКА И МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ПРИ ЕГО «СОЗДАНИИ»

ЧТО ЕЩЕ ВАЖНО

Также Г. Ферс считает, что важно учитывать приоритетность опорных элементов» рисунка. К ним автор относит цвет, очер­тания, направление движения,…

ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК

 

Рисование - творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. Это не только отражение в сознании клиентов окружающей социальной действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство (по сравнению с другими видами деятельности) заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Рисуя, клиент дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем, переживаний клиентов.

Управляя и направляя тематику рисунков, можно добиться переключения внимания клиента, концентрации его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми авторами как вспомогательный метод в групповой работе. Он позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы и т.д. Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность выразить графически или рисунком свои чувства и мысли. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем.

Обсуждение членами группы авторского рисунка начинается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел выразить, какие чувства вызывает рисунок.

Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка. Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других клиентов.

Существует дваспособаработы с готовыми рисунками:

1. Демонстрация всех рисунков одновременно, просмотр и сравнение, нахождение совместными усилиями общего и отличительного содержания.

2. Разбор каждого рисунка отдельно (он переходит из рук в руки, и участники высказываются о его психологическом содержании).

Проективный рисунок способствует самопознанию, взаимопониманию и активизации группового процесса.

Приинтерпретациипроективного рисунка внимание обращается на содержание, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в различных рисунках одного клиента специфические особенности.

В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

Так, клиент, который говорит, что он удовлетворен своим положением в обществе и своими профессиональными успехами, выполняя рисунок на тему «какой я есть», рисует яркие и крупные фигуры сослуживцев, помещение, себя же помещает в самом углу листа, рисует черным цветом, и фигурка выполнена гораздо меньше и небрежнее, чем остальные. Фигуры сослуживцев он прорисовывает тщательно, крупно, себя же рисует небрежно, штрихами. При обсуждении оказывается, что рисунок гораздо более точно отражал ситуацию, чем высказывания клиента, и главное - отражал истинные переживания клиента в связи со своим положением в профессиональном сообществе.

При совместном рисовании обсуждение выражает участие каждого в групповой работе, характер вклада в общую деятельность, особенности взаимоотношения в группе в процессе совместной работы.

Использование проективного рисунка в коррекционной работе с детьми

Особенно эффективно применение рисуночной терапии в детском возрасте. Организуя рисуночные занятия, психолог реализует следующие функции:

· эмпатическое принятие ребенка;

· создание психологической атмосферы и психологической безопасности;

· эмоциональная поддержка ребенка;

· постановление креативной задачи и обеспечение ее принятия ребенком;

· тематическое структурирование задачи;

· помощь в поиске формы выражения темы;

· отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования и опредмеченных в его продукте.

Функции психолога могут быть реализованы в директивной инедирективной форме.

Директивнаяформапредполагает прямую постановку задачи перед ребенком в виде темы рисования; руководство поиском лучшей формы выражения темы и интерпретации значения детского рисунка.

При недирективнойформеребенку предоставляется свобода как в выборе темы, так и в выборе экспрессивной формы. В то же время психолог оказывает ребенку эмоциональную поддержку, а в случае необходимости - техническую помощь в придании максимальной выразительности продукту творчества ребенка.

Специалисты выделяют 5 типов заданий, используемых в рисуночной практике:

1. Предметно-тематические.

2. Образно-символические.

3. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения, символической функции.

4. Игры и упражнения с изобразительным материалом.

5. Задания на совместную деятельность.

Предметно-тематическиезадания- это рисование на заданную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Я какой я сейчас», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люблю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т.д.

Образно-символическиезаданияпредставляют собой изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов, таких как добро, зло, счастье; изображение эмоциональных состояний и чувств: радость, гнев, удивление и т.д.

Этот тип задания требует более высокой символизации, чем предшествующий, так как изображаемое понятие не обладает внешней физической оболочкой, в основу символизации не может быть положен какой-нибудь внешний признак изображаемого явления. Это заставляет детей при выполнении задания обращаться к анализу нравственного содержания событий и явлений, которые становятся предметом изображения при выполнении задания, и, значит, переосмысливать значение этих событий.

Упражнениянаразвитиеобразноговосприятия,воображения,символическойфункции.Эти задания направлены на структурирование неоформленного множества стимульных раздражителей. В этих заданиях детям предлагается, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести целостный объект и предать ему осмысленность (рисование по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т.д.). В основе подобных упражнений лежит известный принцип проекции, используемый в методике Роршаха.

4. Художественные образы, обладающие эстетической ценностью, опредмечивающие аффект в форме, понятной зрителю без дополнительных разъяснений автора.

Наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения - художественные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества.

Детский рисунок рассматривается в первую очередь как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру. В этой связи очень важно отделять в детском рисунке те его особенности, которые отражают уровень умственного развития ребенка и степень овладения им техникой рисования, с одной стороны, и особенности рисунка, отражающие личностные характеристики, - с другой.

Так, каракули, бесформенные штрихи и линии, являясь более начальной стадией детского рисования, характерной для раннего возраста, могут быть расценены, с одной сторон, как признаки задержки умственного развития, с другой - как индикаторы переживаемого ребенком чувства одиночества и беззащитности, свидетельства негативизма ребенка по отношению к окружающему миру или проявление гиперактивности.

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

· Уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные ребенком ранее (дома, в детском саду, школе и т.д.).

· Особенности самого процесса рисования (выбор темы сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последовательность выполнения отдельных частей рисунка; спонтанные речевые высказывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.д.). · Динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении одного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса. Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одного или нескольких занятий становится активной ориентировкой и исследованием конфликтной аффектогенной ситуации, т.е. представляет значительный шаг вперед.

В рисунке ребенка могут преобладать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с миром на момент создания рисунка. Имеет значение также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов.

Е. Крамер выделяет пять способов использования ребенком художественного материала:

1. Манипуляции с целью исследования физических свойств материала.

2. Деструктивное поведение, потери ребенком контроле за своими действиями (рвет бумагу, ломает карандаши, разбрызгивает краску и т.д.).

3. Стереотипное воспроизведение одних и тех же рисунков и действий.

4. Рисование графических пиктограмм.

5. Создание художественных образов, в полной мере реализующих потребность ребенка в самовыражении и коммуникации с окружающими людьми.

Последовательность использования перечисленных художественных материалов отражает последовательность позитивного развития коррекционной работы в случае ее успешности. При организации занятий необходимо иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к различным видам деятельности. Подбирая изобразительные материалы к каждому занятию, можно в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Например, при организации рисуночной терапии с гиперактивными и расторможенными детьми не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, пластилин, глина, т.е. материалы, стимулирующие неструктурированную, ненаправленную активность ребенка (разбрасывание, разбрызгивание, размазывание), которая легко может перейти в агрессивное поведение.

Более уместно предложить таким детям листы бумаги среднего размера, карандаши, фломастеры, т.е. изобразительные материалы, требующие организации, структурирования своей деятельности, тонкой сенсомоторной координации, контроля за выполнением действия. Вместе с тем необходимо учитывать, что карандаши у гиперактивных детей будут ломаться от слишком сильного нажима, бумага будет рваться и т.д. Поэтому для таких детей необходимо предусмотреть специальные упражнения, позволяющие снять излишнюю напряженность и осуществить эмоциональное отреагирование. Напротив, детям, эмоционально «зажатым», фрустрированным, с высокой тревожностью, более полезны материалы, требующие широких свободных движений, включающих все тело, а не только область кисти и пальцев. Таким детям следует предлагать краски, большие кисти, большие листы бумаги, прикрепленные на стенах, рисование мелом на широкой доске.

Основные этапы коррекционного процесса с использованием метода проективного рисования

1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.

2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.

3. Поиск адекватной формы выражения.

4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.

5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме. Подробный психологический анализ основных этапов рисуночной терапии при решении задач преодоления страхов в детском возрасте дан в работах А. И. Захарова (1982- 1986). Проективный рисунок может выполняться цветными мелками, карандашами, фломастерами или красками. При анализе рисунка уровень изобразительных умений во внимание не принимается. Речь идет о том, как с помощью художественных средств (цвета, формы, размера и т.д.) передаются эмоциональные переживания субъекта.

Начало формы

 

– Конец работы –

Используемые теги: истории, проективного, рисунка0.061

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТИВНОГО РИСУНКА ПР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
На сайте allrefs.net читайте: Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права.

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

ВВЕДЕНИЕ В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ С заметками по истории толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии
В ВЕТХИЙ ЗАВЕТ... С заметками по истории... толкования Ветхого Завета и истории библейской археологии...

ВОПРОС№1:Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Периодизация истории Белоруссии. Источники изучения курса
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в веке Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление... Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата... Несмотря на принятие христианства языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор...

Место истории Древнего Египта в мировой истории
У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. … Материалы по истории открытия . Она содержит обширные сведения не только по… Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих…

Пол, власть и концепция "разделенных сфер": от истории женщин к гендерной истории
Но несмотря на то, что приверженцам этого направления удалось достичь несомненного успеха в освещении многих неизвестных страниц истории женщин… Они стремились связать женскую историю с историей общества и объяснить наличие… На рубеже 70-80-х годов феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база…

ВОПРОС№1:Предмет, значение и цели курса Истории Белоруссии. Периодизация истории Белоруссии. Источники изучения курса
Проникновение христианства на земли восточных славян началось в веке Крещение Руси соответствовало интересам господствующего класса и укрепление... Поскольку точной даты принятия христианства не существует принята дата... Несмотря на принятие христианства языческие пережитки существовали очень долго и не изжиты до сих пор...

Место истории Древнего Египта в мировой истории
У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции.Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид. … Материалы по истории открытия . Она содержит обширные сведения не только по… Уникальность этой книги в том , что автор приводит цитаты из подлинных документов для подтверждения всех своих…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам