рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческая хронология

Историческая хронология - раздел История, Оглавление Историческая Хронология. 2 Эпиграфика. 12 ...

Оглавление

Историческая хронология. 2

Эпиграфика. 12

Цели и задачи. 12

Язык надписей. 19

Латинская эпиграфика. 20

Содержание надписей. 24

Западноевропейская архонтология СВ и раннего НВ. 29

Введение. Цели и задачи. 29

Институты власти и их носители. 34

Рукописи. 38

Историческая метрология. 39

Историческая вексиллология. 41

 


14.09

Историческая хронология

Татьяна Павловна Гусарова

Наука об измерении времени. Историческая хронология изучает, как разные народы измеряли время. Цель – определяет и уточняет даты исторических событий и соотносит их с современными.

Хронология имеет определенные источники: грамоты, дипломы, нарративные источники.

21.09

Рождество. 25 декабря по католическому календарю. Первоначально главным праздником было Крещение, т.к. для древних христиан было важнее духовное, а не телесное рождение Иисуса. В Риме Рождество признали праздником в 354 г., в Константинополе – в 378 г. Этот праздник состыковывался с языческим днем зимнего солнцестояния. В античности это был великий день, праздник возрождающегося бога Солнца, Солнца Непобедимого, день Дионисия. Между античностью и СВ блаженный Августин писал: «в этот день празднуют не солнце, а того, кто солнце создал».

450 г. – папа Лев Великий называл сатанинской практикой то, что в Рождество празднуется рождение нового солнца. Много времени потребовалось, чтобы изгладилась память о Дионисии. Средневековые мистерии – дань играм Дионисия. Веселые шествия (каляды у славян), у немцев – деревенский ход, у венгров – регюрю.

Рождественские празднования растягивались с 25 декабря по 6 января (по Крещение). День св. Николая (6 декабря) тоже вписывался в эти празднования. Рождество обычно распадается на две части:

25 декабря – особая месса (месса Христа) у католиков. Подряд три мессы – о телесном, духовном рождении Христа, о его Воскресении. На следующий день – день подарков и игр. Обычай восходит к римским сатурналиям. Сатурналии проводились по второй половине декабря, символизировали возрождение природы.

26 декабря (второй день Рождества) – католики празднуют день св. Стефана. Первый мученик из IV в., который по легенде проповедовал слово божие в греческих общинах, столкнулся с противодействием иудейского духовенства, за что был обвинен и закидан камнями.

Реликварий с останками св. Стефана и несколькими камнями, которыми он был побит, позже перевезли в Константинополь, который стал одним из центров поклонения. Оттуда их переправили в Рим, они нашли пристанище в базилике св. Лаврентия VI в.

Стефан считается покровителем строителей и каменщиков. Изображается как священник с книгой и пальмовой ветвью, или только со священным писанием.

27 декабря – день апостола Иоанна, который был схвачен при императоре Дивициане, отвезен в Рим, где его бросили в кипящее масло, но он спасся, был отправлен в ссылку на о. Пальмос, где и написал Апокалипсис. В конце жизни поселился в Эфесе. Покровительствует тем, кто страдает от яда. Его пытался отравить некий языческий жрец, это отражено в иконографии. Очень редко изображается с чашей в руках, из которой поднимается змея и дракон.

29 декабря – день памяти Фомы (Томаса Беккета). Жил в XII в., неудачно поспорил с Генрихом II Английским. Гробница в Кентерберри, место паломничества. Был канонизирован в 1173 г. Во время реформации (при Генрихе VIII) капелла, посвященная ему, была разрушена, прах был выброшен из гробницы, имя стерто.

Когда-то январь был предпоследним месяцем года. Название – от двуликого Януса, бога-покровителя всяких начал и начинаний, покровитель родов. Появилось представление о том, что январь благоприятен для заключения браков. У христиан в СВ появились свои обычаи и праздники, представляющие собой смесь языческих и христианских.

1 января – начало гражданского римского календаря (с 153 г. до н.э.). Христиане праздновали день обрезания Господня (circumcisium domini)

6 января – у католиков крещение (epiphania), в водах Иордана. По-итальянски befana. В то же время по народным представлениям это старуха, которая приносит подарки, и она же – ведьма, которая в крещенскую ночь носилась по улицам и изначально несла всем порчу. Потом взяла на себя частично роль санта Клауса. Хорошим детям стала приносить подарки, плохим –розги. Сочетание христианских и дохристианских представлений. Епифания повернута назад к рождественским событиям, к празднованию солнцестояния. Устраивались гадания, ворожба, в некоторых странах чужаки в этот день не пускались в дом, ибо считалось, что всякие духи особенно подвижны в этот день. Считалось, что злых духов надо преследовать и изгонять громкими криками и горящим хворостом. Считалось, что таким образом помогают солнцу. Для этой же цели гоняли огненные колеса. С нее же начинались карнавалы.

3 января – день поминовения св. Женевьевы Парижской. Ее же почитают и в православии. Вся ее жизнь связана с Лютецией. Родилась в начале 20-х гг. V в., дожила до начала VI в. С ее именем связывают попытку захвата Парижа Атиллой. Якобы она своими молитвами спасла город в 451 г. Она дожила и до Хлодвига, который через 30 лет оказался там, уговорила Хлодвига и его полководцев помиловать захваченных ими при взятии Лютеции пленных. По ее инициативе была построена церковь, посвященная святому Дионисию (Saint-Deni). Якобы по ее совету Хлодвиг и принял христианство, и начал строить церковь св. Петра и Павла, где ее похоронили. Она покровительница Парижа, ей молятся при катастрофах, при засухе, ливнях. Больные с высокой температурой. Сейчас покровительница французских сил безопасности. Изображается пастушкой со свечой в руке, эту свечу дьявол старается погасить.

17 января – день памяти св. Антония, основателя монашеского движения, жившего в III в. Именно он начал основывать монастыри в египетских пустынях. В Италии считается покровителем животных.

20 января – св. Себастьян. Мученик, жил в III в. Он считается одним из святых защитников, к которым обращалась и Жанна Д'Арк. О жизни его известны только легенды. Принял христианство, был очень религиозным, воином. Много сил прилагал к тому, чтобы обращать в христианство людей в местах, где он служил. Заботился о христианах, творил чудеса, излечивал болезни. Не зная, что он христианин, Диоклетиан назначил его центурионом, затем приказал бросить в темницу, его приговорили к смерти. Был привязан к столбу, по нему стреляли стрелами, бросили. Женщины спасли и выходили его. После этого предстал перед Диоклетианом, обвинив его в преследовании христиан. В конце концов его до смерти забили палками, тело сбросили в канализацию. Последователи похоронили его в катакомбах к югу от Рима. В IV в. там была построена базилика, которая стала одним из римских храмов. Уже в середине IV в. он фигурирует в Римском календаре. Покровитель стрелков из лука, солдат, многих ремесел, профессий, цехов, городской милиции, ночных сторожей. К нему обращаются при эпидемиях, особенно при чуме. Он – один из патронов-врачей.

21 января – день памяти св. Агнессы Римской, девочки, которая жила в конце III – начале IV в. Рано перешла в христианство, еще в детстве, была очень рьяной последовательницей, считала себя невестой Христа, отрицала всяких поклонников, которые к ней подступались. Отвергнутые женихи донесли до нее. Ее отдали в публичный дом, но у нее быстро отрасли волосы, которые покрыли все ее тело. Потом ее вернули домой, ее опять стали домогаться, но все плохо заканчивали. Один из них ослеп. Она была такая милосердная, что вернула ему зрение. В конце концов ее казнили (ей было 13 лет). Казнили то ли мечом, то ли кинжалом проткнули горло. Похоронили поблизости от Рима. В иконографии изображается с агнцом, с пальмовой ветвью или голубем, который держит в клюве кольцо. Почитаться стала с IV в., является покровительницей тех, у кого плохое зрение. Над тем местом, где была похоронена, уже Константин Великий воздвиг церковь в память о своей умершей дочери Констанции. Потом она была перестроена, сейчас – сан-Аньезе. 21 января в этой церкви проводится обряд благословения двух агнцов, из шерсти которой потом готовится пари для митрополита. Покровительница девственниц.

Февраль. Либо от слова febris – «жар», «лихорадка». По римскому календарю был последним месяцем года. Устраивались всякие праздники конца года, в том числе – очистительные. Люди должны были очиститься. Вторая половина февраля была заполнена этими праздниками. Либо от слова fiber – «кожаная плетка», связанная с одним из обычаев праздников очищения. Во второй половине февраля (15) праздновали люперкарии недалеко от статуи Ромула и Рема. Приносили в жертву козла или кобеля. Из них нарезали плетки и с ними обходили весь город и лупили встречных женщин. Затем любое действо, связанное с этим праздником, стали называть «fibri». В народном христианском календаре в феврале много женщин-святых. Немцы до сих пор иногда зовут февраль «бабским» месяцем.

1 февраля – святая Бригитта Ирландская. Целительница, помогала бедным. Ее зовут кельтской Марией. Ее крестил сам святой Патрик, по легенде основала первый монастырь. Похоронена рядом со святым Патриком. Считается покровительницей Ирландии, поэтов, доярок, кузнецов, народных целителей. Считалось, что в ее руках не иссякает ни пища, ни питье, а ее коровы доились по 3 раза в день. В более позднее время среди ее талантов стали почитать пивоварение. Считают его покровительницей.

2 февраля – праздник очищения Богоматери, или освещения свечей, у нас – Сретение. Был учрежден в 494 г. папой Глазием. На 40 день после рождения Иисуса Мария пошла в храм, чтобы поставить очистительную свечу.

5 февраля – святая Агата. Мученица середины III в., Сицилийская дева. Пострадала в Катании. История похожая на Агнессу – отказала в руке знатному римлянину, за это ее жестоко пытали, отрезали груди, убили на углях. Покровительница пожарников. Ей молятся при пожарах. Покровительница литейщиков колоколов. На пиренейском полуострове – женщин. В иконографии представлена с блюдом в руках, на которых лежат ее отрезанные груди или ножницы. В СВ народ воспринимал эти груди за булочки. Отсюда пошел обычай – в ее праздник производилось освящение хлебов.

Анна-Мария (покровительница беременных), святая Вероника, Доротея, Апполония, Ефросинья, одна из Катилин, Юлиана, Элеонора, Маргарита.

На многих праздниках мужчины могут появиться лишь к концу (к застолью). Обычно в эти праздники выбирали женихов для девушек.

14 февраля – день св. Валентина. О нем мало что известно. Мученик, жил в III в. Дал врачевания, был армейским врачом. Вопреки запрету императора Клавдия II жениться воинам тайно венчал и благословлял на брак. Был наказан и казнен. Предположительно в конце V в. папа Глазий канонизировал его. Этот папа хотел запретить люперкалии, ища всякую замену им. Еще одна легенда, связанная с Валентином – будто бы, будучи заключенным в тюрьме, влюбился в Юлию, дочь надзирателя. В иконографии изображается с мечом в руках, либо с солнечным диском. Либо возвращает зрение слепой девушке.

24 февраля – день св. Матвея-апостола. О нем существуют разные легенды, которые сказались потом на его памяти. Они по-разному свидетельствуют о том, где он проповедовал, где его постигла смерть, как и когда и куда попали его останки. Есть предположение, что императрица Елена, мать Константина, перенесла его мощи в будущий Константинополь. Они попали и в Трир. Там они хранятся в базилике аббатства св. Матфея. По другим сведениям – в Риме, в Санта-Мария-Маджоре. В Падуе, якобы, тоже. Св. Матфей – покровитель столяров и мясников. Изображается пожилым человеком, которого убивают алебардой или мечом. Либо сам держит в руках одно из этих орудий.

Март носит название от имени бога войны. Воины начинались в теплое время, до начала весны оружие Марса хранилось в храме. 1 марта его выносили и праздновали наступление весны, войны. Приносили жертвы – молодой скот, молодую траву, в древние времена – человеческих детенышей (молодежь выгоняли из страны, чтобы она искала счастья в других странах, дабы избежать перенаселения, отсюда – колонизации). В Риме в этот день жгли костры на Форуме. На этом огне пекли солдатский хлеб, делили между воинами. Отсюда название хлеба – марсов хлеб (martis panis), отсюда – марципан.

19 марта – св. Иосиф. Покровитель бедных и сирот. В Италии в этот день еще в традиционные времена вплоть до 2 мировой войны проявлялась особая забота о бедных. Инсценировали прием бедных на дому. Считается покровителем столяров, девушек на выданье. Покровитель Валентии, рабочих, которые противостоят притеснениям. Покровитель путников. Святой патрон Австрии, Чехии, Мексики, Бельгии, Канады, южно-вьетнамских христиан, китайских миссионеров.

21 марта и 11 июля – св. Бенедикт Нурсийский, 480-547 гг. Его жизнь связана с Кумбрией (центральная область Италии), родился близ Сполета, как и его сестра Схоластика. Область рядом со Сполето – Нурсия. Учился в Риме, оттуда ушел в Субьякко. Сейчас это – целый комплекс монастырей в горах, куда добраться довольно трудно. Довольно скалистое место. Сейчас монастырь существует, выстроен на скале. Часть его смотрит на скалу, часть вырыта в скале. Тайком поселился в Субьякко в нижней пещере, где о нем знал только один инок, который спускал на веревке корзину с едой. Когда его обнаружили, он должен был уйти оттуда. Ему представилась возможность открыть свой монастырь на Монте Кассино. Базовый монастырь бенедектинского ордена. 525 г. – стал основателем ордена. Патриарх западноевропейского монашества. Патрон батраков и крестьян в Италии (когда пришел в Монте Кассино, в окрестностях восстановил полевые работы), итальянских спелеантологов (которые изучают пещеры). Покровитель инженеров и строителей. При отравлениях в смертный час ему молятся. Изображается с книгой, или с просвирой в руках, или с собственным уставом.

25 марта – Благовещение. Стало самостоятельно отмечаться с IV в. Перед Пасхой начинается великий пост. Перед постом – Масленица, которая может начаться с Епифании. Кульминация карнавала – театральные представления, апогей – битва Масленицы и Поста. В Италии это – схватка между Карнавалом и старухой Кварезимой (40 дней поста). Битва заканчивается победой Кварезимы. Изготовлялась из тряпок, к ее ногам привязывали 7 перьев, каждую неделю срывают по одному перу. На окнах в традиционные времена в Италии, или между домами, привязывали гирлянды из 40 кукол, каждый день снимали по 1 кукле, куклу начиняли сухофруктами.

Март-апрель – Пасха. Перед постом тоже были очень большие праздники. Последнее воскресенье – пальмовое, последняя неделя поста – святая неделя. С четверга до полудня субботы колокола молчали, со страстной пятницы до субботы устраивались в Италии торжественные процессии. Колокола в субботний день – глория. Вечер субботы – всенощная и все то, что ей сопутствует. Во Флоренции с XV в. праздник – взрыв повозки. По городу провозилась повозка, в которой учинялся фейерверк.

Апрель в древнем Риме месяц любви, Венеры. Символизирует возрождение весны. 1 апреля в СВ появился день дурака. Festas tultorum с XII в. Сначала праздновался в феврале добавочным днем, иногда даже в дни сатурналий. Потом его перенесли на 1 апреля. Сначала там участвовала лишь молодежь из школяров и низшего духовенства. Поэтому – festum hipo diaconorum. Устраивали всякие безобразия, смешные мессы, загоняли ослов на паперть. Высшее духовенство относилось к этому критически. Праздник неоднократно запрещался – и в XIII, и в XVI в. 1555 г. – запрещен Дижонским парламентом. Даже Анна Австрийская наблюдала этот праздник.

24 апреля – день памяти св. Георгия. Мученик, пострадавший при Диоклетиане. Народная легенда значительно богаче. Называет его драконоборцем. Иконография соответствующая. Покровитель сельскохозяйственных работ. Все работы были связаны с ним, многие весенние культы – тоже. В Италии когда-то с его именем был связан праздник пастухов. Святой патрон Англии, его культ проник туда еще до норманнского завоевания. После его тоже очень почитали. 1347 г. – Эдуард III основал орден Подвязки, патроном которого изначально был Георгий. Эдуард IV построил капеллу в Виндзоре. В середине XVII в. – патрон Англии. Патрон итальянской конницы, Арагона, Португалии, Германии, Генуи, Венеции. К нему обращаются при чуме, проказе, сифилисе.

25 апреля – день Марка-евангелиста. По традиции считается основателем Александрийской церкви, мученик. В IX в. его мощи были перенесены в Венецию. Сначала хотели поместить на островах в лагуне, но в конце концов он попал в Венецию. Патрон секретарей, нотариев, испанских скотоводов.

30 апреля – праздник св. Вальпургии. Кто она такая – никто не знает. Сама святая потерялась в языческом празднике. Предположительно монахиня из Англии, которая в середине IX в. приехала в Германию, чтобы основать там монастырь. Получилось ли – неизвестно. Переплетается с праздниками, ведущими начало от римской мифологии. Окончательные проводы зимы и торжество весны. В германской мифологии в ночь на 30 апреля ведьмы устраивают шабаш на горе Брюккен, там собирается нечисть. Молодую женщину (Майю) приговаривали к смерти, ее от этого должен был спасти смелый юноша. Этот праздник символизировал борьбу уходящей зимы и торжествующей весны. Юноша – майский король, спасенная девушка – майская королева. В этот день нельзя работать.

Колокола посвящены деве Марии. Месяц превратился в месяц Марии.


 

28.09

1 мая, 25 июля – память св. Иакова. О нем тоже много легенд. Был обезглавлен, похоронен в Иерусалиме. Его останки перенесли в Сантьяго-де-Компостела. По апокрифам проповедовал в Испании, добрался даже до будущего Сантьяго-де-Компостела. Праздник зеленого Сантьяго – праздник влюбленных и цветов. Патрон пилигримов, Испании, стран латинского мира, в частности Гватемалы и Никарагуа. Изображается бородачом в шляпе, которая украшена раковинами (это эмблема Компостелы). Или изображается несколько раковин. Иногда – пилигримом с сумой и посохом в руках. Иногда – акт мученичества.

3 мая – апостол Филипп. Приял мученическую смерть в МА в правление Димициана. Мощи были перенесены в Рим, хранятся в церкви 12 апостолов. Покровитель Уругвая. Изображается бородачом с корзинкой в руках, там лежит крест и обувь.

4 мая – день св. Флориана Лорхского. Австрийский мученик римской эпохи, был римским офицером, служил в будущей Австрии в Норике. Пострадал от преследований при Диоклетиане за попытку спасти несколько десятков христиан. Сбросили в Энс, женщина нашла и похоронила его. Мощи попали в Рим, оттуда отдельные части их распространились по свету, попали в Краков. Были подарены королю Казимиру. Считается покровителем Австрии, Польши, пожарников, утопленников, тем, кому угрожают наводнение и пожар. Одна рука помещена на мельничные жерла, либо на камне, а его тащат к реке.

15 мая – Исидор Мученик. Святой XII века, испанский. Не путать с Исидором Севильским. Человек из бедной семьи, всю жизнь крестьянствовал. Символ крестьянского труда. С XII в. появляются святые из трудяг, святой Исидор – один из них. По легенде после смерти сына они с женой продолжали жить святым браком, решив служить господу, занимались благотворительностью, делили хлеб с бедными. После смерти явился королю Альфонсу VIII и показал ему тайную тропу, по которой тот внезапно вышел к вражескому войску мавров и смог его разбить. Покровитель Мадрида, крестьян, батраков, сейчас – аграрного общества США. Изображается с граблями и лопатой. Иногда его сопровождает вол, над ним порхает ангел.

17 мая – св. Патрик. Бритт, родился в Шотландии, в 16 лет попал в Ирландию. Через какое-то время вернулся туда по велению папы. Первый ирландский епископ. Апостол Ирландии. Основал школу Вармаги. Стремился сблизить кельтскую церковь с континентальной. Мощи его хранятся в Кластонсберри. Патрон Ирландии, Нигерии. Изображается в епископском одеянии с посохом, иногда с огнем.

30 мая – св. Жанна д'Арк. Канонизирована в 1909 г. Стала Блаженной. В 1920 г. была признана святой. Покровительница Франции. Изображается в рыцарских доспехах, иногда – на белом коне, с мечом или копьем.

40-й день после Пасхи – Воскресение. Потом – Троица (Пятидесятница). Празднуется с IV в. Праздник тела господня (corporis dei) – первый четверг после Пятидесятницы. Был введен в 1264 г. папой Урбаном IV в память о Больсенском чуде. Во время богослужения в одной из церквей там во время Причащения выступила кровь. Праздник был описан Фомой Аквинским. В Италии в этот день устраивали грандиозные процессии. В странах Пиренейского полуострова этот праздник – один из самых любимых. В XIII в. назывался «новым праздником». Преимущественно городской и сословный праздник. В Испании его празднуют по цехам. Сначала – торжественное шествие по городу. Затем – месса в соборе с мираклием. В наши дни это лишь участие в мессе нескольких мальчиков, танцоров, певчих. Танцуют в масках царя Давида. В 20-е гг. XX в. в Сеговии несколько юношей исполняли танец с мечами под звуки кастаньет. Пышные процессии. Составной элемент процессии – участие в ней карликов и великанов. Дракон (тараска), на спине у него акробатка. Первоначально изображала Анну Болейн (ради нее Генрих VIII расстался с Екатериной Арагонской).

2 июня – святой Эльм (Эразм), мученик начала IV в. Один из 14 святых помощников христианских. Жил в Италии, был епископом. Потом удалился с миссией в Сирию, стал отшельником, при Диоклетиане погиб. Останки перенесли в Гаэту (город между Римом и Неаполем). Это центр культа святого Эльма. Легенда – продолжал проповедовать даже когда находился на корабле. В мачту ударила молния, поэтому моряки, пропавшие в шторм и грозу, молились ему. Электрические разряды, появлявшиеся на мачтах, принимали за небесные знаки того, что Эльм защищает моряков от шторма. Более поздняя легенда – язычники вспороли ему живот, вытащили кишки, намотали на катушку, на которой треплется канат. Покровитель моряков, особенно Гаэты, рожениц и всех тех, кто страдает коликами и спазмами. Изображается с огромной раной.

5 июня – святой Бонифаций (Уинфред). Бенедиктинский монах из Англии, миссионер в Германии. Конец VII – первая половина VIII в. Эпоха поздник Меровингов – ранних Каролингов. Был епископом зарейнских земель, проповедовал на юге Германии, в Баварии. Каролинги-майордомы ему покровительствовали. В конце жизни отказался от архиепископской кафедры и пошел с миссией к фризам. Был убит язычниками. Похоронен в Фульде. Изображается с пронзенной мечом Библией. Оказал влияние на немецкую и английскую церковь, развивал книжное дело.

9 июня – день святого Колумба. Жил в VI в. Один из самых известных шотландских святых, хотя родился в Ирландии. Там и начал свою деятельность. Основывал монастыри, распространял книжное дело. Был вынужден оставить Ирландию и уйти в Англию. Там основал монастырь Йона, который подарил ему один шотландский вождь. Тут был создан центр христианизации Шотландии, откуда он ходил с миссией к скоттам, пиктам. Основал и другие монастыри. Считается покровителем Ирландии, где и похоронен.

11 июня – день памяти апостола-мученика Варнавы. Родился и погиб на Кипре. Покровитель Кипра.

23 июня – св. Апполинарий Ровенский. Мученик, епископ. Первый епископ Ровенны. Пострадал за веру, погребен в церкви Сан-Аполинаре ин Классе. На мозаиках есть его изображение. Обычно изображается с мечом или посохом в руках. Или черт его старается проглотить.

24 июня – день Иоанна Крестителя. Похоронен в Севасте. Могила была осквернена и сожжена. Мощи непонятно где. Во многих местах в качестве мощей выставляется его череп, который все выдают за истинный. Покровитель монахов.

29 июня – день памяти св. апостола Петра. Принял мученичество в правление Нерона. Последнее его желание – быть повешенным вниз головой. Мощи хранятся в базилике св. Петра в Риме. Первый епископ Рима. По своей бывшей профессии считается патроном рыбаков и священников. Изображается трудягой, мускулистым пожилым мужчиной с ключом в руках. Иногда – с рыбой, иногда – с тонущим кораблем.

29 июня – день апостола Павла. Казнен в Риме. По следам его крови, по легенде, сразу забили 3 источника, где и воздвигли церкви. Похоронен в церкви Сан-Паоло фоли ремуре. Там центр его культа. Считается святым покровителем Мальты, т.к. был там. Покровитель Греции.

3 июля – день памяти св. апостола Фомы Неверующего. О нем много легенд. Попал в Индию как раб, тем не менее занимался там миссионерством, основал несколько церквей, погиб от удара меча. В XVI в. его мощи якобы были обнаружены в Индии. Есть другая легенда. Еще в IV в. его мощи попали в Эдессу, оттуда – в Италию в Ортону. Там находится центр поклонения.

20 июля – день св. Маргариты Антиохийской, девы-мученицы. Культ распространен во Франции, Англии, Германии. Пострадала при Диоклетиане, тоже отказала жениху, была брошена в тюрьму, там ей явился дьявол в образе дракона и проглотил. Но на ней был крест, из-за чего дьявол ее выплюнул. Его продолжили мучить – не вышло. Многие люди при виде ее мучиничества обратились в христианство. Ее обязглавили. Одна из 14 помощников. Жанна д'Арк слышала ее голос. В конце X в. ее мощи были перевезены из Антиохии в Италию. В 1213 г. попали в Венецию. Покровительница беременных, рожениц и умирающих людей.

22 июля – Мария Магдалина (Мироносица). Умерла в Эфесе. Мощи из Эфеса перенесены в афонские монастыри (по православной версии), по католической – неизвестно, куда. Иконография у католиков – в руках алебастровый сосуд с благовониями, длинноволосая. Иногда – с черепом (как у Тициана). Иногда – обнимающей правую ногу Христа.

25 июля – святой Христофор. Почитаем у католиков и у православных. Легенды расходятся. У православных: был язычником, дикарем огромного роста, происходил из Африки из племени берберов, вообще был с песьей головой. Взят в плен римлянами, служил в армии. Решил обратиться в христианство. Чтобы заслужить милость божию по совету одного отшельница стал переносить людей через переправу. Однажды переносил ребенка, потом оказалось, что это был Иисус. Другая легенда. Был очень красивым, пользовался успехом у женщин. Чтобы они не отвлекали его от служения, попросил его обезобразить. Казнен за нежелание отказаться от христианства. День памяти из всеобщего католического календаря в 1969 г. был удален. Но праздник остался в народной памяти и в местных календарях. Мощи и голова хранились в Константинополе, потом перенесены на о. Ра в Хорватии. В католической церкви один из 14 помощников. Святой патрон путешественников. Особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками, путешественниками. Крупные центры его почитания находятся в Италии. В католицизме считается, что он заботится о том, что связано с путешествиями, о носильщиках. К нему обращаются при ударе молнии, против мора. Лучники, водители, эпилептики, переплетчики. В случае наводнения, торговцы фруктами, сукновалы, против ливней, водители грузовиков, серфингисты, при зубной боли. Патрон Бадена, Борджа, Брауншвейга, Мекленбурга, о. Ра, Роермонда, Каталонии, Греции, Вильнюса, Гаваны, чтится в Испании. Изображается переносящим на своем плече ребенка.

29 июля – св. Марта. Современница Иисуса. Он не раз посещал ее дом, в котором она была хозяйкой. Сестра Марии Магдалины. Однажды был у нее с учениками. Марта была на кухне, Мария слушала речи Христа. Изображается домохозяйкой, в руках у нее хозяйственный инвентарь, в т.ч. – связка ключей. Покровительница домохозяек, служащих гостинично-ресторанного комплекса, поваров, официантов.

6 августа – Преображение.

10 августа – день св. Лаврентия Мученика. Пострадал при Валериане в III в. Претерпел мученичество вслед за гибели епископа папы Секста III и его товарищей. После этого Лаврентий продал часть церковных сокровищ, монеты раздал бедным. Его обвинили в растрате, привели к судье и потребовали возвращения церковного имущества. Префект приказал казнить его мученической смертью – поджарить на решетке. Похоронен в Риме в одном из пригородов. Позже Константин воздвиг базилику Сан-Лоренцо на этом месте. Почитается с IV в. В VII в. частью мощей Папа поделился с королем Нортумбрии. Его почитают и в Германии, т.к. Лаврентий помог немцам одолеть венгров в битве при Лехе в 555 г. Покровитель поваров. Изображается на жаровне, или с крестом на спине, в руках держит Священное Писание.

12 августа – святая Клара, ученица и последовательница Франциска. Основательница ордена кларисок и 47 монастырей этого ордена. Почитается в Италии. Считается покровительницей вышивальщих. Имеет отношение к современности – с 1958 г. считается покровительницей телевидения. Изображается в руках с лилией.

15 августа – успение Богоматери.


 

Эпиграфика

Игорь Святославович Филиппов

Эпиграфика – тексты. Ономастика – раздел лексикологии (лингвистики), она принадлежит как к лингвистике, так и к истории.

Цели и задачи

Твердый материал плохо подходит для записей длинных текстов, но надпись на нем, как правило, создается в расчете на очень длинное существование.… Текст, записанный на мягком материале, зачастую подлежит копированию. Много… Тексты на бересте. Это был обычный материал в северной Руси, поэтому берестяные грамоты сегодня не относятся к числу…

05.10

Язык надписей

По всей Европе – СВ еврейские надписи. Еврейское кладбище в Праге. Считается, что в Праге сохранилась древнейшая в Европе синагога. На Кавказе и Восточной Европе, кое-где в Средиземноморье, в Германии –… Начиная с X в. множится число латинских надписей с вкраплениями отдельных слов, в основном – имен собственных и…

Латинская эпиграфика

В СВ латинский алфавит пополнился рядом букв и надстрочных знаков, которых классическая латынь не знала. Античные надписи относительно легко читать.… Как и в древности, в СВ редко делали различие между U и V, I и J. Их начинают… В Испании широко употреблялась вестготская T, как Р, обращенная влево. 1091 г. – клионский собор, вышла из…

12.10

Содержание надписей

Эпитафии. Самый распространенный тип надписей. Данные по ономастике, демографии (часто есть указание на возраст, в котором человек умер). По самым разным аспектам истории культуры, в т.ч. по религиозным представлениям.

Поздняя античность. В ранних СВ надписей по VIII в. указывается точный возраст умершего, имена тех, кто заказал надпись. Во Вьенне найдено на сегодня 202 эпитафии V-VII вв. 168 содержат указания на возраст. Подсчитано, что лишь один человек дожил до 60 лет. С каролингской эпохи чаще всего называется только дата смерти, а иногда – только число без указания года. Причина – теряется представление об историческом времени, важным становится только литургическое время. Также обстоит дело со многими агиографическими текстами – всегда есть дата смерти, но не год. В каролингских надписях указывается, что умерший был знатен, указываются титулы, то, что он – основатель монастыря, например. Мода на стихотворные эпитафии. Они затрудняют составителю внятный рассказ о покойном. Как правило, там есть указания на его высокие моральные и религиозные качества, просьба молиться за него, но мало конкретных сведений о его жизни.

Эпитафии знатных женщин – сведения об их происхождении, родственниках, муже, детях. XI-XII вв. – эпитафии становятся короче. Часто не содержат указания на время и обстоятельство жизни покойного. Испанские надписи этого времени несколько более предметы.

Изредка именно из эпитафии можно узнать дату смерти весьма известных людей. Сен Виктор де Марсель. Только благодаря дате на надписи в Киевской Софии известна точная дата смерти Ярослава Мудрого.

В это время характер эпитафий и информационная нагрузка варьируют. В XIII в. появление эпитафий на народных языках, отход от рифмованных надписей. Все больше эпитафий горожан, оригинальных текстов. Все больше биографических сведений, этапы карьеры, ученые звания, для женщин – кто муж, есть ли дети. Появляются надписи, увековечивающие благодеяния человека. Особняком – гуманистическая эпитафия, Италия XIV в.

Гуманистическая эпитафия – подражание античной эпитафии. Оплакивание бренности мира, грусть об ушедших, благодарность за дружбу и труды. Молитвы редки, зато длинные биографии и перечень сочинений. Стихотворные эпитафии, текст соседствует с изображениями. Во многих надписях – цитаты из античных авторов, в т.ч. из Овидия и Авлгелия. Часто не ясно, это цитата из античного автора или СВ автора, знакомого с античностью.

Каменные хартии. Официальные тексты разного рода, высеченные в камне. Этого не бывает на Руси. Это могут быть дарственные грамоты, законы, какие-то официальные надписи.

Откуда происходят? Большинство – VII-XIII вв. Создавались в Италии – Рим, Милан, Пиза, Феррара. Франция – Вьенна, Блуа, Орлеан. Рейн – Кёльн, Майнц, Шпейер. Хорватия – о. Крк. Рим – надпись врезалась иногда спустя много десятилетий или столетий, когда в архиве был утрачен документ. В Германии и Франции – «по горячим следам». С целью сохранить свидетельство об имущественных приобретениях в условиях ненадежности архивных собраний, затем – с демонстрационными целями. Нередко это именно грамоты, прежде всего – дарственные. Мало чем отличаются от тех, что сохранились на бумаге. Боле лаконичны. Это не выжимка, но опущение некоторых деталей.

Привилегии, данные тому или иному городу со стороны императора (Генрих IV жителям Шпейера). Или со стороны местного епископа. Или городские статуты (статуты Феррары 1276 г.). Там, где каменные хартии были распространены (Дофине), увековечивали статуты даже самых маленьких городов. Сохранились вырезанные в камне торжественные клятвы. С XIII в. – обещания монахов молиться за благодетеля. Надписи, содержащие перечень владений. Двери аббатства Монте-Касино в южной Италии. 4 раза монастырь подвергался разрушению, последний раз – в 1944 г. Иногда это только выжимка из подлинного документа. Надпись из Наварры.

Много мемориальных надписей. В Риме – надписи, фиксировавшие разливы Тибра. Плиты с надписями ставили в память о землетрясениях (Бордо), больших пожарах (Безансон), отмечали политические события (Мурский камень, избрание в 1396 г. королем Швеции Эриха Померанского). Надпись о завоевании Далмации венграми в 1105 г. Надпись о победе болгарского царя Ивана Асеня над войсками эпирского деспота Федора Ангела. Иногда – менее важные события. Посещение монахом такого-то города. Надпись о переговорах Барбароссы с представителями ломабрдских коммун. Текст может быть настолько туманен, что о сути событий можно понять только из других источников. Надпись в Пизе XI в., пизанцы отвоевали часть северной Африки.

Надписи фиксировалось завершение строительства городских объектов. Восстановление разрушенных Барбароссой стен Милана. 1446 г. – возведение крепостных стен Каффы. Во многих надписях указано и имя исполнителя, количество денег, ушедшее на работу. Некоторые надписи отмечают начало работы.

Надписи пропагандистского типа. Часто – на городских воротах. Рим, Папа Льеч IV. Надписи могли запечатлеть победу некой внешней силы. Надпись из Вальтаджо, район Генуи. Ковер из Байе, рассказ о завоевании Англии. Ковер 70 метров в длину, 50 метров в ширину. Автор текстов – англосакс. Иногда надписи фиксируют события научно-испытательского характера. Тьмутарананский камень. Надписи с фантастическими событиями. Ипсвич, восточная Англия. «Здесь св. Михаил боролся с драконом». Надписи на артефактах. Среди них – мемориальные надписи, призванные сохранить память о совершенных сделках. Чаще всего – имя владельца или мастера. Английская надпись IX в. «меня приказал сделать Альфред».

Заздравные надписи на кубках, чашах, сосудах. Болгарская кириллическая надпись середины X в. На западноевропейских изделиях из драгоценных металлов иногда указывается их вес. Пограничные камни. Бургундия, конец XIII в. Традиция создания межевых камней с надписями уходит в древность. В НВ надписи заменяются условными знаками. Пограничные знаки, выбитые на камне. Столб между Византией и Болгарией 904 г., на территории нынешней Албании.

Надписи на памятниках изобразительного искусства. Встречаются далеко не на всех изображениях. Иконография даже самых популярных персонажей долгое время не была устойчива. На иконах – крестильные имена дарителей. По мере становления светской культуры надписи все более разнообразные.

Граффити. Достаточно редкие надписи. Их делали на самой разной поверхности. Упор на то, что такая надпись не была предусмотрена строителем или мастером. Она сделана не профессионально. Иногда грань, отделяющая граффити от официальной надписи, не ясна. Например, авторские надписи на изделиях. Сохранились плохо. За редкими исключениями их не старались сохранить. То, что уцелело, уцелело по большей части случайно. СВ граффити – на бытовых предметах, обнаруженных при раскопках. Чаще всего стали доступны благодаря реставраторам. Отражают разговорный язык, как правило – данные местности. Большинство известных надписей граффити – молитвенные надписи. Или поминальные. Есть и развернутые просьбы, чаще всего – о прощении грехов, тексты классических молитв. Записи обетов. Надписи паломников. Надписи заключенных. XII в. – надпись из Норвического замка. Здесь же – надписи палачей, в т.ч. заверение, что заключенный стал в результате обработки «на фут длиннее. Чем сделал его господь».

Надписи мастеров. Невозможно установить, кто автор надписи – владелец или изготовитель. Нередко надпись содержит сведения о назначении изделия. «Гарухша», надпись из-под Смоленска на керамическом сосуде середины X в. Есть граффити фривольные, богохульные, шуточные. В Киевской Софии – загадки, проклятия авторам нечестивых надписей. Отдельные граффити имеют летописный облик.

Часто есть сообщения о смерти священнослужителей. Эпитафия из Тулузы VIII в. Обращение к Троице. Текст Никейского символа веры, начало IX в. близ гробницы св. Петра. Клирики и миряне знали псалмы наизусть. Достаточно было намекнуть на тот или иной стих, чтобы он был понятным. Поэтому многие надписи содержат лишь начальные слова молитв. Такое сокращение называют incipit.

Источник для выяснения сравнительной популярности молитв. С X в. тем, кто будет молиться, тоже обещали вечную жизнь.

Надписи, отражающее полемику с идеями Библингария Танжерского, настаивающего на духовном смысле преосуществления, а не материальном.

Греческие христианские надписи в Йемене, на северо-западном Кавказе. Отсутствие арабских надписях на Сардинии и Корсике.

Греческая эпиграфика изучена хуже, чем латинская. Турки очень много уничтожали в Греции, МА. Кроме того, это бедная страна, где не может быть таких центров, как на западе. Хронологическая атрибуция большинства надписей. В Византии надписи датированы точнее, но их число очень невелико. В Византии старались подражать античным образцам, зачастую надпись содержит буквы и элементы, выполненные совершенно разными способами. Характерно для надписей IX-XII вв. Проблемы с чтением диаклетических знаков. Многие надписи демонстрируют иную систему их использования, чем в рукописях. Греческими буквами выполнены надписи на языка других народов, входивших в ареал византийской культуры, пока они не создали свою письменность. Болгары, авары.

Эпохи: по VII в. (продолжение античной традиции), VIII-IX вв. («темное время», мало надписей), IX-XII вв. (появление минускулов, изменение формы и шрифта, разнообразие в написании букв), поздневизантийский период (преобладание рельефного шрифта). Греческие надписи, как правило, более ровные, чем латинские в целом. Мало словоразделительных знаков, обычно используются для разделения фраз. Знака переноса не существовало. Сокращения реже, чем на западе, по большей части это – священные имена. В палеологовскую эпоху их становится больше. Практикуется вынос в надстрочные знаки артиклей и окончаний.

Большинство византийских надписей – посвящения, в основном – со стороны ктитора. Много граффити, в т.ч. на внутренних стенах храма. В православном мире к этому относились более терпимо, чем на западе. Много цитат из Писания, церковных песнопений, собственно певческих надписей с элементами музыкальных нотаций. Встречаются тексты дарений в пользу церковных учреждений.

Плита с эдиктом Мануила Комнина (1166 г.), оказавшаяся в мавзолее Сулеймана Великолепного. В раннесредневековом Египте хозяйственные надписи делались на глиняных черепках. Многие надписи в раннее СВ выполнены латиницей, либо же с использованием латинских букв.

Греческие надписи – ряд стилистических особенностей. Более окрашены в религиозные тона. Светские мотивы менее часты, более трафаретны.

Рунические надписи. Мельникова Е.А. «Скандинавские рунические надписи», М., 2001. Маккаев Э.А. «Язык древнейший рунических надписей», М., 2002. Нет книг о рунической письменности в целом. Слово «руна» из древнеисландского run – «скрытое знание», «тайна». Предназначено в первую очередь для сакральных надписей. Но уже в эпоху переселения народов – для фиксации принадлежности предмета, для поминовения после смерти. Древнейшие надписи – II в. дон .э.

IX-X вв. – древнеанглийская песнь о рунах. На пергмаенте писали обычно на латыни.

Есть версия, что большинство рунических рукописей погибло во время Реформации. Новое письмо потеснило древние руны и в других случаях. XII в. – при составлении мемориальных надписей на надгробиях. В быту рунами пользовались иногда даже католические священники, как и знать. В магических целях, для календарных расчетов. Их часто делали на специальных жезлах. В Швеции вплоть до XVII в. руны были задействованы.

Различают старшие руны и младшие руны. Старшие – более поздние. Это надписи германцев в целом. Встречаются не только на исконных землях древних германцах, но и в странах, где они двигались. Франция, Чехия, Польша, Румыния, Украина, что-то – на востоке от Днепра. В самой Германии к началу IX в. рунический алфавит выходит из употребления. Младшие руны – скандинавские. Их находят на территории от Гренландии до Руси (Ладога, Новгород, Полоц, Ярославль). Встречаются в Константинополе и в Риме. Видимо, это были граффити английских и скандинавских паломников.

На сегодняшний день – более 6000 рунических надписей этого времени, считая предметы с отдельными рунами, не образующими фразу. Большая часть – в Швеции, в центральной части, там почти 3000. Примерно 1600 – в Норвегии. 800 – Дания, 200 – Англия, 75 – Гренландия, 18- Ирландия. В Исландии – до сих пор ни одной рунической надписи старше XV в.

До сих пор не выявлены рунические надписи в Нормандии и Йорке. Их нет в Эстонии, всего 1 надпись в Латвии, 2 – в Финляндии.

Рубеж старших и младших рун – 800 год. Условный. Швеция, распространение младших рун – X в. Англосаксонские руны. Несколько разновидностей позднесредневековых скандинавских рун.

Выявлено около 80 континентальных рунических надписей старше 800 г., около 260 – скандинавских. Футарк – рунический алфавит. Считается, что алфавит создан одновременно на базе греческого и латинского. Есть и свои буквы. Есть надписи рунами и латиницей, рунами и кириллицей, сочетание отдельных рунических и латинских (или кириллических) букв. Руноподобные надписи. Каждая руна имела свое название, означавшая определенное слово. Первая руна – феху (скот, имущество), руна богатства. Вторая – уруз, руна могущества.

Иногда названия рун интерпретировались ассоциативно. Береза – рост, плодородие. В раннее СВ рунами писали как слева направо, так и справа налево. Иногда ветви рун помещены по другую сторону ствола.

Отсутствие округлых линий => писали в основном на дереве. Древнейшие надписи на дереве – Ютландия и датские острова, III-IV вв. Надписи поздней античности – на предметах. С V в. – все чаще на камне.

В древнескандинавских текстах упоминаются послания и надписи на деревянных палочках. Древнейшие руны по большей части короткие, состоят из одного слова. Иногда – более пространные, с магическим содержанием.

Известны сведения о мастерах-резчиках.


 

19.10

Западноевропейская архонтология СВ и раннего НВ

Татьяна Павловна Гусарова

Введение. Цели и задачи

Архонтология – одна из дисциплин, которая занимается должностями, точнее, носителями должностей и чинов. Обычно архонтологию включают в число ВИД, но это не совсем точно. Она занимает промежуточное место между историей государственных учреждений и хронологией, граничит с генеалогией, исторической статистикой, дипломатикой. Очень тесно связана с историей государства и права, близка к прасопографии.

Своих специальных источников у нее нет, не выработалась своя терминология, как в геральдике. Пользуется методиками других дисциплин, как историческая география: дипломатики, просопографии, хронологии, филологии. Интердисциплина.

Название от греч. arhontos. Архонты в древней Греции – носители высших чинов, правители, предводители. В латинском языке – regens, regentes. В Древней Греции часто были жрецы и одновременно главные исполнители административных и судебных функций. Первоначально выбирались из числа знати на определенное время. По ним даже могли считать. Позже ранг архонтов стал более доступным, превратился в пожизненный. Архонты были и в Византии, но значение их упало.

В СВ велись хронологические записи об архонтах. Ими считаются носители высших должностей. Записи касались пап, императоров, королей. Эти записи называли хронологиями. Понятие архонтология появилось в раннее НВ в XVII в. Иоганн Филипп Абелин, который писал под псевдонимом Iohannus Ludovicus Gotofredi. Arhontologia cosmica, дважды издавался во Франкфурте-на-Майне. Энциклопедия историго-географическо-хронологического содержания. Ввел термин применительно к правителем и их владениям. Это еще не научное употребление термина.

В науке речь шла о составлении на основе определенных методик обобщающих списков различных носителей власти и исполнителей должностей. В церковной архонтологии рядом с папами появились архиепископы, епископы, аббаты, в светской наряду с императорами, королями и князьями появились сначала высшие придворные чины, затем – носители высших государственных должностей (министры).

Светская архонтология – чины светского характера, светских должностей при дворе правителя и в государственном аппарате.
Церковная архонтология – иерархия церковных должностей в церковных структурах.
В СВ это было не совсем разделено. Представители высшего духовенства часто занимали высокие посты в государственном аппарате (например, в королевской канцелярии).

В раннее НВ формировался бюрократический аппарат управления, так что собирание сведений о чиновниках и их функциях становится все более полезным даже в современном делопроизводстве. Архонтология все больше перестает быть простой хронологией должностных лиц, хотя элемент ее все равно продолжал оставаться.

Ранние работы по архонтологии включали политическую элиту в узком смысле слова (высших сановников). Со временем становилось все более очевидным, что этот узкий круг необходимо расширять за счет всех тех, кто сопровождал господствующую элиту по службе (их заместителей) и рядового персонала, руководимого этой элитой. Более детально стал изучаться персональный состав королевского двора. Стали обращать внимание на весь персонал аулы (королевского двора в его узком значении) включая придворных рыцарей, оруженосцев и пажей.

Далее стали изучать даже те должности, которые отпочковались от придворных. Канцлеры, секретари, протонотарии, нотарии, переписчики. Применительно к персоналу казначейских палат тоже выстраивались списки от президентов палат до охранников и курьеров.

Исходя из этого вопрос: на каком из уровней проходит граница архонтологии? Разные мнения. Надо исключить всех курьеров, охранников, в общем, все младшие чины. Есть другое мнение. Там, где есть возможность или даже необходимость дойти до самого низа институциональной структуры, целесообразно это сделать. Во-первых, такой глубокий срез на протяжении определенного отрезка времени позволяет увидеть изменения функциональности самой системы, в том, как она действовала. Во-вторых, такой подход дает материал для изучения профессиональной и социальной мобильности, материал для изучения социальных и личных связей внутри той или иной корпорации.

Задачи и цели архонтологии. Двоякий смысл и значение термина «архонтология». С ней связывают списки (каталоги), которые в хронологическом порядке содержат имена всех носителей данной должности или сана вместе с указанием хронологических рамок исполнения данной должности данным лицом. Кроме того, архонтология обозначает ту исследовательскую работу, которая направлена на составление подобных списков. Главная задача архонтологии как специальной исторической дисциплины – установление личности носителя служебных полномочий. История конкретной персоналии в связи с ее должностными функциями.

Есть разница между просопографической статьей и архонтологической. Человек и его служебная карьера предстают в системной связи. Современные исследования в области архонтологии наряду с исследованиями в области политики, права, учреждений должны дать ответ на вопрос, как складывались эти списки, какие факторы влияли на их складывание.

В настоящее время – подъем архонтологии. С тех пор, как новое наполнение получила политическая история. Сейчас основное внимание приковано не столько к событийной стороне, сколько к тому, как функционировали властные институты и что представляли собой механизмы власти. В рамках такого подхода интерес вызывают группы людей, в которых эти интересы власти воплощались. Задача – содействовать изучению политической истории, властных структур и управляющей элиты.

Можно установить, кому в данный момент принадлежала реальная власть в государстве, проследив, сколько должностей и какие из них сосредоточили в своих руках отдельные семьи. Можно сделать наблюдение об открытости или закрытости управленческих структур, доступности отдельных должностей, какую роль играли в этом социальный, конфессиональный факторы. В эпоху Реформации последний играл огромную роль при определении на службу. Какую роль играли этнические факторы, политические моменты.

С одной стороны, архонтология вносит непосредственный вклад в изучение политических отношений данной эпохи. С другой стороны дает материал для исторической социологии. Она также может быть источником для изучении истории семьи.

Потребность в архонтологическом материале испытывают и искусствоведы, правоведы.

Источники. Специальных нет, все они разнообразные. Жалованные грамоты, подписанные документы. Поэтому дипломатика – та дисциплина, которая «кормит» архонтологию. Грамоты и указы о служебных назначениях, перемещениях, протоколы заседаний различных учреждений, протоколы заседаний разных советов. Каталоги служащего персонала отдельных учреждений.

Финансовый документ. Расходы на содержание чего-либо. Документы, касающиеся выплаты жалований, счета, кассовые книги. Папские грамоты о назначении. Церковные и светские описи, метрические книги, семейные архивы, документы заверительных мест (там, где заверяли завещание или какие-нибудь дарственные грамоты), мемуары, хроники, официальная и частная переписка, дипломатические документы.

Особую ценность представляют распоряжения, указы, инструкции, исходящие от самих высших должностных лиц, или королевские грамоты для них. Надписи на портерах, где может быть написано имя и должность изображенного. Генеалогии.

Для СВ Европы в целом – типовые источники. Но история стран отразилась на судьбах их источников. Венгрия начиная с XIII в. – приходящие династии, а не национальные. В нарративных источниках акцент на внешнеполитическую историю. Важный момент – сохранность источников.

Важную роль играют списки должностных сановников. Обычно так называется перечень имен, помещенный в заключительной части документа. Это может быть королевская грамота, в самом конце ее некоторые чиновники и дата, когда эта грамота появилась. В грамоте могут быть перечислены высшие должностные лица королевства, светские и духовные.

Перечень высших должностных лиц в королевских грамотах включал как церковных прелатов, так и светских. В Венгрии первоначально подписывались теми, кто входил в состав королевского совета. Причем, подписи прелатов стояли на первом месте, что свидетельствует о том, что это сословие имело преимущество.

Даже эти подписи и грамоты нельзя принимать на веру. Иногда присутствовали не подлинные подписи, а песец, переписывающий грамоту, делал соответствующую запись.

Методика работы с этими документами. С помощью архонтологии легче ориентироваться в изучаемом материале. Современная архонтология отвечает не только на вопрос, кто и когда был носителем данной должности, но и что собой представляли эти должностные лица.

Сначала точно устанавливается имя его должностного лица, определяется сфера его деятельности. Это архивная работа. В поисках ответа на вопрос, что представляет собой данное должностное лицо, архонтолог составляет социологическую анкету.

- этническое происхождение. Особенно для полиэтнических государств.
- конфессиональная принадлежность.
- имущественное положение.
- общественное положение. Какое сословие.
- профессиональная подготовка.
- семейное положение, связи благодаря браку.
- возраст, продолжительность службы.
- эффективность деятельности, карьера.
- результат службы, значение.
- возможно, деятельность в другой сфере, например, творческая.

Списки базируются на 3 элементах: занимаемая должность, имя, время исполнения должности. К ним могут добавляться другие – предыдущая и последующая карьера, биографические данные.

Наибольшую трудность представляет идентификация личности. В XV в. не было единообразия в употреблении собственных имен. Только к концу XV в. встречаются фамилии в более стабильном их употреблении.

Разные варианты: только имя и звание (магистр Иоганн), по имени отца (Иоганн сын Якоба), с собственным саном (Иоганн стольник), с упоминанием сана отца или деда (Иоганн сын конюшего), с прозвищем (Иоганн, прозванный Хромым), по имени родового гнезда (Иоганн из Герберштейна), с указанием «малой родины» (Иоганн из Словении). Имен, образованных от места жительства, у одного человека могло быть несколько по мере приобретения владений. Изменения на жизненном пути также умножали возможности.

Если речь идет о списках служащих целых институтов или депутатов государственных собраний – вообще ахтунг. В них перечисляются как известные, так и никому не известные имена. Одно и то же лицо может фигурировать под разными именами в разные годы. Тут дело и в транскрипции, и не только. Иногда речь идет о разных лицах, которые носят одну и ту же фамилию, или даже имя. Иногда речь идет только об изменении в пользовании именем. Причина: практика наречения одного человека несколькими именами, которыми человек пользуется одновременно. Архонтология должна представить по возможности наиболее точные списки должностных лиц и идентифицировать их.

Нужно уметь отделить друг от друга людей с одинаковыми именами, связать данные, относящиеся к одному и тому же лицу. Точно идентифицирована личность только тогда, когда ее можно вписать в семейную генеалогию.

Проблема транскрипции имен. Лучше всего придерживаться оригинала. Но с этим тоже проблемы. Имя Эстерхази пишется по-разному. В XVII в. – аж в 4 вариантов.

При составлении списков должностных лиц по возможности обозначается ранг и титул должностного лица. Это тоже не так просто, как может показаться на первый взгляд. Бароны могут быть по должности и по наследству. Первые входили в состав высшей знати, вторые – нет. Графы в Венгрии появляются довольно поздно. Поэтому надо иметь ввиду то, как обозначались разные титулы.

На многие должности допускались лица дворянского незнатного происхождения. Кроме того, из nobiles можно было стать бароном.

Помимо титулов важно обозначать ученые звания и степени. Magister – не всегда значит, что имеет высшее образование и ученую степень. В Венгрии только с XVI в.

Проблема датировки. Установление даты занятия должности данным лицом – задача архонтологии. Но это не самостоятельная задача. Скорее задача хронологии, которая прибегает к помощи дипломатики. При датировке по грамотам также серьезные затруднения. Во-первых, чисто технические. В канцеляриях часто использовали римский счет по календам, но они часто затруднялись со счетом и ошибались. Очень важна точность даты. Ограничиваться указанием года не достаточно, желательно давать ссылки на месяц и день ухода или прихода в должность.


 

26.10

Институты власти и их носители

Это очень важно в тех случаях, когда речь идет о властных структурах в сложных государсвтенных объединениях, которые объединялись на основе сложных… Этот этап работы выводит историков в другую дисциплину – историю… Механизм и инструменты властвования в СВ? Способы коммуникации между властью и обществом? Как они были возможны, как…

02.11

Рукописи

Рукопись из Bibliothèque nationale de France. Проповедь Якова из Ветри (Jacques de Vitry), кардинал, автор сочинений восточной и… Versia reportata. Нечто вроде summary того, что записано по памяти (как в… Значок «молнии» - чаще всего нечто с «er» или «re». Vid*is = videris.

16.11

Историческая метрология

В следующий раз – нечто вроде зачета (?!). Посмотреть учебник «Вспомогательные исторические дисциплины». Метрологией занимаются физики, химики, математики и т.д. Точная наука, которая… Историческая метрология предполагает изучение старинных единиц измерения, которые теперь не используются. У нас –…

Историческая вексиллология

От лат. vexillum – знамя. Недавно была дисциплина скорее музейного свойства. В музеях хранятся знамена,… Более ранние знамена, чаще всего, в виде рассказов, описаний или зарисовок. Начинается работа по критике исторических…

23.11

Бандон – знамя, то, что прикрепляется к древку. Распространяется из Византии и на Русь (продолжение византийской «банда»).

На западе знамена – объекты, не связанные с организацией. Все делают, как хотят. По большей части знамена получаются красными. Почему? Первое объяснение: красный заметнее издалека. Второе: связь с чем-то императорским, с той же пурпурной краской. Третье: «лучшее знамя истинного германца (особенно древнего) – плат, который вымочен в крови поверженного врага».

Генфаноны вырастают на западе из византийских знамен.

Кроме него известны и простые треугольные знамена. Первое известное их изображение появляется в миниатюре Аахенского Евангелия (изготовлено в монастыре на о. Рахенау, изображает Оттона III в нимбе (мандорле) на троне, поддерживаемым божеством Теллос – Землей, на груди его свиток, поддерживаемый знаками евангелиста). Под императорам – священнослужители с палеями на шеях (так что, вероятно, римские архиепископы) и два человека рядом с ними (вероятно, герцоги). Прямо у императора изображены два светских лица с венцами на головах, наверху у них в руках стяги (не генфаноны, а треугольные, как раз) красного цвета. Вопрос – кто они, рангом выше епископов и герцогов, почти у самого императора? Возможно, это короли или квази-короли. Есть версия, что это король польский Болеслав (правда, там какая-то темная история с коронацией) и венгерский. Из этого – концепция федеративной империи, включающей разные королевства.

Время гербов начинается в XII в. До этого – догеральдические знамена. Важнее древко, чем ткань. В древке могут быть заключены реликвии. Древо может нести наконечник. Самый известный наконечник копья (того, которым проткнули Иисуса) содержит гвоздь из распятия.

У Григория Турского история о том, как целые королевства передаются, передавая копье (фактически – инвеститура). Кенинг «Муха победы», стяг конунга Свербера. Зашифровано изображение ворона на знамени.

Не всегда там, где стяг, там и конунг. Хотя, вообще-то, это было нечто вроде правила.

Карты являются источником информации о знаменах. Например, на карте Венеции изображено знамя Венеции. На знамени часто появляется святой покровитель. Даже главное знамя тевтонского ордена Девы Марии.

Знамя покровителя г. Льежа – св. Ламбер. Красные знамена в песне о Нибелунгах (XIII в.). Самое известное красное знамя – арифламма («златопламень», генфанон из дорогой ткани огненного цвета с 2-5 косицами, прикрепленный к позолоченному древку). Исследование выполнил Шарль Дюканж. Настаивал на том, что классический вариант – полотнище, которое подвешивается снизу на горизонтальной штанге (хоругфь).

Изредка края арифламмы украшались бахромой или кистями белого или зеленого цвета. Даже в Песне о Роланде арифламме придается важное значение. Там связь арифламмы со святым Петром. Само знамя появляется благодаря аббату Суверию, который устраивает сцену торжественно вручения знамени св. Дионисия в 1124 г. королю Людовику VI.

Страж арифламмы – особая почетная должность. Происхождение знамени определил Дюканж в 1768 г. Знамя св. Дионисия изначально – стандартное знамя фогтов, светских покровителей монахов аббатства Сен-Дени, графов Вексан. 1677 г. король присоединил графство Вексан к своему домену, и приобрел как фогство, так и право на аббатство. Только после этого знамя могло получить какой-то сакральный смысл.

Исследование французов. Изначальная арифламма – не столько знамя, сколько его древко. Священное копье.

Постепенно в Сен-Дени сложился обряд возложения арифламмы. Стяг освящался, так как довольно долго касался надгробия святых. Знамя арифламмы довольно жесткое. Считалось, что хорошо, если ткань запачкана кровью. Арифламма менялась в том смысле, что ткань как материя не играет здесь принципиальную роль. Иногда она пропадала.

После Столетней войны дофин Франции перестал носить арифламму и заменил ее на знамя св. Михаила, так как Сен-Дени был за англичан.

Непонятно, откуда берется посвящение. Некоторые знамена обладали особой силой, в зависимости от того, какой «заряд» они впитывает. Знамя святого Петра может конституировать Крестовый поход. Поход Фридриха II, отлученного Римской церковью и не благословенного папским престолом, не может считаться Крестовым походом.

Получение знамени означает вступление в вассальную зависимость. Это примерно то же самое, что передача копья. Примеры инвеституры при помощи знамени.

Пример передачи Австрии. Возглавляющий Баварию герцог Бабенберг вернул императору 7 знамен, которые соответствовали владениям в Баварском герцогстве. После этого Фридрих Барбаросса отделил 2 знамени, то, что осталось, он отдал герцогу, а то, что отделил, вручил еще одному князю. Это, фактически, и есть появление Австрии. 8 сентября 1156 г.

Во время Крестовых походов вассалы выходили под цветами своих сеньоров. Многие из крестоносцев закрепили впоследствии эти цвета в своем роду.

Пиза в 60-е гг. XII в. дважды получала от Барбароссы знамя в качестве покровительства (однотонное красное). Именно благодаря гербу и знамени Пизы мы и знаем про знамя Фридриха.

В раннее СВ на рынках иногда ставили кресты, позже там стали поднимать королевские знамена. Флаг имел и сигнальную функцию: торговля разрешена, когда флаг поднят на мачте.

Двухцветный флаг на мачте корабля, например, означает, что он находится под покровительством сразу двух государей. Это же потом закрепляется и в гербах.

Г. Кремона в 1195 г. от Генриха VI получил красное знамя с белым крестом. До самого НВ герцоги Савойские ходили под гербами, изображающими белый крест на красном щите. Крест – первая фигура, которая закрепляется на знаменах, а отчасти и на флагах, в западной Европе. Постепенно появляется целый набор этих крестов.

Первые упоминания баннеров – XII в. К XIV в. распространение. Обладатели баннеров – банереты.

Следующий уровень – бакалавры. Носят треугольные знамена. Часто обозначаются словом пеннон. Стоят ниже банеретов.

Вопрос – чем должны отличаться банереты от бакалавров? Настоящий банерет должен приводить на войну не менее 100 человек. Земля для содержания 6 бакалавров и 4 боевых коней. В общем, полный ахтунг, куча разных сведений и ничего не понятно.

Процедура обрезания треугольного конца у знамени бакалавра. Получался прямоугольный баннер.

Усложнение характера войска приводит к усложнению характера знамени. Появляется штандарт. Он устанавливается на сборном пункте. По всей видимости, он происходит из Англии.

Затем постепенно появляются незнатные воины, которые сражаются на полководческих должностях. На штандартах большой простор для фантазии художников. Они могли быть большими, до 3.5 метров в длину. Для пехотинцев особое сборное знамя – гвидон, большое треугольное знамя, намного больше пеннона.

– Конец работы –

Используемые теги: историческая, Хронология0.049

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческая хронология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об… Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность… Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова О научном краеведении , Г.Н. Манюшина Историческое краеведение , Д.В.…

Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу
Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и… Психологическая наука утверждает, что забывание изучаемых фактов и явлений… Поэтому важно создать уже в процессе изучения нового материала такие условия, которые бы содействовали упрочению…

Лекция 1. Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории
Основные понятия... Историческое знание исторический источник палеография текстология...

Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы
Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.Стремление описывать историю России, как это… Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера,… Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А.…

Петропаловская крепость: исторический миф и градостроительная реальность
Они по-разному оценивают роль крепости в городской структуре.Это явное противоречие и несовпадение мнений наводит на размышления о его причинах. В… Автор констатирует оборонительное назначение крепости, но тактично не… Сверх того же сие показует на себе угодие, что на вся окрестные места смотрит, на струи и острова, и ака бы пляцовую…

Просветительская функция журналистики в исторической ретроспективе
Без опоры на нее создаются целые научные направления, которые выводят основные свои положения из других теорий, отчасти опираясь на обобщение… Поэтому же у Ленина нет каких-либо заявленных впечатлений об ее основной… Развитие журналистики показывает наличие еще одной ее исторически исконной функции, наряду с информационной,…

Историческое развитие Татарстана
Тогда господствовал холодный и сухой климат. Растительность была скудной, наиболее распространенными животными были олени, лоси, медведи, носороги и… Они жили в пещерах и шалашах, вели кочевой образ жизни, передвигаясь с места… Люди жили в искусственно сооруженных домах, вели оседлый образ жизни. Люди ушли далеко вперед в своем развитии. В это…

Особенности исторических фактов развития Древней Руси
Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь… Однако современные исследования, и, в частности, труды Н.Л. Пушкаревой… Проанализируйте содержание статей и покажите их связь с изменениями в социальной жизни Древней Руси «Русская правда»…

Культурно исторические образы в поэзии Мандельштама (сб. "Камень")
О.Мандельштам - поэт, отразивший в своем наследии подлинные искания XX века. В его лирике модернистская тенденция сочетается с классичностью стиля,… Несмотря на обилие работ о творчестве Мандельштама, появившихся в течение… Среди них исследования Н.Струве «Осип Мандельштам», Л.Г.Кихней «Осип Мандельштам: Бытие слова», монография…

Исторический портрет
И так исторический портрет историческая личность воплощение истории России. Каждый из тех, о ком пойдёт речь дальше - это вместилище душевной и… Различные историки по-разному оценивают их деятельность.Одни, восхищаясь,… И дать свою оценку той исторической личности, которая мне особенно близка по своим поступкам, личным качествам и…

0.035
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Понимание исторического текста Б.Г. Могильницкий считает, что «эффективность исторических исследований всецело зависит от его способности максимально расширить круг привлекаемых… Понимание - уже признанный, но еще мало изученный в отечествен¬ной философской… В отечественной философии и методологии истории отсутствуют исследования, посвященные анализу понимания исторического…
  • Отчёт о посещении Государственного Исторического Музея На том месте, где выстроен Исторический музей, прежде находи¬лось здание, где располагался в первые годы по¬сле его основания Московский… Парадным входом на площадь, как и прежде, стали Воскресенские ворота с глубоко… Именно Московская Городская Дума отдала свой собственный участок - несомненно, лучший в городе – под возведение музея,…
  • Историческое развитие философско-логических концепций языка права На Востоке же под предлогом борьбы с язычеством в 529 году были закрыты все философские школы, а их место заняли монастыри и узко-ориентированные на… Лучшие интеллектуальные силы были переориентированы на исполнение этой новой… Образом для подражания в Х веке стало основанное в 910 г. аббатство Клюни, где кроме Св. Писания и творений Отцов…
  • Исторические условия становления русской культуры Это период формирования новой установки человека по отношению к окружающему миру, в результате чего возникла философия (любовь к мудрости). … На достижении этого знания и были направлены усилия философов и ученых. Если… Таким образом, философия, согласно этой традиции - это наука, имеющая свой предмет исследования и пользующаяся…
  • Марксистская диалектика и исторический материализм Надо прямо сказать, что не только столетия назад, но и в настоящее время единого мнения о истории становления и развития человечества не… Свой вклад в развитие такого подхода внесли многие выдающиеся мыслители, но я… И на сегодняшний день, несмотря на утрату былой популярности, она продолжает впечатлять глубиной и точностью…