Профилактика против упырей

К превентивным мерам относится "отчитывание", то есть чтение вслух Святого Писания возле гроба умершего в течение трех ночей после смерти (то, чем занимался Хома Брут). Чтобы покойник не стал вампиром, ему под язык клали клочок пергамента с написанным на нем отрывком текста Евангелия от Луки. На территории Европы считалось, что нежить не может приблизиться к церкви на то расстояние, н котором слышен колокольный звон, а сам звон наносит ему вред или обращает в бегство.

Масса мер предосторожности предпринималась при собственно похоронах - ведь малейшая ошибка могла вызвать гнев покойника, не говоря уже о черной кошке, перепрыгнувшей через гроб. Если из гроба раздавался какой-либо непонятный шум или над ним внезапно пролетала птица, или даже вдруг открывалось веко покойного, то тело начинали обрабатывать "впрок". Часто в качестве противоядия в гроб клали веточку боярышника, а если ее не было под рукой, то зубок чеснока Викинги забивали землей ноздри и рты покойникам, "чтобы не чавкали". Так же было заведено втыкать ножи в землю, под которой ''покоились'' предполагаемые вампиры, окуривать могилы серой и дымом от лимонного дерева.

Другой вариант - уродование покойника. Венгры и румыны хоронили покойников с серпами у шеи: если труп захочет подняться из могилы, он сам срежет себе голову. Некоторые наиболее рьяные добавляли еще и серп у сердца- специально для тех личностей, которые при жизни не были женаты и поэтому подвергались большему риску превратиться в стригоев. Болгары и сербы помещали возле пупка ветки боярышника и обривали все тело, за исключением головы. Кроме того, разрезали подошвы ног и клали ноготь позади головы. Хорваты дробили ступни и колени. Финны связывали руки и ноги трупов или же втыкали в могилы колья, чтобы пришпорить тело к земле. Кроме того, можно было разрезать пятки покойного и сунуть под кожу иглу или иной острый предмет, чтобы ему было сложно ходить по земле. В ранних славянских захоронениях ступни вообще могли отрубить и захоронить в другом месте.

Распространенным считался способ опять же занять вампира, не дать ему возможности покинуть могилу или дойти до дома своих жертв. В гроб клали немного земли от порога дома, чтобы вампир поверил, будто он не двигался с места. Так же клали в гроб просо в надежде, что вампир станет пересчитывать зернышки, или цепи, чтобы он год за годом расцеплял звенья. Семена, зерна горчицы или маковое семя, разбрасывали по дороге от кладбища до дома или на полу спальни - при виде таковых упырь мгновенно принимается их считать и настолько увлекается, что забывает обо всем вплоть до рассвета. На Дальнем Востоке для той же цели применялись рисовые зерна.

Почти каждый упырь имеет определенные табу. Живые мертвецы часто не способны перейти через текучую воду, не могут приехать на новое место жительства без предварительного их туда приглашения. А вампир суринамских негров не может пересечь лежащую вдоль порога метлу...

Достаточно часто говорят о серебре или серебряных пулях, но на классического западнославянского упыря действовало не серебро (традиционно работающее по оборотням), а железо. Оттого использовались его различные формы - от подковы или просто железного ножа или колокольчика до металлических ножниц под колыбелькой ребенка или ожерелья с железным гвоздем, носимого на шее.

Часто упырь отгонялся каким-то растением. Наиболее распространен был чеснок - как зубчики, так и ожерелья из цветков. В Восточной Европе вывешивали на окнах и дверях ветви крушины и боярышника - последний считался кустарником, которым был украшен венец Иисуса(идея пришла от цыган), - вампир напорется на его колючки и не пойдет дальше. В русских поверьях упырь боится лутошки (свежесрезанная липовая палка, очищенная от коры), ладана, травы "чертогона". От румынских стригоев помогала зелень - любисток, шиповник, крапива. Большой популярностью пользовались распятия из веток боярышника, терна или можжевельника, которые как бы комбинировали два типа воздействия.

Многие думали, что противоядием против вампиров может послужить их собственная кровь. Отсюда - заговоренное тесто, где муку смешивали с кровью, вытекавшей из тела вампира. В Польше и Пруссии предпочитали смочить платок в крови из трупа и поить ею всех родственников - или в чистом виде, или подмешивая понемногу в питье. В других местах ели землю с могилы упыря или смазывали грудь его кровью.

Естественно, почти везде упыри боялись огня и сгорали в пламени.