Основные способности и уязвимости вампиров

Суммируем теперь набор вампирских способностей. Нам уже понятно, что вампир совершенно необязательно имеет характерные зубы, питается кровью и сгорает на свету. Основной набор способностей, единых для любого типа вампира, скорее всего включает в себя собственно вампиризм как способ существования, и сложноубиваемость, вызванную нечеловеческой природой. Остальные способности является вторичными. Можно рассматривать множество вариантов вызывания на помощь волков, крыс и летучих мышей (а также превращения в оных), хождения по потолку, контроля нежити или даже очаровывающего взгляда, то этот набор признаков вполне может меняться (вернее, зависеть от каждого конкретного случая). Даже творение вампиров второго порядка тоже НЕ являются обязательными признаками всех вампиров.

В зависимости от типа вампира, непосредственный способ его подпитки может сильно варьироваться - как-то, что и в какой форме он пьет, так и то, как именно он это делает (касание, укус, взгляд и т. п.). Можно, однако выделить следующие варианты:

Кровь как средоточие жизненной силы - не случайно (в отличие от упыря) вампир никогда не бывает падальщиком, а у некоторых авторов, в первую очередь у Райс, "мертвая кровь" вообще для него смертельна.

Кровь как жидкость с данным химическим составом - не случайно большинство физиологических версий объясняют вампиризм необходимостью в гемоглобине. Расширенный вариант присутствует у ряда вампирообразных, высасывающих из организма жидкость вообще.

Жизненная сила, не связанная с кровью непосредственно - это присутствует у китайских привидений и в АДД-шном energy drain-e, а также у варков Олди. Иногда это лишение жизненной силы сопрягается с лишением молодости и потенции (во всех смыслах этого слова).

Наконец (это встречается в ряде физиологических версий, в том числе у Сапковского), кровь не является чем-то жизненно важным для вампирского метаболизма, но дает опьянение и эйфорию. Скорее это наркотик или аналог хорошего вина, а привязанность к крови сродни алкоголизму. (Впрочем, это объяснение было дано как бы задним числом, ибо Регис появляется куда позже чем более классические малолетние упырицы, орущие бруксы и т. п.).

Прочие варианты включают в себя тепло человеческого тела (жертва умирает от переохлаждения организма, а в сочетании с мистической версией может вообще превратиться в кусок льда), волю жертвы или ее эмоциональные переживания (психические вампиры всех типов), либо то страдание, которое она испытывает во время питания вампира (в том числе "Кровь на снегу").

Важным вопросом является и то, сколько крови нужно вампиру. Создатели раннего образа как-то не принимали во внимание, что в человеке содержится несколько литров крови, выпить которые зараз достаточно сложно. Поэтому идея пить по частям представляется более логичной, хотя укушенный может умереть от кровопотери и после того, как вампир ушел - способностью останавливать кровь или заживлять ран обладают далеко не все виды вампиров.

Основным способом контакта является укус, обычно в шею - просто потому, что там проходят кровеносные сосуды, к которым проще всего добраться. Хотя иногда кровопитие может быть опосредовано - от сливания крови в бокал до употребления пакетов со станции переливания крови.

Иными вариантами, употребляемые в том случае, если пьют не кровь или не столько кровь, является поцелуй (от варков до Вардалека), в котором тоже хорошо виден мотив высасывания, "истощающий" секс или относительно долгий взгляд глаза в глаза (чаще у психических вампиров). Там, где вампиризм накладывается на теорию жизненной энергией, техника может свестись к особому типу касания, хотя это обычно не тычок пальцем, а захват или удар ладонью в корпус - по аналогиии с действительным атаками такого типа во внутренних стилях БИ.

Сложноубиваемость объясняется обычно тем, что независимо от метафизической концепции вампира, его физическое тело - биологический организм, больше не функционирующий с нормальной точки зрения. Как правило, состояние тела может быть описано как статическое. Внешний облик вампира потому обычно застревает на этапе Становления - отсюда столько историй о детях-вампирах, которые никогда не смогут повзрослеть. Вампир клинически мертв и потому вампир иммунен к эффектам биологических воздействий типа болезни, яда, или наркотиков.

Обычно тело вампира подвержено старению и разложению, хотя множество рассказов описывает упырей, чьи волосы и ногти продолжали расти и после смерти (правда, это все же упыри, а не вампиры). В некоторых случаях вампир подвержен физическому старению в случае если он долго не питался или был отрезан от родной семьи - это хорошо видно по Дракуле, который предстает перед Харкером стариком, но молодо выглядит в Лондоне. У Ньюмана скорость разложения может зависеть от линии крови и его ускорение является своего рода "вампирской болезнью".

Как правило, обычное оружие не действует на вампира в той мере, в какой оно действует на обыкновенного человека. Это может проявляться как в повышенной регенерации, так и в прямом иммунитете к каким-то типам оружия, которые отскакивают от его тела или проходят сквозь, не нанося вреда. Даже в самых простых физиологических версиях вампир убивается только разрушением жизненно важных органов (сердце или голова) или уничтожением всего тела посредством огнемета или засовывания в задницу динамитного заряда.