Древность

Собственно, идея о том, что обиженный покойник может вернуться и наказать, очень стара - большинство похоронных обрядов было нацелено на то, чтобы мертвец не вернулся. Вспомним, что еще неандертальцы калечили ноги трупа чтобы он не мог встать. Даже традиция размещения краеугольного камня имеет более прикладное значение чем просто установка памятника - тяжелый камень был предназначен, чтобы покойник не смог прокопаться Не говоря уже о кремации или похоронах на перекрестке дорог - чтобы мертвец не знал, в какую сторону ему идти.

Ассирийские Екимму, которых считают первыми вампирами, являются все же неупокоенными мертвецами, цель появления которого состояла в том, чтобы найти жертву и заставлять его чувствовать мучение, которое испытывал рассерженный дух.

Более интересна древнегреческая ламия или эмпуза, впервые упомянутая Филостратом в "Житии Аполлония Тианского" (200 - 245) как существо, напавшее на одного из учеников философа. В греческой мифологии Ламия была королевой Ливии, прекрасной женщиной, у которой были дети от Зевса. Но когда Гера, жена Зевса, узнала об этом, то превратила ее в монстра и убила ее потомство. Кроме того, она наложила на нее проклятье, из-за которого Ламия не могла сомкнуть глаз, в которых всегда стояли убитые дети. Когда Зевс узнал об этом, он мог только наделить ее способностью вынимать глаза из орбит и отдыхать ничего не видя. Однако зависть к счастливым матерям превратила Ламию в монстра, похищающего детей. Перед тем, как высосать кровь, она разрывала их похожими на когти ногтями. Со временем этим именем стали называть колдуний, воровавших детей, а также демониц, которые, обернувшись красавицами, соблазняли случайных мужчин. И только после того, как те выплескивали страсть, Ламии высасывали из них кровь, а затем и жизнь. Позднее ламия превратилась в звероподобного монстра (змею с человеческой головой и грудями), и в популярных РПГ часто фигурирует уже в этом качестве.

Римская Империя имела развитую традицию успокоения неупокоенных духов (пресловутая Лемурия) и наиболее близкое к вампиру существо было стрикс, - смертные ведьмы, использовавшие кровопитие как деталь магической практики. Однако именно от этого слова произошли позднейшие термины стригои и стирги, которые затем использовались для обозначения целого ряда вампироподобных существ (вспоминаем АДД-шных "гигантских комаров").