Прочие вампирские способности могут быть разбиты на несколько блоков.

Физическая мощь. Как правило, вампир сильнее и быстрее обычного человека. Иногда сюда же относится повышенная даже по сравнению со средневампирской стойкость ко внешнему воздействию

Ментализм. В первую очередь это его способность очаровывать взглядом (вплоть до вызывания безумной любви) или простое подчинение своей воле - сверхъестественное приложение к образу соблазнителя или способ временно лишить жертву способности к сопротивлению ("визг зрачков" у Олди). Иные способности этого блока - умение усыплять, читать мысли или ауры (то, что умел Лестат) или сеять ужас. Как правило, их можно разделить на сканирование, воздействие на эмоции и воздействие на сознание/волю. Иногда сюда же относят телекинез.

Анимализм как набор способностей, позволяющих или превращаться в животных (полностью или заимствуя какие-то их признаки типа когтей), или контролировать их, получая от них информацию и направляя их действия. Животные, в свою очередь, делятся на три подгруппы - или связанные с законами жанра (волк, летучая мышь), или относящиеся к фауне большого города (кошка, крыса), или паразиты вплоть до блох.

Способности к внезапному появлению и исчезновению - сюда относятся как полет или хождение по потолку, отделившееся от образа летучей мыши, так и способность принимать нематериальную форму (туман, сгусток энергии и т. п.), просачиваясь в нужное место либо внезапно испаряясь в критической ситуации. Производным от последнего является невидимость, будь то иллюзии или способность "отвести глаза". Заметим, что этот блок достаточно стар, но получил сильное развитие в новейшее время, когда концепция ужаса стала строиться на том, что монстр появляется из ниоткуда и исчезает в никуда, чтобы снова внезапно ударить

Магия - в отличие от ментализма и отчасти анимализма, этот блок способностей соотносится обычно только с мистическими версиями происхождения вампира. Природа колдовства зависит от мира концепции автора и може быть как внутренней способностью, так и внешним знанием. В версиях, близких к фольклору всего это классический набор колдуна, куда входит управление погодой, заговоры и наведение порчи (а также ментализм как привороты и анимализм как оборотничество) Модификация образа и соединение его с системами магии большинства РПГ приписывают им еще несколько сфер, связанных с различными аспектами образа вампира. Чаще всего это или управление силами, связанными со смертью, мертвыми, болезнью и разложением (некромантия по АДД), или управление "силами ночи" - это понятие достаточно широко, но включает в себя способности к манипуляции тенью или темнотой. Реже это магия элементалистского типа.

То же самое касается уязвимостей вампира против определенных средств, способных его убить или отогнать. Нет ни одного средства, которое обеспечивало гарантированное поражение всех типов вампира - даже солнечный свет и серебро действуют отнюдь не на всех. Разве что "полная процедура" - протыкание сердца колом, обезглавливание, сжигание тела и развеивание по ветру, сопровождаемое очистительными обрядами.

Кроме того, варьируется и степень смертельности того или иного средства. Тот же солнечный свет может как сжигать на месте, так и оставлять ожоги по аналогии с излишним загаром, ослаблять способности (часто на свету вампир - обычный человек, который может быть убит и не серебряной пулей) или вызывать аллергическую или психосоматическую реакцию. Тот же чеснок описывается то как средство отгона, то как смертельный яд, вытяжка из которого страшнее иприта.

Свет - Страх света связан с тем, что днем ночной хищник спит или отдыхает, а также тем, что огонь всегда был помощником человека. То, что вампиры красиво горят на свету - очень современное дополнение к легенде и дань кинематографу.

Металл - в основном речь идет о серебре, но напомним, что классический славянский упырь боялся не его, а железа. Образ серебра может быть с одной стороны связан с его обеззараживающими свойствами, а с другой, с его репутацией благородного металла и тем, что из всех металлов этой группы он чаще оказывается под рукой и более вредоносен.

Чеснок - слишком часто и распространен, чтобы не отделить его от прочих средств. О его роли как антисептика мы не раз упоминали.

Дерево - я усматриваю в этом символику дерева как образа Жизни, побеждающую заключенную в вампире Смерть. У разных авторов это может быть как любое дерево, так и конкретный его типа: Стокер упоминает шиповник и рябину, Олшеври - омелу, фольклорные сказания напирают на осину или боярышник.

Религиозные символы - сюда входят как устрашающий вампира крест, так и освященное оружие, способное нанести вампиру вред не столько остротой, сколько наложенным на него благословением.

Народные средства - сюда входят как экзотические средства типа украденного носка, так и обряды типа запрета на вход или необходимости считать зерна

Сравнительная картина уязвимостей видна по таблице внизу.

  Солнечный свет Чеснок Серебро Дерево
Фольклорный упырь Нет Да Не всегда Да, но разное
Дракула Брэма Стокера Ослабляет Отгоняет Да Нет
Вампир "из комиксов" Чаще - да Да Да Да
Вампир Энн Райс и из "Маскарада" Убивает Нет Нет Нет
Вампир ДДАДД Убивает Да Да Да, но разное
Вампир ВарХаммера Нет Нет Да Нет
Варки Г. Л. Олди Не на всех Нет Да Особое
Вампир от Хэмбли Убивает Да Да Нет
Физ. версия Может жечь Яд Яд Нет

 

  Святые Народные свет символы
Фольклорный упырь Да Да
Дракула Брэма Стокера Да Да
Вампир "из комиксов" Вариабельно Нет
Вампир Энн Райс и из "Маскарада" Нет Нет
Вампир ДДАДД Да Да
Вампир ВарХаммера Нет Нет
Варки Г. Л. Олди Руны Отчасти
Вампир от Хэмбли Нет Нет
Физ. версия Нет Нет

Теперь рассмотрим все известные нам варианты того, как вампир творит себе подобных в процессе укуса.

Оживление после смерти. Самая ранняя версия, сохранившаяся в АДД заключается в том, что любой убитый вампиром через некоторое время встает как вампир второго порядка, часто подконтрольный тому кто его покусал. Время от смерти до воскрешения может быть разным - от нескольких минут до нескольких дней. Эта версия хороша для кинематичных систем, не обращающих внимания на логику и реалистичность, ибо в системах, возникших позже, она была отринута именно по соображениям логики - при таком способе размножения вампиры размножаются в геометрической прогрессии и могут быстро вытеснить людей.

Потому первым дополнением было сделать так, чтобы в вампира превращался не каждый убитый вампиром, а именно высосанный, умерший из-за кровопотери, а не от того, что ему разорвало горло когтями. Иногда этот тип требует определенного количества потерянной крови жертвы или числа "подходов".

Инифицирование/трансформация. Вампиризм воспринимается как болезнь, которая может быть распространена подобно любой инфекции. В этом случае, по аналогии с бешенством, для того чтобы стать вампиром, надо пережить атаку или добровольно ввести в себя мутирующий элемент. В этом случае имеется инкубационный период, когда жертва еще человек, - это присутствует как в ранних текстах (Мина у Стокера), так и у Карпентера, где уже инифицированный помощник главного героя тем не менее его прикрыл. Степень контроля вампира над таким человеком может быть различна - обычно если хозяин убит, а превращение не завершено, человек возвращается в исходное состояние.

Половой путь - У Стэйблфорда ДНК вампира передается со спермой - почти как СПИД. В "Ревенанте" вампиром можно было стать не только в результате укуса, но и если переспать с вампиршей. С натяжкой сюда же можно отнести и жертвы китайских привидений.

Акт воли. Иногда, все, что требуется - преднамеренное намерение вампира сделать из Этой жертвы себе подобного. Это может легко быть объединено с любым из других методов, или просто представлять сознательное усилие. Процесс тоже может быть достаточно сложен и мучителен - Хэмбли, у которой вампиры творят друг лруга так, сравнивает создание потомка с родовыми муками.

Кровь вампира. Начатая Стокером, продолженная Райс и увековеченная Маскарадом, идея того, что для того, чтобы стать вампиром, надо попробовать его крови, хотя бы каплю, случайно попавшую в рот. Хотя этот принцип допускает случайность, вероятность этого очень мала. С другой стороны, это требует определенных действий и со стороны жертвы, делая ее своего рода соучастницей.