Средневековье

При анализе образа вампира в средние века надо помнить, что христианская парадигма попросту исключает саму возможность существования вампира или оживления мертвеца вообще. После смерти человеческая душа немедленно отправляется на суд божий, а затем в Рай или Ад, тело же является прахом, и судьба его особенно никого не волнует. Оживление встречается только в варианте воскрешения как возвращения души в тело. Единственный аналог вампира в христианском мифе - суккуб, и то весьма условный.

В результате такого давления религиозной парадигмы фольклорные упыри ушли в низшую мифологию и были распространены преимущественно там, где позиции церкви были слабы и она более активно взаимодействовала с фольклорными поверьями. Потому большинство известных нам легенд о живых мертвецах происходят не из западной или центральной Европы, где католическая религия была прочна, а из восточной Европы или балканского региона, где православие (по сравнении с католицизмом) гораздо более толерантно относилось к местной традиции.

В 1213 в энциклике папы Иннокентия Третьего церковь официально признала существование живых мертвецов наряду с суккубами, падшими ангелами и иными слугами сатаны, но не уточнила статус, - вампиры были упомянуты "в связи с" и всерьез вера в вампиров начала оказывать влияние на умы только в Эпоху Возрождения, кстати одновременно с охотой на ведьм.

С другой стороны, тема крови занимает в христианской мистике определенное значение - слова Иисуса "сие есть тело мое и кровь моя" придали образу крови дополнительное мистическое осмысление и породили интересное поверье: православный, отрекшийся от своей веры (чаще всего принявший католичество), непременно становится вампиром. Вполне вероятно, возникновение этого верования обусловлено механизмом своеобразной "компенсации": переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие - привилегия клира.

Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать "ущерб", а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ "компенсации" выбирается по дьявольской подсказке - вместо крови Христовой отступник пьет кровь человеческую. Вампира считали не разносчиком вампирической "эпидемии" (который, в свою очередь, был ранее заражен другим вампиром), но колдуном, заключившим союз с дьяволом ради благ мирских и использовавшему кровь для совершения магических обрядов. Это представление наложило отпечаток на образ достаточно большого числа фольклорных упырей.

Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень- вероотступник из повести Н. В. Гоголя "Страшная месть".