Обзор литературы.

Существует множество исследователей, которые посвятили вестготскому королевству множество трудов[13]. Среди них можно отобрать несколько, которые больше посвящены вестготским королям.

Первыми исследователями, достигшими наибольших успехов в изучении данной темы, являются иностранные историки.

Работа Э. А. Томпсона «Римляне и варвары. Падение Западной империи»[14] отличается профессиональностью анализа письменных свидетельств. Автор работы исследует политику римских императоров по отношению к варварским племенам. Можно предположить, что Томпсон в своем труде находится на стороне римлян. Это можно предположить из цитаты про вестготов: «Они были первым из крупных варварских народов, чья знать стремилась не просто грабить и поджигать римские виллы, а хотела гораздо большего: жить в этих виллах в качестве землевладельцев так, как жили римляне»[15]. Еще одна фраза на счет личности ветготского короля Алариха, которая подтверждает мое мнение на счет приверженности Томпсона к возвышению римской политики: «Однако вряд ли можно назвать Алариха «выдающейся личностью», и вот почему. Политика Алариха состояла в постоянном лавировании между двумя противоположными тенденциями того общества, в котором он вырос»[16]. Автор работы больше разъясняет политику римских императоров, чем исследует политику вестготов[17]. Это видно из фразы Томпсона об ветготском конфликте в Константинополе: «В результате политики, проводимой Феодосием, часть везеготских вождей перешла на службу к римлянам»[18]. Автор видит в величии вестготских королей заслугу римлян[19].

Х. Вольфрам в своей книге «Готы. От истоков до середины VI века»[20] первым из исследователей затронул проблематику внутреннего развития готских племен[21]. Он объясняет происхождение названия «везиготы»[22]. В отличие от предыдущего автора Вольфрам не идеализирует политику римских императоров. Он больше рассматривает политику вестготских королей, причем каждого в отдельности[23], но так же и не забывает характеризовать политику римских правителей. Причем Вольфрам больше выделяет положительные стороны политики вестготских королей, что говорит о его «готоцентризме» по отношению к вестготам[24].

Еще одним исследователем коснувшимся данной темы является Д. Клауде, написавший книгу «История вестготов»[25]. Для создания этого труда он исследовал различные источники, касающиеся истории вестготов (например, Вестготскую правду). Для нашего исследования самым главным в его книге является то, что он основывается на Иордане. В доказательство этого привожу цитату из книги: «Иордан сообщает, что переселение произошло при короле Бериге; таким образом, неоспоримым кажется существование сакрального по своему происхождению института королевской власти»[26]. Клауде большую часть книги посвятил устройству внутреннего мира Вестготского королевства.

Существуют некоторые исследования в области данной темы в советской историографии.

Книга А. Р. Корсунского «Готская Испания»[27] раскрывает перед читателем политическую и социально- экономическую сторону Испании в V-VII веках. Свои исследования он основывает на юридических, литературных археологических, нумизматических, эпиграфических памятниках, миниатюрах вестготских рукописях, а также частных документах той эпохи. [28]. Корсунский привлекает к своему исследованию труды историков изучавших данную тему[29]. В основном его исследования направлены на изучение территории расселения вестготов, сельскому хозяйству, землевладению, социальным отношениям и интересующие нас политические вопросы почти не затрагиваются. О политике автор начинает говорить только в VII главе.

Еще один труд этого же автора по совместительству с профессором Лейпцигского университета Р. Гюнтером «Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.)»[30] содержит в себе подробную информацию о переходе от римской античности и варварского общества германских племен к средневековью[31]. Можно предположить что главной идеей данного труда было охарактеризовать этот переход как социальную революцию. Корсунский во II главе говорит о готах, как бы выделяя их из всех остальных племен: «Они имели королей, власть которых была значительна по сравнению с властью правителей других германских племен»[32]. Корсунский отмечает формирование института власти у вестготов во время их пребывания на Балканском полуострове[33]. Так же он говорит о цели вестготов во взаимоотношении с Империей как о получении от нее провинций для расселения, а не как уничтожение политического и социального строя Империи и захвата власти[34], которую выделяет Томпсон. Хочется отметить их беспристрастность исследования римского и вестготского общества, как положительную черту этого труда.

В. П. Буданова в своей книге «Готы в эпоху Великого переселения народов»[35] начинает свой труд с представления исследователей изучавших затронутую ей проблему. Свои исследования посвященные античной и раннесредневековой версии наименования готов автор основывает в основном на «Гетике» Иордана[36]. Буданова отмечает в «Гетике» «идею существования у готов на всем протяжении их истории, начиная с III в., устойчивых племенных объединений вокруг Балтов и Амалов»[37]. О расселении вестготов автор говорит: «Из тех скудных сообщений, которыми мы располагаем, также трудно заключить, что везеготы жили компактной массой в одном каком-либо районе. Вероятнее всего, они были рассеяны на значительном пространстве»[38]. Буданова в общих чертах описывает политическую направленность политики вестготских королей, основываясь на различных источниках. Стоит отметить, что немаловажную роль в ее исследованиях занимает анализ «Гетики».

Еще одним исследователем по данной теме является Ю. Б. Циркин, создавший книгу «Античные и раннесредневековые источники по истории Испании»[39] которая содержит в себе переводы произведений древних авторов, посвященных истории Испании. Так же, кроме упомянутого, книга имеет разделы, посвященные истории вестготов. Циркин в разделе посвященном вестготам делает вывод о представители власти вестготов: «Во всяком случае, ясно, что главой вестготов, по крайней мере после 347 г., был «судья», а не король»[40]. В разделе о завоевании вестготами Испании автор пишет о Еврихе: «Эйрих разорвал foedus и стал первым не только фактическим, но и официально независимым вестготским королем. Его политика носила ярко выраженный антиримский характер»[41].

Г. Е. Захаров в статье посвященной теме «Омийство и становление королевской власти у вестготов»[42] исследует установление сакральной королевской власти у вестготов[43]. Автор в своих исследованиях опирается на труды историков исследовавших данную тему и использует античные и раннесредневековые источники. Как пишет автор: «Окончательное сложение везеготской общности можно связать с избранием королем готского предводителя Алариха в 395 г.»[44]. По мнению Захарова, верховная королевская власть сочетала в себе функции военачальника, законодателя, судьи, представителя вестготов в международных контактах и главы Готской Церкви[45].

Рассмотрев данную литературу можно сказать, что проблематика изучаемой нами темы представляет собой спорные мнения авторов исследования. Множество из исследователей основывается на источниках, которые нами не изучаются и это немного затрудняет решение проблематики нашей темы. Одни исследователи ставили перед собой задачу показать взаимоотношения между Римской империей и Вестготским королевством, другие – исследовать внутреннюю политику Вестготского королевства и косвенно касаются взаимоотношений римских императоров и вестоготских королей.