рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника

Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника - раздел История, Глава 6. Пасха И Светлая Седмица ...

Глава 6. пасха и светлая седмица

 

История праздника

 

 

Идейное содержание пасхальных песнопений

На Пасху и в дни Светлой седмицы в богослужении используются два вида песнопений: воскресные рядового гласа и собственно пасхальные. Воскресные гласовые песнопения встречаются и в обычные воскресные дни, потому объектом нашего рассмотрения станут пасхальные песнопения – те плоды христианской гимнографии, которые употребляются только на Пасху и вне пасхального цикла не встречаются. На самом деле собственно пасхальных песнопений немного, перечислим их все (в список мы не включили стихи антифонов, прокимен и аллилуиарий, так как это – стихи псалмов, просто выбранные для пасхального богослужения, а не собственно христианские песнопения):

— Тропарь «Христос воскресе из мертвых…»;

— канон «Воскресения день…» с Богородичными;

— ипакои «Предварившыя утро…»

— кондак «Аще и во гроб…» и икос «Еже прежде солнца…»

— светилен «Плотию уснув…»

— стихиры Пасхи

— тропари пасхальных часов: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог…», «Яко Живоносец, яко рая краснейший…», «Вышняго освященное Божественное селение радуйся…».

В этом списке самыми объемными песнопениями являются канон и стихиры Пасхи, в них сосредоточена сердцевина литургического осмысления события Пасхи.

 

Богослужение в Неделю Пасхи

Прежде чем обратиться к рассмотрению пасхальных служб, нельзя не отметить следующий важный аспект. Любой священнослужитель и церковнослужитель должен знать последование пасхальной службы «на зубок», чтобы не допустить ненужных ошибок и не…

Общие особенности богослужений пасхальным чином

1) Все молитвословия поются; можно сказать, что церковнослужитель, именуемый чтецом, в пасхальном богослужении не участвует. Правда, есть… 2) Царские врата и диаконские боковые двери все время открыты (от начала… 3) Священник при совершении каждения во время пасхального начала и на каноне, а также при произнесении отпуста…

Крестный ход

По отпусте полунощницы те, кто несет фонарь, запрестольный Крест, хоругви, выстраиваются в центре храма. Когда наступит время начинать крестный ход,… Когда шествие вернется к дверям храма, на паперти в центре выстраиваются…  

Последование пасхальной утрени

Итак, на паперти по окончании крестного хода настоятель торжественно, изображая крест кадилом, произносит начальный возглас утрени: «Слава Святей и Единосущней…». Хор: «Аминь».

Канон.

Канон – самая торжественная и, по своему удельному весу, основная часть пасхальной утрени. По Уставу канон следует петь на 16: ирмосы по 4 раза, тропари на 12, однако сразу скажем, что в приходской практике почти повсеместно (кроме монастырей) ирмос и все тропари поются по одному разу. Припев ко всем тропарям – «Христос воскресе из мертвых». Хотя по Уставу все каноны следует исполнять певчески (т.е. петь не только ирмосы, но и все тропари), канон Пасхи – единственный, в котором в приходской практике поются и ирмосы, и тропари.

Все песни канона имеют одну и ту же схему (9-я песнь отличается только наличием особых припевов). На каждой песни канона священник в предшествии диакона совершает каждение алтаря, иконостаса и верующих с амвона, на 8-й песни каждение совершает диакон. После каждой песни бывает малая ектения с особым возгласом, все возгласы обозначены в Типиконе и полностью напечатаны в Триоди.

Отдельно стоит сказать о запевании ирмосов канона настоятелем (священнослужителями). Типикон действительно содержит такое предписание: «Творит же начало канона на куюждо песнь всегда предстоятель». Потому в некоторых пособиях последование пасхальной утрени излагается уже с учетом этой особенности. Однако нужно иметь в виду, что в церковном обиходе существует несколько разных распевов пасхального канона, и для некоторых из них такой образ действий приемлем с трудом. В частности, московский распев пасхального канона вполне согласуется с тем, что начало каждого ирмоса будет петь священник, а хор сразу подхватит его слова. Однако в других распевах такой переход от сольного вступления священника к пению хора уже так гладко проходить не будет. Кроме того, если священник не обладает музыкальными способностями, расхождения между его пением и пением хора будут всем заметны. В связи с этим следует признать вполне допустимым пение хором ирмосов полностью в тех случаях, если совместное пение вместе со священником создаст больше проблем, нежели украсит пасхальное богослужение.

Вот схема каждой песни пасхального канона:


Хор поет: ирмос

тропари (2 или 3 тропаря).

катавасия.

священник кадит алтарь и иконостас

 


священник троекратно христосуется с народом:

священник: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза

Обращаем особое внимание на недопустимость христосования «раньше времени»,

то есть во время пения тропарей или катавасии (к сожалению, такое явление очень

часто встречается на практике). Ибо когда священник христосуется с народом и народ отвечает, пение хора «заглушается» и таким образом, с одной стороны, создается помеха певцам, с другой стороны, молящимся в храме не слышно слов исполняемого песнопения. В результате возникает впечатление, что священник с невниманием относится к словам канона и его заботят лишь его собственные действия (каждение и поздравление народа). И не стоит подобное поведение оправдывать «избыточной» пасхальной радостью (как делают некоторые), ибо никакая радость или иной «благой мотив» не может служить оправданием бесчиния, нарушения нормального хода богослужения. В связи с этим священник, если в нем есть хоть какая-то доля благоговейного отношения к церковным песнопениям, должен, если он все-таки завершил каждение раньше, чем хор спел катавасию, просто подождать немного и затем уже, когда хор умолкнет, христосоваться с народом.

Хор: «Христос воскресе из мертвых…» «конечное» (поется особым быстрым распевом) 3 раза.

Диакон произносит малую ектению.

Священник говорит соответствующий возглас и хор поет ирмос следующей песни.

По 3-й песни (после малой ектении) хор поет ипакои «Предварившыя утро…».

По 6-й песни хор поется кондак «Аще и во гроб…», икос «Еже прежде солнца…», «Воскресение Христово видевше…» 3 раза и «Воскрес Иисус от гроба…» 3 раза.

9-я песнь поется с мегалинариями. Перед ирмосом, как обычно, припев «Величит душа моя Воскресшаго…» возглашает (поет) диакон, затем перед каждым тропарем и катавасией соответствующие припевы поет хор.

По 9-й песни хор поет светилен «Плотию уснув…» трижды.

Хотя Типикон точно не говорит об образе пения этого светильна, есть все основания полагать, что схема должна быть такой же, как на службах Страстной седмицы, где имеет место аналогичное троекратное пение одного праздничного светильна, то есть следующим образом: «Плотию уснув…», «Слава»: «Плотию уснув…», «И ныне»: «Плотию уснув…». Однако на практике «Слава» и «И ныне» между пениями светильна зачастую опускаются.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы (хотя Устав предполагает пение всех стихов этих псалмов, на практике хор поет только начальные два стиха и сразу переходит к пению стихир).

Во время пения хвалитных стихир священник, если он служит один, переоблачается в одежды красного цвета. Если же служба совершается собором духовенства, то на хвалитных стихирах переоблачается лишь тот священник, который будет совершать проскомидию, тогда как другие завершают последование утрени в белых одеждах и переоблачаются в красные на часах.

Хвалитные стихиры 1 гласа на 4 + стихиры Пасхи с их припевами.

«Христос воскресе из мертвых…» 3 раза (вместе с заключительной фразой последней стихиры будет 4 раза).

Если служба совершается собором духовенства, то хор поет «Христос воскресе из мертвых…» многократно, пока в это время священнослужители, согласно древней традиции, в алтаре христосуются друг с другом.

Настоятель читает «Слово огласительное…» святителя Иоанна Златоуста[7].

Хор поет тропарь святителю Иоанну Златоусту: «Уст твоих…»

Диакон произносит сугубую и просительную ектении (как на обычной праздничной утрене). Далее до «Утверди, Боже…» схема обычная.

После пения «Утверди, Боже святую…» сразу совершается переход на отпуст (такой краткий переход – еще одна особенность пасхального чина):

Духовенство: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ» (тропарь до половины)

Хор: «И сущим во гробех живот даровав».

Настоятель говорит краткий праздничный отпуст (держа в руке Крест с трисвечником): «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».

Настоятель: Христос воскресе! Народ: Воистину воскресе! 3 раза

Хор: «Христос воскресе из мертвых…»«конечное» (трижды). «И нам дарова живот вечный…».

Великаго господина…».

Пасхальные часы

Священник: «Благословен Бог наш...». Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). «Воскресение Христово… Священник: «Молитвами святых отец наших...».

Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».

Хор: «Аминь». «Христос воскресе из мертвых…» «конечное» (трижды). Типикон и Цветная Триодь представляют нам только общее последование…

Наличие начального возгласа и отпуста на пасхальных часах

  1-й час 3-й час 6-й час 9-й час
Начальный возглас + +
Малый отпуст + + +

Литургия

«Благословенно царство…». Пасхальное начало (по тому же чину, что и на утрене; священник здесь совершает… Мирная ектения.

Великаго господина…».

 

Службы Светлой седмицы

Светлая седмица – продолжение пасхального торжества, потому и службы здесь совершаются в целом по тому же чину, что и на Пасху. Отличия от службы в Неделю Пасхи имеются, но они немногочисленны.

 

Последование пасхальной вечерни

1) Перед служением этой вечерни настоятель облачается во все свои одежды (тогда как в следующие дни он служит вечерню только в епитрахили и… 2) На этой вечерне читается Евангелие. 3) Обычно в приходской практике эта вечерня служится отдельно, без присоединения к ней последующей утрени.

Великаго господина…».

 

Общие и частные особенности служб Светлой седмицы

1) Каждый день имеет свой глас воскресных песнопений Октоиха (стихиры на «Господи, воззвах…», 1-я стихира на стиховне и хвалитные). Для большинства… Пасха – 1-й глас; Светлый понедельник – 2-й глас;

Чин Крестного хода на Светлой седмице и в период от Антипасхи до отдания Пасхи.

— во всю Светлую седмицу; — воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом); — Преполовение Пятидесятницы;

Глава 7. От антипасхи до отдания Пасхи

Общая характеристика воскресных дней периода Цветной Триоди

Каждый воскресный день от Недели 2-й по Пасхе до Недели 1-й по Пятидесятницы включительно посвящен определенному воспоминанию и потому является… Перечислим теперь все недели периода Цветной Триоди (кроме Пасхи) с указанием… 2-я Неделя по Пасхе — Антипасха (1 глас: хотя Октоих почти не употребляется, стихиры и канон Антипасхи поются на 1-й…

Общие особенности богослужений периода от антипасхи до отдания пасхи

В первую очередь следует отметить, что термин «попразднство» в приложении к данному периоду имеет двойственное значение. С одной стороны, весь…    

Пасхальные песнопения и особенности в последовании

— В начале каждой службы суточного круга поется или читается трижды тропарь «Христос воскресе…». При этом если богослужение имеет начальный возглас,… Возникает вопрос следующего характера: как происходит добавление тропаря… — Утреня начинается сразу с Шестопсалмия, тогда как ктиторские псалмы и следующие за ними молитвословия опускаются.…

Особенности богослужений в седмичные дни от антипасхи до отдания пасхи

1) в попразднства двунадесятых праздников Октоих не поется вовсе (разве что остается спорным вопрос о пении канона Богородице на малом повечерии),… 2) Как уже было сказано, мы имеем 2 типа попразднства в седмичные дни: Пасхи… Два указанных обстоятельства играют решающую роль в формировании тех особенностей, которыми период от Антипасхи до…

Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака

Далее перечислены особенности в отправлении изменяемых частей богослужения; в то же время изменения в последовании, связанные с пением пасхальных… Сразу скажем, что изложенный далее Устав является универсальным, т.е.… А) в попразднства Антипасхи и Преполовения тропари (везде, где они употребляются) поются по схеме, идентичной…

Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого

В первую очередь отметим особенность общего характера, отличающую службы шестеричным святым в данный период – наличие ряда песнопений, которые… Вечерня Стихиры на «Господи, воззвах...»:праздника Триоди — 3;святого — 3; «Слава»: стихира святого, «И ныне»: стихира…

Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых

Сразу отметим, что месяцеслове Типикона в апреле и мае насчитывается всего 7 дней, когда совершается память двух святых без знака: 4, 17, 21, 28 и… Соответственно, отличия между службами одного святого и двух святых без знака… Вечерня

Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого

Ввиду важности данного случая мы позволим себе привести полностью его особенности, в том числе повторим те из них, которые совпадают с особенностями… Великая вечерня «Блажен муж…»(1-й антифон 1-й кафисмы).

Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого

Сразу отметим, что 8 мая мы имеем уникальный случай – вариант соединения службы бденному святому (ап. и еванг. Иоанну Богослову) со службой другому… Так как служба бденному святому во многом похожа на службу полиелейному… Малая вечерня

Особенности богослужения в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе

Особняком стоит сказать о службе в 4-ю субботу по Пасхе. В этот день продолжается попразднство Преполовения, потому как такового отдания праздника… Сам Устав совершения служб в рассматриваемые субботние дни подробно излагается…  

Особенности в случае вседневной службы в субботу.

Великая вечерня Стихиры на «Господи, воззвах...»на 8:праздника Триоди (причем те же самые, что… Если случится два святых, то на «Господи, воззвах…» поются лишь стихиры 1-го святого по вышеуказанному чину (т.е.…

Особенности в случае праздничной службы в субботу.

Малая вечерня (если праздник бденного святого) Стихиры на стиховне: стихиры святого (из стиховни великой вечерни[19]) с их… Великая вечерня

Антипасха

Название «Неделя о Фоме» или «Фомина» связано с тем, что именно в этот день совершается воспоминание явления Воскресшего Христа апостолам… Наконец, наименование «Новая неделя», употребляемое в Ирмологии (а также в…  

Идейный смысл богослужения

Особенности богослужения в сам праздник

 

Сходство Антипасхи с двунадесятыми Господскими праздниками.

2. Канон праздника – единственный канон на утрене. 3. «Честнейшую…» не поется. 4. Праздник имеет великий прокимен (поется накануне 1-го дня попразднства).

Отличия Антипасхи от двунадесятых Господских праздников.

  Оценивая все вышеприведенные «за» и «против», приходим к такому выводу:… Теперь мы перейдем непосредственно к изложению богослужебных особенностей Антипасхи. Исходя из принципа, что…

Попразднство Антипасхи. радоница.

Радоница. Особенное значение в церковном обиходе имеет вторник 2-й седмицы по Пасхе, который является днем поминовения усопших и даже имеет… Если Устав не упоминает об этом дне, откуда же взялась традиция совершать во… Интересен вопрос о том, как поступить, если во вторник 2-й седмицы по Пасхе случится бденный или полиелейный праздник.…

Панихида на Радоницу в СПбПДА.

«Благословен Бог наш…». «Христос воскресе из мертвых…» 3 раза Трисвятое и другие молитвословия обычного начала.

Панихида на Радоницу в МДА.

«Благословен Бог наш...» «Христос воскресе...» (трижды). Стихи: «Да воскреснет Бог...» с пением… Мирная заупокойная ектения.

Неделя святых жен мироносиц

 

Идейный смысл богослужения

Целый ряд песнопений этого дня заимствуется из богослужения Великой Пятницы/Субботы, причем часть самогласен на стиховне берется без изменений («Тебе одеющагося…»), а тропари – с добавлением в конце фраз, содержащих прославление воскресения Христова.

 

Особенности богослужения в воскресный день

В богослужении соединяются 3 вида песнопений: воскресные 2-го гласа, пасхальные и праздника Триоди (мироносиц). Так как воскресные и пасхальные… Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры воскресные на 4, «Слава»: стихира праздника; «И ныне»: Богородичен Октоиха («малый…

Особенности пения тропарей на 3-й седмице по Пасхе

А) Если святой Минеи не имеет тропаря: Это – более простой случай, так как здесь поются только праздничные тропари. … По «Ныне отпущаеши...»:«Благообразный Иосиф…», «Слава»: «Егда снизшел еси…», «И ныне»: «Мироносицам женам…».

Неделя о расслабленном

 

Идейный смысл богослужения

Рассмотрим теперь идейное содержание тех текстов, которые посвящены теме праздника Триоди[28]. Здесь отражается несколько мотивов: 1) Самая распространенная и ожидаемая идея – парафраз евангельского рассказа… 2) Идея всемогущества Божия, которое как раз видимым образом проявилось в воспоминаемом событии, также является одним…

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о расслабленном

1) Тропари: тропаря праздника как такового не существует, везде вместо него (в том числе и в попразднство) используется тропарь воскресный (схема… — на малой вечерне в конце: тропарь воскресный, «Слава, и ныне»: Богородичен… — по «Бог Господь…»: тропарь воскресный (2 раза), «Слава, и ныне»: Богородичен воскресный настоящего гласа.

Преполовение Пятидесятницы

Однако вместе с этим календарным значением богослужение праздника связано с конкретным евангельским событием, зафиксированным в Ин. 7:14–30…  

Идейный смысл богослужения

 

Особенности богослужения в среду 4-й седмицы по Пасхе

1) Служба совершается только празднику. Что касается богослужения рядовому святому, то здесь имеем незначительное отличие: в двунадесятый праздник… 2) Стихиры на стиховне и «Хвалите…», тропарь, седальны, кондак – то есть… 3) Канон совершается точно так же, как на двунадесятые праздники[31]. Имеется особая катавасия (не пасхальная!).

Попразднство и отдание Преполовения

Отдание. Преполовения Пятидесятницы – единственный недвунадесятый праздник Триоди, имеющий торжественное отдание (даже у Антипасхи отдания нет)!…  

Неделя о самаряныне

Идейный смысл богослужения

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о самаряныне

Если в эту неделю случится великий святой, то оставляются песнопения Преполовения Пятидесятницы и молитвословия святого соединяются с… Так как особенности данного случая достаточно понятно изложены в 50-й главе…  

Неделя о слепом

 

Идейный смысл богослужения

 

 

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о слепом

В Неделю 6-ю по Пасхе на богослужении соединяются песнопения 3-х видов: воскресные 5-го гласа, пасхальные и праздника Триоди. Служба совершается буквально по тому же чину, что и в Неделю о расслабленном. Единственное отличие – впервые поется катавасия праздника Вознесения «Спасителю Богу…».

Попразднство Недели о слепом длится три дня и отдание совершается в среду вместе с отданием Пасхи.

 

Отдание Пасхи

Интересно в этом ключе сравнить службу на отдание Пасхи с отданиями двунадесятых праздников. С одной стороны, если в отдания большинства… В современной богослужебной практике присутствуют две совершенно разные… Какому варианту отдать предпочтение? В современных греческих богослужебных книгах излагаются оба варианта, здесь выбор…

Вариант А: уставной чин.

Совершается вседневная вечерня и утреня с великим славословием. При этом соединяются 3 службы: Пасхи, попразднства Недели о слепом и предпраднства Вознесения. Впрочем, предпразднство Вознесения Господня представлено исключительно каноном на утрене и (весьма поздним по происхождению!) седальном по 3-й песни канона[33]; ни одно другое песнопение к предпразднству Вознесения не имеет отношения[34]. Так что во всех других изменяемых частях мы имеем соединение служб Пасхи и Недели о слепом, только сам канон является исключением.

Такое явление, когда в службе есть на утрене (не на повечерии!) канон некоторого праздника, но во всех службах суточного круга нет одного другого песнопения (ни стихиры, ни тропаря), нехарактерно для нашего Устава и более не встречается в Типиконе вообще (даже если принять в расчет все Марковы главы). Это позволяет сделать вывод, что канон предпразднства Вознесения Господня – самый поздний и привнесенный элемент в службе среды 6-й седмицы по Пасхе (в еще большей степени позднейшей вставкой является седален предпразднства по 3-й песни канона). Вспомним, что другие подвижные Господские праздники – Неделя Ваий и Пятидесятница – не имеют предпразднства. Следовательно, изначально и Вознесение Господне не имело предпразднства, а наличие канона в современной службе – следы поздней редакции.

Отметим, кстати, что в этой службе последний раз встречаются те особенности, которые характерны для всего периода от Антипасхи до отдания Пасхи (см. выше §1.1 настоящей главы), потому мы повторяться и отмечать их еще раз не будем.

Вечерня

Началопасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). Сразу после заключительного «Христос воскресе…» читается 103 псалом (без «Приидите, поклонимся…»).

Кафисма рядовая (9-я).

На «Господи, воззвах...» стихиры Триоди на 6; «Слава, и ныне»: Триоди.

На стиховне воскресная стихира 5-го гласа и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» (заключительная стихира Пасхи), в конце которой поем «Христос воскресе…» 1 раз (как конечную строку стихиры).

По «Ныне отпущаеши...»:тропарь воскресный «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: Богородичен «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи[35] (священник произносит отпуст без Креста и трисвечника).

Повечерие

Канон святого Минеи (хотя Типикон не говорит о переносе службы святого на повечерие, так можно поступить по аналогии с Преполовением Пятидесятницы).

По Трисвятом: кондак праздника Триоди «Душевныма очима…»; «Слава, и ныне»: кондак Пасхи «Аще и во гроб…».

Полунощница

1-я часть: по 1-м Трисвятом поются те же тропари, что и в конце вечерни («Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…»);

2-я часть: по 2-м Трисвятом поется кондак Пасхи («Аще и во гроб…»); молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается.

Таким образом, в отдание Пасхи совершается праздничная полунощница, что придает этому дню особую торжественность, тогда как в дни отданий двунадесятых праздников полунощница праздничных особенностей не имеет.

Утреня

Началопасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.

По «Бог Господь...»:тропарь воскресный «Собезначальное Слово…» (дважды); «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

По кафисмам: седальны Триоди.

Канонатри: Пасхи на 6 (ирмос дважды) без Богородичных (см. примечание далее), праздника Триоди на 4 и предпразднства Вознесения Господня на 4. По Уставу припевами ко всем тропарям (в том числе и пасхальным) служат стихи библейских песней, однако на практике канон Пасхи поется с припевом «Христос воскресе из мертвых», к остальным тропарям читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».

Особый интерес вызывает вопрос о пении Богородичных пасхального канона. Современный Типикон не говорит об этом ни слова, поэтому данный вопрос становится дискуссионным. Вспомним, что канон Пасхи поется в следующих случаях: 1) в сам день Пасхи; 2) на Светлой седмице; 3) в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе; 4) на отдание Пасхи. Если считать по дням, то получается всего 12 раз (1 + 6 + 4 +1). Из этих 12 раз нам точно известно, что Богородичны пасхального канона поются в 10 случаях (пункты 2 и 3) и не поются в сам день Пасхи. Служба отдания Пасхи по логике вещей должна в большей степени походить на службу самой Пасхи, чем другие дни. Этот тезис является главным аргументом в пользу пения канона Пасхи без Богородичных. Еще один довод можно почерпнуть из рукописной Триоди XVI века, где ясно сказано, что канон Пасхи в день отдания поется «без Богородичнов» (лист 238 обор., см. http://old.stsl.ru/manuscripts/big.php?col=1&manuscript=399&pagefile=399-0243). Однако значимость этого довода уменьшается, если обратим внимание на схему пения канона в данном памятнике: Пасхи на 4, праздника Триоди на 6 и предпразднства на 4. Мы видим, что по сравнению с современным чином сокращается количество тропарей для пасхального канона и увеличивается количество тропарей канона Недели о слепом. Действительно, если петь канон Пасхи на 4, то где тут «найти место» для Богородичных? Однако в современном Уставе канон Пасхи поется на 6, т.е. такое же количество, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе, где Богородичны поются. Потому ссылка на предписание рукописной Триоди не может считаться решающим аргументом.

Таким образом, в пользу пения Богородичных говорит то, что канон Пасхи в современном Уставе поется на 6, т.е. такое же количество тропарей, как и в недели с 3-й по 6-ю по Пасхе. Противоположная позиция, т.е. пение канона без Богородичных, находит два подтверждения: необходимость максимального соответствия службе самой Пасхи и буквальное указание в средневековых рукописях (где, однако, предполагается, что канон Пасхи поется на 4). Нам кажется более обоснованным второй подход, потому делаем вывод, что канон Пасхи в службе отдания следует петь без Богородичных.

Катавасия «Спасителю Богу…».

По 3-й песни: кондак и икос праздника Триоди, седален праздника Триоди; «Слава, и ныне»: седален предпразднства.

По 6-й песни: кондак и икос Пасхи.

9-я песнь:Канон Пасхипоется с мегалинариями, как и на сам праздник («Честнейшую…» не поем!). К тропарям других канонов читается «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (по Уставу должны быть стихи библейской песни). Припева перед катавасией нет.

По 9-й песни:светилен Пасхи (дважды); «Слава, и ныне» — светилен праздника Триоди.

На «Хвалите...» стихиры праздника Триоди на 4 и стихиры Пасхи. «Слава, и ныне»: «Воскресения день…» с заключительным «Христос воскресе…» 1 раз.

По славословии: «Собезначальное Слово…»; «Слава, и ныне»: «Радуйся, Двере Господня…».

Отпуст полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» и поминанием святых храма и Минеи.

На часах

Тропарь воскресный и кондак праздника Триоди (на каждом часе).

Литургия

Началопасхальным чином (с каждением и пением стихов «Да воскреснет Бог…»). После заключительного «Христос воскресе…» произносится мирная ектения.

Антифоны изобразительные.

«Блаженны»на 8: 3-я и 6-я песни канона Пасхи.

По входе: тропарь «Собезначальное Слово…»; «Слава»: кондак праздника Триоди, «И ныне»: «Аще и во гроб…».

Прокимен, Аллилуиаипричастен —Пасхи.

Апостоли Евангелиерядовые (Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало).

Задостойник Пасхи.

По заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход.

Отпуст (священник произносит, держа в руках Крест с трисвечником) полный праздничный с пасхальной вводной фразой «Христос, воскресый из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый…» и поминанием святителя Иоанна Златоуста (автора литургии), святых храма и Минеи [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331].

После литургии священнослужители «снимают Плащаницу с престола и полагают в устроенный для нее ковчег (так называемую гробницу). Особого чина для этого в Уставе нет» [Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. М., 2002, С. 298].

 

Вариант Б: повторение пасхальной службы.

В этом случае повторяется полностью служба Пасхи с воскресными песнопениями 1-го гласа. Единственная проблема возникает насчет служения вечерни. Так как накануне Пасхи вечерня совершалась не по пасхальному чину, то образцом для вечерни служит вечерня, совершаемая накануне Светлого понедельника, разве что вместо стихир 2-го гласа используются воскресные стихиры 1-го гласа. Все же остальные службы – утреня, часы и литургия – служатся почти также, как на саму Пасху; различия немногочисленны и все они отмечены далее. Интересно, что некоторые даже стараются соблюсти внешние обрядовые отличия пасхальной службы: с самого начала вечерни и до отпуста литургии царские врата и боковые двери все время открыты (даже на ночь оставляют открытыми, если это возможно), диаконы все ектении произносят со свечами и входят/выходят в алтарь только царскими вратами.

Итак, имея в виду, что все службы совершаются так, как на Пасху, укажем только отличительные черты для каждой службы, причем более подробно рассмотрим вечерню (по причине ее «искусственности», о чем уже сказано).

 

Вечерня.

Совершается по чину вечерни в Неделю Пасхи вечером, разве что после великого прокимена не читается Евангелие. Вместо 2-го гласа — соответствующие воскресные песнопения 1-го гласа, а именно:

На «Господи, воззвах...» стихиры воскресные 1-го гласа на 6 (из Октоиха подряд); «Слава»: 7-я стихира Октоиха; «И ныне»: догматик 1-го гласа «Всемирную славу…».

Прокимен великий «Кто Бог велий…»

На стиховне начальная стихира 1-го гласа («Страстию Твоею, Христе…») и стихиры Пасхи, по окончании которых – «Христос воскресе…» 3 раза (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза).

 

Утреня.

Последование точно такое же, как в сам день Пасхи (даже канон традиционно поется без Богородичных). Отличия в следующем:

— диакон произносит малые ектении только по 3-й, 6-й и 9-й песни.

— каждение совершается по усмотрению настоятеля: или на каждой песни, или только в тех песнях, где есть ектении.

— после стихир Пасхи «Христос воскресе…» поется трижды (вместе с окончанием стихиры получается 4 раза), взаимного поздравления не бывает.

— «Огласительное слово» не читается и тропарь святителю Иоанну Златоусту не поется.

 

Часы совершаются пасхальные без изменений.

 

Литургия.

Единственное отличие от Недели Пасхи – чтение рядовых зачал Апостола и Евангелия: Деян. 41-е зачало, Ин. 43-е зачало. Прокимен и аллилуиарий при этом возглашаются пасхальные (впрочем, эта особенность предусмотрена Уставом, см. вариант А). В конце литургии по заамвонной молитве совершается последний в году пасхальный крестный ход. Как и в варианте А, священнослужители убирают Плащаницу с престола после окончания литургии.


Глава 8. Вознесение Господне. неделя 7-я по пасхе

 

Событие праздника

Краткая история праздника

Идейный смысл праздничных молитвословий

Богослужебные особенности праздника

— все службы, имеющие обычное начало, начинаются с Трисвятого («Царю Небесный …» опускается). Впервые эта особенность проявляется на 9-м часе перед… — в начале всенощного бдения после возгласа «Слава Святей…» духовенство поет… — «Блажен муж…» не поется (это частный случай общего правила о пении кафисмы на вечерне в Господские праздники: так…

Попразднство Вознесения Господня

— все службы, имеющие обычное начало, начинаются с Трисвятого; — на вечерне в первый день попразднства поется великий прокимен «Бог наш на… — утреня вновь начинается с ктиторских псалмов (которые в период от Антипасхи до Отдания Пасхи опускались);

Неделя 7-я по Пасхе

В целом схема изменяемых песнопений похожа на случай полиелейного святого в неделю в период попразднства. Нет необходимости рассматривать подробно… — на вечерне читаются 3 паримии отцев. — по «Ныне отпущаеши…» поется тропарь отцев дважды и праздника – один раз. Не поется «Богородице Дево…», что случается…

Глава 9. пятидесятница

Служба Троицкой субботы

Устав богослужения Троицкой родительской субботы полностью повторяет схему субботы Мясопустной; более того, даже почти все заупокойные тексты Триоди… Отметим далее немногочисленные отличия службы Троицкой субботы от… 1) Это – последний день, когда все службы, имеющие обычное начало, начинаются с Трисвятого (без «Царю Небесный…»). …

Пятидесятница

Внутри группы двунадесятых праздников существует только одно общепризнанное деление: на праздники Господские и Богородичные. Однако есть все… 1) Повторение службы праздника в первый день попразднства, в который… 2) Уставная отмена канона Богородицы на повечерии во все дни попразднства (для других праздников Устав об отмене…

Событие праздника Пятидесятницы

Краткая история праздника

Идейный смысл праздничных молитвословий

Особенности богослужения в сам праздник

Если рассматривать только всенощное бдение и литургию, то можно констатировать, что глобальных особенностей эти службы не имеют. А все отмеченные… Сначала назовем две заметные особенности, связанные с возобновлением пения и… 1) «Царю Небесный…» впервые поется в составе стихир на стиховне на великой вечерне (3-я стихира), затем еще дважды на…

Попразднство Пятидесятницы. День святого духа.

 

Великая вечерня в Неделю Пятидесятницы

Стоит отметить, что это – самая ранняя вечерня в году. Даже Типикон предписывает совершать 9-й час «по отпусте литургии», а сразу после 9-го часа… Отдельно стоит сказать о чтении на 9-м часе и великой вечерне обычного начала.… Теперь о том, как начинается вечерня. Типикон гласит: «начинает иерей: Благословен Бог наш..., и глаголет учиненный…

Особенности малого повечерия, полунощницы, утрени и литургии в понедельник святого духа

Повечерие В тех храмах, где обычно повечерие не служится, в это день следует сделать… Канон Святому Духу из Триоди. Ирмосы по дважды, тропари на 4 (так как в каждой песни всего 4 тропаря, то каждый читаем…

Другие дни Попразднства Пятидесятницы.

Есть определенная проблема, связанная с пением входного стиха на литургии в дни попразднства Пятидесятницы (со вторника по субботу). Если чисто… Наконец, отдельно отметим, что седмица Пятидесятницы является последней…

Глава 10. недели Всех святых и всех святых, в земле российской просиявших

Подвижный круг богослужения завершается двумя воскресными днями, в которые прославляются сонмы святых. При этом Неделя 1-я по Пятидесятнице является последним богослужением Цветной Триоди, а неделя 2-я по Пятидесятнице уже в Триодь не входит, но все же может считаться богослужением подвижного круга.

 

Неделя всех святых

Служба по своему Уставу в целом похожа на Недели периода Триоди. Если же мы зададимся целью найти для нее наиболее близкий эквивалент в годичном… Так как службу Недели святых отец мы не рассматривали подробно (ограничились…

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших

[1] Единственные псалмы, которые остаются в службах пасхального чина – псалмы на «Господи, воззвах…» и на «Хвалите…». Однако в приходской практике и… [2] Впрочем, если храм в перерыве между богослужениями открыт для свободного… [3] Разумеется, речь идет о выходах во время богослужения, предусмотренных Уставом: для произнесения ектений, молитв,…

– Конец работы –

Используемые теги: Глава, Пасха, светлая, седмица, История, праздника0.088

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Глава I Берлинский кризис 1948 – 1949 гг. Глава II Берлинский кризис 1953 гг. Глава III Берлинский кризис 1958 – 1961 гг.
Введение... Глава I Берлинский кризис гг...

Лекции по дисциплине История Отечественная история, История России
Составитель к и н доцент УШКАЛОВ В А г Составитель лекций к ф н доцент Топчий И В... Лекция Введение Теоретические проблемы истории...

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ IX – XXI вв
Государственное образовательное учреждение...

Глава 1 Основное Понятие ОС и история создания
Введение... Глава Основное Понятие ОС и история создания...

Масленица. История праздника и его традиции
Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица"? Она стояла на… На большом круглом прянике, — на блине — от которого пахло медом — и клеем… Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с…

Возвращенная свобода. Глава из книги "История Народа Хунну"
Иностранные редкости со всех сторон стекались. Почему расширили Шан-лин-юань, ископали озеро Кхунь-мин, соорудили дворец… Сын Неба под великолепным щитом, в пышном одеянии, облокотясь на нефритовый столик, открывал винные водоемы и мясные…

Изгнанники в степи. Глава из книги "История Народа Хунну"
Во II тысячелетии до н.э. в Южной Сибири археологи различают две синхронные самостоятельные культуры глазковскую на востоке и андроновскую на… Носители ее, принадлежавшие в белой расе, в XVIII в. до н.э. овладели… Андроновская культура связана с западом.Неоднократно отмечалось большое сходство андроновских памятников со срубными…

Глава IY. Становление и развитие Московской Руси ХIY-ХYП вв. 139 Глава Y. Российская империя в ХYШ в
Введение... Глава I Цивилизации древности... Глава П Генезис западной цивилизации в эпоху Средневековья...

Краткая история СПО «Альтернатива». История студенческих отрядов Свердловской области. Компетенция и должностные обязанности вожатого
На сайте allrefs.net читайте: Личность вожатого...

ГЛАВНЕЙШИЕ ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ И ГЛАВНЕЙШИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ
Кафедра геологии нефти и газа... КАЛЯГИН С М... ГЛАВНЕЙШИЕ ПОРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ И ГЛАВНЕЙШИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам