рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пасхальные песнопения и особенности в последовании

Пасхальные песнопения и особенности в последовании - раздел История, Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника Отличительной Чертой Периода От Антипасхи До Отдания Пасхи Является Употребле...

Отличительной чертой периода от Антипасхи до отдания Пасхи является употребление некоторых пасхальных и воскресных молитвословий в седмичные дни. Кроме того, некоторые изменения происходят в последовании служб (последнее утверждение в первую очередь касается начала утрени). Подчеркнем, что указанные далее особенности характерны для всех дней данного периода, тогда как особенности, присущие только воскресным дням, будут указаны отдельно в параграфах 2.2. и 3.2. настоящей главы.

В начале каждой службы суточного круга поется или читается трижды тропарь «Христос воскресе…». При этом если богослужение имеет начальный возглас, то «Христос воскресе…» поется после возгласа, если нет (как например, на 6-м часе) – служба сразу начинается с троекратного чтения пасхального тропаря. Отметим, что в приходской практике «Христос воскресе…» поется только в начале утрени и литургии, а также великой вечерни, совершаемой в составе всенощного бдения[12]. При этом почти повсеместно в начале бдения и литургии духовенство поет пасхальный тропарь 2,5 раза, а хор допевает только половину тропаря 3-й раз. На утрене тропарь все 3 раза поет хор. На повечерии, полунощнице и в службах часов, а также на вечерне вседневной и великой, совершаемой отдельно от утрени, «Христос воскресе…» читается. В тех службах, где есть обычное начало, после троекратного чтения пасхального тропаря следует Трисвятое («Царю Небесный…» опускается вплоть до Пятидесятницы вместе с предваряющим его припевом «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).

Возникает вопрос следующего характера: как происходит добавление тропаря «Христос воскресе…» в тех службах, которые начинаются с «Приидите, поклонимся…» (вечерня, 1-й час, 6-й час, а также повечерие, если оно совершается сразу после вечерни)? Дело в том, что Устав не дает четких указаний по этому вопросу. Есть лишь краткое замечание касательно начала великой вечерни на праздник Антипасхи, где сказано следующее: «По внегда благословити иерею: Христос воскресе: трижды. И абие поем предначинательный псалом: Благослови душе моя Господа». Подобное указание встречаем в этот же день относительно малой вечерни, (см. Типикон, гл. 50 «неделя Антипасхи»). Если воспринимать эти указания не как частные предписания, но обобщить их, то получим, что «Приидите, поклонимся…» отменяется в тех службах, где данное молитвословие сразу должно следовать за «Христос воскресе…». Так многие и делают, не читая «Приидите поклонимся…» на вечерне, 1-м и 6-м часах (малое повечерие в приходских храмах почти не совершается). Однако есть другая практика: раз Типикон ясно не говорит об отмене «Приидите, поклонимся...», то это молитвословие подразумевается и потому его следует читать во всех случаях после «Христос воскресе…». Но даже в тех храмах, где придерживаются данного принципа, делается исключение для начала всенощного бдения: в начале бдения всегда поют только «Христос воскресе…» 3 раза (2,5 раза духовенство + заключительную половину хор), а затем сразу хор поет 103 псалом.

— Утреня начинается сразу с Шестопсалмия, тогда как ктиторские псалмы и следующие за ними молитвословия опускаются. Именно такой вывод можно сделать при буквальном чтении Типикона: «По внегда сотворити иерею начало: Слава Святей: глаголем: Христос воскресе: трижды… И абие по Христос воскресе: Слава в вышних Богу: и обычное шестопсалмие» (см. Типикон, гл. 50, понедельник 2-й седмицы на утрени). В результате последование начальной части утрени выглядит так: после возгласа «Слава Святей…» поется 3 раза «Христос воскресе…», затем читается «Слава в вышних Богу…» и Шестопсалмие.

Впрочем, протоиерей К. Никольский высказывает противоположное мнение: он полагает, что Типикон просто не говорит о той части утрени, которая предшествует возгласу «Слава Святей…», потому отмену двупсалмия Устав не имеет в виду. В пользу своей точки зрения наш авторитетный предшественник ссылается на греческий и русский Типиконы 1-й половины XVII века [Никольский К., прот. С. 641]. Действительно, в некоторых старопечатных богослужебных книгах говорится о том, что в начале утрени после возгласа (не уточняется, какого именно) поется «Христос воскресе…», далее читается Трисвятое «и прочее обычно»[13]. Есть все основания думать, что в отечественных Уставах до середины XVII века отмены двупсалмия не предполагалось, на что и делает упор К. Никольский. Однако в современном Типиконе все-таки идея отмены двупсалмия выражена достаточно четко. Кроме вышеприведенного ясного указания, можно сделать ссылку на упоминание двупсалмия на утрене праздника Вознесения Господня, которое уместно только в том случае, если до этого дня двупсалмия не читалось. Кроме того, если читать двупсалмие, но петь «Христос воскресе…» после возгласа «Слава Святей…» (чего ясно требует Типикон), то получится, что пасхальный тропарь поется не в начале утрени, а после ряда ее молитвословий, что противоречит требованию читать или петь «Христос воскресе…» в начале каждой отдельно взятой службы суточного круга.

Таким образом, период от Антипасхи до отдания Пасхи – единственный в году, когда Устав отменяет чтение двупсалмия в начале утрени (об этом следует помнить тем настоятелям, которые большую часть года игнорируют ктиторские псалмы, допуская их чтение только в седмичные дни Великого поста!).

— Перед чтением 50-го псалма каждый день поется «Воскресение Христово видевше…» (причем в воскресные дни трижды). При этом если совершается утреня вседневная или с великим славословием, то указанное песнопение следует сразу после седальна по 2-й кафисме, а на утрене полиелейной или воскресной – после чтения Евангелия.

— на утрени с полиелеем или великим славословием поется катавасия «Воскресения день…» (кроме среды 4-й, 5-й и 6-й седмиц, а также недели 6-й по Пасхе).

На 1-м часе в конце после молитвы «Христе, Свете истинный…» на практике вместо «Взбранной воеводе…» поется кондак Пасхи (впрочем, и само пение кондака «Взбранной воеводе…», и его замена кондаком Пасхи — особенности неуставные).

На литургии перед началом литургии оглашенных вместо «Царю Небесный…» священник трижды читает тропарь Пасхи (это практическое замечание, не отраженное в Уставе).

— входный стих «Приидите, поклонимся… Спаси ны, Сыне Божий, воскресый из мертвых, поющия Ти: Аллилуиа».

— Задостойник Пасхи (припев «Ангел вопияше…» и ирмос «Светися, светися…») поется во все дни, кроме Преполовения Пятидесятницы и отдания Преполовения.

— Причастен пасхальный «Тело Христово приимите…» (кроме попразднства Антипасхи и Преполовения).

— Вместо «Видехом свет истинный…» поется тропарь «Христос воскресе…» 1 раз.

— Перед отпустом после возгласа «Слава Тебе, Христе Боже…» вместо обычных молитвословий поется «Христос воскресе…» 3 раза (такой переход на отпуст характерен только для литургии)

Отпуст на вечерне, утрене и литургии – полный праздничный с вводной фразой «Воскресый из мертвых…» [Успенский Н. Д. Богослужебные отпусты, т. III, 2007, С. 331]. При этом отпуст литургии в воскресные дни совершается по чину Светлой седмицы: настоятель после произнесения отпуста трижды осеняет народ Крестом, возглашая «Христос воскресе», после чего поют заключительное «Христос воскресе из мертвых...» (трижды), «И нам дарова живот вечный…». В то же время в седмичные дни осенения Крестом и поздравления быть не должно (впрочем, некоторые так поступают и в будние дни, и ничего предосудительного в такой практике нет).

С мнением профессора Н. Д. Успенского, который предлагает произносить полный праздничный отпуст в рассматриваемый период, можно поспорить. В «обычный» период попразднства любого двунадесятого праздника Октоих не поется, потому отмена поминовения святых дня седмицы выглядит закономерной. Однако в попразднства тех праздников, которые охватывают период от Антипасхи до отдания Пасхи, Октоих не отменяется полностью, но его песнопения (стихиры и седальны) включены в текст Триоди. В этих песнопениях поминаются святые дня седмицы. Следовательно, согласно основному принципу формирования содержания отпустов – если в службе встречается хотя бы одно песнопение, посвященное святому, его можно поминать на отпусте – святых дня допустимо поминать на отпустах вечерни, утрени и литургии. Правда, последнее уточнение может относиться только к поминовению апостолов в четверг (в Триоди 2-я стихира на стиховне вечерни и 2-я хвалитная стихира почти всегда посвящены апостолам), а также Животворящего Креста в среду и пяток. В то же время в Триоди нет песнопений, в которых упоминались бы Безплотные Силы в понедельник, Иоанн Предтеча – во вторник, святитель Николай Чудотворец в четверг или все святые в субботу. Потому опущение имен этих святых Октоиха на отпусте является обоснованным.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника

История праздника... Идейное содержание пасхальных песнопений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пасхальные песнопения и особенности в последовании

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богослужение в Неделю Пасхи
Пасхальное богослужение – уникальное и самое торжественное в Православной Церкви. Это и понятно, ведь раз Пасха – «праздников праздник», по степени важности превосходящий двунадесятые праздники, то

Общие особенности богослужений пасхальным чином
Службы пасхальным чином имеют уникальные, только им присущие особенности. Причем лишь меньшая часть этих особенностей имеет основание в Уставе, тогда как большинство – порождение богослужебной прак

Крестный ход
Перед началом утрени в ночь Святой Пасхи совершается крестный ход. Сразу отметим, что относительно времени начала крестного хода существуют две практики. Или крестный ход начинается ровно в полночь

Последование пасхальной утрени
Пасхальная утреня – самая короткая и самая торжественная утреня в году. Эта утреня начинается сразу после крестного хода, причем начало совершается на паперти, и только после так называемого «пасха

Пасхальные часы
Пасхальный час — краткое богослужение, которое на Пасху и во все дни Светлой седмицы совершается не только вместо каждого часа, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Все м

Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».
Священник (с амвона): «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко

Литургия
Литургия среди пасхальных богослужений в наименьшей степени претерпела изменения по сравнению с «обычным» чином. Проще говоря, на Пасху и в дни Светлой седмицы литургия совершается почти так же, ка

Последование пасхальной вечерни
На Пасху вечером, т.е. накануне Светлого понедельника совершается первый раз году вечерня пасхальным чином. Хотя в целом вечерня, совершаемая в дни Светлой седмицы, имеет один и тот же чин, вечерня

Общие и частные особенности служб Светлой седмицы
Сначала перечислим общие особенности всех дней Светлой седмицы, а потом – частные особенности отдельных дней. 1) Каждый день имеет свой глас воскресных песнопений Октоиха (стихиры на «Госп

Чин Крестного хода на Светлой седмице и в период от Антипасхи до отдания Пасхи.
На практике крестный ход пасхальным чином совершается в следующие дни: — во всю Светлую седмицу; — воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом); — Преполовение Пятиде

Общая характеристика воскресных дней периода Цветной Триоди
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению более узкого периода от Антипасхи до отдания Пасхи, сделаем обзор воскресных дней периода Цветной Триоди. Прежде всего, обратим внимание, что для Цветной Триод

Общие особенности богослужений периода от антипасхи до отдания пасхи
Период от Антипасхи до отдания Пасхи охватывает 32 дня. В это время богослужения совершаются по чину, близкому к служению в период попразднства двунадесятых праздников. Вместе с тем богослужение им

Особенности богослужений в седмичные дни от антипасхи до отдания пасхи
Период от Антипасхи до отдания Пасхи занимает особое место в годичном круге богослужения и является уникальным во многих отношениях. В седмичные дни служба совершается по чину, во многом сходному с

Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака
Служение одному святому без знака – наиболее распространенный случай в период пения Цветной Триоди. В Месяцеслове Типикона в апреле и мае (т.е. в те месяцы, на которые приходится данный период[14])

Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого
Службы, имеющие знак «на 6», в апреле и мае встречаются достаточно редко — всего 5 случаев, из которых один Господский праздник (7 мая) и 4 памяти святых (27 апреля, 2, 15, 24 мая). Сразу скажем, ч

Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых
Сразу отметим, что когда мы говорим о службе двум святым, то подразумеваем вседневную службу двум святым. В Типиконе представлен только один случай возможного соединения службы великому святому со

Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого
В апреле и мае мы имеем 6 полиелейных праздников: 25 и 30 апреля, 9, 10, 21 и 25 мая. Данный случай близко варианту празднования полиелейному святому в периоды попразднства двунадесятых праздников.

Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого
На данный период приходится три уставных бденных праздника – великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и святых равноапостольных Мефодия и Кири

Особенности богослужения в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе
В субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе богослужение имеет ряд индивидуальных особенностей, связанных с двумя факторами. Во-первых, в эти субботы совершается отдание гласа, причем удельный вес воскр

Особенности в случае вседневной службы в субботу.
В этой рубрике мы объединили три возможных варианта: службы одному святому без знака, шестеричному святому и двум святым. Для всех указанных случаев в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю или 5-ю по Пасхе характе

Особенности в случае праздничной службы в субботу.
В этой рубрике объединены два случая: службы святым бденным и полиелейным. Какие индивидуальные черты имеет праздничная служба в одну из указанных суббот и в чем ее отличие от праздничной службы в

Антипасха
2-я Неделя по Пасхе имеет несколько наименований в Уставе: Антипасха, Неделя Фомина (также Неделя о Фоме), Новая неделя. Термин «Антипасха» в данном контексте можно перевести «вместо Пасхи», так ка

Особенности богослужения в сам праздник
Праздник Антипасхи занимает особое место в годичном круге богослужения. С одной стороны, по своему уставу он максимально близок к двунадесятым праздникам, имеет немало особенностей, присущих именно

Сходство Антипасхи с двунадесятыми Господскими праздниками.
1. Отмена воскресной службы Октоиха. Действительно, почти все воскресные песнопения отменяются, все изменяемые песнопения поются как на двунадесятый праздник. Это – самый важный признак, сбл

Отличия Антипасхи от двунадесятых Господских праздников.
Этот аспект представим в виде таблицы, в левой колонке которой будут сами отличительные признаки, а в правой – комментарии, имеющие цель показать, что отсутствие того или иного элемента, характерно

Попразднство Антипасхи. радоница.
Попразднство Антипасхи длится 6 дней и богослужение совершается в целом по тому чину, который рассмотрен нами в §1 данной главы. Единственная достойная внимания уставная индивидуал

Панихида на Радоницу в СПбПДА.
В этом варианте схема панихиды сохраняется, в нее вставляется минимум пасхальных песнопений: «Христос воскресе из мертвых…», ирмосы Пасхи, кондак «Аще и во гроб…» «Благословен Бог наш…».

Панихида на Радоницу в МДА.
В московском варианте, который заимствован нами из книги архимандрита Иоанна (Маслова), за основу берется сокращенное последование пасхальной утрени, в которое в свою очередь вставляются заупокойны

Особенности богослужения в воскресный день
Неделя жен мироносиц открывает собой последовательность 4-х воскресных дней, которые в узком смысле можно назвать «попразднством Святой Пасхи», ибо именно в Недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе на б

Особенности пения тропарей на 3-й седмице по Пасхе
3-я седмица по Пасхе (попразднство Недели жен мироносиц) отличается особым уставом пения и чтения тропарей на службах суточного круга (других индивидуальных особенностей она не имеет и служба в цел

Неделя о расслабленном
В этот день воспоминается чудо исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного при купальне Вифезда, описанное в Ин. 5:1–15 (этот евангельский фрагмент читается на литургии). Почему это евангельс

Идейный смысл богослужения
В Неделю о расслабленном Церковь в первую очередь продолжает славить Воскресение Христово. Интересно, что подавляющее большинство песнопений богослужения данного дня связан с темой Воскресения и ли

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о расслабленном
Соединяются три вида песнопений: воскресные 3-го гласа, пасхальные и праздника Триоди. Служба совершается по той же схеме, что и в Неделю жен мироносиц, разве что настоящий праздник Триоди имеет ме

Преполовение Пятидесятницы
Удивительный во многих отношениях праздник приходится на среду 4-й седмицы по Пасхе. Его название в первую очередь указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й сед

Особенности богослужения в среду 4-й седмицы по Пасхе
Преполовение Пятидесятницы в богослужебном отношении – уникальный праздник. По сути, это — недвунадесятый Господский праздник без литии и полиелея, но по многим особенностям он близок праздникам дв

Попразднство и отдание Преполовения
Преполовение Пятидесятницы среди недвунадесятых праздников Триоди имеет самый длительный период попразднства – 7 дней. В принципе, попразднство Преполовения в уставном отношении во многом сходно с

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о самаряныне
Неделя о самаряныне стоит особняком среди недель попразднства Святой Пасхи, так как она попадает в попразднство Преполовения, в результате чего соединяются 4 вида песнопений: воскресные 4-го гласа,

Отдание Пасхи
В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднует

Богослужебные особенности праздника
Все богослужения на практике совершаются в ризах белого цвета. Служба совершается по чину двунадесятого Господского праздника, разве что можно отметить следующие особенности (наиболее значимые выде

Попразднство Вознесения Господня
Вознесение Господне имеет максимальный для двунадесятых праздников период попразднства – 8 дней. Начинается попразднство в пятницу 6-й седмицы по Пасхе, отдание совершается в пятницу 7-й седмицы (н

Неделя 7-я по Пасхе
В неделю 7-ю по Пасхе совершается память отцов I Вселенского собора. Устав данного дня предусматривает соединение 3-х служб: воскресной 6-го гласа, попразднства Вознесения Господня и святых отцов.

Служба Троицкой субботы
Пятидесятница не имеет предпразднства, но накануне совершается заупокойная служба по тому же чину, как и в субботу Мясопустную. Троицкая суббота – вторая суббота, именуемая «вселенской родительской

Пятидесятница
В неделю 8-ю по Пасхе Церковь празднует последний подвижный двунадесятый праздник – Пятидесятницу или День Святой Троицы (другое название праздника). Таким образом, завершается большой семинедельны

Особенности богослужения в сам праздник
В целом богослужение совершается по схеме двунадесятого Господского праздника, причем воскресные песнопения, как это свойственно только Господским праздникам, опускаются совершенно (так что для удо

Попразднство Пятидесятницы. День святого духа.
Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней и 1-й день этого попразднства имеет собственное название – День Святого Духа или Понедельник Святого Духа. Служба этого дня аналогична службе в праздник Соб

Великая вечерня в Неделю Пятидесятницы
Среди богослужений подвижного круга много служб уникальных, имеющих такие богослужебные особенности, которые встречаются или крайне редко, или вообще раз в году. Последним таким уникальным богослуж

Особенности малого повечерия, полунощницы, утрени и литургии в понедельник святого духа
На всех этих службах употребляются песнопения самой Пятидесятницы, хотя есть и несколько отдельных молитвословий. Мы подробно остановимся лишь на отличиях от службы праздника, а совпадающие фрагмен

Другие дни Попразднства Пятидесятницы.
Попразднство Пятидесятницы (вместе с Днем Святого Духа) длится 6 дней и отдание праздника совершается в субботу по Пятидесятнице. Служба совершается по общему чину богослужения в попразднство, разв

Неделя всех святых
Первый воскресный день после праздника Пятидесятницы посвящен памяти всех святых. Символический смысл выбора именно такого воспоминания для данного дня очевиден. В Пятидесятницу мы праздновали день

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших
В 1-ю неделю поста святых апостолов (она же 2-я неделя по Пятидесятнице) Русская Церковь, подобно тому как она в прошлое воскресенье прославляла вместе с другими Поместными Церквами память всех свя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги