рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Попразднство Антипасхи. радоница.

Попразднство Антипасхи. радоница. - раздел История, Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника Попразднство Антипасхи Длится 6 Дней И Богослужение Совершается В Целом По То...

Попразднство Антипасхи длится 6 дней и богослужение совершается в целом по тому чину, который рассмотрен нами в §1 данной главы. Единственная достойная внимания уставная индивидуальная особенность этого периода – пение великого прокимена «Кто Бог велий…» в Неделю Антипасхи вечером (накануне понедельника 2-й седмицы).

Радоница. Особенное значение в церковном обиходе имеет вторник 2-й седмицы по Пасхе, который является днем поминовения усопших и даже имеет специальное название – Радоница. Интересно, что данный термин известен любому мало-мальски воцерковленному человеку, хотя ни в Типиконе, ни в какой-либо другой богослужебной книге он не употребляется. Наименование «Радоница» означает, что в этот день «приветствуют умерших радостной вестью о воскресении Господа» [Никольский К., прот. С. 642].

Если Устав не упоминает об этом дне, откуда же взялась традиция совершать во вторник после Антипасхи особое поминовение усопших? Объяснение здесь простое и включает в себя два аспекта. Во-первых, Устав не позволяет в седмичные дни Великого поста совершать нарочитые памяти, (3-й, 9-й, 40-й дни, годовщины), случившиеся в этот период, но предписывает их переносить на ближайший день, когда может быть совершена полная заупокойная литургия (этот же мотив лежит в основе возникновения заупокойных служб в субботы Великого поста). Однако последняя заупокойная литургия совершена в 4-ю субботу Великого поста; после этого дня в оставшийся период поста нет ни одной субботы или воскресенья, где Устав может допустить служение заупокойной литургии. Следовательно, с конца 4-й седмицы и до Антипасхи «накапливаются» нарочитые поминальные дни в большом количестве. Во-вторых, Устав запрещает в период с Великого Четверга до Недели Антипасхи совершать литии о усопших в притворе (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и великий четверток», «зри»), что фактически означает запрет любого поминовения усопших в общественной церковной молитве в данный отрезок времени. Следовательно, все заупокойные поминовения должны быть перенесены на ближайший день после окончания указанного срока. Но на какой именно день? Понедельник Антипасхи не совсем подходит для этой цели, ибо вечером в Неделю Антипасхи совершается великая вечерня с пением великого прокимена, т.е. вечером в воскресный день заупокойные поминовения неуместны[20]. Потому идеальным «кандидатом» на роль первого дня после Пасхи, когда и вечером накануне, и в сам день утром можно совершать заупокойное поминовение, является вторник 2-й седмицы по Пасхе. Именно потому в этот день церковная традиция предписывает совершать поминовение усопших, в первую очередь тех, нарочитые дни поминовения которых пришлись на Страстную и Светлую седмицы, ну а вместе с ними и всех остальных.

Интересен вопрос о том, как поступить, если во вторник 2-й седмицы по Пасхе случится бденный или полиелейный праздник. Так как панихида в день Радоницы – явление неуставное, то понятно, что переносить уставную службу Минеи ради неуставной Радоницы, мягко говоря, неправильно. Следовательно, лучше перенести саму Радоницу в таком случае. Оптимальным вариантом будет перенесение всеобщего заупокойного поминовения на среду, хотя, как указывает святитель Афанасий (Сахаров), возможно и перенесение на понедельник. Отметим, что украинская традиция, соблюдаемая на Кубани, всегда предусматривает совершение Радоницы в понедельник (даже если вторник не отмечен никаким праздником и «свободен» для заупокойного поминовения)[21]. И хотя выбор этого дня, как уже было сказано, не может считаться оптимальным решением, все же празднование Радоницы в понедельник допустимо. Правда, в таком случае священник, чтобы не нарушать Устав, должен воздержаться от совершения панихиды в воскресенье вечером и ограничиться ее служением только в понедельник утром.

Церковный Устав не предусматривает пение в этот день особенных заупокойных молитвословий на службах суточного круга. Потому наилучшим решением будет совершение уставной службы попразднства Антипасхи (на вечерне, утрене и литургии), а в дополнение к ней – служение отдельной панихиды в понедельник вечером и во вторник утром (чаще всего панихиду совершают после литургии, хотя святитель Афанасий (Сахаров) рекомендует совершать ее перед литургией).

Понятно, что раз о самой Радонице богослужебные книги не упоминают вообще, тем более бессмысленно в них искать особого чина панихиды на Радоницу. Потому возникает законный вопрос: каким должно быть последование панихиды на Радоницу? Так как Устав дает нам единственный вариант панихиды, изложенный в 14-й главе Типикона, то логично полагать, что и на Радоницу панихиду следует совершать по тому же чину, разве что можно в самом начале вставить троекратное пение пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (исходя из той идеи, что все службы без исключения, совершаемые в данный период, должны начинаться пением этого тропаря). Однако такое последование панихиды, содержащее исключительно печальные заупокойные песнопения, как кажется, вряд ли будет гармонично сочетаться с пасхальным настроением верующих. Потому в приходской практике «стандартная» панихида на Радоницу почти не совершается, но имеет место тенденция добавлять в чин панихиды пасхальные песнопения. Понятно, что здесь открывается широкий простор для неуставного литургического творчества.

Прежде чем перейти к изложению конкретных вариантов совершения панихиды на Радоницу, рассмотрим вопрос о правомерности добавления пасхальных песнопений в чин панихиды. В строгом смысле «Устав Православной Церкви не терпит и не допускает смешения скорбно-заупокойного и торжественно-праздничного» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. Именно поэтому «какого-либо чина пасхальной панихиды церковный Устав также совсем не дает, конечно потому, что он не представляет и возможности такого чина, не предполагает и желания у верующих петь в эти дни какие-либо другие песнопения, кроме пасхальных» [Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших… С. ]. Единственный прецедент в этом отношении – последование погребения усопших на Светлой седмице, в котором пасхальные песнопения составляют основу, а заупокойные — добавляются в минимальном количестве. Но это – вполне понятное исключение, ибо чин погребения не может быть отложен более чем на неделю, потому иногда приходится его совершать и на Светлой седмице. Потому факт существования данного чина нельзя рассматривать как подтверждение легитимности принципа соединения пасхальных и заупокойных песнопений, того принципа, который как раз реализуется в совершаемых в приходской практике панихидах на Радоницу. В связи с этим любые последования панихиды, совершемые в приходской практике, в которых допускается смешение пасхального и заупокойного элемента, изначально входят в конфликт с предписаниями Устава.

Далее мы предложим два варианта совершения панихиды на Радоницу, ориентируясь на практику ведущих духовных академий Русской Церкви: Санкт-Петербургской и Московской. При этом четко нужно сознавать, что каждый из двух вариантов является неуставным и его относительный авторитет зиждется только на том, что богослужение в храмах духовных учебных заведений априори является образцом для всех других.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Глава 6. Пасха и светлая седмица. История праздника

История праздника... Идейное содержание пасхальных песнопений...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Попразднство Антипасхи. радоница.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Богослужение в Неделю Пасхи
Пасхальное богослужение – уникальное и самое торжественное в Православной Церкви. Это и понятно, ведь раз Пасха – «праздников праздник», по степени важности превосходящий двунадесятые праздники, то

Общие особенности богослужений пасхальным чином
Службы пасхальным чином имеют уникальные, только им присущие особенности. Причем лишь меньшая часть этих особенностей имеет основание в Уставе, тогда как большинство – порождение богослужебной прак

Крестный ход
Перед началом утрени в ночь Святой Пасхи совершается крестный ход. Сразу отметим, что относительно времени начала крестного хода существуют две практики. Или крестный ход начинается ровно в полночь

Последование пасхальной утрени
Пасхальная утреня – самая короткая и самая торжественная утреня в году. Эта утреня начинается сразу после крестного хода, причем начало совершается на паперти, и только после так называемого «пасха

Пасхальные часы
Пасхальный час — краткое богослужение, которое на Пасху и во все дни Светлой седмицы совершается не только вместо каждого часа, но и вместо повечерия, полунощницы, утренних и вечерних молитв. Все м

Слава, и ныне». «Господи, помилуй»(трижды). «Благослови».
Священник (с амвона): «Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко

Литургия
Литургия среди пасхальных богослужений в наименьшей степени претерпела изменения по сравнению с «обычным» чином. Проще говоря, на Пасху и в дни Светлой седмицы литургия совершается почти так же, ка

Последование пасхальной вечерни
На Пасху вечером, т.е. накануне Светлого понедельника совершается первый раз году вечерня пасхальным чином. Хотя в целом вечерня, совершаемая в дни Светлой седмицы, имеет один и тот же чин, вечерня

Общие и частные особенности служб Светлой седмицы
Сначала перечислим общие особенности всех дней Светлой седмицы, а потом – частные особенности отдельных дней. 1) Каждый день имеет свой глас воскресных песнопений Октоиха (стихиры на «Госп

Чин Крестного хода на Светлой седмице и в период от Антипасхи до отдания Пасхи.
На практике крестный ход пасхальным чином совершается в следующие дни: — во всю Светлую седмицу; — воскресные дни (от Антипасхи до Недели о слепом); — Преполовение Пятиде

Общая характеристика воскресных дней периода Цветной Триоди
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению более узкого периода от Антипасхи до отдания Пасхи, сделаем обзор воскресных дней периода Цветной Триоди. Прежде всего, обратим внимание, что для Цветной Триод

Общие особенности богослужений периода от антипасхи до отдания пасхи
Период от Антипасхи до отдания Пасхи охватывает 32 дня. В это время богослужения совершаются по чину, близкому к служению в период попразднства двунадесятых праздников. Вместе с тем богослужение им

Пасхальные песнопения и особенности в последовании
Отличительной чертой периода от Антипасхи до отдания Пасхи является употребление некоторых пасхальных и воскресных молитвословий в седмичные дни. Кроме того, некоторые изменения происходят в послед

Особенности богослужений в седмичные дни от антипасхи до отдания пасхи
Период от Антипасхи до отдания Пасхи занимает особое место в годичном круге богослужения и является уникальным во многих отношениях. В седмичные дни служба совершается по чину, во многом сходному с

Особенности всех богослужений суточного круга в случае одного святого без знака
Служение одному святому без знака – наиболее распространенный случай в период пения Цветной Триоди. В Месяцеслове Типикона в апреле и мае (т.е. в те месяцы, на которые приходится данный период[14])

Особенности всех богослужений суточного круга в случае шестеричного святого
Службы, имеющие знак «на 6», в апреле и мае встречаются достаточно редко — всего 5 случаев, из которых один Господский праздник (7 мая) и 4 памяти святых (27 апреля, 2, 15, 24 мая). Сразу скажем, ч

Особенности всех богослужений суточного круга в случае двух святых
Сразу отметим, что когда мы говорим о службе двум святым, то подразумеваем вседневную службу двум святым. В Типиконе представлен только один случай возможного соединения службы великому святому со

Особенности всех богослужений суточного круга в случае полиелейного святого
В апреле и мае мы имеем 6 полиелейных праздников: 25 и 30 апреля, 9, 10, 21 и 25 мая. Данный случай близко варианту празднования полиелейному святому в периоды попразднства двунадесятых праздников.

Особенности всех богослужений суточного круга в случае бденного святого
На данный период приходится три уставных бденных праздника – великомученика Георгия Победоносца (23 апреля), апостола и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая) и святых равноапостольных Мефодия и Кири

Особенности богослужения в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе
В субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю по Пасхе богослужение имеет ряд индивидуальных особенностей, связанных с двумя факторами. Во-первых, в эти субботы совершается отдание гласа, причем удельный вес воскр

Особенности в случае вседневной службы в субботу.
В этой рубрике мы объединили три возможных варианта: службы одному святому без знака, шестеричному святому и двум святым. Для всех указанных случаев в субботы 2-ю, 3-ю, 4-ю или 5-ю по Пасхе характе

Особенности в случае праздничной службы в субботу.
В этой рубрике объединены два случая: службы святым бденным и полиелейным. Какие индивидуальные черты имеет праздничная служба в одну из указанных суббот и в чем ее отличие от праздничной службы в

Антипасха
2-я Неделя по Пасхе имеет несколько наименований в Уставе: Антипасха, Неделя Фомина (также Неделя о Фоме), Новая неделя. Термин «Антипасха» в данном контексте можно перевести «вместо Пасхи», так ка

Особенности богослужения в сам праздник
Праздник Антипасхи занимает особое место в годичном круге богослужения. С одной стороны, по своему уставу он максимально близок к двунадесятым праздникам, имеет немало особенностей, присущих именно

Сходство Антипасхи с двунадесятыми Господскими праздниками.
1. Отмена воскресной службы Октоиха. Действительно, почти все воскресные песнопения отменяются, все изменяемые песнопения поются как на двунадесятый праздник. Это – самый важный признак, сбл

Отличия Антипасхи от двунадесятых Господских праздников.
Этот аспект представим в виде таблицы, в левой колонке которой будут сами отличительные признаки, а в правой – комментарии, имеющие цель показать, что отсутствие того или иного элемента, характерно

Панихида на Радоницу в СПбПДА.
В этом варианте схема панихиды сохраняется, в нее вставляется минимум пасхальных песнопений: «Христос воскресе из мертвых…», ирмосы Пасхи, кондак «Аще и во гроб…» «Благословен Бог наш…».

Панихида на Радоницу в МДА.
В московском варианте, который заимствован нами из книги архимандрита Иоанна (Маслова), за основу берется сокращенное последование пасхальной утрени, в которое в свою очередь вставляются заупокойны

Особенности богослужения в воскресный день
Неделя жен мироносиц открывает собой последовательность 4-х воскресных дней, которые в узком смысле можно назвать «попразднством Святой Пасхи», ибо именно в Недели 3-ю, 4-ю, 5-ю и 6-ю по Пасхе на б

Особенности пения тропарей на 3-й седмице по Пасхе
3-я седмица по Пасхе (попразднство Недели жен мироносиц) отличается особым уставом пения и чтения тропарей на службах суточного круга (других индивидуальных особенностей она не имеет и служба в цел

Неделя о расслабленном
В этот день воспоминается чудо исцеления Господом Иисусом Христом расслабленного при купальне Вифезда, описанное в Ин. 5:1–15 (этот евангельский фрагмент читается на литургии). Почему это евангельс

Идейный смысл богослужения
В Неделю о расслабленном Церковь в первую очередь продолжает славить Воскресение Христово. Интересно, что подавляющее большинство песнопений богослужения данного дня связан с темой Воскресения и ли

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о расслабленном
Соединяются три вида песнопений: воскресные 3-го гласа, пасхальные и праздника Триоди. Служба совершается по той же схеме, что и в Неделю жен мироносиц, разве что настоящий праздник Триоди имеет ме

Преполовение Пятидесятницы
Удивительный во многих отношениях праздник приходится на среду 4-й седмицы по Пасхе. Его название в первую очередь указывает на место этого дня в последовательности праздников Триоди. Среда 4-й сед

Особенности богослужения в среду 4-й седмицы по Пасхе
Преполовение Пятидесятницы в богослужебном отношении – уникальный праздник. По сути, это — недвунадесятый Господский праздник без литии и полиелея, но по многим особенностям он близок праздникам дв

Попразднство и отдание Преполовения
Преполовение Пятидесятницы среди недвунадесятых праздников Триоди имеет самый длительный период попразднства – 7 дней. В принципе, попразднство Преполовения в уставном отношении во многом сходно с

Особенности богослужения в воскресный день. Попразднство Недели о самаряныне
Неделя о самаряныне стоит особняком среди недель попразднства Святой Пасхи, так как она попадает в попразднство Преполовения, в результате чего соединяются 4 вида песнопений: воскресные 4-го гласа,

Отдание Пасхи
В среду 6-й седмицы по Пасхе совершается отдание праздника Пасхи. Пасха как самый важный праздник в церковном году имеет наибольший период празднования – 39 дней, из которых первые 7 дней празднует

Богослужебные особенности праздника
Все богослужения на практике совершаются в ризах белого цвета. Служба совершается по чину двунадесятого Господского праздника, разве что можно отметить следующие особенности (наиболее значимые выде

Попразднство Вознесения Господня
Вознесение Господне имеет максимальный для двунадесятых праздников период попразднства – 8 дней. Начинается попразднство в пятницу 6-й седмицы по Пасхе, отдание совершается в пятницу 7-й седмицы (н

Неделя 7-я по Пасхе
В неделю 7-ю по Пасхе совершается память отцов I Вселенского собора. Устав данного дня предусматривает соединение 3-х служб: воскресной 6-го гласа, попразднства Вознесения Господня и святых отцов.

Служба Троицкой субботы
Пятидесятница не имеет предпразднства, но накануне совершается заупокойная служба по тому же чину, как и в субботу Мясопустную. Троицкая суббота – вторая суббота, именуемая «вселенской родительской

Пятидесятница
В неделю 8-ю по Пасхе Церковь празднует последний подвижный двунадесятый праздник – Пятидесятницу или День Святой Троицы (другое название праздника). Таким образом, завершается большой семинедельны

Особенности богослужения в сам праздник
В целом богослужение совершается по схеме двунадесятого Господского праздника, причем воскресные песнопения, как это свойственно только Господским праздникам, опускаются совершенно (так что для удо

Попразднство Пятидесятницы. День святого духа.
Попразднство Пятидесятницы длится 6 дней и 1-й день этого попразднства имеет собственное название – День Святого Духа или Понедельник Святого Духа. Служба этого дня аналогична службе в праздник Соб

Великая вечерня в Неделю Пятидесятницы
Среди богослужений подвижного круга много служб уникальных, имеющих такие богослужебные особенности, которые встречаются или крайне редко, или вообще раз в году. Последним таким уникальным богослуж

Особенности малого повечерия, полунощницы, утрени и литургии в понедельник святого духа
На всех этих службах употребляются песнопения самой Пятидесятницы, хотя есть и несколько отдельных молитвословий. Мы подробно остановимся лишь на отличиях от службы праздника, а совпадающие фрагмен

Другие дни Попразднства Пятидесятницы.
Попразднство Пятидесятницы (вместе с Днем Святого Духа) длится 6 дней и отдание праздника совершается в субботу по Пятидесятнице. Служба совершается по общему чину богослужения в попразднство, разв

Неделя всех святых
Первый воскресный день после праздника Пятидесятницы посвящен памяти всех святых. Символический смысл выбора именно такого воспоминания для данного дня очевиден. В Пятидесятницу мы праздновали день

Неделя всех святых, в земле Российской просиявших
В 1-ю неделю поста святых апостолов (она же 2-я неделя по Пятидесятнице) Русская Церковь, подобно тому как она в прошлое воскресенье прославляла вместе с другими Поместными Церквами память всех свя

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги