Церковь и государство в XV-XVII

1.15-первая полов 16в.

Рус гос-во и церковь не знали религиозн конфликтов и воин,тк церковь заинтерес в укрепл гос-ва.-она поддерж деят нязей. Однако в сер 15 в отношения между церквью и гос-ом меняются:

–1453г Константинопль пал под ударами турок –османов и Византия перестала существовать > рус провос церковь поностью независ от византиии, но теряет поддерж Константинопля

–церковь в матер полож не завис от гос-ва, что позвол ей вести самост внутр пол-ку.

Т.о церковь вступает в противор с гос-ом,тк пытается отстоять свою важн роль во внутр по-ке. Тем неменее в 15-16вв б часть иерархов церкви поддерж велико-княж властью, тк на руси появл религиозныеереси и в лице гос-ва они видели того, кто бы ьоролся с ересями.Ересь – религиоз течение, которое отклн от доминирующих канонов церкви. Она по-разному трактуется в историографии: реформациооногуманистич направление против церкви и за реформу церкви; форма классов протеста соц низов против феод верхов. Появл ересей на руси в 2 течния:

-нестяжители –счит, что церковь не д иметь свои матер ценности.Оно поддерж гос-ом.

-осифляне-церковь д быть богатой, противостоять гос-ву и важн звено во внутр пол-ек.

2 вторая полов 16 века

1551г-Стоглавый собор(Иван 4 изложил свои в)

-различ сферы деят церкви( ритуалы, служба). Особое вним царь обращ на дисциплину

-пробл церков землевлад.

-просветительская роль церкви.

Осифляне(лидер Макарий) против изъятия церк земель, против любого подчин церкви гос-ву. По мнению царя все церков службы дб подсудны светскому суду.

Собор подтвердил свободу церков деят-ти от свет суда и независ церк земель. Макарий знал х-р Ивана4 и пытался избеж конфликта. После оконч собора царь с согласия церкви издал бумаги, которые огранич дальнейш рост церков землевлад. Т.о. найден компромисс 11 мая 1551г:

-Монастырям, без санкции царя, запрещ приобр новые земли в любой форме

-все земли которые отошли к церкви в период бояр правл(38-47) возвр в казну

-церковьлишалась рояда налог льгот: д выплач спец налоги на выкуп пленных-полонянечные деньги.Запрещ основ в городах новых слобод.

17век:

По поруч Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу:

-устанав единый для всех церквей культ богослужения по греческому образцу;

-вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятию;

-земные поклоны заменялись поясными;

- устанавл единоголос во время церковной службы;

- во время крестного хода двигались навстречу солнцу;

- Иисус вместо старого Исус;

- «Аллилуйя» стали произносить трижды, а не дважды;

- заново были перевед с греч богослужеб книги, в которые вносились исправления.

- для богослуж допуск иконы только греческого письма.

Церковную реформу Никона поддержали царь, его окружение, представители высшего духовенства и православные патриархи. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви.Многие верующие выступали против нарушения старых догматов, троеперстие называли дьявольским. Никона обвиняли в «латинстве» и греческой ереси. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум, человек фанатичный, нетерпимый.

В 1654 г. по требованию Никона церковный Собор одобрил все реформы, а Собор 1656 г. отлучил от церкви всех сторонников старых обрядов. Так произошел раскол церкви.

Но главной целью осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Постепенно в боярской среде сложилась оппозиция Никону, которая сумела поссорить патриарха с царем.