Иконоборчество как результат секуляризации членов Церкви.
Иконоборчество как результат секуляризации членов Церкви. - раздел История, Опыт исторического изложения догмата иконопочитания 1. См., Напр., Василев А. История Византийской Империи. Спб., 2000, Т.1, С. 3...
1. См., напр., Василев А. История византийской империи. Спб., 2000, т.1, с. 338-349. Флоровский Г. Ориген, Евсевий и иконоборческий спор. // Догмат и история. Москва, 1998, с. 352 и сл.
2. Относительно раскрытия и формулирования церковных догматов как заданных истин Божественного Откровения см.: Хр. Гяуров. Въведение в Православното догматично богословие. София, 1926, с. 92-93.
3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Петроград, 1918, т.IV,с.510.
4. Более подробно см.: Васильев А. Указ. соч., с. 323-338. Мнение А.Васильева противоположно мнению Г.Острогорского : О тобожньоj реформаторскоj делатности и савриjаца // Сабрана дела, книга трета. Просвета –Белград, 1970, с. 30-36. Грабарь А. Император в византийском искусстве. Москва, 2000, с. 180-181.
5. Васильев А. Указ.соч., с. 345-346.
6. Проф. А. Васильев считает, что в деятельности иконоборческих императоров главная энергия была направлена на политику секуляризации общества (с. 355). Ниже он проводит параллели с политикой секуляризации в Западной Европе в Франкской империи при Карле Мартеле, с. 440-441.
7. Флоровский Г. Указ. соч., с. 354.
8. Болотов В. Указ. соч., с. 510.
9. Никифор, патр. Константинопольский. Творения святого отца нашего Никифора. Архиепископа Константинопольского. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904, часть первая, с. 437.
10. Там же, с. 438.
11. Тафт Р., Фаруджа Е. Теология на литургията и теология на символа. София, 1992, с.129.
12. Болотов В. Указ. соч.,с.537. В конечном итоге цель иконоборческих императоров была достигнута. Церковь была полностью разгромлена. См. : Васильев А. Указ.соч.,с.384-примечания.
13. Тафт Р., Фаруджа Е. Указ.соч.,с.130.
14. Карташев А. Вселенские соборы. Москва, 1994, с.477.
15. Бакалов Г. Средновековният български владетел (титулатура и инсигнии). София, 1995, с. 39.
16. Острогорский Г. История на византийската държава. Изд.: Прозорец. София, 1987,с.245. Лихачова В.Д. Изкуството на Византия. София, 1987,с.74. Лихачова В.Д. Византийская миниатюра. Москва, 1977,с.11. Грабарь Ан. Очерки византийского искусства (перевод с французского). Б.н. и б.д. Библиотека на МДА, с. 33. Необходимо подчеркнуть, что нельзя смотреть на прошлое с современной точки зрения. Эти, как будто совершенно светские, сцены имели также культовый характер. Смысл их в том, что они изображают жизнь императора, имеющую культовый характер. Этот момент особенно ярко выражен в иконоборческую эпоху, когда император являлся своего рода живой иконой Христа. Поэтому уже упомянутую живопись можно назвать также религиозной. См.:Грабарь Ан. Император в византийском искусстве, с. 77 и сл.
17. Кочев Н. Философската мисл във Византия IX-XII в. София, 1981,с.18. См.: Правило 13 Седьмого Вселенского собора. Правила святых вселенских соборов с толкованиями. Правила соборов 6-7. Москва, 1912,с.361-365. Вообще правила Седьмого Вселенского собора дают интересную картину тогдашней церковной действительности. На соборе отцы предпринимают ряд мер по исправлению положения, созданного иконоборческой политикой секуляризации. Например, решения против симонии — Правила 4,5,19; о безграмотности епископов и клириков- Правило 2; о восстановлении оскверненных храмов (8); о восстановлении ограбленного церковного имущества (11,12); о получении духовного сана с помощью мирских лиц (3); о восстановлении использованных для мирских целей храмов и монастырей (13); о запрещении светским лицам проповедывать и участвовать в священных богослужениях без архиерейского благословения (14), о запрещении клирикам носить роскошные светские одежды (16) и т.п. Более подробно см.: Андреев Ив. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Сергиев Посад, 1907,с. 156-158.
18. Успенский Л. Богословие иконы Православной церкви. Париж, 1989, с.106.
Ветхозаветные основы иконопочитания.
Во все времена иконоборцы используют в своих аргументах вторую заповедь «Декалога» Моисея — «Не делай себе кумира и никакого изображения» и пророческие тексты, в которых запрещалось идолопоклонниче
Новозаветные основания иконопочитания.
Если в Ветхом Завете непосредственное Божье откровение было словом, то в Новом Завете оно осуществляется и через слово и через образ, поскольку Невидимый стал видимым, Неописуемый стал описуемым. Т
Раннехристианские изображения.
В классическом античном искусстве основное внимание уделялось внешнему виду, форме. Основанное на представлении о психофизической гармонии это искусство стремилось выразить силу духа через красивое
Пято-Шестой собор о священных изображениях.
«Так же как и сам образ, учение Церкви о нем не является позднейшим придатком христианского учения; оно непосредственно вытекает из учения о спасении и коренится в христианском мировоззрении. Оно и
Иконоборчество как результат секуляризации членов Церкви.
Само по себе иконоборчество довольно сложное явление, а как еретическое учение оно все еще недостаточно изучено. Во многих курсах по истории Византии и патрологических трудах по иконоборчеству соде
Византийский василевс и иконоборчество.
Каково место и функция гонений на иконы в рамках уже упомянутого процесса обмирщения Церкви в иконоборческой Византии? Во всяком случае, их нельзя объяснить простым утверждением, что иконы подверга
Эллинистическое влияние на иконоборческую доктрину.
На иконоборческом соборе 754 года присутствовали 338 епископов, т.е. почти весь епископат Константинопольской церкви осудил почитание святых икон. Не стоит думать, что члены этого собора испытывали
Иконопочитание в свете Боговоплощения.
«Для понимания богословской сущности спора об иконах необходимо начинать с анализа связи, существующей между вопросом об иконах и догматом о воплощении, и во главу угла необходимо поставить неразры
Связь иконы с первообразом.
Иконоборцы отрицали не только существование икон, но прежде всего их почитание и поклонение им. А для православных было необходимо не только защитить иконописание, но прежде всего их почитание и по
Сущность иконопочитания.
«Икона, прежде всего — поклонный образ»,- пишет проф. В.Бычков. /1/ Икона по своему месту в феофании (Богоявлении) является достопоклоняемой./2/ Прежде всего нужно строго определить границы этого п
Возможность изображения св. Богородицы, св. Ангелов и святых.
Догматический спор об иконах свелся прежде всего к вопросу об иконах Христа, в связи с чем решался и вопрос об иконах другого содержания. Решения VII Вселенского собора узаконивают не только иконы
Значение иконопочитания для христианской жизни
В наше десакрализированное время, когда икона для протестантов является идолом, для католиков — «книгой для неграмотных», а для множества номинальных православных — модным украшением дома, учение о
Происхождение христианского изображения
1. Успенский Л. Богословие иконы Православной церкви. Париж, 1989, с. 7.
2. Христова Н. Истински православни христиaни или духовно поклонение. «Българско Библейско Дружество», 1994, с.29,
Библейские и исторические основы иконопочитания.
1. Безансон Ал. Запретный образ. Москва, 1999, с. 73.
2. Чифлянов Бл. Иконоборческия спор (богословски перспективи) // Духовна култура, София, 1988, № 7,с. 23.
3. Силвестър (Малев
Новозаветные основания иконопочитания.
1. Успенский Л. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989, с. 16.
2. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Спб., 1893, с. 11
Раннехристианские изображения.
1. Димитров Д. История на изкуството. София, 1991, с. 51.
Успенский Л. Указ. соч., с.35-36 и сл.
2. Лазарев В.Н. История византийской живописи. Москва, 1986, с. 23. См. также Кура
Пято-Шестой собор о священных изображениях.
1. Успенский Л. Указ. соч., с. 61.
2. Протоиерей Георгий Флоровский пишет : «Это не просто канон — это вероучительное установление и предписание. Им указывается направление последующего до
Византийские василевсы и иконоборчество.
1. Божилов Ив. Византийският василевс //Византийските василевси. София, 1997,с.7.
2. Драгова Н. Балканският контекст на старо-българската писмена култура (VIII-XII век). София, 1992, с.44.
Влияние эллинизма на доктрину иконоборчества.
1. Утверждение, что духовенство, симпатизирующее иконоборчеству, приняло эти взгляды не по убеждению, а «из-за страха и честолюбия» не отвечает действительности. Васильев В. История византийской им
Иконопочитание в свете Боговоплощения.
1. Острогорский Г. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой в сочинениях православных апологетов раннего периода иконоборчества // Семинариум Кондаковианум. Прага, 1927,с.36.
Связь иконы с первообразом.
1. Чифлянов Бл. Иконоборческият спор // Духовна култура, 1988, кн.8,с.15.
2. Федор Студит, преп. Указ.соч.,с.128.
3. Там же.
4. Там же. В этом преп. Федор Студит следует
Сущность иконопочитания.
1. Бычков В. Малая история византийской эстетики,с.187.
2. Булгаков С. свящ, Указ.соч.,с.129.
3. Деяния вселенских соборов, с.17.
4. Кочев Н. Указ.соч., с.233.
5
Новости и инфо для студентов