Византийские василевсы и иконоборчество.

1. Божилов Ив. Византийският василевс //Византийските василевси. София, 1997,с.7.

2. Драгова Н. Балканският контекст на старо-българската писмена култура (VIII-XII век). София, 1992, с.44. Лазарев В.Н. история Византийской живописи. Москва, 1986, с.37.

3. См. более подробно: Острогорский Г. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Москва, 1973,с.34. Грабарь Ан. Император в византийском искусстве. Москва, 2000,с.15.

4. Божилов Ив. Указ. соч.,с.22.

5. Тафт Р., Фаруджа Е. Указ. соч.,с.129.

6. Бакалов Г. Византия (културно-политически очерци). София, 1993, с.295. Грабарь Ан. Указ. соч., с.180-181.

7. Более подробно см.: Грабарь Ан. Указ.соч.,с.177-188.

8. Идеологический образ императора как господина, вдохновляемого и охраняемого Богом, как некий Его образ на земле, был заложен еще Евсевием Кесарийским, но в конечном счете эта идеология никогда не была официальной «церковной концепцией», по выражению сербского патролога еп. Атанасия Евтича. См. его :Патрологjа. Източни оци и писци 4. И 5. Века од Никеjе до Халкидона 325-431. Београд, 1984, с.13,15. Как будет указано далее (гл.2, пункт 3 настоящей работы) богословские взгляды Евсевия Кесарийского были основополагающими для иконоборческого учения, поэтому естественно, что его политические взгляды нашли отражение в политической программе и идеологии иконоборческих императоров. В данном случае она тесно связана с отрицанием иконных изображений.

9. Более подробно см. : Грабарь Ан. Указ. соч., с. 111-113.

10. Более подробно см. :Шарл Дил, Рамбо Ал.Византия (културно-исторически очерки). София, 1930,с.50-51.

11. Божилов Ив. Указ.соч.,с.33.

12. Караянопулос Й. Политическата теория на Византийците. София, 1992, с.77,80.

13. Более подробно см. :Острогорский Г. Однос Церкве и Државе //Сабрана дела, книга трета. Просвета-Београд,1970, с.228-229.

14. О функции императора как учителя веры -…………………………… см.: Грабарь Ан. Указ.соч., с.122, примеч. 2.

15. Стоянов Хр. Из историята на иконоборчеството (717-741), Годишник на Духовната Академия, т.XXX, 1980/81, с.89-90.

16. Деяния вселенских соборов, с.328.

17. Афанасьеф Н. Трапеза Господня. Рига, 1991,с.31.

18. Симеон Солунски,свят. Сочинения блаженного Симеона Архиепископа Фесалоникийскаго. Спб, 1856, с.183, 243.

19. В так называемых «наставлениях старца о святых иконах» () представитель иконоборческого учения утверждает, что «ибо император –подражатель () Христу…(Император является подражателем Христу -). См.:Мелиоранский Б. с.VIII, лист. 145 а.

20. Более подробно :Грабарь Ан. Георгий Киприянин и Иоанн Иерусалимлянин, два малоизвестных борца за Православие в VII веке. Спб, 1901 Указ.соч.,с.25-31.

21. Прежде всего это относится к победоносному кресту (), являющемуся символом божественной императорской власти. Более подробно: Грабарь А. Указ.соч.,с.51-57.

22. Караянопулос Й. Указ.соч.,с.19.

23. Цит. по :Божилов Ив. Указ.соч.,с.9.

24. Драгова Н, Указ.соч.,с.45.

25. Патриарх Никифор недвусмысленно свидетельствует, что статуи Константина V заменили изображения Христа. Указ. соч. с.438

26. Лихачова В.Д. Изкуството на Византия. София, 1987, с.71.

27. Цит. По :Караянопулос Й. Указ.соч.,с.295. Об отношении между Церковью и Государством см. основной труд Г.Острогорского «Однос Церкве и Държаве у Византиjи»//Сабрана дела, книга пета, Просвета-Београд,1970,с.224-237.