Связь иконы с первообразом.

1. Чифлянов Бл. Иконоборческият спор // Духовна култура, 1988, кн.8,с.15.

2. Федор Студит, преп. Указ.соч.,с.128.

3. Там же.

4. Там же. В этом преп. Федор Студит следует преп. Иоанну Дамаскину, который пишет : «…благодать святого Духа неистощимо пребывает в святых изображениях не по причине их сущности, а вследствие благодати и (божественного) действия…» Указ.соч.,с.16. Более подробно о богословии преп Иоанна см.: Шенборн Кр. Указ.соч., с.179-186.

5. Цит. по : Лосски Вл. Мистическото богословие на източната Църква. Догматическо богословие. Велико Търново, 1993, с. 43.

6. Стоядинов М. За различието на енергията от същността и ипостасите на св. Троица //Духовна култура. София, 1994, кн. 12,с.10.

7. Мейендорф Ин. протоиер., Жизнь и труды свят. Григория Паламы. Спб.,1997,с.301.

8. Лосский Вл. Указ.соч.,с.45.

9. Там же,с.53.

10. Мейендорф Ин. протоиер Указ.соч.,с.249.

11. Стоядинов М. Указ.соч.,с.12-13.

12. Лосский Вл. Указ.соч.,с.102.

13. См.: Ласков Д. Православно догматическо богословие. София, 1927,с.245-255. Связь иконы с телом святого видна и в церковной практике помещать в некоторые иконы частицы св. мощей святых, изображенных на этих иконах. См. : Бычков В. Духовно-эстетические основы русской иконы. Москва, 1995, с. 256.

14. Шенборн Кр. Указ.соч.,с.185.

15. Тенекеджиев Л. Учението на св. Иоан Дамаскин за почитането на св. икони // Духовна култура, 1988, кн. 4, с. 13. По мнению В.В.Бычкова, который рассматривает теорию образа преп. Федора Студита, на иконе изображается со всеми конкретными деталями изначально заложенное в замысле Творца, так сказать «онтологический портрет» человека, а не одномоментное состояние его внешности. Нечто вроде «фотографии» его конкретного онтологического облика, практически неподвластного никаким изменениям, ни внешним, ни внутренним, его лика, а не изменяющегося лица. Малая история византийской эстетики,с.189.

16. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы,с.100.

17. Цит. по : Тенекеджиев Л. Указ. соч.,с.14. именно патриарху Никифору принадлежит заслуга богословской формулировки идеи о том, что икона обладает сходством по подобию, а не сходством по сущности. См. : Шенборн Кр. Указ.соч.,с.197-200.

18. Бичков В. Византийска естетика,с.112. Необходимо подчеркнуть, что иконе изображается не идея, а именно лицо-лик, не воплощение, а воплотившийся Сын Божий. Существуют и иконы –идеи, как например, «София премудрость Божия» или «Отечество», но эти иконы Церковь не восприняла. Они далеки от православной традиции. На иконе, если можно так сказать, изображено то, что мы видим. См. : Бычков В. Малая история византийской эстетики, глава о патриархе Никифоре.

19. Деяния вселенских соборов,с.616.

20. Федор Студит, преп. Указ.соч.,с.180-181.

21. Успенский Л. Указ.соч.,с.132-135.

22. Срв. :Бычков В. Византиска естетика.с.127. Тот же автор конкретизирует, что это явно происходит от древнееврейского отождествления имени и сущности объекта. Малая история византийской эстетики,с.161.

23. Деяния вселенских соборов,с.128.

24. Шмеман Ал. протоиер От вода и Дух. Изд. : «Фондация Покров Богородичен», 1997,с.151.

25. Кураев Ан., диакон, Традиция. Догмат. Обряд. София, 1996,с.270.

26. Федор Студит, преп. Указ.соч.,с.179.

27. Там же,с.127.

28. Булгаков С. протоиер Икона и иконопочитание. Париж,1931,с.118.

29. Цит. по: Чифлянов Бл. Указ.соч., с.16-17.

30. Федор Студит, преп. Указ.соч.,с.129.

31. Сергий, архиеп. Владимирский. Православное учение о почитании святых икон. Спб.,1899,с.92 и сл.

32. Зинон, архим. Беседы иконописца. Новгород, 1993,с.64.

33. Деяния вселенских соборов,с.235 и сл.

34. См.: Савчева Ел. Иконата в православната традиция //Духовна култура, 1995,кн.12.с.20.

35. Булгаков С. протоиер., Указ.соч.,с.118; срв. : Гаврюшин Н. Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Москва, 1993,с.31.

36. Булгаков С. протоиер. Указ.соч.,с.121.

37. См. :Требник. София, 1994,с.510 и сл.

38. Булгаков С. протоиер. Указ.соч.,с.121.

39. Климент Охридски, свят. Пространно житие на Константин — Кирил Философ // Събрани съчинения. София,1973,т.III,с.92.

40. Булгаков С. протоиер. Указ.соч.,с.126.

41. Там же.

42. Там же,с.130.

43. Там же, с.158.

44. Гаврюшин Н. Указ.соч.,с.31.

45. Юлиания (Соколова), монах. Картина и икона // ЖМП, 1981,кн.7,с.78.

46. Зинон, архим. Указ.соч.,с.37.

47. Деяния вселенских соборов,с.226.

48. Юлиания (Соколова),монах. О древней иконописи // ЖМП, 1975,кн. 6.с.74. См. также ее статью «Православная икона» // Труд иконописца. Свято-Троицкая Лавра, 1995,с.153

49. Шиваров Н., протопр. Иконопочитанието в България и отражението му върху книжовното и културното дело през «Златния век» (IX-Xв) // Духовна култура, 1988,кн.9,с.16-17.

50. Чифлянов Бл. Литургика. София, 1997,с.315. Интересна по своему содержанию молитва об освящении иконы Христа. В ней молят Господа Бога одарить освящаемую икону «благословением и силой» Нерукотворного образа на Убрусе. См. :Требник,сч.510-516.

51. См.: В своем третьем слове преп. Иоанн Дамаскин перечисляет несколько видов изображений и общим в разных типах образов является именно то, что икона действенно являет первообраз, независимо от того, о какой иконе (образе) идет речь. Указ. соч., с. 101-104.

52. Кураев Ан. диакон, Указ.соч.,с.272.

53. Федор Студит, преп. Указ.соч.,с.233.

54. Кураев Ан. диакон, Указ.соч..с.271-272.

55. Смядовски Ст. Чинъ надъ иконописьцемъ (?) // Проблеми на изкуството, 1996,кн.2,с.20 и сл.

56. Флоренский П. свящ., Иконостас. София, 1994,с.63 и сл.

57. Максим Грек. О святых иконах //Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. (Антология) под ред. Н.Гаврюшина. Москва, 1993,с.46.

58. Уильямс Дж. Указ.соч.,с.322.

59. Бычкрв В. Духовно-эстетические основы русской иконы,с.259.

60. Икона. Секреты ремесла. Сборник. Сост. А.С.Кравченко, А.П.Уткин. Москва,1993, с.107.

И сама техника иконописания называется роскрышь, явление. См.: Успенский Б. Съчинения. София, 1992, т.I,с.173.

61.Лихачев Н.П. Манера письма Андрея Рублева. (Реферат, читанный 17-го марта 1906 года),с.11.

62. Булгаков С. свящ, Указ.соч.,с.130.

63. Успенский Л. Указ.соч.,с.115. прим. 30.