Сущность иконопочитания.

1. Бычков В. Малая история византийской эстетики,с.187.

2. Булгаков С. свящ, Указ.соч.,с.129.

3. Деяния вселенских соборов, с.17.

4. Кочев Н. Указ.соч., с.233.

5. Успенский Л. Указ.соч., с.72-73.

6. Федор Студит, преп. Указ. соч., с.133.

7. Цит. по : Чифлянов Бл. Иконоборческият спор // Духовна култура, 1988, кн.7,с.22.

8. Цит. по: Карташев Ан. Указ.соч., с.521.

9. Бичков В. Византийска естетика, с.130.

10. Деяния вселенских соборов,с.17. Очень часто богословская деятельность Седьмого Вселенского собора недооценивается, потому что не понимается цель, ради которой был созван этот собор. Он должен был выработать именно формулу правильного иконопочитания, а не искать христологические аргументы в защиту икон и иконопочитания. Проф. Ив. Андреев, например, один из немногих ученых, которые дают некоторый более подробный анализ богословской деятельности Седьмого Вселенского собора. См. : Андреев Ив. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Очерки их жизни и деятельности в связи с ходом иконоборческих смут. Сергиев Посад, 1907,с.141-156.

11. Иоанн Дамаскин, преп. Указ соч.,с.49.

12. Цит. по : Чифлянов Бл. Указ. соч.,кн.8,с.8.

13. Более подр. : Schmeller Al. Pocket Concordance to the Greek New Testament. Sttuttgart, 1994, p.438.

14. Smoller Al. Op. Cit., p.307-308.

15. Дюлгеров Д. Цоневски Ил. Учебникъ по мисионерство. София, 1937, с.540.

16. Деяния вселенских соборов, с.234.

17. Там же. С.235.

18. Лосски Вл. Преданието и преданията // Кураев А. диакон, Указ.соч.. с.347.

19. Иоанн Дамаскин, преп. Указ.соч., с.92.

20. Цит. по Успенский Л. Указ.соч., с.104.

21. Цит. по : Чифлянов Бл. Указ.соч., кн.7. с.28.

22. Иоанн Дамаскин, преп. Указ.соч., с.21-22.

23. Булгаков С. свящ, Указ.соч., с.135.

24. К подробному развитию мысли подводит и проф. А.Карташев. Указ.соч., с.476.

25. Мейендорф Ин. Указ.соч., с.251.

26. Там же, с.243.

27. Там же. С.230.

28. Иоанн Дамаскин, преп. Указ. соч.,с.16.

29. Там же, с.98.Это. конечно, не означает, что икона является уступкой «слабости» человека. См. : Шенборн Кр. Указ.соч., с.219.

30. Паттерсон-Шевченко Н. Иконы в литургии // Восточно-христианский храм. Литургия и искусство. Спб., 1994, с.36 и сл.

31. Более подробно см. : Макарий, архиеп. Харьковский. Православное догматическое богословие. Москва, 1985, с.437.

32. Коев Т. Икона и иконопочитание // Сборник материали за кандидат-студенти по богословие. Велико Търново, 1992, с.152.

33. Иоанн Дамаскин, преп. Указ. соч., с.55.

34. Там же, с.59

35. Болотов В. Указ.соч., Указ.соч.. с.525.

36. Деяния вселенских соборов, с.153.

37. Там же, с.285.

38. Василий Великий, свят. О святом Духе //Творения, ч.III. Москва, 1992, с.300.

39. Тафт Р., Фаруджа Е. Указ.соч., с.130.

40. Иоанн Дамаскин, преп. Указ. соч., с.17.

41. Там же,с. 3-4.

42. Там же, с.111. Эта мысль находит продолжение у проф. В.В. Бычкова : « И любовь, и целование, и поклонение, по глубокому убеждению иконопочитателей, через посредство иконы переходят к первообразу,т.е. осуществляется акт общения, хотя и не непосредственного, с изображенным персонажем.» Малая история византийской эстетики,с.175.

43. Деяния вселенских соборов, с.17.

44. Флоренский П. Моленные иконы преподобного Сергия // Избранные труды по искусству. Москва, 1996, с.247. Слово «анамнисис» по отношению к богослужению и танствам использовано не в смысле простого воспоминания, а раскрытия реальности, всегда присутствующей в Церкви. Лосский Вл. Мистическото богословие на Източната Църква. Догматическо богословие. Велико Търново, 1993, с. 143. Этому духу соответствует 82 правило Трульского собора : «.. на память Его плотского жития (). Преп. Иоанн Дамаскин говорит: «Изображения же прошедшего существуют для воспоминания…» Указ.соч., с. 114.

45. Бичков В. Византийска естетика, с.120.

46. Там же. С.78. Более подробно о формировании средневековой теории о приоритете зрения над остальными чувствами и сущности зрительного восприятия см. статью Вл.Р. Василик  в контексте антииконоборческой полемики ( об одной античной реминисценции в XVII гомилии патриарха Фотия) //Литургия, архитектура и искусство византийского мира : Труды XVIII международного конгресса византинистов (Москва, 8-15 августа 1991) и другие материалы, посвященные памяти о.Иоанна Мейендорфа. Спб., 1995.

47. Бичков В. Указ. соч.,с.112.

48. Иоанн Дамаскин, преп. Указ. соч.,с.14.

49. Языкова И. Богословие иконы. Москва, 1995, с.17.

50. Цит. по: Бичков В. Указ. соч., с.173, прим. 47.

51. Флоренский П. Иконостас. София, 1994, с.105.

52. Старец Силуан Афонский. Москва, 1996, с.26. Не менее характерен в этом отношении и молитвенный опыт другого современного афонского подвижника — старца Иосифа Исихаста, который многократно сподобился созерцать явление Божьей матери через ее икону. См. :Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000, с.74-77, 120-123.

53. Вышеславцев Б. Этика преображенного эроса. Москва, 1994, с.70.

54. Иоанн Дамаскин, преп. Указ.соч., с.19. Можно сказать и так : не я видел икону и потому спасен, а через икону видел воплотившегося Бога и потому спасен. Преп. Иоанн Дамаскин связывает и здесь иконопочитание с христологией. икона есть свидетельство Боговоплощения.

55. Иоанн Кронштадский, свят. Моя жизнь во Христе. Т.II. Спб., 1893, с. 327.

56. Иоанн Дамаскин, преп. Указ.соч., с.96,87.

57. Деяния вселенских соборов, с.167.

58. Огнева Е. Икона в православной эстетике и жизни // ВРХД, 1982, № 136, с. 132.

59. Шенборн Кр. Указ. соч., с.218

60. Языкова И. Указ. соч., с. 17. Нельзя не отметить того, что преп. Федор Студит категорически выступал против всяческого разделения христиан на «простецов» и «просвященных». См. : Шенборн Кр. Указ.соч., с. 220.

61. Уеър К., еп. Диоклийски. Силата на името. София, 1994, с. 22.

.