Реферат Курсовая Конспект
ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ - раздел История, ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XVII в. БАРОККО Главным Направлением Во Фландрии Стало Барокко, Однако Фламандское Барокко З...
|
Главным направлением во Фландрии стало барокко, однако фламандское барокко значительным образом отличается от итальянского: произведения фламандцев наполнены ощущением красочного богатства мира, стихийной мощи человека и восхищением изобилием природы. Фламандские художники развивали бытовой жанр, в котором проявилось острокритическое отношение к действительности, нашла отражение жизнь
нидерландского народа.
Натюрморт в XVII в. окончательно утвердился как самостоятельный жанр. В нем отразился интерес к материальному миру, зародившийся еще в нидерландской «живописи вещей» начала XV в. Фламандские натюрморты, прославляющие красоту земного бытия, богатство плодов земли и моря, жизнерадостны и декоративны. Полотна, крупные по размерам, яркие по колориту, служили украшением стен просторных дворцов фламандской знати.
В рамках барокко во Фландрии в большей мере, чем в Италии, получают развитие реалистические черты. Фламандские живописцы Рубенс, Ван Дейк, Йордане, Снейдерс запечатлели материальную красоту природы и образ сильного, энергичного, пышащего здоровьем человека. Период расцвета фламандского барокко приходится на первую половину XVII в.
Главой фламандской школы живописи был Питер Пауль Рубенс (1577 — 1640). В его творчестве выражены национальный вариант стиля барокко и реалистические черты. Разнообразно одаренный, блестяще образованный Рубенс был живописцем, графиком, архитектором-декоратором, оформителем театральных зрелищ, талантливым дипломатом и ученым. Он пользовался почетом и уважением при княжеских и королевских дворах Мантуи, Мадрида, Парижа, Лондона.
Рубенс писал портреты, картины на мифологические и библейские темы, расписывал церкви, оформлял дворцы и площади по случаю торжественных событий. Он в основном работал со своими учениками, часто задавая только эскиз композиции и проходя его кистью в самый последний момент. Его многочисленные картины полны напряженной динамики, колористического богатства, страстного жизне-утверждения.
Выделяют три этапа творческого пути Рубенса: ранний — до 1620 г., зрелый — 1620 — 1630-е годы и поздний — последнее десятилетие его жизни. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом сквозь призму живописи Караваджо. В «Воздвижений креста», «Снятии с крест-художник выбирает резкие ракурсы фигур, пятна света и тени располагает таким образом, что они не только подчеркивают форму, но и вызывают тревожные ощущения. Взаимодействие персонажей внутри композиции дополняется взаимодействием со зрителем, от которого ждут ответных эмоций. Пространство картины решается как часть необъятного мира.
Рубенс демонстрирует невероятную жизнеутверждающую силу барокко. Все главные черты этого стиля: преобладание чувства над рассудочностью, динамизм форм и торжество декоративного начала — составляют основу его творчества. Композиционные приемы Рубенса, колорит его картин являются эталонами для типично барочной картины. А портреты, особенно женские, восхитительно прекрасны. Летящая техника позволяет художнику передать сияние перламутровой кожи, блеск и шелковистость волос, пышные формы. Среди поздних портретов выделяются изображения второй жены художника Елены Фоурмен — с детьми и обнаженной с накинутой на плечи шубой ((«Шубка»). Черты жены Рубенса узнаются в таких картинах, как «Андромеда» и «Вирсавия».
Младшим современником Рубенса и его талантливым учеником был Антонис Ван Дейк (1599 — 1641), прославившийся как блестящий автор парад-гных портретов. Он подолгу работал в Италии, Англии и создал особый тип реалистического портрета, облагораживающий модель. Художник придавал большое значение выражению лица, жестам рук. Его герои — светские люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии или мечтательности. Они изящны, уверенны, интеллектуальны. Наиболее значительные произведения Ван Дейка — «Мужской портрет» (1620-е годы), портреты Марии Луизы де Тассис (1627—1632), английского короля Карла I (ок. 1635), Корнелиса пан дер Песта (1621), автопортреты. Разработанный тип аристократического портрета оказал значительное влияние на дальнейшее развитие англ и европ. Портретной живописи.
«Семейный портрет» Эта картина на нашей репродукции - одна из наиболее ярких страниц в творчестве Ван Дейка.
И вместе с тем - одна из наиболее загадочных. Трудно сопротивляться властному обаянию «Семейного портрета», его интригующей силе; он будит воображение, заставляет домысливать характеры, думать об участи молодой семьи, которую Ван Дейк изобразил с таким мастерством и сочувствием.
Вглядимся, и чем дольше мы будем смотреть, тем труднее будет истолковать выражения этих прекрасных лиц. Какая-то загадочная тень будет проступать все более зримо... Конечно, в известном смысле, гениальная живопись всегда загадочна, но тут приходится говорить скорей о фактической, чем о живописной стороне дела.
Кто он, этот печальный, с кротким взглядом и бледным лицом человек в кружевах, положивший нервную «вандейковскую» руку на спинку стула, обитого кожей, тисненой золотом?
Психологическая драматургия образа великолепна: Ван Дейк показал, что вся полнота счастья, которым проникнут этот человек, не исключает, а, напротив, даже предполагает безмолвную тихую печаль, а кроме того - глубоко потаенную тревогу, опасение беды, словно угрожающей хрупкому зданию счастья, беды, от которой во что бы то ни стало должно уберечь жену и ребенка, приняв на себя удар судьбы.
В этой впечатляющей драме любви и тревоги жена и ребенок играют подчиненную роль; мужчина, несомненно, в центре портрета. Внимательный зритель заметит, что даже композиционно Ван Дейк обособил фигуру мужчины, написав ее как бы в ином пространстве; оно, конечно, соприкасается с тем, в котором написаны женщина и ребенок, но только соприкасается, а существует отдельно, само по себе...
Франс Снейдерс (1579—1657) был крупным мастером монументального декоративного натюрморта из даров природы и «охотничьих сцен». Его натюрморты — это сказочное изобилие полотна заполняют сочные фрукты, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы. Предметы нагромождены горами, заслоняют друг друга, свисают со столов и падают на пол. Контрастные цветовые сочетания, разнообразные фактуры выявляют декоративные качества натуры. Щедрые дары ярким пятном выделяются на нейтральном фоне. Преувеличенные в масштабах предметы кажутся наделенными необычайной жизненной силой («Натюрморт с лебедем»). Краски, формы ласкают взор и славят изобилие Фландрии («Фруктовая лавка», «Мясная лавка»). Равновесие цветовых масс, четкие горизонтали столов и прилавков создают впечатление целостности, монументальности композиции.
Снейдерс был другом Рубенса, благодаря которому развил свое живописное мастерство. Встречающиеся на картинах Снейдерса человеческие фигуры, как правило, писали другие художники, в том числе Рубенс и Ван Дейк.
ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ 17 в. (Хальс, Рембрандт, малые голландцы)
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
По сравнению с эпохой Возрожде ния искусство XVII в сложнее проти норечивее Целостное поэтическое вос приятие мира характерное для Возрож дения... В XVII в в Италии Фландрии Гол ландии Испании Франции завер шился процесс... Сложная борьба социальных сил породила и разнообразие идейно ху дожественных течений В отличие от предшествующих...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов