Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм

В Новое время на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» церкви, философия начинает испытывать все большее влияние со стороны естествознания и математики. Подчеркивается практический смысл познания: знание необходимо для того, чтобы найти в нем опору для изменения мира, приведения его в соответствие с желаниями и стремлениями человека. Знание есть сила, дающая человеку власть над природой (Фр. Бэкон). Человек утверждает себя в качестве властелина мира.

При этом общая ориентация на практическую эффективность, полезность научного знания в философии Нового Времени была реализована в двух вариантах:

1. Эмпиризм (Френсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли, Дэвид Юм);

2. Рационализм (Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц).

1. Фундаментальные характеристики эмпиризма — его негативное отношение к предрассудкам и стремление к имеющему чисто опытное происхождение беспредпосылочному знанию. Эмпиризм признает чувственный опыт источником знаний и утверждает, что все знание основывается на опыте.

Основоположник эмпиризма – Френсис Бэкон. Согласно Бэкону, подлинная (эмпирическая) наука должна не предвосхищать, а «истолковывать» природу, принимая ее такой, какова она в действительности есть.

Для этого Бэкон предлагает тщательно очистить ум от всего, что может помешать ему созерцать чистый и ничем не замутненный источник истины — природу, как она существует сама по себе. Отсюда вырастает его знаменитая программа очищения сознания от заблуждений, или «идолов», которых он насчитывает четыре вида.

1) Идолы рода — заблуждения, которые свойственны всем людям, поскольку происходят из природы человека и выражаются в естественной ограниченности чувственного восприятия.

2) Идолы пещеры, — индивидуальные заблуждения, возникающие из-за того, что каждый человек видит мир со своей точки зрения, как бы из пещеры, ограничивающей его поле зрения.

3) Идолы рынка — заблуждения, возникающие из неточности нашего языка, который не всегда ясно и однозначно обозначает исследуемый предмет.

4) Идолы театра — это, с одной стороны, результат гипостазирования понятий (когда теоретический конструкт принимается за действительный объект, подобно тому, как иногда литературный герой принимается за реальную личность), а с другой, — вера в ложные авторитеты.

Чтобы избавиться от «идолов», Бэкон требует строго руководствоваться предлагаемым им экспериментально-индуктивным методом.

Вторым крупнейшим представителем эмпиризма Нового Времени был английский философ Джон Локк. Согласно Локку, человек появляется на свет подобным чистой доске (tabula rasa), и его разум не содержит в себе никаких априорных (доопытных) образований. Все содержание сознания образуется исключительно благодаря чувственным впечатлениям.

2. Рационализм признает приоритет разума человека как в познании, так и в деятельности по отношению к чувственным формам познания. Рационалисты исходили из того, что вся познавательная деятельность должна быть организована в соответствии с некими фундаментальными «врожденными идеями», которые выступают как универсальные предпосылки самой возможности познания.

Основоположником рационализма считается Рене Декарт. Согласно Декарту, главная задача философии — научить человека в полной мере использовать те умственные способности, которыми он располагает.

Декарт начинает построение системы достоверного знания с очищения разума от всего недостоверного и сомнительного. Я могу сомневаться в чем угодно, полагает Декарт, кроме самого акта мышления. «Cogito, ergo sum» («Я мыслю — следовательно, существую») — только это знание достоверно.

В составе мышления Декарт выделяет два компонента: мыслящее и мыслимое — того, кто выступает основой (субъектом) мышления, и то, что составляет содержание (объект) мысли. В результате бытие расщепляется на две самостоятельные субстанции: протяженную — телесную, но лишенную сознания, и мыслящую — обладающую сознанием, но лишенную протяженности.

Основным орудием познания Декарт считает разум. Чувства он рассматривает, скорее, как орудия жизни, а не познания. Они не раскрывают истину, а лишь сигнализируют человеку о том, что его окружает.