рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Феноменология

Феноменология - Лекция, раздел История, КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Феноменология — Одно Из Ведущих Направлений Философии Хх В. Ее Возникн...

Феноменология — одно из ведущих направлений философии ХХ в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859—1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжает весьма активно развиваться и оказывать влияние на современную философскую и культурную ситуацию в мире. Кроме самого Гуссерля, давно уже ставшего классиком философии ХХ в., к феноменологам, предложившим собственные, отличные от гуссерлевской, влиятельные концепции, можно отнести таких выдающихся мыслителей ХХ в., как Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Макс Шелер, Морис Мерло-Понти и др.

Гуссерль замышлял и разрабатывал феноменологию как «переворот» в философии. Задачу создания принципиально новой, универсальной философии — трансцендентальной феноменологии — Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ставившихся до него философией, но пока не решенных ею задач.

Идея философии как «строгой науки» у Гуссерля — понимание философии как универсальной основы, как науки, так и всей человеческой жизни.

Атмосфера, в которой, по Гуссерлю, должна двигаться философия, — прямая интуиция, феноменологическое постижение сущности.

Для феноменологического поиска принципиальным является различение так называемых «естественной» и феноменологической установок. «Естественные установки» — это установки как наук, так и повседневной жизни. Поскольку они не рефлексируют о способе, каким им дается мир, при «естественной установке» именно мир кажется данным непосредственно, сознание представляется как «tabula rasa», а смысл мира и всего происходящего в нем кажется «уже готовым» и непосредственно данным извне.

Согласно Гуссерлю, аподиктичности можно достичь, только отказавшись от «наивности» и «объективизма» «естественной установки»; и лишь феноменология как радикальное осмысление истоков человеческого опыта может избежать ловушек «натурализма» и «объективизма» на пути срезания данностей опыта «естественной установки» и обращения к «потоку переживаний» с целью выявления скрытых глубинных смыслообразующих структур опыта субъективности.

Для достижения области предельных достоверностей Гуссерль подвергает операции «заключения в скобки» (эпохе) все, что имеет прямое или косвенное отношение к «естественному полаганию бытия». «Эпохе» (έπocή) — удержание, самообладание (греч.); в данном контексте — воздержание, на основе феноменологической редукции, от «экзистенциальных» суждений (суждений о мире, о реальном существовании или несуществовании того, о чем идет речь). Универсальное эпохе осуществляется Гуссерлем «в отношении бытия или небытия мира». «В скобки» заключаются (редуцируются) и мир, и «первоначальные прямые восприятия», переживания, и «наивно заинтересованное Я», или естественная рефлексия.

«Переживание», взятое в феноменологическом смысле, или «переживающее сознание», к которому выходит феноменолог в результате операции редукции, не тождественно обыденному понятию переживания. В феноменологическом сознании, с которым, в конце концов, в результате редукции остается и работает феноменолог, видны разнообразные акты переживания со своими специфическими свойствами полагания объекта. При этом к «переживаниям» феноменолог относит любые акты сознания (восприятие, воспоминание, суждение, оценку, представление, фантазию, эмоции и проч.).

Для феноменолога «бытие–предметом» осуществляется в определенных интенциональных актах, в которых нечто «является или мыслится в качестве предмета», и быть предметом означает иметь смысл. Как замечает Гуссерль, «является не мир или часть его, но «смысл» мира». И этот смысл конституируется в соответствии с определенным модусом переживания, типом его интенции, или направленности на свой предмет.

Интенциональность (понятие средневековой философии, активно разрабатываемое Брентано, учителем Гуссерля) — одно из центральных понятий гуссерлевской концепции сознания. Под ней понимается свойство переживания (сознания, сogito) быть «сознанием чего-либо»: «Восприятие есть восприятие чего-то, скажем, вещи; суждение есть суждение о каком-либо положении дел; оценивание — оценивание какой-либо ценностной ситуации; желание — желательного обстоятельства и т. д.» [12].

Конститутивные части переживания — ноэсис и ноэма. Ноэсис (от греч. noesis — мышление) — акт, осуществляемый сознанием, постигающим смысл. Ноэма (от греч. noema — мысль) — сам этот предметный смысл, постигаемый в акте сознания.

Феноменологическая редукция, таким образом, нужна для того, чтобы получить возможность увидеть чистую сущностную структуру переживаний.

Необходимость и возможность перехода к феноменологической установке можно прояснить, выделив два обстоятельства, которые постоянно подчеркиваются и разъясняются Гуссерлем и понимание которых является условием для уяснения сущности феноменологического поворота.

Первое: мир дан нам посредством сознания. Поэтому необходимым условием действительного понимания и обоснования преднаходимого опыта мира является описание самого сознания. Поскольку мир дан посредством сознания, тем или иным образом представлен, явлен в нем (а на самом деле конституирован им), то в действительности непосредственно нам дано сознание, а не сам мир (мы можем ошибаться насчет реальности той или иной вещи или ее свойств, но само это ошибочное восприятие или решение несомненно существуют, принадлежат самому сознанию).

Если теория познания хочет исследовать проблемы отношения между сознанием и бытием, она, по Гуссерлю, может иметь при этом в виду только бытие как коррелят сознания: как то, что нами «обмыслено» сообразно со свойствами сознания. В соответствии с этим, феноменология ставит задачу научного познания сущности сознания, или того, что оно «означает», что оно «есть» «само по своему существу» во всех его различных образованиях, а также познания тех различных способов, которыми оно мыслит «предметное» и «выявляет» его, как «значимо», «действительно» существующее»[13].

Итак, при «феноменологической установке» мир редуцирован, «взят в скобки», но это еще не все — само сознание как эмпирическое сознание конкретного индивида тоже должно быть подвергнуто редукции. Феноменология — не наука о фактах психической жизни. По Гуссерлю, она должна иметь дело с «чистым» сознанием, она — не эмпирическая, но «эйдетическая» наука (наука о «сущностях»).

Для того чтобы получить доступ к этому первоначальному опыту во всей его целостности, и необходимо эпохе, или трансцендентально-феноменологическая редукция, приводящая к чистому Эго (Я).

Если первое обстоятельство, на которое опирается Гуссерль в разработке феноменологического метода, это — данность мира сознанию, то второе, не менее важное обстоятельство — это несводимость сущности к факту, «созерцание сущностей» (эйдосов) как самостоятельный, независимый источник познания, т. е. источник, достоверность которого не зависит от фактов.

Знаменитый призыв феноменологии «К самим вещам!» — это, конечно, не призыв обращаться к вещам внешнего мира (он ведь заключен «в скобки»). Это — призыв, обратившись к внутреннему опыту сознания, отыскать и прояснить те структуры сознания, которые являются фундаментом и смысловой основой его эмпирических проявлений. Производя редукцию одного слоя сознания за другим с целью выйти к слою феноменов как слою первичных данностей, с которыми и должен начать работу феноменолог, Гуссерль ищет возможность дать слово «самим вещам». В его представлении судить о чем-либо разумно или научно, значит «направляться самими вещами, или возвращаться от речей и мнений к самим вещам, вопрошать таковые в их самоданности, с устранением любых чуждых сути дела предрассудков» [14].

Метод, с помощью которого феноменология рассчитывает пробиться «к самим вещам», есть метод эйдетической интуиции (созерцания сущностей): «Наряду с феноменологической редукцией эйдетическая интуиция является основной формой всех частных трансцендентальных методов; обе целиком определяют и обосновывают смысл трансцендентальной феноменологии»[15].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Феноменология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастик

Роль философии в жизни человека и общества
Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в кот

Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры
Термин «философия» возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Пифагор называл себя «философом». Он первым использовал слово «философ» для о

Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии и науки.
Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Философ

Становление философии в культурах древнего Востока
Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях —

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. мысли. Этапы развития древнегреческой философии
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. 1. Космоцентризм. Большинство философов этого период основой всего сущего считали Космос, создан

Философия эллинистической эпохи (конец IY-II в. до н.э.)
3.1. Эпикурейская школа – Эпикур и др. 3.2. Перипатетики – Теофраст и др. 3.3. Ранние стоики – Хрисипп и др. 3.4. Скептики – Пиррон и др. 4. Римская фило

Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
В истории средневековой философии следует различать три традиции. Это христианская философия, арабская философия и еврейская философия. В то время как античная мысль в

Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем
Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение". Мыслители эпохи Возрождения:

Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм
В Новое время на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» церкви, философия начинает испытывать все большее влиян

Философия Просвещения: человек, общество, разум
Теоретический базис философии Просвещения, философии XVIII века, — либеральная теория религии и государства, эмпирическая теория познания. Инициатором этого движения был

Философия жизни. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Фр. Ницше. Философия марксизма.
Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма. Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался с

Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.
Философия науки.Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, к

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшес

Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutikē) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений фил

Современная религиозная философия, ее основные направления
В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии ХХ – начала XXI в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как фило

Философия эпохи постмодерна
Несмотря на все свои различия, структурализм и постмодернизм схожи характером своего бытования в культуре XX столетия — бытования тотального порядка, которое дает основания говорить о

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф. Скорина, С. Полоцкий, К. Лыщинский)
Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490—1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения

Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале XX века
Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века было предопределено заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края [18] во второй половине XIX века и,

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях
В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 19.08.1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философско

Онтология как философское учение о бытии
Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями,

Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и синергетика
Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с по

Пространственно-временная организация бытия
Онтологический анализ традиционно стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты, то есть те бытийственные свойства, которые присущи всем (или же очень многим) конкретным предметам и яв

Понятие природы и экологические ценности современной цивилизации
В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаим

Деятельность как сущностная характеристика человека. Духовная деятельность человека. Социализация личности.
Сознание, поведение, деятельность. Социокультурные модусы человеческого бытия. Несмотря на очевидность индивидуального опыта и характеристик, свою подлинную реализацию "Я" получает

Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Способность сознания отражать действительность крайне важна для человека. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные обр

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение.

Структура познавательного процесса. Познание как творчество
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамка

Познание как постижение истины
Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принци

Понятие науки. Научное познание, его уровни и формы. Методы научного исследования
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального,

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального быти

Общество как система. Феномен власти в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий
Существует два подхода к объяснению понятия «общество»: - ценностно-нормативный: отдается предпочтение обоснованию желаемых форм общественного устройства (Платон «Государство», утоп

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Философия истории: основные понятия и этапы развития. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического проц

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (20 апреля 2010 г.) определил значение культуры как важнейшего стратегическо

Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации и феномен информационного общества
Философия техники – одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междисциплинарного подхода при си

Философия и диалог культур в современном мире.
Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. И с этим невозможно не согласиться, ибо каждый философ – сын своего времени, и вся специфика этого времени отражается в системе идей фило

Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги