Роль философии в жизни человека и общества - Лекция, раздел История, КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Философия Теснейшим Образом Связана С Мировоззрением, Но Не Совпадает С Ним; ...
Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в которой переплетаются рациональные и эмоциональные, жизненно-практический опыт и научное знание, рассудок и предрассудки, мифология и религия. Философия же, выделяя всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия. Конечен или же бесконечен мир? Развивается он или остается в своей основе неизменным? Если мир развивается, то существуют ли закономерности этого развития? Почему и как человек может познавать окружающий мир? Может ли человек познать самого себя? Что он есть по своей сути? Что есть истина? Что такое добро и зло? Что такое счастье и можно ли его достичь? Что есть жизнь и смерть и возможно ли бессмертие?
Среди этих вопросов центральным для философии является вопрос об отношении человека к миру.
Традиционно в литературе этот вопрос трактовался в духе новоевропейской традиции через призму субъект-объектных отношений. В результате человек во всех его ипостасях был сведен к безличному субъекту познания, а объект –к вещно-материальному миру. Это давало повод для упрощенной формулировки центрального вопроса философии как отношения сознания (духа) к материи.
Между тем, этот вопрос не сводится к познавательному процессу, он носит универсально-глобальный и онтологический характер. Это значит, что не сознание само по себе вступает в отношение с миром, а человек как микрокосм (бесконечно-конечное существо) при помощи сознания.
В то же время мир, противостоящий человеку, не исчерпывается вещно-материальными феноменами, а представляет собой совокупность всех форм бытия, включая материю. Иначе говоря, мир есть все, что реально существует. В этом свете отношение сознания к материи может рассматриваться в контексте более широких отношений «человек - мир».
Эти отношения имеют два аспекта. Первый аспект связан с выявлением причины всего сущего (в том числе и самого человека). Второй аспект – с возможностью адекватного познания мира.
В зависимости от решения этой проблемы в первом аспекте философов можно условно разделить на идеалистов и материалистов. Первые считают, что причиной и основанием всего существующего является духовное начало: абсолютный дух, сверхъестественная бестелесная субстанция, Бог (объективные идеалисты) или сознание самого человека (субъективные идеалисты).
Вторые полагают, то началом и основой всего существующего может быть только материальная субстанция, которая является вечной, несотворимой и неуничтожимой (наивные материалисты – вода, воздух, земля, огонь, атом; метафизические материалисты – вещество в его механическом измерении, диалектические материалисты – многообразная объективная реальность).
Такое деление не означает, однако, того, что между двумя направлениями в философии – материализмом и идеализмом – существует абсолютная противоположность. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. Каждая из них обусловливает другую, каждая – существует лишь благодаря тому, что существует ее противоположность. В определенном смысле оба философских течения дополняют друг друга, ибо за всю тысячелетнюю историю философии каждое из них внесло значительный вклад в понимание человека, природы и общества, оставаясь при этом на позициях либо материального, либо духовного начала.
Ответ на вопрос о возможности познания мира может быть утвердительным или отрицательным. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть мыслители, которые объясняют невозможность познания мира либо ограниченностью собственных познавательных потенций человека (скептики), либо объективной непознаваемостью вещей как таковых (агностики).
Говоря об особенностях философии, необходимо выделить и ее специфические функции, к наиболее важным из которых следует отнести гуманистическую, гносеологическую, интегративную, аксиологическую, социальную, культурно-воспитательную и методологическую.
Учитывая то, что в центре внимания философских проблем стоит проблема человека в различных ее аспектах, становится ясным, что первостепенное значение среди всех выделенных функций философии имеет, несомненно, ее гуманистическая функция. Она способствует осмыслению человеком своей собственной жизни, осознанию своего места в природе и обществе, выбору нравственных ориентиров, освобождению от «рутины повседневности». Она помогает человеку стать человеком.
Гносеологическая функция философии состоит в том, что философия продуцирует, накапливает, обобщает, углубляет и трансформирует информацию о предельных основаниях бытия и его фундаментальных свойствах. Эта информация сохраняется и передается с помощью специально выработанных категорий высокой степени общности и абстрактности.
Аксиологическая функция связана с тем, что она обосновывает ценностные нормы и идеалы, способствует формированию у человека представлений об оценках и ценностях бытия, разрабатывает нравственные ориентиры, главными из которых являются добро и справедливость, свобода и равенство, красота и гармония.
Социальная функция выражается в том, что философия, анализируя общественное развитие, выявляет его общие и специфические закономерности. Она разрабатывает общетеоретическую модель социума и прогнозирует общее направление его развития, предоставляет человеку возможность разобраться в многообразных социальных отношениях, побуждает его к осознанной и целенаправленной деятельности.
Культурно-воспитательная функция заключается в том, что она способствует пониманию культуры как материально-духовного феномена, формированию собственной культуры человека, прежде всего, культуры мышления, которая связана с его активностью, направленностью на поиск истины, критичностью, готовностью вести плодотворный диалог с другими людьми и культурами.
Методологическая функция состоит в том, что философия в целом (ее принципы, законы, методы, категориальный аппарат) выполняет роль фундамента, на котором формируются общенаучная и частнонаучная методологии.
Лекция 1. Модуль 1.Философия как социокультурный феномен (1 час)
1.3.Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения.
1.4.Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры.
1.5.Взаимосвязь философии и науки, искусства, морали, религии.
РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Роль философии в жизни человека и общества
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастик
Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии и науки.
Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой.
Философ
Становление философии в культурах древнего Востока
Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях —
Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем
Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение".
Мыслители эпохи Возрождения:
Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм
В Новое время на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» церкви, философия начинает испытывать все большее влиян
Философия Просвещения: человек, общество, разум
Теоретический базис философии Просвещения, философии XVIII века, — либеральная теория религии и государства, эмпирическая теория познания. Инициатором этого движения был
Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшес
Феноменология
Феноменология — одно из ведущих направлений философии ХХ в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859—1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжае
Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutikē) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений фил
Современная религиозная философия, ее основные направления
В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии ХХ – начала XXI в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как фило
Философия эпохи постмодерна
Несмотря на все свои различия, структурализм и постмодернизм схожи характером своего бытования в культуре XX столетия — бытования тотального порядка, которое дает основания говорить о
Онтология как философское учение о бытии
Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями,
Пространственно-временная организация бытия
Онтологический анализ традиционно стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты, то есть те бытийственные свойства, которые присущи всем (или же очень многим) конкретным предметам и яв
Структура познавательного процесса. Познание как творчество
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы.
В рамка
Познание как постижение истины
Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности.
Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принци
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Философия истории: основные понятия и этапы развития. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического проц
Философия и диалог культур в современном мире.
Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. И с этим невозможно не согласиться, ибо каждый философ – сын своего времени, и вся специфика этого времени отражается в системе идей фило
Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг.
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов