рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия и диалог культур в современном мире.

Философия и диалог культур в современном мире. - Лекция, раздел История, КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Гегель Писал, Что Философия Есть Эпоха, Схваченная В Мысли. И С Этим Невозмож...

Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. И с этим невозможно не согласиться, ибо каждый философ – сын своего времени, и вся специфика этого времени отражается в системе идей философа.

В то же время, приведенное высказывание Гегеля нуждается в корректировке. Дело в том, что философия охватывает не только настоящее, она тесно связана и с прошлым, и с будущим. Ретроспективный и перспективный взгляд на историческую эпоху обогащает философию, придает ей дополнительный импульс к дальнейшему развитию.

В конце XX – начале XXI века человечество впервые за все время своего существования столкнулось с взрывоопасными глобальными проблемами. Современная наука констатирует колосальные запасы ядерного и химического оружия, милитаризация космоса, экологические катаклизмы и др. могут привести к уничтожению всего живого на Земле, а, следовательно, к завершению истории.

Перед жителями нашей планеты возникла альтернатива: либо кардинальное решение глобальных проблем и создание ноосферы (жизнь на разумных основаниях), либо отсутствие такого решения и появление некросферы (отсутствие жизни). Другими словами, либо мирное сосуществование между народами и согласованное решение всех проблем, либо отсутствие всякого существования.

В этой ситуации философия превращается в философию выживания. Ее главная миссия – обоснование возможных вариантов выхода из этого все более углубляющегося кризиса.

Философы давно уже задумывались о путях спасения человечества, ими предлагались различные рецепты: одни философы утверждали, что мир спасет красота, другие – додро, третьи – любовь, четвертые – истина, пятые – разум. Однако, все эти рецепты рассматривались, как правило, абстрактно. Тем не менее, в каждом из них есть «момент истины», который состоит в том, что все эти ценности разделяются всем человечеством и могут стать его объединяющим началом.

Конечно, при этом очень важно, какое содержание вкладывается в эти понятия. При наличии плюрализма общественных систем и идеологий найти согласие всего человечества в этом вопросе достаточно трудно, а в настоящее время может быть и невозможно. В этих условиях усиливается роль философии в раскрытии и обосновании гуманистической природы названных ценностей, которые способны подвигнуть людей к объединению своих усилий на основе толерантности, диалога и ненасилия для решения планетарных проблем.

Например, известный швейцарский философ, теолог, врач и музыкант Альберт Швейцер (1875-1965) разработал собственное жизнеучение благоговения перед жизнью. Швейцер, по собственному признанию, испытал сильное влияние Ф. Ницше и Л.Н. Толстого, от первого он усвоил мысль о глубоком кризисе европейской культуры, от второго – о необходимости ее возрождения на путях этического обновления. По его мнению, причина кризиса культуры (господства материального над духовным, общественного над индивидуальным) заключается в том, что восторжествовавшее в Новое время оптимистическое и жизнеутверждающее мировоззрение не имело адекватной моральной основы – укорененной в мышлении этики. Человек не может мыслить, не мысля чего-нибудь; поэтому сам факт мысли не может обладать идентифицирующей его Я изначальностью. Такой изначальностью обладает воля к жизни; мысль, обернувшаяся на саму себя, упирается в факт жизни. Вместо cogito Декарта Швейцер провозглашает «я есть жизнь» и утверждает в качестве основного принципа оптимистического мировоззрения благоговение перед жизнью. Этот принцип является элементарным, его следует понимать прямо и буквально, как благоговение перед всякой жизнью: добро есть то, что утверждает жизнь, зло есть то, что разрушает ее. Зло не может быть уничтожено, но его можно минимизировать, что как раз и обязывает к постоянному этическому бодрствованию, напряженной ответственности. Швейцер (и в этом своеобразие его нравственной философии) считал, что не может быть синтеза добродетели и счастья. Возможно только их сочетание, основанное на ясном понимании их несовместимости и необходимости выбора. Необычная биография Швейцера предлагает вариант такого сочетания: первую половину жизни – счастью, вторую – добродетели. Мысль Швейцера соответствовала духу философии жизни, он многое сделал для нового понимания жизни, свойственного XX и XXI вв., однако его творчество развивалось вне основных профессионально-философских дискуссий и до настоящего времени остается в стороне от школьно-академических традиций. Наиболее известное произведение Швейцера А. (на рус.яз.) - Благоговение перед жизнью. М., 1992.

Проблема выживания тесно связана с философской идеей коэволюции человека и космоса, которая получила свою наиболее глубокую разработку в России. Программа космистов религиозного и естественно-научного направления исходит из необходимости нового этапа развития космоса, когда человечество преобразует его в соривеисивмм с велением своего разума и нравственного чувства.

Русский космизм впервые стал обосновывать идею объединения людей с помощью экологических, а не социально-политических теорий. В третьем тысячелетии освоение космоса становится «общим делом» всего человечества. В этой связи актуальными представляются идеи известного белорусского «космиста» Я. Дроздовича. Очевидно, что интенсивное освоение космоса вызывает необходимость глубокого изучения массированного воздействия на людей этого феномена (влияние солнечной активности и космических излучений, вероятность столкновения с крупным астероидом или кометой и т.п.); преодоления изолированности нашей планеты (возможен экспорт жизни на другие планеты из-за истощения природных ресурсов и обострения экологического кризиса) и существующей до сих пор конфронтации между людьми, населяющими разные континенты.

Данные проблемы требуют философского осмысления с тем, чтобы через них выявить новые способы понимания и переустройства человека и окружающего его мира. Отсюда – «космизация» философии, исследование всех форм бытия с точки зрения их взаимосвязи с космосом.

Значительные успехи физики, астрономии, космонавтики, социологии, культурологии, семиотики и т.д., возникновение новых отраслей научного знания (синергетики, бионики, информатики, эргономики и др.) поставили перед философией задачу осмысления основных тенденций дальнейшего развития специальных наук с логико-гносеологической и аксиологической точек зрения, обновить свою собственную парадигму.

В последние десятилетия все активнее поднимается вопрос о статусе философии. В литературе нет единого мнения по этому вопросу. Философия либо отождествляется с наукой, либо противопоставляется ей, либо признается гибридом научного и ненаучного знания. Наиболее перспективной, вероятно, является последняя точка зрения, поскольку она исходит из понимания философии как особого способа познания реальности на научном и ненаучном его уровнях. По мере усложнения отношений человека с окружающей средой научный фундамент философии будет углубляться и расширяться, что в значительной мере усилит ее эвристическую и общеметодологическую мощь. Одновременно с этим будет усиливаться и аксиологическая функция философии, состоящая в концептуальном осмыслении отношения человека к окружающей действительности с точки зрения ценностных критериев и норм.

Ныне, когда техногенная цивилизация исчерпала себя и начинает осуществляться переход к антропогенной цивилизации, происходит радикальный поворот всех наук к человеку, поскольку от выяснения его сущности, потребностей, интересов, взаимодействия с окружающей средой будет зависеть, насколько он способен принять вызов цивилизации и предотвратить ее крах.

Выдвижение проблемы человека в качестве общей для всей современной науки существенным образом изменяет положение философии в системе знаний. Она становится интегратором идей различных областей познания человека, важнейшим средством разработки единого фундаментального учения о человеке.

По мнению многих ученых, в XXI в. ведущая роль в системе наук будет принадлежать гуманитарным наукам, связанным с разработкой социальных проектов, в основе которых будут поиски новых форм жизни и деятельности человека. При этом особую значимость в усилении роли гуманитарного знания принадлежит дисциплинам, способным повысить его научность, придать ему большую обоснованность и верифицируемость.

Философия, будучи преимущественно гуманитарной дисциплиной, также изменит свое лицо: проблема человека станет альфой и омегой всех ее разделов. Она все более будет превращаться в проективную науку, способную в определенной мере прогнозировать цивилизационные процессы, опираясь на универсальные законы бытия. Тем самым удастся свести до минимума просчеты в нашем обществе, которые явились результатом принятия решений без четкого представления о возможностях отрицательных последствий тех или иных его преобразований.

Повышение роли гуманитарных наук сочетается с универсальным распространением естествознания. Однако нельзя не согласиться с теми учеными, которые предупреждают об опасности неконтролируемого развития фундаментальных естественнонаучных исследований и инженерии, т.к. они порой получают результаты с непредвиденными последствиями. Чтобы избежать этой опасности предлагается либо «заморозить» фундаментальные и прикладные исследования в науках о природе лет на пятьдесят, либо установить над этими исследованиями жесткий гуманитарный контроль. Первый вариант представляется нереальным, поскольку, если остановить развитие этих отраслей на долгие годы, то это приведет к моральному и физическому старению оборудоввания, исчезновению в силу естественных причин целого поколения ученых с их знаниями и опытом. Все это будет означать уничтожение естествознания, без которого существование цивилизованного человека уже невозможно.

Второй вариант кажется более приемлемым, однако, и он имеет серьезный недостаток: идея гуманистического контроля за естествознанием и инженерией не подкреплена знанием механизмов ее воплощения в научную деятельность. Поэтому, она остается декларацией, а не материальной силой, способной эффективно влиять на оптимизацию этой деятельности.

Многообразие мира и типов культур породило плюралистическую тенденцию в развитии философии, связанную с наличием в ней различных течений, школ и систем. Более того, даже внутри одного и того же ее типа нет однородных философских представлений. Примером этого может быть Европа, где философские направления разделились на «континентальные» и «островные». «Континентальное» направление представляет, прежде всего, герменевтика и экзистенциализм, «островное» - аналитическая философия.

Представители различных философских направлений не согласны в проблематике, системе ценностей, методологии, толковании здравого смысла и обыденного языка. Но есть между ними и общее: приверженность к несистематичности, созерцанию, интуиции, свободе как противовесу любой форме подчинения. Однако это не устраняет их различий, которые, по-видимому, будут углубляться.

Плюрализм философских знаний проявляется и в возникновении множества прикладных философских дисциплин (философия культуры, философия образования, философия техники и т.п.), которые укрепляют ее контакты со специальными науками и практикой. Следовательно, философия, как и сама действительность, многообразна, однако всякое многообразие предполагает единство.

В начале XXI в., когда усложнились и обострились фундаментальные проблемы человеческого бытия, когда появляются новые способы их решения, обнаруживающие слабость старых философских традиций и школ, возникла тяга к интеграции различных философских направлений на основе межпарадигмального диалога.

Таким образом, плюрализм и интеграция являются двумя сторонами единого процесса развития философии. Представляется, что ведущей стороной в этом процессе в обозримом будущем будет интеграция, так как она обеспечивает сближение концептуальных основ различных философских систем, их консолидацию в решении глобальных проблем.

Не менее сложной проблемой философии будущего будет проблема взаимодействия философии и идеологии. Существует мнение, что философия и идеология – это два несовместимых явления. Но философия никогда не была и не будет нейтральной к идеологии. Философские доктрины прямо или косвенно выражают особенности и противоречия конкретной социально-политической обстановки, потребности и интересы тех или иных социальных групп, находящихся у власти, или стоящих в оппозиции к ней.

Так, в эпоху подъема капитализма философы обосновывали в своих системах куль разума и знаний. В периоды кризиса этой системы они возвеличивали иррациональное и мистическое, апеллируя к подсознанию.

Сегодня возникла необходимость разработки нового мировоззрения, теоретической основой которого призвана стать философия, очищенная от догматизма и релятивизма, понимаемая как жизнетворчество, ориентированное на человека.

Только обновленная философия способна решать вечные вопросы человеческого бытия с учетом проблем, которые были уже поставлены философами в предыдущие века и, в первую очередь, в XX веке. Речь идет о предназначении человека, плюралистичности объективной реальности, тайнах сознания и бессознательного, понятия истины и ее верифицируемости, пределах научного познания, предмете социальной философии, социальных идеалах, языке и диалогизме, понимании и интерпретации текстов и др. Обновленная философия, сочетающая в себе исторический опыт и опыт современных исследований будет способствовать социально-экономическим трансформациям, направленным на гуманизацию социума и решение общечеловеческих проблем.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия и диалог культур в современном мире.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастик

Роль философии в жизни человека и общества
Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в кот

Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры
Термин «философия» возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Пифагор называл себя «философом». Он первым использовал слово «философ» для о

Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии и науки.
Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Философ

Становление философии в культурах древнего Востока
Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях —

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. мысли. Этапы развития древнегреческой философии
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. 1. Космоцентризм. Большинство философов этого период основой всего сущего считали Космос, создан

Философия эллинистической эпохи (конец IY-II в. до н.э.)
3.1. Эпикурейская школа – Эпикур и др. 3.2. Перипатетики – Теофраст и др. 3.3. Ранние стоики – Хрисипп и др. 3.4. Скептики – Пиррон и др. 4. Римская фило

Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
В истории средневековой философии следует различать три традиции. Это христианская философия, арабская философия и еврейская философия. В то время как античная мысль в

Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем
Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение". Мыслители эпохи Возрождения:

Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм
В Новое время на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» церкви, философия начинает испытывать все большее влиян

Философия Просвещения: человек, общество, разум
Теоретический базис философии Просвещения, философии XVIII века, — либеральная теория религии и государства, эмпирическая теория познания. Инициатором этого движения был

Философия жизни. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Фр. Ницше. Философия марксизма.
Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма. Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался с

Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.
Философия науки.Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, к

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшес

Феноменология
Феноменология — одно из ведущих направлений философии ХХ в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859—1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжае

Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutikē) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений фил

Современная религиозная философия, ее основные направления
В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии ХХ – начала XXI в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как фило

Философия эпохи постмодерна
Несмотря на все свои различия, структурализм и постмодернизм схожи характером своего бытования в культуре XX столетия — бытования тотального порядка, которое дает основания говорить о

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф. Скорина, С. Полоцкий, К. Лыщинский)
Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490—1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения

Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале XX века
Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века было предопределено заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края [18] во второй половине XIX века и,

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях
В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 19.08.1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философско

Онтология как философское учение о бытии
Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями,

Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и синергетика
Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с по

Пространственно-временная организация бытия
Онтологический анализ традиционно стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты, то есть те бытийственные свойства, которые присущи всем (или же очень многим) конкретным предметам и яв

Понятие природы и экологические ценности современной цивилизации
В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаим

Деятельность как сущностная характеристика человека. Духовная деятельность человека. Социализация личности.
Сознание, поведение, деятельность. Социокультурные модусы человеческого бытия. Несмотря на очевидность индивидуального опыта и характеристик, свою подлинную реализацию "Я" получает

Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Способность сознания отражать действительность крайне важна для человека. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные обр

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение.

Структура познавательного процесса. Познание как творчество
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамка

Познание как постижение истины
Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принци

Понятие науки. Научное познание, его уровни и формы. Методы научного исследования
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального,

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального быти

Общество как система. Феномен власти в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий
Существует два подхода к объяснению понятия «общество»: - ценностно-нормативный: отдается предпочтение обоснованию желаемых форм общественного устройства (Платон «Государство», утоп

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Философия истории: основные понятия и этапы развития. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического проц

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (20 апреля 2010 г.) определил значение культуры как важнейшего стратегическо

Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации и феномен информационного общества
Философия техники – одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междисциплинарного подхода при си

Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги