рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры

Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры - Лекция, раздел История, КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Термин «Философия» Возник В Древней Греции (Буквально От Греч. Phil...

Термин «философия» возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Пифагор называл себя «философом». Он первым использовал слово «философ» для обозначения тех, кто стремится постичь мудрость, или истинное знание, достойно ведет нравственный образ жизни. Платон в своих диалогах писал о философии как любви (стремлении) к мудрости (см. диалог «Пир»).

В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки.

Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признать единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии.

Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.

Вторая философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире.

Третья важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.

И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».

Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.

Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования.

В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;

аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

праксеология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Универсалии культуры и философские категории. Язык философии.Ускорение социального развития присуще современной техногенной цивилизации. Этот тип развития все больше порождает общества рисков и обострения глобальных кризисов. Заговорили об устойчивом развитии, значит, пролонгации базисных ценностей техногенной культуры. Но существует иной сценарий, который связан с изменением базисных ценностей техногенной культуры, когда постиндустриальное информационное общество рассматривается не как очередной этап техногенной цивилизации, а как переходная стадия к новому типу цивилизационного развития. Тогда следует ожидать радикального изменения базисных ценностей (смыслов мировоззренческих универсалий) техногенной культуры. Такие изменения можно интерпретировать как возможную духовную революцию, соизмеримую с той, которая произошла в эпоху Возрождения. Философия должна создать необходимые предпосылки, критически осмысливать ценности современной техногенной культуры и вырабатывать новые мировоззренческие идеи.

Когда общество динамично, когда наступают переломы в социальной жизни, когда меняется образ жизни, человеческие связи и коммуникации, способы отношения к природе – вот тогда философия становится не просто абстрактным теоретическим занятием, а совершенно практическим делом.. Она нужна для того, чтобы отыскать новые основы человеческой деятельности и тем самым преодолеть кризисы, которые периодически возникают в развитии общества [11. – С.7].

М.Мамардашвили отмечал, что философия – рефлексия над предельными основаниями культуры. В.С.Степин развил мысли М.Мамардашвили, определив основания культуры как систему мировоззренческих универсалий или категорий культуры (в нашем случае – парадигмы культуры). Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра, зла и т.д. Они выступают своеобразным системообразующим фактором культуры.

Существуют три основные функции в культуре и социальной жизни универсалий: 1) они обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося жизненного опыта; 2) эти же мировоззренческие универсалии усваиваются людьми в процессе обучения и воспитания и становятся категориальной структурой их сознания; 3) они же в своем сцеплении и взаимодействии задают некоторый целостный образ человеческого жизненного мира, который называется мировоззрением. Мировоззренческие универсалии определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных аспектов, состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом аспекте предстают как базисные ценности культуры.

Универсалии культуры не локализованы в какой-то одной сфере культуры, они пронизывают всю культуру, проявляют себя в языке, обыденном сознании, искусстве, художественном мышлении, научном познании. Они сложны по своей содержательно-смысловой структуре. В них есть несколько уровней смысла :

общечеловеческий (как своеобразный инвариант по различным культурным традициям), весьма абстрактный, фиксирующий основания любого человеческого бытия;

уровень смыслов, выражающий особенности той или иной культуры соответствующей исторической эпохи;

уровень, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры, репрезентирующий мировоззренческие установки личности и социальных групп (классов, сословий, кланов и т.п.).

Система универсалий культуры представляет собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни. На ее основе возникает и с нею согласуется огромный массив конкретных программ человеческой жизнедеятельности, составляющих «тело» культуры – знаний, предписаний, образцов деятельности, поведения и общения, верований, ценностных ориентаций и т.п. Через посредство этих конкретных программ, которые закрепляются и транслируются в культуре в виде разнообразных семиотических систем, универсалии определяют тот или иной тип социальных связей, образ жизни, типы личности, отношение человека к природе, особенности человеческих коммуникаций.

Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код. Они функционируют как своеобразные гены социальных организмов.

Философия – рефлексия над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Философия проблематизирует смыслы здравого ума эпохи, выявляет универсалии, выясняет их смыслы, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы. Процедуры рефлексии должны включать и конструирование новых смыслов универсалий.

В.С.Степин считает, что нужно критически отнестись к традиционным смыслам мировоззренческих универсалий. Трансформация универсалий культуры в философские категории, когда создаются новые жизненные смыслы. Первоначально в виде смыслообразов, затем в процессе их дальнейшей рационализации, они превращаются в понятия предельной степени общности с относительно строгими определениями. Понятия позволяют сконструировать соответствующие теоретические идеальные объекты. Философия таким способом может открывать новые признаки категорий и затем обосновывает их, опять-таки обращаясь к анализу различных сфер культуры.

Философское исследование, связанное с постановкой теоретических задач и оперированием категориями, как особыми теоретическими конструктами, позволяет выйти за рамки универсалий своей культуры и генерировать их новые смыслы.

Категории философии и универсалии культуры не тождественны, хотя часто обозначаются одними и теми же терминами.

1) философское познание упрощает и схематизирует универсалии культуры; многие аспекты жизненных смыслов, особенно тем, которые связаны с эмоциональным переживанием мира, выпадают из философского анализа и отходят на задний план. 2) не все признаки, зафиксированные в определениях философских категорий, изоморфны признакам универсалий той культуры, в которой философия разрабатывала свои идеи. Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причем философия осуществляет эту работу не только в эпохи социальных кризисов, а систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем.

Эти идеи включаются в поток культурной трансляции как своего рода дрейфующие гены. Занимаясь профессиональной работой, философ часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому будущему – он заранее не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи могут обрести практическую актуальность. Тогда они становятся своеобразным генератором и катализатором соответствующей публицистики, художественной критики, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, правовых идей, внедряемых в социальную практику. Новые категориальные смыслы погружаются в основания культуры. Они обрастают эмоциональным содержанием и переплавляются в новые смыслы мировоззренческих универсалий.

Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Часто идеи и проблемы, сформулированные в философии, конкретизируются и видоизменяются в процессе культурной трансляции, поэтому проследить их философские истоки не всегда просто. Для этого нужен специальный анализ.

Философия моделирует возможные изменения универсалий культуры как системной целостности (а именно так они функционируют в той или иной культурной традиции).

Культура селективно выбирает из классических философских систем то, что ей было необходимо в тех или иных ситуациях социального развития.

Неклассический подход (Хабермас) обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – деятельность и язык. То, что увидит философский разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является беспредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему, поскольку каждая такая система даже в своих прогностических компонентах детерминирована особенностями культуры своей эпохи и с силу этого ограничена.

Мировоззренческие универсалии составляют основания культуры той или иной исторической эпохи. Категориальные структуры культуры обеспечивают селекцию человеческого жизненного опыта и включают его в поток культурной трансляции.

Есть скрытые часто неосознаваемые жизненные смыслы, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий культуры. Они фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его осмысление и переживание.

Философия не только хранилище знаний о парадигмах культуры (универсалиях культуры), и потому, так или иначе всегда обращена в прошлое; напротив того, она обращена в будущее, ее главная практическая задача – исследование перспектив, участие в разработке и экспертизе социальных и культурных проектов. Без этого философия способна превратиться в компонент замкнутой вырождающейся культуры, стать разновидностью интеллектуальной игры.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастик

Роль философии в жизни человека и общества
Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в кот

Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии и науки.
Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Философ

Становление философии в культурах древнего Востока
Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях —

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. мысли. Этапы развития древнегреческой философии
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. 1. Космоцентризм. Большинство философов этого период основой всего сущего считали Космос, создан

Философия эллинистической эпохи (конец IY-II в. до н.э.)
3.1. Эпикурейская школа – Эпикур и др. 3.2. Перипатетики – Теофраст и др. 3.3. Ранние стоики – Хрисипп и др. 3.4. Скептики – Пиррон и др. 4. Римская фило

Основные проблемы и этапы развития средневековой философии
В истории средневековой философии следует различать три традиции. Это христианская философия, арабская философия и еврейская философия. В то время как античная мысль в

Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем
Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение". Мыслители эпохи Возрождения:

Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм
В Новое время на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» церкви, философия начинает испытывать все большее влиян

Философия Просвещения: человек, общество, разум
Теоретический базис философии Просвещения, философии XVIII века, — либеральная теория религии и государства, эмпирическая теория познания. Инициатором этого движения был

Философия жизни. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Фр. Ницше. Философия марксизма.
Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма. Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался с

Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.
Философия науки.Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, к

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшес

Феноменология
Феноменология — одно из ведущих направлений философии ХХ в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859—1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжае

Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutikē) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений фил

Современная религиозная философия, ее основные направления
В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии ХХ – начала XXI в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как фило

Философия эпохи постмодерна
Несмотря на все свои различия, структурализм и постмодернизм схожи характером своего бытования в культуре XX столетия — бытования тотального порядка, которое дает основания говорить о

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф. Скорина, С. Полоцкий, К. Лыщинский)
Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490—1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения

Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале XX века
Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века было предопределено заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края [18] во второй половине XIX века и,

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях
В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 19.08.1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философско

Онтология как философское учение о бытии
Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями,

Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и синергетика
Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с по

Пространственно-временная организация бытия
Онтологический анализ традиционно стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты, то есть те бытийственные свойства, которые присущи всем (или же очень многим) конкретным предметам и яв

Понятие природы и экологические ценности современной цивилизации
В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаим

Деятельность как сущностная характеристика человека. Духовная деятельность человека. Социализация личности.
Сознание, поведение, деятельность. Социокультурные модусы человеческого бытия. Несмотря на очевидность индивидуального опыта и характеристик, свою подлинную реализацию "Я" получает

Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Способность сознания отражать действительность крайне важна для человека. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные обр

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение.

Структура познавательного процесса. Познание как творчество
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамка

Познание как постижение истины
Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принци

Понятие науки. Научное познание, его уровни и формы. Методы научного исследования
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального,

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального быти

Общество как система. Феномен власти в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий
Существует два подхода к объяснению понятия «общество»: - ценностно-нормативный: отдается предпочтение обоснованию желаемых форм общественного устройства (Платон «Государство», утоп

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Философия истории: основные понятия и этапы развития. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического проц

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (20 апреля 2010 г.) определил значение культуры как важнейшего стратегическо

Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации и феномен информационного общества
Философия техники – одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междисциплинарного подхода при си

Философия и диалог культур в современном мире.
Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. И с этим невозможно не согласиться, ибо каждый философ – сын своего времени, и вся специфика этого времени отражается в системе идей фило

Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги