рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные проблемы и этапы развития средневековой философии

Основные проблемы и этапы развития средневековой философии - Лекция, раздел История, КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ В Истории Средневековой Философии Следует Различать Три Традиции. Это Хрис...

В истории средневековой философии следует различать три традиции. Это христианская философия, арабская философия и еврейская философия.

В то время как античная мысль в своей основе была космоцентрична, средневековое мышление в целом — теоцентрично (от греч. Theos — Бог), то есть все и вся соотносит с идеей Бога. Для него характерна тесная взаимосвязь философии с религией (иудаизмом, христианством и исламом).

Основные проблемы средневековой философии.

Проблема трансцендентного. Трансцендентность тождественна божественности. Трансцендентность Бога абсолютна, тотально отлична от всего прочего.

Проблема «источников сущего». Библия говорит о «творении», о «творении из ничего». Креационизм (от лат. creatio — сотворение), религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Проблема человека. В Библии человек — существо привилегированное, созданное Богом по образу и подобию самого себя. Стало быть, человек — господин и повелитель всего, что создано для него.

Соотношение веры и знания. Библейское миросозерцание призывает человека подняться над наукой, разумом, интеллектом. Оно стремится, прежде всего, обосновать познавательную ценность веры.

Тема любви. Любовь не требует ответного чувства. Она бесконечна, беспредельна: “возлюби ближнего твоего, как самого себя”; “любите врагов ваших, молитесь за обижающих и гонящих вас”.

Проблема смысла истории. В Библии понимание истории выражено не циклической траекторией, а прямолинейной. История — это путь от сотворения к падению, от явления Христа к последнему судному дню.

Основные этапы развития средневековой философии.История средневековой христианской мысли подразделяется на два этапа:

1. патристика

2. схоластика.

1.Слово «патристика» произошло от латинского pater — отец. В период от начала новой эры до восьмого – девятого веков выдающуюся роль в разработке основ христианской теологии сыграл ряд мыслителей, чьи произведения были позднее признаны религиозно-философской базой всего христианского учения. Этих мыслителей стали называть Отцами Церкви, а литература, созданная ими, получила общее название патристической.

В патристике выделяют две разновидности:

1. греческая (восточная) патристика (Юстин, Татиан, Климент Александрийский, Ориген, Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин). Их сочинения написаны в основном на греческом языке.

2. латинская (западная) патристика (Тертуллиан, Иероним, Августин, Боэций). Трактаты этих мыслителей написаны на латинском языке.

На заре своего становления христианская теология существовала в форме апологетики, защиты христианства от нехристиан (язычников). В ее рамках произошел синтез христианства, неоплатонизма и — в некоторой степени — стоицизма.

Одна из центральных дискуссий патристики — это соотношение христианства с античным наследием, утверждение христианства как господствующей религии и, как следствие, попытка систематизации христианского вероучения. Важной проблемой в период патристики стало решение проблемы взаимоотношения разума и христианского вероучения, т. е. в чисто теоретическом смысле — проблема веры и знания, религии и науки (под наукой в то время понималась философия). В целом преобладала определенная общая позиция: в процессе познания вера обладает преимуществом. Однако в рамках этого общего подхода существовало несколько, на первый взгляд, разных решений.

2. Свое название схоластика (от лат. schola — школа) получила благодаря тому, что в школах того времени учитель, читавший лекции по теологии, назывался схоластом (сsholasticus).

В истории схоластики традиционно выделяют четыре периода:

VIII—IX вв. — формирование схоластики. Известными философами этого периода были англосаксы Алкуин и Иоанн Скот Эриугена;

IX—XII вв. — период значительных дискуссий теологов о роли веры и разума. Главными фигурами этого времени были Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Бернар Клервосский;

XIII в. — «золотой век» схоластики, или Высокая схоластика. Центральное место здесь занимает Фома Аквинский,

XVI в. — кризис схоластики, олицетворяемый Уильямом Оккамом.

Высшим авторитетом схоласты признают Аристотеля. В схоластике специфически решалась проблема веры и разума. Вера обладает приоритетом, но только в отношении основных христианских истин (таких, например, как природа Христа, Его рождение, Его смерть и воскресение). В основном же разум, как и вера, является автономным. Вера и разум обладают одинаковым статусом. В проблемном поле между верой и разумом (к которому, например, относится вопрос о существовании Бога) царит гармония.

Проблема соотношения веры и разума. Согласно одному из них, вера якобы независима от разума и в этом смысле возможно веровать в утверждения, бессмысленные (абсурдные) с точки зрения разума. Выражением данного отношения к проблеме стала знаменитая фраза credo quia absurdum (верую, потому что абсурдно), которая была приписана Тертуллиану.

Другая позиция состояла в следующем: вера приоритетна в том смысле, что именно благодаря ей становится возможным мышление. Отсюда и новая формула: credo ut intelligam (верую, чтобы понять). Это означает, что без веры люди слепы по отношению к важнейшим аспектам своей жизни. Этой точки зрения придерживались Августин и его последователи. Заметим, что в схоластике решение проблемы веры и разума претерпело некоторые изменения. Фома Аквинский считал, что вера в Бога должна опираться на систему рациональных доказательств:

1. Доказательство от движения (всякое движение нуждается в первотолчке, который и есть Бог);

2. Доказательство от производной причины (в мире существует причинный порядок, берущий начало от первопричины - Бога);

3. Доказательство от необходимости и случайности (все явления случайны, потому конечны. Значит, неизбежно наступает время, когда они будут отсутствовать. Если это так, то нельзя допустить того, что они возникли сами по себе. Следовательно, существует необходимая причина, производящая их);

4. Доказательство от совершенства (все существующее совершенно. Бог совершенен. Следовательно, Бог существует);

5. Доказательство от целесообразности (все в мире упорядочено, разумно, гармонично. Значит, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит).

Кант опроверг эту аргументацию, подчеркнув, что Фома Аквинский из идеи бога выводит его реальное существование. Однако Гегель, в свою очередь, выдвинул ряд критических положений в отношении замечаний Канта.

Проблема универсалий в средневековых концепциях реализма и номинализма. Собственно теоретической проблемой схоластической философии стала проблема универсалий (общих понятий). В средние века спор о том, что чему предшествует — общее единичному или наоборот — выражался в двух крайних позициях: реализме и номинализме.

Девизом крайнего реализма были слова: "универсалии существуют реально и до вещей". Номиналисты утверждали, что универсалии не существуют реально, а являются только лишь именами

Наряду с этими крайними позициями существовали их многочисленные варианты и промежуточные точки зрения. Одной из них можно назвать концептуализм. Его сторонники настаивали на существовании общего внутри единичного.

Выводы. Таким образом, в период Средневековья философия развивалась преимущественно в лоне теологии. Она выполняла роль “служанки богословия”. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика, или патрология (учение отцов и учителей церкви, использовавших понятийный аппарат античной философии для утверждения религиозной веры, христианской философии), схоластика (рациональное обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии, особенно наследия Аристотеля).

Космоцентризм древнегреческой философии вытеснен в Средневековье теоцентризмом, исходная идея которого – все изменяемое сотворено богом из «ничего” и стремится, в конце концов, к “ничто”.

Природное и социальное бытие – результат божественного предопределения. Как следствие этого тезиса – идея мировой гармонии и целесообразность развития всех явлений.

Человек понимается как персона, - неделимая личность, обладающая разумом, свободной волей и совестью. Носителем человеческой личности является душа, созданная богом. Порча души ведет к порче личности. Несовершенство поведения человека, обладающего свободой воли, - причина зла, которое призвано оттенять добро, ибо оно делается лучше по сравнению со злом (Августин).

Взаимная связь добра со злом играла значительную роль в теодицее (оправдание Бога за наличие зла на Земле).

Большинству философов этого периода было присуще догматическое мышление, основанное на знании формальной логики, которая становится незыблемым каноном. Методы этого мышления – суммарный обзор, комментарии, цитатничество, дидактизм, исповедальность.

В позднем Средневековье возник ряд учений, подорвавших авторитет религиозных идей и положивших начало философии Нового времени:

учение о двух истинах: истине веры и истине знания (Дунс Скот);

учение о свободе воли и ее относительной детерминированности (Буридан);

учения о соотношении вещей и понятий о них: номинализм (реально существуют только вещи, понятия – лишь их имена) и реализм (общие понятия существуют реально, независимо от единичных вещей);

учение об опыте, как мериле истинности понятий (Оккам).

Итак, в период Средневековья отмечались не только застойные явления в философской мысли. Философия этого времени внесла существенный вклад в развитие гносеологии и формальной логики, а на завершающей стадии своего развития обосновала необходимость изучения природы.

Почти все мыслители средневековья были проповедниками или преподавателями богословских школ, интерпретаторами библейских текстов. Отсюда получают свое зарождение герменевтика и семиотика.

Лекция 3. Модуль 2. Исторические типы классической философии (2 часа)

3.1.Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем.

3.2.Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм.

3.3.Философия Просвещения: человек, общество, разум.

3.4.Немецкая классическая философия: общая характеристика. Философия И. Канта. Диалектическая философия Г. Гегеля.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ РАЗДЕЛ I. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ I ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ... Лекция Модуль Введение в учебную дисциплину Философия... час...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные проблемы и этапы развития средневековой философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Образы философии в истории культуры. Поиски определения философии.
Обыденные представления о философии чаще всего проникнуты скепсисом. Многие считают ее «темной» наукой, в которой выражается «всем понятное на непонятном языке». Порой философию сводяи к «гимнастик

Роль философии в жизни человека и общества
Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но не совпадает с ним; она является его общетеоретической основой. Мировоззрение в широком смысле – это общая противоречивая модель мира, в кот

Понятие мировоззрения, его уровни и структура. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и принципов, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение в повседневной жизни.

Проблемное поле философии. Философские категории и универсалии культуры
Термин «философия» возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Пифагор называл себя «философом». Он первым использовал слово «философ» для о

Философия и наука. Этапы взаимоотношения философии и науки.
Философия – тип рационального, критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Философ

Становление философии в культурах древнего Востока
Философия как теоретическая рефлексия о мире и человеке практически одновременно возникает на Западе и на Востоке. Становление восточного философствования происходит в двух автохтонных традициях —

Характер древнегреческой культуры и особенности античной философской традиции. мысли. Этапы развития древнегреческой философии
Античную философию в целом можно кратко охарактеризовать следующим образом. 1. Космоцентризм. Большинство философов этого период основой всего сущего считали Космос, создан

Философия эллинистической эпохи (конец IY-II в. до н.э.)
3.1. Эпикурейская школа – Эпикур и др. 3.2. Перипатетики – Теофраст и др. 3.3. Ранние стоики – Хрисипп и др. 3.4. Скептики – Пиррон и др. 4. Римская фило

Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем
Ряд исследователей выделил период с XIV по XVI вв. как самостоятельный этап истории западноевропейских народов. Он получил название "Возрождение". Мыслители эпохи Возрождения:

Философия Нового времени. Эмпиризм. Рационализм
В Новое время на передний план выдвигается требование научиться читать и понимать «книгу Природы». Освобождаясь от «идеологического контроля» церкви, философия начинает испытывать все большее влиян

Философия Просвещения: человек, общество, разум
Теоретический базис философии Просвещения, философии XVIII века, — либеральная теория религии и государства, эмпирическая теория познания. Инициатором этого движения был

Философия жизни. А. Шопенгауэр. С. Кьеркегор. Фр. Ницше. Философия марксизма.
Одним из идейных истоков философии жизни была философия Шопенгауэра, которую нередко называют философией волюнтаризма. Артур Шопенгауэр (1788-1860) – немецкий философ. Один из первых, кто пытался с

Основные исторические формы позитивистской философии. Аналитическая философия.
Философия науки.Одним из ведущих направлений философии XX века является философия науки — совокупность различных философских течений и школ, для которых основным и, к

Философия экзистенциализма
Экзистенциализм (позднелат. — ex(s)istentia — существование), или философия существования, — крупнейшее направление философии ХХ в., формировавшееся как реакция на рационализм предшес

Феноменология
Феноменология — одно из ведущих направлений философии ХХ в. Ее возникновение связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859—1938); в различных вариантах и модификациях она и доныне продолжае

Философская герменевтика
Герменевтика (греч.: hermeneutikē) как способ систематического размышления о специфике проблем понимания и истолкования является одним из влиятельных философских направлений фил

Современная религиозная философия, ее основные направления
В рамках постклассической стратегии философствования развивались и доктрины религиозной философии ХХ – начала XXI в. Наиболее представительной из них, безусловно, является неотомизм как фило

Философия эпохи постмодерна
Несмотря на все свои различия, структурализм и постмодернизм схожи характером своего бытования в культуре XX столетия — бытования тотального порядка, которое дает основания говорить о

Основные этапы развития философской мысли в Беларуси. Просветительская деятельность в период Средневековья
В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических

Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской мысли эпохи Ренессанса и Нового времени (Ф. Скорина, С. Полоцкий, К. Лыщинский)
Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Скорины (ок. 1490—1541). В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения

Философия и развитие белорусского национального самосознания в начале XX века
Развитие белорусского национального самосознания в начале XX века было предопределено заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края [18] во второй половине XIX века и,

Философия, культура и общественная жизнь Беларуси в современных условиях
В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 19.08.1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философско

Онтология как философское учение о бытии
Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельными понятиями,

Диалектика как философская теория развития. Принципы, законы и категории диалектики. Диалектика и синергетика
Динамическая организация бытия состоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям. Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с по

Пространственно-временная организация бытия
Онтологический анализ традиционно стремится выявить во всем многообразии сущего его атрибуты, то есть те бытийственные свойства, которые присущи всем (или же очень многим) конкретным предметам и яв

Понятие природы и экологические ценности современной цивилизации
В предельно широком смысле понятие природы обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаим

Деятельность как сущностная характеристика человека. Духовная деятельность человека. Социализация личности.
Сознание, поведение, деятельность. Социокультурные модусы человеческого бытия. Несмотря на очевидность индивидуального опыта и характеристик, свою подлинную реализацию "Я" получает

Сознание и эволюция форм отражения. Индивидуальное и общественное сознание.
Способность сознания отражать действительность крайне важна для человека. Это отражение происходит с помощью конкретно-чувственных и понятийных образов. Эти субъективные обр

Проблема познаваемости мира. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм. Взаимосвязь субъекта и объекта познания
Теория познания или гносеология возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Термин «гносеология» происходит от греческих слов «gnosis“ – знание и «logos» - понятие, учение.

Структура познавательного процесса. Познание как творчество
В философских концепциях познания традиционно выделяют две его разновидности: чувственное и рациональное познание. Они тесным образом связаны между собой и имеют свои формы. В рамка

Познание как постижение истины
Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принци

Понятие науки. Научное познание, его уровни и формы. Методы научного исследования
Научное познание или просто наука представляет собой целенаправленную деятельность человека по выработке объективированного знания, которое, в отличие от обыденного, индивидуального,

Особенности познания социальной реальности. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли
Социальная философия – философия общества. Выявляет природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития. Предмет социальной философии: проблемы социального быти

Общество как система. Феномен власти в жизни общества. Социальные отношения. Природа социальных противоречий
Существует два подхода к объяснению понятия «общество»: - ценностно-нормативный: отдается предпочтение обоснованию желаемых форм общественного устройства (Платон «Государство», утоп

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса
Философия истории: основные понятия и этапы развития. Философия истории – область философского знания, предметом которой является, с одной стороны, уяснение природы исторического проц

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры.
Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь (20 апреля 2010 г.) определил значение культуры как важнейшего стратегическо

Техника и ее роль в истории цивилизации. Перспективы постиндустриальной цивилизации и феномен информационного общества
Философия техники – одно из значимых направлений в составе философского знания, нацеленное на осмысление многоаспектного феномена техники, требующего междисциплинарного подхода при си

Философия и диалог культур в современном мире.
Гегель писал, что философия есть эпоха, схваченная в мысли. И с этим невозможно не согласиться, ибо каждый философ – сын своего времени, и вся специфика этого времени отражается в системе идей фило

Перспективы и современные стратегии устойчивого развития.
Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики являются предметом исследований многих белорусских ученых. Академик Е.М. Бабосов отмечает, что в Беларуси в середине 90-х гг.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги