Реферат Курсовая Конспект
ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА 18-19 ВЕКОВ. ИЗ СОБРАНИЯ ЭРМИТАЖА - раздел История, ИСТОРИЯ ИСКУССТВА Японская Цветная Ксилография (Гравюра На Дереве) — Уникальное Явление В Истор...
|
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) — уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Уже в 13 веке в Японии печатались небольшие буддийские иконы, амулеты, но эта продукция носила ремесленный характер. Как самостоятельный вид искусства гравюра утверждается на последнем этапе средневековой истории Японии — в период Токугава (1603-1868). В искусстве 17-19 веков сложился новый стиль — укиё, наиболее ярко проявившийся в гравюре. Термин «укиё»(дословно — плывущий мир) древен и по происхождению связан с буддийскими представлениями. В городской культуре периода Токугава словом «укиё» стали обозначать мир удовольствий и развлечений, мир беззаботной жизни и земных радостей. Поэтому главной темой гравюры укиё стали изображения красавиц из так называемых весёлых кварталов.
В жизни японцев этого периода «весёлые кварталы» играли значительную роль, что было связано с особым внутриполитическим положением страны. В рамках полицейского государства, «весёлые кварталы» были местом, где горожанин хоть на время мог почувствовать себя раскованно и независимо. Сюда приходили на представления театра Кабуки, для заключения коммерческих сделок и, конечно, с целью посещения чайных домов, обитательницы которых славились своей красотой, образованностью, изысканностью вкуса, изяществом манер. Поэтому жанр «бидзинга» — изображения красавиц — и стал основным в гравюре укиё. Почти столь же популярными в зрелый период истории гравюры были и другие жанры: «якусяэ» (театральная гравюра), «мусяэ» (историко-героический жанр), «катёэ» (изображение цветов и птиц) и позже «фукэй» (пейзаж).
Судзуки Харунобу. Бог счастья Фукурокудзю в цирюльне.
Это один из богов счастья - наиболее популярных божеств в пантеоне верований японцев. Семь богов счастья воспринимались как нечто близкое, обыденное, их можно было просить о самых мелких, суетных вещах. Их не боялись, над ними подшучивали, изображая в комических или компроментирующих ситуациях.
Поворотным моментом в истории японской гравюры считается 1764 год, когда на средства общества любителей искусств «Кикурэнся» небольшим тиражом был выпущен календарь на 1765 г. Автором гравюр, напечатанных с нескольких досок, являлся Судзуку Харунобу (1724-1770), чьё искусство открывает классический период в истории японской ксилографии, охватывающей около полувека. Исоду Корюсай (1764-1788) был одним из немногих учеников Харунобу, который не просто следовал стилю учителя, но и вносил в него поправки, порой довольно существенные. Утончённость и рафинированность моделей Хорунобу сменяется у Корюсая красотой земной и современной.
Исодо Корюсай. Серия: "Образцы мод: модели, новые как весенняя листва". Мицуя из чайного дома Омусия - одна из лучших и наиболее характерная в его творчестве.Относится к зрелому периоду деятельности мастера.
Художник, равный по масштабам дарования Харунобу, появился только в начале 1780х годов. Им стал Тории Киёнага (1752-1815). Киёнага принадлежал к школе Тории, специализировавшейся на создании изображений актёров. Он первым ввёл в моду сложные многофигурные композиции, изобилующие разнообразными деталями. Повествовательность — то качество, которое отличает подход Киёнага к изображению традиционных сюжетов. Стиль Киёнага оказал сильнейшее влияние на самых разных мастеров: Хокусай, Эйси, Утагава Тоёкуни, Утамаро.
С именем Китагава Утамаро (1754-1806) связывается третий большой стиль японской гравюры. Новаторство Утамаро заключается в первую очередь в необычном подходе к традиционному жанру «бидзинга» . Повествовательность Киёнага сменяется у Утамаро стремлением охарактеризовать эмоциональное состояние модели. Листы Утомаро положили начало особой форме жанра «бидзинга» — эмоциональному портрету, в котором он не знал себе равных.
В это же время к жанру «бидзинга» обращались и мастера школы Хосода. Основателем её стал Хосода Эйси (1756-1829). Тёкосай Эйсё — ученик школы Хосода.
В 19 веке традиционно считается временем заката искусства гравюры. Это справедливо для жанра «бидзинга» , но не для гравюры в целом. Куниёси, Хокусая и Хиросигэ — открывают новую страницу в истории укиё.
Куниёси (1797 — 1861) принадлежат к наиболее влиятельной в 19 веке школе Утагава. В отличии от других школ, мастера которые специализировались на каком либо одном жанре, художники Утагава создавали гравюры на самые разнообразные темы. В 19 веке на первое место выдвинулся историко-героический жанр, в котором талант Куниёси проявился наиболее полно. В гравюрах посвящённых деяниям героев древности или событиям недавнего прошлого, Куниёси создал образ идеального воина: сильного, решительного и стойкого. Движение, экспрессия действия, необузданная мощь — вот что привлекало Куниёси и мастеров его круга. Таких напряжённых и динамических композиций, как у поздних мастеров школы Утагава, не знала гравюра 18 века.
Однако самое выдающееся событие в истории гравюры 19 века — это возникновение самостоятельного жанра — пейзажа. Гравюры крупнейших пейзажистов Кацусика Хокусая (1760 — 1849) и Андо Хиросигэ (1797 — 1858) открывают новую страницу в истории японского пейзажа. В отличии от традиционных дальневосточных пейзажей, где получили живописное воплощение философские представления о природе, данные в символико-знаковых формах, пейзажи Хокусая и Хиросигэ конкретны, они точно передают облик и характер изображаемой местности.
Творчество Хокусая и Хиросигэ — последнее крупное явление в истории японской гравюры. К этому времени её влияние выходит далеко за пределы страны, сказывается на развитии европейского искусства рубежа 19-20 веков. И в самой Японии такие художники, как Тадасигэ Оно, Сасадэима Кихэй, Маэда Масао, плодотворно используют в своём творчестве лучшие достижения ксилографии того периода, переосмысляя их в контексте современной художественной культуры.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Считается что оружие и конское снаряжение представляют наиболее характерные элементы скифской культуры Звериный...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЯПОНСКАЯ ГРАВЮРА 18-19 ВЕКОВ. ИЗ СОБРАНИЯ ЭРМИТАЖА
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов