рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма).

Понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма). - раздел История, История В Исторической Науке Понятие «Средневековье» Укрепилось После Того, Как В Эпо...

В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением стали именоваться средними. Очевидна условность такого понятия, показательна огромная продолжительность данного периода. Для гуманистов эпохи Возрождения и деятелей французского Просвещения понятие средневековья было синонимом дикости и грубого невежества, а средние века - временем религиозного фанатизма и культурного упадка. Историки же так называемой «романтической» школы начала ХIХ в. называли средневековье «золотым веком» человечества, воспевали достоинства рыцарских времен и расцвет культурных христианских традиций.

С распространением в исторической науке марксистской теории формаций, средневековье все чаще отождествляли с понятием феодализма. Понятие «феодализм» происходит от термина «феод» - наследственная земельная собственность, которая давалась под условие несения военной службы. Феодализм - это стадия исторического развития общества, в основе, которой лежит монопольная собственность феодалов или феодальных государств на землю и личная зависимость крестьян от феодалов. Марксисты ввели термин «общественно-экономических формаций» как определение отдельных стадий человеческой истории. В соответствии с этой теорией в советской историографии сложилась традиция понимания средневековья как антагонистической классовой феодальной общественно-экономической формации. Современная наука стремится к более объективному изображению событий средних веков, избегая крайностей и идеологических штампов. Наличие феодальной (условной) формы землевладения действительно было характерно для Европы в период с V по ХV - XVI вв., однако в то же самое время существовали и другие формы собственности: государственная, общинная и частная. Сложно говорить о феодализме на Востоке, так как условное землевладение в «восточном» варианте существовало с древних времен вплоть до XIX в.

Основные классы феодального общества образуют крупные земельные собственники феодалы и крестьяне. В отличие от рабов феодально-зависимые крестьяне не отделены от средств производства, ведут самостоятельное хозяйство, но часть производимого ими прибавочного продукта отдают феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды феодальной ренты можно свести к трем основным формам. 1). Отработочная рента, или барщина, состоит в том, что крестьянин обрабатывает барскую пашню собственными инвентарем и лошадьми. 2). При натуральной ренте (натуральный оброк) крестьянин снабжает феодала продуктами своего труда, произведенными в хозяйстве. 3. Денежной рентой именуют передачу крестьянами феодалу определенных денежных сумм. Эти формы ренты редко существуют в чистом виде, но та или иная форма обычно преобладает. Отработочная рента является наиболее простым видом ренты, она большей частью возникает сравнительно поздно, ибо для ее распространения необходима высокая степень развития товарно-денежных отношений. Для удовлетворения же своих личных потребностей ему вполне достаточно оброка. Развитие товарного хозяйства является предпосылкой и для появления денежной ренты.

Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных стран. Проблемы периодизации средних веков давно волнуют историков-медиевистов (специалистов средневековья). Ж. Ле Гофф, один из крупнейших исследователей истории Европы определял понятие «средние века» как период с V по ХV вв., от рождения варварских королевств в Европе до кризиса и трансформации средневековой христианской цивилизации. В 1970-е гг. Ф. Броделем была выдвинута идея «длительного Средневековья», которую впоследствии разделял и Ж. Ле Гофф. «Долгое Средневековье» охватывало историю с первых веков христианского летоисчисления и вплоть до конца XVIII или даже начала ХIХ в. Советские историки датировали «средние века» (феодальную формацию) со времен падения Западной Римской империи (476 г.) до Английской буржуазной революции (1640 г.), открывшей путь к формированию капитализма. В современный период началом феодализма в Западной Европе принято считать падение рабовладельческой Западной Римской империи (V в.), а окончанием - Английскую буржуазную революцию (1642 -1649 гг.). Современные зарубежные и отечественные специалисты чаще всего под «средними веками» понимают эпоху с Великого переселения народов, давшего жизнь многим цивилизациям Запада и Востока, до Великих географических открытий, способствовавших формированию глобальной океанической цивилизации, взаимопроникновению восточных и западных культур.

Развитие средневекового общества сопровождалось значительными сдвигами в экономике, социальном и политическом строе. С учётом совокупности изменений выделяют три этапа феодализма: 1). Раннее Средневековье - период формирования феодального способа производства (V -X вв.), характеризуется формированием феодального способа производства, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием городов, ремесел, денежного обращения, многоукладностью экономики, то есть существовало несколько видов производственных отношений одновременно. 2). Классическое Средневековье - период развитого феодализма (XI - XV вв.), связан с завершением процесса формирования феодальных отношений, при котором крестьяне были поставлены в поземельную и личную зависимость, а представители господствующего класса находились в иерархическом соподчинении. 3). Позднее Средневековье - период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV - середина XVII вв.) ознаменовался зарождением в недрах феодального общества новых капиталистических отношений. Великие географические открытия приводят к расширению торговых связей, росту внутреннего и внешнего рынка, возникновению мирового рынка. Происходит развитие техники, научных знаний, что вело к росту производства.

Средневековье - это время формирования национальных государств в виде абсолютных или сословно-представительных монархий. Монархия была типичной формой феодального государства. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государствах Италии, Германии, а также на Руси - в Великом Новгороде, Пскове. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем они поглощались крупными монархическими государствами.

Если в античной Европе право владеть землёй определялось для свободного человека его национальностью и гражданством, то в средневековой Европе право на землю зависело от принадлежности человека к определённому сословию. Основных сословий было три: дворянство, духовенство и народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы). Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль. Важной чертой средневекового европейского общества являлась его иерархическая структура - система вассалитета. Во главе иерархии стоял король - верховный сюзерен. На второй ступени феодальной лестницы находились непосредственные вассалы короля - это были герцоги, графы, архиепископы, епископы, аббаты, которые получали от него за службу феод. Они обладали различными видами иммунитета (от лат «неприкосновенность») и часто подчинялись королю просто формально, но король - верховный сюзерен всегда мог лишить своих вассалов феода. Противостояние «вассал - сюзерен» повсеместно ощущалось в среде феодальной аристократии. При этом любой аристократ был одновременно и сюзереном и вассалом, причём зачастую вассалом у нескольких сеньоров, так что мог играть на противоречии их интересов.

 

Литература

 

1. Осокин, Н.А. История средних веков / Н.А. Осокин. - Минск: Харвест, 2003.- С. 5-13.

2. Самыгин, П.С., Самыгин, С.И., Шевелёв, В.Н., Шевелёва, Е.В. История для бакалавров / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелёв, Е.В. Шевелёва. - Ростов-н/Д.: Феникс. 2012. - С. 67-71.

3. Чубарьян, А.О. Всемирная история. В 6 т. / А.О. Чубарьян. - М: Наука, 2011.- Т.2.- С. 5-15.


Становление европейской средневековой (христианской) цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь.

 

Европейская христианская цивилизация зарождается и переживает своё становление в эпоху Средних веков. В это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Для христианской цивилизации характерны две основные черты:

1. Социально-классовая структура общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне;

2. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.

Христианская цивилизация утверждалась на руинах античной цивилизации. На её основе христианская цивилизация не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, её централизация и богатство, её миропонимание, право, этика и мораль - создали единую феодальную идеологию. К IV в. императорская власть Рима выбирает христианство в качестве идеологической основы для консолидации многоэтничной империи и средства успокоения населения надеждами на воздаяние после смерти.

Христианство - это новая религия и системная идеология, развитие, сохранение и передача которой дальнейшим поколениям европейцев составляет величайшую историческую заслугу Древнего Рима и Византии.

Христианство - одна из мировых религий, возникла в Палестине в середине I в. н.э. Возникновению и распространению христианства способствовала проповедническая деятельность Иисуса Христа, который был одновременно Богом и человеком. В его проповедях значительное место занимали нравственные идеи: о необходимости любить ближних, помогать попавшим в беду и т.д.

Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения. Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие.

Провозглашая доминирование духовного над плотским началом, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.

11 мая 330 г. в греческом колониальном городке Византий римский император Константин Великий объявил о переносе столицы из Рима в этот город, тут же переименованный в Константинополь и впоследствии в средневековых русских текстах ставший известным как Царьград. Константин Великий признал христианство и принял его в качестве официальной религии. Перенос столицы на новое место положил основания для построения новой империи. Константин, создавая новый центр власти, освятил его как христианский город. Византия приняла знамя цивилизационной, культурной и, тем самым образовательной традиции античного греко-римского мира. Таким образом, обретя статус государственной религии в Римской империи, христианство стало приспосабливаться к политической жизни и наметившейся политической децентрализации. После захвата западной части империи варварскими племенами и образования на востоке империи Византии, рост могущества этого второго центра власти в Константинополе изменил ситуацию и спас греко-римскую цивилизацию от полного её разгрома германскими варварскими племенами.

В Западной Европе христианство утвердилось в форме католицизма, одним из основных, наряду с протестантизмом и православием направлений в христианстве. Католицизм оформился как вероучение и церковная организация после разделения христианской церкви на две ветви - католическую и православную в 1054 г. Предпосылки разделения состояли в распаде Римской империи и усилении различий между политико-социальным и культурным обликом восточной и западных областей.

В VIII в. Римская церковь освобождается из-под опеки Византии, образуется Папская область с центром в Равенне - государство, правитель которого - папа, был одновременно и главой всех католиков. Стремление пап к абсолютной светской власти над Европой приводило к столкновениям с христианской церковью в Византии, которая зависела от власти византийского императора и также претендовала на первенство в христианском мире. Ситуацию усугубляли некоторые догматические и обрядовые различия в практике восточной и западной церквей.

Восточные славяне приняли христианство в 988 г. Основные причины принятия христианства в Киевской Руси заключаются в следующем. Во-первых, христианство представляло идеологическую основу для централизации государства. Во-вторых, христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего невозможно было развитие социально-экономической сферы. В-третьих, христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси.

В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского князя обязательное признание превосходства власти папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Выбор Владимиром византийского варианта христианства, следовательно, во многом был неизбежен. Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом.

Выбор восточного христианства, которое оформилось в форме православия в Византии, обосновывался также и тем, что Византия представляла собой высокоразвитое государство, входившее в зону экономических и военных интересов Древней Руси, кроме того, династические связи с Византией повышали влияние Руси в христианском мире. В 988 г. киевский князь Владимир крестил Русь и женился на сестре византийского императора Василия II - Анне. Христианство способствовало культурному прогрессу, распространению письменности на славянском языке, содействовало политической централизации и культурной консолидации восточных славян. Принятие христианства привело к повышению международного статуса Руси. Были установлены широкие политические контакты, в частности посредством брачных связей с правящими домами Польши, Франции, Венгрии, Норвегии и др. Также принятие христианства способствовало становлению основ феодализма. Именно с развитием феодализма и господством христианства в Европе связано понятие «средних веков».

В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство. Христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. Иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих, Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель.

 

Литература

 

1. Диль, Ш. История Византийской империи / Ш. Диль. - М: Гос. изд-во иностр. Литературы, 1948. - С.19-26.

2. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - С.73-129.

3. Осокин, Н.А. История средних веков / Н.А. Осокин. - Минск: Харвест, 2003.- С. 14-15, 283-287.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История

История в вопросах и ответах Для непрофильных специальностей Рекомендовано методической... ВВЕДЕНИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие «средние века», феодализм, периодизация истории средних веков характеристика этапов феодализма).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И с т о р и я
    Омск 2013     ФИЛИАЛ

Для непрофильных специальностей
    Рекомендовано методической комиссией при филиале НОУ ВПО «Столичная финансово-гуманитарная академия» в г. Омске     Омс

Подходы к изучению истории.
История - это общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, у

Первобытный мир и рождение цивилизаций (источники, периодизация истории первобытного общества, теории происхождения человека).
Первобытная история человечества реконструируется по целому комплексу источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить полной и достоверной картины данной эпохи.

Общая характеристика цивилизаций Древнего Востока.
Термин «Древний Восток» ввели в научный оборот античные авторы. Так называли страны, расположенные к востоку от греко-римского мира. Хронологические рамки Древнего Востока охватыва

Общая характеристика цивилизаций Античного мира.
Античности принадлежит особое место в мировой истории, поскольку она явилась исходным моментом, первым опытом, фундаментом и духовной опорой европейской культуры. Термин «античность» (от лат. antiq

Социально-политическое устройство.
  Отдельные русские княжения в конце IX в. соединились в единое Древнерусское государство (Киевское) государство. Предпосылками этого объединения были: этническая общность древнерусск

Причины и последствия.
Под политической (феодальной) раздробленностью Руси понимают период XII-XV вв., когда на территории Древнерусского государства существовало до трех десятков княжеств и территорий со своим порядком

Последствия влияния ордынского ига на историю страны.
  XIII в. стал временем тяжких испытаний для русского народа. С севера продолжались попытки захвата русских земель шведами и немецкими рыцарями. А с восточных степей тем временем нака

При Иване III и Василии III.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, основным содержанием, которого был разгром Москвой своих основных политических соперников и переход от утверждения за Москвой её политического глав

Культура России и Европы (XV-XVI вв.).
Важнейшей характеристикой культуры России XV-XVI вв. становится центростремительная тенденция. Этот период характеризуется следующими особенностями развития культуры: 1) объединение местных культур

Внутренняя политика Ивана IV.
Первый период царствования. (Реформы Избранной Рады).Василий III завещал великокняжеский престол старшему сыну Ивану IV (1533-1584 гг). Царь получал корону из рук главы церкви. Вен

Внешняя политика Ивана IV Грозного
Рассмотрим кратко итоги внешней политики Ивана IV по трем направлениям. Восточное направление.Главными соперниками Москвы здесь были образовавшиеся на развалинах Золотой Орды Казанское и А

Смутное время: причины, ход событий, итоги.
Смутное время (Смута) - глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце XVI - начале XVII в. Смута совпала с династическим кризисом и борьбой боя

Страны Европы в XVI в.
(реформация, контрреформация, абсолютизм)   Реформация в Западной и Центральной Европе представляла широкое общественное движение, носившее в основе своей ан

Культура России и Европы в Новое время.
В истории России XVII в.- это переходный период русской истории от эпохи Средневековья к Новому времени, когда старина и новизна перемешались. Основными отличительными особенностями развития культу

И европейская колониальная экспансия в XVII - XVIII в.
В ЕвропеXVII - XVIII вв. обострение международных противоречий происходило по трём направлениям: 1). В Западной Европе сталкивались интересы Англии, Франции, Голландии и Испании. Основная цель - пр

Социальные движения в России в XVII в. Церковный раскол.
  В 1645 г. после смерти царя Михаила на престол вступил его сын Алексей. Правителем страны стал воспитатель Алексея боярин Морозов. Все важнейшие государственные должности занимали р

Социально-экономическое развитие России XVII в.
Начало складывания всероссийского рынка.Во второй половине XVII в. все более четко обособляются сельскохозяйственные и промышленные районы. Так, центральные и северные районы поставляли на рынок ро

Зарождение абсолютизма
  Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от сословно представительной монархии к абсолютизму. Абсолютизм - это форма

В XVI - XVIII в.
Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы р

Реформы Петра I
  Реформы Петра I были подлинной революцией. Они охватывали широкий спектр общественной, государственной и хозяйственной жизни, они были проведены в суровой борьбе с внутренней оппози

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
  Просвещенный абсолютизм - это общеевропейское явление. В Европе оно представлено такими яркими правителями, как король прусский Фридрих II, шведский король Густав III, император Авс

Внешняя политика России во второй половине XVIII века.
  Российская империя во второй половине XVIII в. преследовала следующие цели во внешней политике: получить выход к Чёрному морю, укрепить своё положение на Балтике, возвратить Украинс

Образование США.
Нидерланды являлись одной из провинций империи Габсбургов и обладали во второй половине XVI в. чрезвычайно развитой экономикой. Императоры Карл V и Филипп II активно пользовались этим, постоянно ув

В первой четверти XIX в. Движение декабристов.
  Воцарению Александра предшествовал дворцовый переворот, осуществленный заговорщиками, во главе которых стояли: П.А. Пален, военный губернатор столицы, и последний фаворит Екатерины

Наполеоновские войны. Отечественная война 1812 г.
  В Европе с конца XVIII в. шла череда непрерывных войн. Коалиция европейских держав во главе с Англией выступила против республиканской Франции. Французская армия нанесла поражение а

В Западной Европе в XIX в.
Промышленное развитие XIX в. характеризовалось расширением машинного производства, передачей технологических знаний, коммерческого и финансового опыта от Англии к другим европейским странам и США.

Общественные движения во второй четверти XIX в.
Основные принципы внутренней и внешней политики Николая I: незыблемость самодержавия, обращение к авторитету православия как гарантии самодержавия; утверждение, что «революционная зараза» пришла из

Внешняя политика России во второй четверти XIX века.
  Борьба с революционной опасностью стала одной из главных в правление Николая I. Он пытается возродить Священный Союз и контролировать ситуацию в Европе. В октябре 1833 г. Николай I

Предпосылки, сущность, значение.
  Предпосылки реформ Поражение в Крымской войне 1853-1856 гг. обескровило и разорило страну, доказало неэффективность феодально-бюрократической системы управления. Уровень ра

Во второй половине XIX в.
«Великие реформы» 1860-70 гг. XIX в. изменили ход общественной мысли России. Очевидным стало противоречие сословных привилегий дворянства и самодержавной власти с формально объявленным равенством в

Внешняя политика России во второй половине XIX в.
В середине XIX в. внешнеполитический курс России доказал свою несостоятельность. Страна оказалась в изоляции и потерпела поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.). Это подорвало позиции России, де

Тенденции развития культуры Европы и России XIX в.
XIX век в истории европейской культуры прославился не только выдающимися достижениями в области науки и техники, но и частыми радикальными переменами в сфере художественной культуры. Одно художеств

Особенности социально-экономического и политического развития России в конце XIX - начале XX вв.
На рубеже XIX - XX вв. в России ускоренными темпами развивается капитализм - экономическая система, где господствует частная собственность на средство производства, есть рынок наёмной рабочей силы,

Особенности образования, стратегия и тактика основных политических партий в России в начале XX в.
Революция 1905-1907 гг. трансформировала политическую систему России. Монархия стала парламентской, появилась легальная многопартийность. Возникло более 150 политических партий и течений. При этом

Мир индустриальной цивилизации 1900-1914 гг.
  Став центром мира к началу XX в., Европа переживала период социальных и политических преобразований. Они были порождены промышленной революцией, которая уже завершилась в европейски

Международные отношения в начале XX в. Русско-японская война.
Последние десятилетия XIX в. характеризуются борьбой за захват ещё свободных колониальных территорий; идёт лихорадочный раздел мира. К концу XIX в. в мире уже почти не остаётся незанятых земель, пр

Аграрная политика П.А. Столыпина
  Реформа надельного крестьянского землевладения. Цель - создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений Составн

Россия в Первой мировой войне
(причины, военные планы, этапы, итоги и последствия) Первая мировая война стала следствием серьёзных противоречий между европейскими странами. В основе противоречий - нера

Февральская революция 1917 г. Падение царизма
Причины революции 1. Аграрный вопрос. В России сохранялось помещичье землевладение. К 1917 г. 130 млн. чел. проживало в деревне, при этом около 10,5 млн. крестьянских дворов имели земли ст

Послевоенное развитие стран Западной Европы и США. 1818-1939 гг.
В Версале (Франция) 28 июля 1919 г. в рамках Парижской мирной конференции состоялось подписание международного договора, который подвёл итоги Первой мировой войны и определил послевоенной устройств

Политика военного коммунизма.
  Гражданская война - это организованная вооружённая борьба между классами и социальными группами внутри страны за государственную власть. Гражданская война в России была чрезвычайно

НЭП. Причины перехода к новой экономической политике, её сущность
В условиях Гражданской войны и военно-коммунистической политики население лишилось каких-либо материальных стимулов к производству. Однако лидерам большевиков казалось, что их политика не чрезвычай

В 1920-30-е гг.
После завершения гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых советских государств - РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, а так же Азербайджанская

Последствия ускоренной индустриализации.
  1929 год вошел в историю как год начала сталинской «революции сверху», год «великого перелома» фундаментальной трансформации экономической системы страны. Необходимо отметить, что н

Сплошная коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты.
В 1927 г. в СССР насчитывалось примерно 24 млн. крестьянских хозяйств. 120 млн. членов крестьянских семей составляли абсолютное большинство населения страны. Каждое хозяйство в среднем имело 4-5 га

Политика советского правительства в области культуры
(20-30-е гг. XX в.) Советские лидеры утверждали, что любая культура носит классовый характер. Ещё до прихода к власти лидер большевистской партии В.И. Ленин называл Россию

Культа личности Сталина. Репрессии в 30-40 гг.
Форсированная модернизация экономики СССР, проходившая в 30-е гг., причём во враждебном окружении, объективно требовала концентрации власти. «Социалистическое наступление по всему фронту»,

Советская внешняя политика накануне Великой Отечественной войны
(1933–1941 гг.)   В 1933 г. большинство государств мира, включая СССР, подписали Конвенцию об определении агрессора. Советские дипломаты выступили с предложе

Причины, основные этапы, итоги и уроки Второй мировой войны
  Главные причины новой мировой войны. За два десятилетия после Первой мировой войны в мире, особенно в Европе, накопились острые экономические, социально-политические и наци

Великая Отечественная война советского народа
  Решающее значение в планах фашистской Германии придавалось военному разгрому СССР. В 1940 г. был разработан план Барбаросса - подготовки и проведения молниеносной войны против Совет

Развитие стран Востока в 1960-80-е гг.
  Как отмечалось ранее, к началу XX в. шесть «великих держав» Европы захватили 25 млн. кв. км земли, т. е. пространство в 2,5 раза больше всей Европы, и поработили 523 млн. населения.

Внутренняя и внешняя политика советского государства
(1945-1953 гг.) Великая Отечественная война, конечно, означала величайшую победу над самым злейшим врагом человечества - германским фашизмом. Свобода и независимость стран

Формирование постиндустриальной цивилизации.
  В последней четверти XX в. наиболее значительным и доминирующим подходом к развитию социальных и экономических отношений является теория постиндустриального общества (Д. Белл, Г. Ка

Экономические реформы и попытки демократизации общественной жизни в СССР(1953-1960-е гг.) Внешняя политика.
5 марта 1953 г. умер И.В. Сталин. Его смерть стала поворотным событием в новейшей истории страны. В политическом руководстве СССР началась ожесточённая борьба за власть. Расстановка сил была такова

В годы перестройки
12 марта 1985 г. после кончины К.У. Черненко генеральным секретарём ЦК КПСС был избран М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, демократичный М.С. Горбачёв резко выделя

Августовский путч 1991 г., распад СССР.
Острый кризис доверия к Президенту СССР М.С. Горбачеву, его неспособность эффективно руководить страной и контролировать общественно-политическую ситуацию проявились и в его поражениях в борьбе с п

Постсоветская Россия: экономика и внутренняя политика.
В декабре 1991 г. СССР, а вместе с ним и социально-экономическая и политическая система прекратили существование. При этом в 1990 г. в стране был впервые зарегистрирован абсолютный спад пр

Внешняя политика России в 1990-е гг.
В период либеральных реформ, начатых в России в начале 1990-х гг., высшее политическое руководство страны во главе с Президентом Б.Н. Ельциным на международной арене делало весьма непростые шаги, ч

Мир развитых стран в условиях глобализации
Одним из ключевых процессов развития мировой экономики на рубеже ХХ-ХХI вв. является прогрессирующая глобализация, т.е. качественно новый этап в развитии интернационализации хозяйственной жизни. От

Россия в первом десятилетии XXI в.
Президентская избирательная кампания 2000 г. была очень быстротечной. 26 марта уже в первом туре выборов В.В. Путин одержал победу, набрав около 53% голосов избирателей. Это означало, что народ ока

Культура России. XIX век (1801 - 1914). URL: http://www.russianculture.ru/forme.asp?id=11 (дата обращения 15.11.2012).
57. Ле Гофф, Ж.Цивилизация средневекового Запада / Ж. Ле Гофф. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с. 58. Лекции по культурологии. URL: http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
  Бобкова Наталья Петровнаокончила гуманитарный факультет Омского государственного аграрного университета в 2006 г. Аспирант кафедры истории и социально-педагогически

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги