Служилая соха 800 четвертей доброй земли, а черная – 500.
Подать 20 рублей с сохи.
Ямские деньги 10 рублей с сохи.
+ новые налоги.
1) пищальные деньги – подворный налог на стрельцов;
2) полоняничьи деньги до 2 руб. с сохи;
3) засечное дело – 4 руб. с сохи или повинность;
4) ямчужное дело – 1 руб. с сохи, или поставка селитры для пороха;
5) казначеевы, дьячи и подъячьи пошлины – 1 руб. с сохи;
6) кормленый откуп – 21 алтын с сохи.
7) При торговле тамга 10 % цены товара.
Пересмотр с 1551 года тарханных грамот.
Результат финансовой реформы.
К 1580-м годам платежи в пользу государства возросли в 3,5 раза по сравнению с 1550-ми. Но позже – вал недоимок.
8.Централизация церковного управления.
Стоглавый собор 1551 года
С 1549 года начата централизация православного культа. Составлен список почитаемых святых, в который не попал почти никто из удельных князей и князей бывших великих княжеств. Из житий исключены политические сентенции, чуждые московским взглядам. Канонизация новых святых впредь только по решению митрополита и освященного собора.
Стоглавый собор = земский. Утвердил судебник.
Митрополит Макарий опирался на иосифлянское большинство. Имущества церкви незыблемы. Но укреплена внутрицерковная дисциплина.
Протопопы, поповские старосты и десятские священники – надзор за приходским духовенством, перепиской книг и писанием икон.
Утверждены каноны по образцам XV века.
Обучение грамоте – при церквях.
Двуперстный крест (на это в XVII веке будут ссылаться старообрядцы).
Твердые суммы за церковные таинства (венечное).
Строгий порядок в монастырях (пить «в меру», монахам и монахиням в одном монастыре не жить и т.д.).
Духовенство неподсудно светским властям. Правда, в святительский суд включены митрополичьи бояре, старосты, попы десятские, земские старосты и целовальники.
Но никакая централизация не избавляла от ересей. В борьбе с ними едины церковь и светская власть.
Ереси Феодосия Косого и Матвея Башкина.
Союз церкви и светской власти в миссионерской деятельности в Поволжье.