Основы идеологии меркантилизма

 

Стоит вернуться к названию памфлета Монкретьена. Заглянув назад, в главу 0, мы напомним себе, что выражение "политическая экономия" означало в те времена принципы управления хозяйством страны. Государственная власть рассматривалась приверженцами меркантилизма как нечто вроде хозяина в большом хозяйстве. Точнее, как управление большого города.

Идеологию меркантилизма легче всего понять, представив принципы средневекового городского хозяйства перенесенными на уровень целой страны.

В основе идеологии меркантилизма лежали следующие предпосылки:

 

1. Богатство создается трудом, но выражается в золоте и серебре.

 

2. Конкуренция вредна, ее нужно избегать и предотвращать.

 

3. Государственная власть должна обеспечивать монополии отечественных коммерсантов внутри страны и на внешних рынках.

 

Понятие труда было предельно широким и включало деятельность ремесленников, купцов, лавочников, приказчиков и промышленных предпринимателей.

На внутреннем рынке необходимыми признавались те же средства предотвращения конкуренции, какие были опробованы в средневековом городе:

 

— законы об ученичестве, регулирующие численность и квалификацию предпринимателей;

 

— регулирование цен и заработной платы;

 

— регламентация приемов производства и стандартов качества продукции;

 

— порядок выдачи привилегий и предоставления монопольных прав на производство и торговлю;

 

— защита внутреннего рынка от проникновения иностранных товаров, которые могли бы конкурировать с продуктами отечественной промышленности или предметами, которые тоже ввозятся из-за границы, но отечественными купцами;

 

— мероприятия, препятствующие оттоку за границу золота и серебра;

— мероприятия, стимулирующие приток из-за границы золота и серебра.

 

Внутри страны государство для этих целей располагало такими средствами, как законодательство, полиция и таможня.

Для эффективности внешней торговли создавались большие торговые компании, о которых мы уже упоминали в главе 5 (Ост-Индские, Вест-Индские и т.п.). Устав такой компании не допускал внутренней конкуренции, а предоставленная ей государством привилегия не допускала на соответствующий рынок других торговцев из этой страны. В конкурентной же борьбе с аналогичными компаниями других стран применялись такие средства, как войны и каперство[17].

 

Война, торговля и пиратство —

Три вида сущности одной[18] —

цинично, как ему и положено, замечает Мефистофель в "Фаусте" Гете.

Итак, в центре внимания меркантилистов проблема обогащения страны. В понимании этой проблемы различными авторами той эпохи было много нюансов, тем более, как уже говорилось, многое подчас считалось настолько очевидным, что о нем можно и не говорить.

"Богатство всякого короля троякого рода. Первое — это богатство его подданных, второе — это та доля богатства его подданных, которая отдается ему для дела защиты, поддержания достоинства и укрепления страны, а также для управления предприятиями, имеющими целью общее благо, за что не могут взяться или могут взяться лишь очень немногие частные лица. Третье — это та часть упомянутой доли, которой король может распоряжаться так, как его собственные личные наклонности и желания подскажут ему, не отдавая никому отчета", — так формулировал У.Петти, современник писателей-меркантилистов (о нем пойдет речь в следующей главе).

Поскольку "второе" — это доля, а "третье" — это лишь доля доли, постольку наиболее существенно "первое" — богатство населения. Чем оно выше, тем больше денег может собирать казна в виде налогов (есть такое выражение: налоговая способность населения). А чем полнее сундуки казначейства, тем сильнее армия и военный флот, тем больше ассигнований на общественные работы (дороги, каналы...), тем лучше работает государственная машина, в том числе судопроизводство... Таков смысл процитированного высказывания Петти.