рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: ИНТЕРНАЛИЗМ И ЭКСТЕРНАЛИЗМ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: ИНТЕРНАЛИЗМ И ЭКСТЕРНАЛИЗМ - раздел История, ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ И ФИЛОСОФИЮ НАУКИ   Наряду С Кумулятивизмом И Антикумулятивизмом Интернализм И Эк...

 

Наряду с кумулятивизмом и антикумулятивизмом интернализм и экстернализм представляют собой ключевую оппозицию науковедения, в рамках которой переход от первой исследовательской программы ко второй знаменует современную трансформацию направленности исследования.

Интернализм рассматривает науку в первую очередь как форму знания и считает, что логика ее развития – почти исключительно внутренняя, содержательная логика: проблемы, варианты их решения, утверждение определенной идеи, обладающей большей объяснительной силой, новые предположения на имеющемся содержательном материале, и т.д. Ученый рассматривается исключительно как носитель разума («логический автомат», в терминологии неопозитивистов), личность его остается за кадром, как и моменты межличностных отношений в науке. Характер и содержание научного знания на каждом этапе представляется определенным, таким образом, гносеологическими факторами.

Экстернализм рассматривает науку как часть культуры своего времени и признает, что на ее содержание существенно влияют негносеологические факторы: экономика, политика, религия, мораль, искусство, психология личности. Они часто предопределяют тематику исследований, их характер; это факторы, от которых в науковедении нельзя абстрагироваться.

Одно из первых конкретных исследований такого типа предпринял А. Койре. Он рассматривал некоторые моменты в истории науки (например, появление гелиоцентрической системы) и показал, что они не толко подготовлены предшествующими исследованиями – они порождены религиозными, эстетическими, философскими соображениями. Наука в каждую историчскую эпоху больше похожа на другие виды культурной деятельности своего времени, чем на науку других эпох. Так, средневековая ученость органично вписывается в картину средневековой духовной жизни, но не похожа ни на античную науку, ни на науку эпохи Возрождения, связанную с новыми ценностными ориентациями общекультурного характера.

С точки зрения экстерналистского подхода наука – в первую очередь социальный институт. Можно выделить три уровня анализа науки на экстерналистской основе:

– общесоциологический (макроуровень) – исследование науки в целом, во взаимодействии с другими социальными институтами и формами общественного сознания. На этом уровне выявляются: социальная детерминация гносеологических норм и ценностей (например, социально-политическая обусловленность идеала доказательности в античной науке); роль некогнитивных ценностных ориентаций (например, секуляризации) в науке; связь стиля научного мышления с господствующим стилем деятельности (например, экспериментального естествознания Нового времени с формированием общего отношения к природе как мастерской); взаимодействие науки с конкретными течениями в религии, идеологии, философии, искусстве;

– социально-психологический (средний уровень) – изучение науки как деятельности социальных групп, коллективов, личностей, т. е. традиционных объектов социальной психологии. На этом уровне исследуются социальные параметры группы и их связь с групповой деятельностью (например, «возраст» группы: установлено, что эффективно работает в сложившемся составе она не более 10 лет); выявляется влияние групповых эффектов на деятельность ученых и разрабатываются новые методы на этой основе; рассматривается типология личностей и влияние типа личности на научную деятельность;

– микроуровень – методология ситуационных исследований (case studies), в которой конкретное научное событие рассматривается в единстве со всем комплексом образующих его элементов: людей, их характеров, обстановки и мотивов их действий. Главным объектом исследования является даже не «научная деятельность» вообще, а повседневная научная деятельность. Наука определяется и рассматривается как «быт людей, именующих себя учеными». Целью, таким образом, оказывается не доказательство влияния культуры на науку, идей времени на научные идеи вообще, а возможно полное изучение более конкретного уровня связи взглядов и научной практики определенных групп с их средой формирования и быта. Закономерности развития науки рассматриваются не в общем виде, а в конкретной модификации – на уровне отдельного события, которое выступает точкой пересечения различных процессов. Этот подход иногда характеризуется как «научная этнография», поскольку используется прием «остранения» и быт ученых описывается этнографическими средствами. По выражению Р. Харре, «на лаборатории смотрят невинным взглядом путешественника в экзотические страны, и общества, обнаруженные в этих местах, наблюдаются объективным, хотя и сочувственным взглядом путешественника, принадлежащего к совершенно иной культурной среде»[21]. Научная деятельность как «особая форма жизни» изучается вместе со свойственной ей «средой обитания». Ключевым становится понятие «жизненный мир». Отечественный историк Д. А. Александров рассматривает,реализуя такую направленность исследования жизненный мир физиков – создателей первых атомных проектов и жизненный мир «таежных биологов» – сотрудников заповедников.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ И ФИЛОСОФИЮ НАУКИ

Омский государственный университет путей сообщения... Н И МАРТИШИНА...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: ИНТЕРНАЛИЗМ И ЭКСТЕРНАЛИЗМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПОЗНАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  Раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются предпосылки и процесс познавательной деятельности, выя

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ
  Рассматривая познание как деятельность, мы можем поставить следующую проблему. Можно ли утверждать, что, по аналогии с многими видами деятельности человека, познавательная деятельно

НЕСПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ВИДЫ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ЗНАНИЯ
  Мифологическое, религиозное, художественное познание отличаются друг от друга по содержанию, по рассматриваемому кругу проблем, по тому, что утверждается, что принимается в качестве

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ
  Стандартное определение науки выглядит приблизительно так: наука - это сфера человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных зна

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ
  Проблематичность образа науки и сложность ее демаркации приводят к неоднозначности, казалось бы, вполне конкретного исторического вопроса о том, где и когда среди видов познания поя

ПОЗНАНИЕ В АНТИЧНОМ МИРЕ
  Можно выделить несколько причин, обусловивших формирование в античной культуре знания особого (по сравнению с восточными культурами) типа – систематического, объективированного и до

ПОЗНАНИЕ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
  Достижения греческой культуры были достаточно хорошо известны в странах Средиземноморья. Этому способствовало и вхождение Греции во II в. до н.э. в состав Римского государства на пр

ПОЗНАНИЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  В эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.) происходит существенное изменение облика науки. В рамках европейской культуры этот процесс тесно связян с формированием новой идеологии, стержнем

НАУКА НОВОГО ВРЕМЕНИ
  В XVII в. социокультурные основания, обусловившие тенденции секуляризации познания и возрастания его индивидуального, творческого характера, углубляются. В экономической сфере это р

НАУКА В XVIII – XIX ВВ.
  В начале XVIII в. содержательный рост науки несколько замедляется, что отчасти связано с растущим разочарованием в возможности непосредственного практического использования ее резул

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ
  Особенностью классической науки была убежденность в возможности достижения полной и достоверной картины реальности. Успехи науки, ее устойчивый рост в XV – XIX вв. лишь усиливали пр

НАУКОВЕДЕНИЕ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
  Принципиальное изменение характера, форм организации и статуса науки в обществе, происшедшее в ХХ в., привело к формированию соверщенно нового уровня рефлексии над проблематикой соц

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: КУМУЛЯТИВИЗМ И АНТИКУМУЛЯТИВИЗМ
  Проще всего представить развитие науки как рост знаний: наука на каждом историческом этапе приобретает некоторое количество сведений, откладывает их в свою копилку, на следующем эта

НАУЧНОЕ И ВНЕНАУЧНОЕ В РЕАЛЬНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ
  Уже первые попытки осуществить в рамках новой – экстерналистской – методологии реалистический анализ науки как повседневной индивидуальной и групповой деятельности обнаружили расхож

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги