рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия эпохи Ренессанса

Философия эпохи Ренессанса - раздел История, ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ Ренессанс Определяется Как Исторический Процесс Идейного И Культурного Развит...

Ренессанс определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций.

Идеология Ренессанса имеет антифеодальное содержание процесса, направленность против церкви (антиклерикализм), дворянства и всех феодальных порядков. Термин «ренессанс» происходит от франц. renaissance – возрождение, т.е. новый расцвет античной культуры, науки и философии.

Для эпохи Ренессанса характерны следующие особенности:

- переход от теоцентризма к антропоцентризму;

- гуманизм, признание творческих способностей человека, разума, стремления к земному счастью;

- интерес к античному культурному наследию (Платону, Аристотелю, неоплатоникам, стоикам, эпикурейцам и др.);

- привлечение человека к жизненной активности, утверждение веры человека в себя;

- идея всестороннего развития человека (физического и духовного), культа красоты;

- ориентация на искусство, символом Ренессанса становится фигура художника-творца (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и др.);

- на смену теоцентризму приходит пантеизм – философское учение, признающее слияние Бога с природой, когда Бог воспринимается как некая сверхъестественная, существующая во всех природных объектах сила; природа обожествляется, божественная сила как бы разлита в природе, в том числе присутствует и в человеке;

- стремление управлять природой с помощью тайных, оккультных сил (оккультизм – учение, признающее существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную психическую тренировку).

Первому периоду Возрождения (XIV–XV вв.) присущ «гуманистический» характер и сосредоточенность в Италии. Для второго периода (XV – XVI вв.) характерна естественнонаучная направленность, гуманизм в этот период переходит в другие европейские страны.

Гуманизм (лат. humanus – человеческий) в широком смысле слова означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни.

Гуманизм в узком смысле слова – идейное движение, сформировавшееся в период Ренессанса, содержанием которого является изучение и распространение античных языков, литературы, искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как литературный, филологический.

Представители итальянского гуманизма – Данте Алигьери (1265 – 1321), автор «Комедии»; Франческо Петрарка (1304 – 1374), автор работы «Моя тайна»; Джованни Боккаччо (1313 – 1375), автор «Декамерона»; Марсилио Фичино (1422 – 1495), автор труда «Платоновская теология о бессмертии души»; Пико делла Мирандола (1463 – 1495).

Заальпийский (северный) гуманизм (XV – XVI вв.). Большую роль в гуманизме заальпийских стран играет логика, методология, философия государства и права.

Представители: голландец Эразм Роттердамский (1469 – 1536), француз Мишель де Монтень(1533 – 1592).

По Роттердамскому, смысл жизни состоит в использовании жизненных благ. Философия должна заниматься основными вопросами естественной жизни человека.

Характерная черта мышления Монтеня – скептицизм в духе любви к жизни.

Параллельно с философией природы развивается новое естествознание. Новые тенденции в науке получили отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452 – 1519), Н. Коперника (1473 – 1543), И. Кеплера (1571 – 1630), Г. Галилея (1546 – 1642). Важнейшим объектом интереса становится астрономия. Для аристотелевско-птолемеевской картины мира был характерен геоцентризм – в центре конечного космоса находилась неподвижная Земля. Коперник создает принципиально новую астрономическую картину мира – гелиоцентризм, пользуясь принципом относительности: 1) Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звезд; 2) Земля вращается вокруг Солнца, помещенного в центр мира. Коперник считает, что Вселенная безгранична.

В философии эпохи Возрождения анализируются проблемы диалектики. Бог рассматривается как единство актуального (природа) и потенциального (бесконечность). Природа есть проявление божественного. Например, Н. Кузанский (1401 – 1464) растворяет природу в Боге. То, что в природе относительно, не завершено, в Боге абсолютно и завершено. Природа изменчива, подвижна; Бог неизменен и неподвижен. Бог – целое, природа – часть. Из Бога возникает природа, Бог есть сущность, свертывающая в себе все вещи. Кузанский делает вывод: существует всеобщая связь вещей в природе, единство противоположностей.

Представителем магически-мистической философии природы оккультного типа был Парацельс(1493 – 1541). Природа трактуется им как живое целое, пронизанное магическими силами. Она должна быть понята, исходя из трех алхимических элементов – ртути, серы и соли. Ртуть соответствует духу, сера – душе, соль – телу. В человеке всем «управляет» душа; в каждой части природы находится некое одушевленное начало. Для овладения силами природы необходимо постигнуть его, войти с ним в магический контакт и научиться им управлять.

Дальнейшее развитие пантеизм получил у Дж. Бруно (1548 – 1600). Он отождествил космос (природу) и Бога. Нет границ между творцом и творением. Природа есть «Бог в вещах». Учение Бруно было осуждено церковью как еретическое, а сам он сожжен на костре.

В эпоху Возрождения возникают новые концепции государства и права, которые исходили из положения о естественном характере человека, о его земных интересах и потребностях.

Складывается идеология централизованного государства. Авторами этих теорий были итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Боден.

Потребность в сильном государстве выразил Никколо Макиавелли (1469 – 1527), автор трактата «Правитель». Центральное место в его философии занимает идея «фортуны» (судьбы, счастья), как необходимого естественного хода вещей, имеющего божественный характер. Человек может использовать «фортуну» и достичь успеха в зависимости от того, как ее приспособит и как сможет ей противостоять. Это гуманистическая позиция, отрицающая фатализм.

Политику определяет практика, естественные законы жизни и человеческая психология. Правитель должен руководствоваться моралью силы этого мира. Человек должен рассчитывать на свои собственные силы при формировании своей судьбы.

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец «циничности» и аморальности в политике. Термин «макиавеллизм» со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом «цель оправдывает средства».

Представителем политической теории абсолютизма был Жан Боден (1530 – 1596). Он выразил потребность в сильной государственной власти, ставил интересы государства выше религиозных. Основой государства считал семью и частную собственность.

Боден дал географическую типизацию государств: тип государства зависит от климатических условий. Для умеренного пояса типично государство разума, живущие здесь народы имеют чувство справедливости и любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти и государстве. Народы Севера, живущие в суровых условиях, можно заставить подчиниться лишь сильному государству.

В эпоху Возрождения складывается концепция «естественного права», согласно которой право имеет человеческое происхождение, оно необходимо, так как его сущность вытекает из общей человеческой природы. Сторонником такого понимания права был голландец Гуго Гроций (1583 – 1645).

Утопические учения XVI в. связаны с трудами английского гуманиста Т. Мора и итальянского монаха Т. Кампанеллы.

Томас Мор (1479 – 1555) в труде «Утопия» рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Идеальное государство, по Мору, основано на общественной собственности, высокоорганизованном производстве, целесообразном руководстве, гарантирующем справедливое и равное распределение общественного богатства. Все люди должны иметь право и обязаны работать и т.д.

Мор был одним из основателей утопического социализма. Полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем.

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) изложил свое социальное учение в работе «Город Солнца». Он выражает мысль о необходимости общественных преобразований, направленных на реализацию царства божьего на земле, призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. В отличие от Мора он полностью убежден в возможности реализации этого переворота силой массового восстания. Пытался на практике осуществить свои идеи, за что был осужден на пожизненное заключение, провел в тюрьме двадцать пять лет.

Философские идеи Мора и Кампанеллы позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности, философии Просвещения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ... ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ... Кафедра общественно гуманитарных наук...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия эпохи Ренессанса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Бордак, С.Н.
Б82 Философия в исторической динамике культуры: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов 1,2 курсов всех факультетов медицинских вузов / С.Н. Бордак. – Гомель: Гом ГМУ, 2013. – 54

Мировоззрение, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения
Мировоззрение – это система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Для мировоззрения характерны следующие черты: - активная форма знания, определяющая жизн

Специфика философского знания. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки
Философия оказывает влияние на людей: - непосредственно (развивает их мышление, аналитические способности, свободомыслие) и - опосредованно через науку, религию, искусство и т.д.

Предмет философии. Структура философского знания
Определение предмета философии – задача достаточно сложная и неоднозначная. Это связано с тем, что: - отсутствует единая трактовка сущности и предназначения философии в истории культуры;

Особенности философской мысли древнего Китая
Выделим основные этапы развития философской мысли в древнем Китае: · зарождение философских воззрений (VIII – VI вв. до н.э.); · расцвет философской мысли (соперничество «ста школ

Cпецифика философской традиции древней Индии
История философской мысли древней Индии восходит к концу II – началу I тысячелетия до н.э. Структуру древнеиндийского общества определяло наличие рабства (шудры), прочность индийской сельской общин

Натурфилософские ориентации досократовской философии
Греческая античная философия сформировалась в VII – VI вв. до н.э. Она является первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира. В развитии античной философии выделяют

Эллинистическая и римская философия
Эллинистический период начинается после распада государства Александра Македонского. Киническая школа основана Антисфеном (446 – 366 гг. до н.э.). Нравственный идеал киников

С момента распада Римской империи (IV – V вв.) до XV в. начинается новый период в истории Европы, получивший название Средние века.
На смену античным, языческим религиям народов Европы приходит христианство, которое в дальнейшем становится основой мировоззрения всей европейской цивилизации. Поэтому философия в эпоху Средних век

Метафизика как учение о субстанциях и их атрибутах
Классический рационализм XVII – XVIII вв. (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка – бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Принципы рационализма разделяли как

Философская мысль эпохи Просвещения
XVIII в. называют эпохой Просвещения. Характерными особенностями философии этого времени является: - распространение научного знания вширь, уверенность в возможностях человеческого разума,

Теоретические предпосылки возникновения марксистской философии
Марксизм возник в 40-х гг. ХIХ века. Его основоположниками являются Карл Маркс (1818 – 1883) и Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Формирование взглядов Маркса и Энгельса происходило под в

Основные идеи нового философского мировоззрения
Материалистическая идея практики. В центре внимания марксистской философии находится не только объяснение, но и разработка путей и средств преобразования мира. Труд составляет бытие ч

Судьба марксизма в современном мире. Проблемы и перспективы марксистской философии
К концу XIX в. намечается отход от ортодоксального учения марксизма (Э. Бернштейн, Ф. Адлер, К. Каутский). Возникает «русский марксизм» (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич, А. Де

Основные черты русской философии XIX-XX вв. Славянофильство и западничество. Плюрализм школ
Специфической особенностью русской философии XIX в. является многообразие философских систем, школ и традиций, организованных вокруг двух «полюсов» – «философии тотальности» (целостности, коллектив

Религиозно-идеалистическое направление в русской философии
Широкое развитие получило религиозно-идеалистическое направление (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, С. Франк). В.С. Соловьев (1853 – 1900) построил систему «цельно

Русский космизм, его основные направления
Основными направлениями русского космизма являются естественнонаучное (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный, А.О. Чижевский) и религиозно-философское (Н. Федоров).

Иррационализм и философия жизни
Фундаментальные основы западноевропейской философии иррационализм заложили С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. Датский философ Серен Кьеркегор (1813 – 1855) –

Позитивистская традиция в философии
С возрастанием роли науки в жизни общества в середине XIX в. зародилось новое философское течение – позитивизм. Его основателями являются французский философ Огюст Конт (1798 – 1857)

В западном мире наибольшим влиянием отличается неотомизм и персонализм.
Теоретическим фундаментом неотомизма служит учение Фомы Аквинского. Основные представители неотомизма – Жак Маритен (1882 – 1973), Этьен Жильсон (1884 – 1978), Д. Мерсье (1851

Феноменология. Герменевтика
Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938).

Хрестоматии и антологии
14. Антология мировой философии: в 4 т. – М., 1969 – 1972. 15. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 1997. 16. Древнегреческая философия. От Платона до Аристо

Методические материалы
32. Бордак С.Н. Сборник тестовых заданий по философии: учеб.-метод. пособие для студентов 1 курса медико-диагностического факультета, 2 курса лечебного и факультета по подготовке специалистов для з

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги